Грусть. Грусть. Несколько слов о внезапно находящей грусти
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  16.07.2022.



Со временем опытным путем мы осознаем причины находящей на нас грусти и их может быть множество (осуждение и злорадство, избыточность в чем бы то ни было или всецелая погруженность). Выстраивай свою внутреннюю и внешнюю жизнь таким образом, чтобы ни к каких ситуация не выпадать из мира. Покаяние, просьба о прощении Бога помогут в этом пути.

Несколько слов по поводу описанной тобой ситуации. В свой день рожденья ты чувствовала себя хорошо, а потом началась грусть. Что причиной тому послужило – выпитое шампанское или чего-то иное?

Вопрос гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Речь ведь идет еще и о механизмах, действующих в нас, но влияние которых мы не осознаем.

Упомяну здесь книгу Жана-Клода Ларше «Духовное бессознательное». Автор православный богослов. Книга очень хорошая. Написана толково и по делу, тонко и точно. Духовная терапия начинается с описания духовных болезней. Чтобы, во-первых, мы признали их действие в себе. Во-вторых, дистанцировались от того зла, которое в нас действует, то есть от того зла, которое приносит нам беспокойство и страдание. Другой вопрос, кто более точно указывает на эти механизмы – Фрейд, Юнг или святые отцы. Жан-Клод Ларше рассматривает эти «источники» и показывает их взгляды на суть рассматриваемого вопроса.

Речь идет скорее о познании самого себя. О внутренней работе. У одного человека ушло несколько лет на понимание того, как веселье (веселость) может служить причиной грусти. Об этом говорил ему опытный человек, он не мог понять и даже не рассматривал этот вариант. Только потом осознал, а ведь мысль совершенно очевидная. Вредит не бодрость духа и не некая веселость, а избыточность, когда мы уходим в эмоциональность и легкомысленность. У человека хорошее настроение – неплохо. Но иная ситуация, если человек уже не смеется, «ржёт». В определенном моменте легкомыслия, человек перестает понимать что он говорит. Человек оторвался от самого себя и пока еще находится в струе внешнего веселия или в сообществе, которое это состояние поддерживает, он пока еще не ощущает потери. Но когда вернется домой, то испытает чувство неприкаянности. В такой момент и чай невкусен и все неинтересно, потому что (возможно, это попытка психологизации) та часть душит, которой мы воспринимаем мир, находится в состоянии разорванном и оглушенном. Теперь необходимо ее собрать. Эту мысль помог в виде зримого образа выразить один паломник, который занимался пекити (филиппинский вид боевого искусства). Считается одним из самых эффективных, так как создавался на основе практической нужды. Во время завоевания Филиппин испанцами, маленьким щуплым островитянам приходилось защищаться от вооруженных испанцев. Этот вид боевого искусства подразумевает не только борьбу голыми руками, но и использование в бою палок и ножей. Например, идет ножевой бой. Ты не достаешь совсем чуть-чуть. Тело совершает инстинктивно ошибочное движение. Рука протягивается вперед. Перемещается центр тяжести. Почему это движение ошибочно? Происходит потеря устойчивости. Если в этот момент захватить руку и потянуть – человек упадет. Противник затягивает соперника в свою область и ломает. В каком-то смысле, чтобы не впадать в приступы грусти нам нужно таким образом выстраивать свою жизнь (и внутреннюю, и внешнюю), чтобы действовать в мире и не выпадать из своего центра. Это, конечно, трудно, но реально. На самом деле это очень интересно – учиться то же своего рода искусству. Святые отцы так и называли внутреннюю жизнь – искусство из искусств, наука из наук.

Опытно мы обнаруживаем, что грусть часто возникает вследствие нашего всецелого погружения во что-то. Мы не обязательно телом, но умом вовлекаемся в некий процесс. Потерять мир можно не столько из-за просмотра фильма, сколько из-за того, что буквально внедряемся в этот просмотр, «с потрохами» уходим в экран. Часть нашей души в этот момент остается пассивной. Фильм заканчивается, мы «выползаем» из экрана, но ощущаем потерю. Не призываю становиться высокоорганизованным роботом. Речь о хранении мира. Речь о том, чтобы быть самим собой (хотя слова эти банальны и уже приелись).

Порой длительное время требуется для понимания разрушающих нас факторов и механизмов. Некоторые страсти мы и не осознаем, но они нас уязвляют своими жалами. Мы прошли мимо людей, позлорадствовали, осудили и забыли, но душа наша ощутила потерю. Иногда мы слишком предвкушаем те эмоции, что «должны», по нашему мнению, получить. Когда же этого не происходит, испытываем некоторое уныние. Один священник рассказывал. Приближалась круглая дата, связанная со святым, на месте подвигов которого возник монастырь. Эту Обитель батюшка и восстанавливал. К торжеству готовились целый год. Сняли фильм. Разработали план мероприятий. Ждали приезда владыки. Батюшка думал, что настанет этот день и будет Счастье. Но изначально что-то пошло не так. Владыка изменил свой маршрут, решил направить свои стопы к другой точке. Как результат – невероятная усталость. А радости не осталось.

С годами становится понятно, что в душе происходит. Одному человеку духовник советовал читать «Покаянный канон», потому что в начале духовного пути многие вещи совершаются по неведению. Неофит делает то, что вредит его душе, но не осознает этого. Как человек, не понимающий в вопросах сочетаемости продуктов, поест и страдает.

Старцу Паисию принадлежит следующая мысль – не знаешь в чем оступился, тогда сделай несколько поклонов, чтобы Господь просветил.

Еще один человек рассказывал. Духовник ему сказал, что в воскресенье он может отдохнуть от правила и в этот день он правило опускал. Но порой после службы нападала тоска. Духовник советовал неспеша читать покаянный 50 Псалом. Во время или после чтения, кстати, приходило на ум понимание, что было сделано не так, и как это можно исправить.

Когда у Бога мы просим прощения за то, что видим в себе неудачного, лишнего, избыточного, скорбь уходит практически сразу. Единственное, рассеянная душа требует времени. С паломниками Соловецкой Обители (часть бесед проходила в Москве) проводились беседы цикла «Внешняя жизнь и мир мыслей». В частях 4.1 и 5.1 рассмотрено состояние человека после сумбурного дня, когда произошло много всего, влияющего на душу.

Часть 4.1 (текст). «Главная проблема конкретного человека и обретение равновесия, внутреннего мира».

Часть 5.1 (видео): «Человек, призвание, работа | Вернуться домой, спасение. Цельность, не выгореть, мир. Призвание»

Метафизическая тошнота. Даже не то, чтобы грустно, а просто душа оглохшая. Ты не можешь есть и спать. Не может говорить и думать. Тебе просто плохо, какое положение не займи. Хорошая практика, потратить 5-10 минут вечером на анализ прошедшего дня. Исследуем в чем ощущаем потерю и просим у Боженьки прощения. Но в состоянии метафизической тошноты разобрать прожитый день практически нереально. Мысли, как льдины в бушующем море, приходят в столкновение. Все крутится. Ломается. В этом состоянии хочется напиться или пропасть в телефоне, потому что труд по выправлению внутреннего хозяйства кажется непосильным. С другой стороны, напьешься и что дальше? Тот хаос, который сейчас есть, в состоянии алкогольного опьянения просто не ощущается. Но утром он снова начнет бередить душу. Как бульдозер, толкающий кучу мусора перед собой. Когда-то она станет настолько большой, что поднимется горой и через ковш свалится на кабину водителя.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский в эти моменты советовал сугубо молиться. Один человек рассказывал, как начинал перебирать день в покаянной молитве с того момента, когда себя потерял. Например, в 16.15 он разозлился, побежал. Что происходит, когда ты бежишь? Человек просто не сознает, что творится в душе. Возникает мысль о неприязни, например, на начальника. Но отбросить помысл на бегу не представляется возможным. Если в мирном состоянии (можно и быстро идти, но мирно), возникает в уме образ начальника, то мы успеем помолиться. «Господи, крестом Твоим удали от меня страсть неприязни, помоги мне полюбить своего обидчика, спаси меня его святыми молитвами». Каким-то образом эту мысль изгоняем. На бегу мысль, возникающая в сознании, порождает взрыв чувств и эмоции. Спектр переживаний нашу душу разрывают. Человек даже не успевает это отфиксировать. Мы бежим дальше. И вот уже дома, когда встаем на коленочки, можно сказать – Господи, прости, что я в 16.15 воспылал яростью и так далее. Как есть, так и сказать. Происходит встреча с самим собой. В покаянной молитве все это состояние, словно чулок стягивается и мгновенно обретается бодрость духа. Уже можно вставать, пить чай, читать, делать необходимое. Ты уже живой человек и этих ран словно и не было. Такой опыт приходит со временем.

Мы должны научиться понимать, что нам приносит пользу и вред, и самое главное – как нас страсти обманывают, как затягивают в водоворот (иногда бывает так – сказал глупость, затем начался поток ненужных слов). На основании этого опыта мы выбираем для себя некую стратегию.

В скором времени издается книга «Депрессии и травма: Как преодолеть?». Некоторые из созданных текстов о депрессии перечислены в посте «”Три Д”: депрессия, деперсонализация, дереализация. «Преодолеть отчуждение: в том числе, и о депрессии – лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)». Если есть желание можно прослушать аудио ответ «Депрессия, что все-таки делать» (ответ выложен на сайте Соловецкого монастыря) в разделе «Пастырская страничка» подразделе «Ответы Пастыря (аудио)».