Работа. Работа. Тревога и волнения в связи с работой со многими людьми
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  16.01.2023.



Человеку, находящемуся в гуще событий, порой бывает непросто оставаться в спокойном состоянии. Потоки информации так и норовят выбить его из колеи. Вера служит щитом, противостоящим всем невзгодам современного мира.

– О связи труда и духовной жизни – в восьмой части статьи «Горение сердца» (статья представляет собой дополненную расшифровку одноименных лекций)
– В тексе «Внешняя жизнь и мир мыслей», см. часть 1-ую «Духовная жизнь в условиях большого потока дел и мыслей».

Вы интересуетесь, как вам работать, когда у вас более тысячи человек, на которых должно распространяться ваше внимание. Как существовать специалисту по кадрам в такой напряжённой обстановке? Оставаться или уходить?

Сам вопрос поставлен неверно, как можно предположить. Возможно ответ заключается в выходе на принципиально другой уровень понимания и себя, и действительности, и того, что мы вообще здесь делаем.

Отчасти ваш вопрос по поводу вашего существования в окружении столь величественных дел можно уподобить вопросу бойца, который спрашивает, как ему сохранить равновесие при единовременной атаке нескольких десятков, а то и сотни противников. Есть определённая система в рукопашном бою, которая позволяет такую атаку выдерживать. Идея состоит в том, что одновременно могут нападать, только четыре человека. Человек осваивает тактику единовременного отражения атаки с четырёх сторон. Так теоретически он может продержаться против десятков, а то и сотен противников. Он выхватывает одного из толпы, как щит, и так сказать, ставит противника между собой и другими нападающими.

Эта аналогия с бойцом приводится только для того, чтобы было понятно, что сохранить равновесие в такой непростой обстановке боец может только тогда, когда тренируется, когда у него вырабатываются определённые навыки. Эти навыки взаимодействия с многочисленными явлениями и процессами этого мира мы начинаем вырабатывать тогда, когда стараемся сохранить связь с Христом. Это становится точкой опоры, точкой кристаллизации, вокруг которой структурируются наши навыки. Если такой точки нет, а человек просто хочет иметь эти навыки, то он может их и развивает, но не может их сшить в одно целое. И развитие отдельных навыков скорее может привести к перегрузке ума, потому что человеку постоянно нужен интеллект и постоянно нужно переключаться между определёнными навыками. Но они не действуют сами по себе, потому что они связаны в одно целое и глубоко укоренены в человеке. Человек воспринимает их просто как интеллектуальные процедуры.

У отца Эмилиана (Вафидиса) есть замечательная мысль о том, что человек, который стремится к чистоте ума, он и в окружающей действительности не допустит ничего негармоничного. Мысль привожу своими словами. То есть, человек, который старается сохранить чистоту ума, он сразу замечает, что у него появляется какая-нибудь зондирующая мысль. Например, мысль о неприязни к коллеге. И при наличии в сознании этой мысли человек уже не может глубоко и полно переживать связь со Христом. И как только эта связь нарушается, сразу теряется из виду тот смысл жизни, который питал человека. Пока связь с Христом есть, вопрос о смысле не стоит, потому что человек не интеллектуально ставит вопрос о смысле жизни, он живёт этим смыслом, проживает его. И человек тогда, чувствуя эту утрату, пытается примириться с коллегой, молясь за него, делая для него что-то доброе.

Проявление гнева сейчас не является темой этого ответа. Были материалы: «ОБИДА, ГНЕВ, ЗЛОСТЬ… ПРОЩЕНИЕ. Лекции, тексты – иеромонаха Прокопия (также – иных авторов)».
В кратком виде основная идея материалов, представленных в подборке изложена в тексте «Гнев».

Получается, когда человек пытается сохранить связь с Христом, у него вырабатывается навык замечать внутри себя любые диссонирующие эффекты. В последствии этот навык распространяется на внешнюю жизнь.

Если человек изначально не ставит себе вопрос о том, как сохранить связь с Христом, то он идёт другим путём. У него возникает что-то диссонирующее, и он достаёт телефон и начинает развевать своё внимание, серфингуя по каким-то ссылкам. Либо просто выпивает алкоголь. Но привыкая таким образом глушить любые сигналы о том, что внутри что-то идёт не так, человек одновременно привыкает не замечать, что в окружающей реальности что-то идёт не так. И со временем, стремясь сохранить свой внутренний мир, человек привыкает держать внутренний строй даже в ситуации, когда внешняя реальность просто трещит по швам. То есть если мы хотя бы по возвращении домой стягиваем в своём сознании события дня воедино вокруг Христа, то этот навык потихоньку закрепляется и становится тем качеством, которое мы в процессе дня реализуем.

Проводя такую работу над собой, мы потихоньку начинаем понимать, каким именно образом мы теряем мир, в следствии каких внешних событий наше сознание начинает расползаться. И уже во внешней реальности мы замечаем какие-то маркеры, которые помогают вовремя собраться или повести себя таким образом, чтобы этот внутренний мир не потерять.

Вопрос обширный. Пару абзацев здесь будет мало, чтобы на него ответить. Могу указать материалы, в которых разбиралось то, что относится к данному вопросу. В Телеграмме в ВКонтакте был выложен ряд таких сообщений, коротеньких, которые в принципе составляют одно целое:

«Монотонный труд», «Работа в коллективе»
«Духовная жизнь в условиях города и агрессивной информации»: Часть 1, Часть 2, Часть 3Часть 4, Часть 5, Часть 6. 

Это: молиться перед разговором о том, как себя вести, когда приходится с утра до вечера участвовать в таком интенсивном общении с разными людьми.

Если человек будет хранить внутренний мир, то у него может быть и получится в работоспособном ключе провести весь день. Если мир был всё-таки утерян, и человек возвращается домой с разорванным сознанием и в состоянии невменяемости, то о том, как можно восстанавливаться, (речь не идёт о тёплой ванной с параллельным попиванием пива, или о бокале вина с параллельным просмотром мелодрамы), рассказывается в четвёртой беседе цикла, с чего начать Христианскую жизнь. Четвертая часть является ответом на вопрос, что делать, когда в клубок начинает стягиваться комплекс процессов, которые ассоциируются с тем же выгоранием. И как современному работнику не потеряться в водовороте событий, более подробно рассказывается в цикле бесед «Внешняя жизнь, мир мыслей». Частично эти беседы переведены в текст, которые носят одноимённые названия.

Можно сказать, что, помимо стремления к жизни исходя из какого-то внутреннего духовного ядра, можно также освоить некоторые практические инструменты. В частности, есть такая система GTD (Getting Things Done), её автор Дэвид Аллен, который был персональным тренером менеджера высшего звена. Его учитель работал в системе здравоохранения, и он организовывал потоки людей, поступающих в медицинские учреждения, организовывал работу мед. персонала, чтобы можно было каким-то образом помочь той массе людей, которая обращается в данные учреждения. В сей книге он приводит советы, которые не являются чем-то искусственным или надуманным. Он отмечает, что многими советами мы интуитивно пользуемся, просто эти советы он выкристаллизовал и в логическом, и в практическом смысле, объединил их в систему.

Его система предполагает не просто ведение списков. Можно написать список актуальных для нас дел, но, если в нём будет слишком много позиций, мы перестанем в этом списке ориентироваться. И дело не в том, чтобы писать бумажки и приклеивать их к столу. Если таких бумажек станет 200, стол заполнится ими, и мы перестанем помнить, что написано в нижних, тех, которые закрыты другими бумажками. Его система ещё призвана помочь работнику сохранить здравомыслие, потому что современному человеку приходится держать в голове массу информации, и его голова просто лопается от её избытка. Система исходит из той мысли, что, если бы человек знал, что напоминание о каком-то деле всплыло бы в нужный момент, мозгу не нужно было бы держать 24/7 эту информацию.

Но надо учесть, что эта система работает нормально только тогда, когда она является вспомогательным инструментом. Когда у человека есть мировоззрение, он крепко стоит на ногах, у него есть картина мира, он не забывает про духовную жизнь, тогда, пользуясь как инструментом, как на правах инструкции по вождению паровоза, он может пользоваться этой системой. Но беда будет, если человек эту систему возьмёт за основу для переформатирования всей жизни в целом. То есть система предполагает следующий посыл: если человек будет знать, что все актуальные дела его учтены, то он может успокоиться. И потихоньку человек привыкает связывать своё состояние покоя с ощущением контроля. Пока человек работал, как мог, он, конечно, страдал и мучился в этом водовороте информации, но всё равно как-то к этому процессу адаптировался. Вот потихоньку он перестраивается на новые подходы, которые поставляют зависимость его психического состояния от ощущения контроля. Постепенно он разгребает те дела, которые год-два назад являлись потолком его возможностей, выходит на какой-то новый уровень, перед ним появляются новые перспективы. Но вдруг он понимает, что в жизни есть процессы, о которых он раньше может и не догадывался, и эти процессы он контролировать не может. Движение глобальных рынков и прочее. И вот кто думал, что Ковид придёт? Но так как человек уже успел поставить себя в зависимость от ощущения контроля, а контролировать эти глобальные процессы он не может, то он, получается, начинает переживать ещё больше, чем делал это раньше, то есть просто начинает сгорать.

Отчасти эту систему можно сопоставить учению преподобного Исаака Сирина о трёх типах ведения, изложенных в его книге «Слова подвижнические». Его наставления о трёх типах ведения изложены может не совсем легко понимаемым для современного человека языком, но суть состоит в следующем:

Первый типа ведения – это рациональное знание, как благоразумие. То есть, человек убеждён, что жизнь складывается таким образом, как он её планирует. Мысль преп. Исаака Сирина, выраженная современным языком, может звучать примерно следующим образом. Но такой человек не свободен от страха. Он считает, что нет промысла Божия, но есть только его (человека) благоразумие. И как бы не куражился такой человек, он не может освободиться от страха. Он отправится в плавание, он будет бояться разбойников. Такие люди могут не решиться на какие-то важные дела, потому что слишком много будет у них в сознании информации, которую они не смогут закрыть каким-то контраргументом. То есть, есть люди рациональные, на каждую строку в их плане нужен ответ. По сути, он как чиновник самому себе. Иногда «чиновнику» может показаться, что если напротив какой-то проблемы он приписал строчку с каким-то решением, то эта проблема автоматически считается решённой. Если, например, в школе дерутся, можно провести дополнительное занятие в классе. Всё, вопрос решён. А то что будут драться и после, и не факт, что, когда придёт какой-то специалист, поговорить с ребятами, они будут готовы к этому разговору, «чиновника» не всегда волнует. Ну и результатом такого подхода является постоянная тревога.

Второй тип – это когда человек уже приходит к вере. Тогда он становится способен пуститься в плавание, даже когда на экране «засветка» как в компьютерных играх. Там надо куда-то отправится, а перед тобой земля, покрытая темнотой. Но если человек исходя из своей картины мира, исходя из ощущения связи с Богом понимает, что сейчас есть промысел Божий идти ему вперёд, есть Божья воля идти туда, и даже если там что-то непонятно, он всё равно идёт туда с верой в то, что Господь ему поможет. И тогда, как Владимир Воробьёв говорил, когда человек понимает, что он должен совершить подвиг, понимает, что это трудно, но он идёт с верой, что Господь ему поможет, на таких путях становится возможным приобщение человека к Божественной благодати, что переживается как приобщение к радости (см. статью «Покаяние, так Господь помогает ему (см. статью «Покаяние. Исповедь. Духовное руководство»).

И, если к этой системе подойти здраво, она помогает структурировать огромные объёмы информации. Она даёт понимание, каким образом информацию можно накапливать, активировать и с ней работать. То есть по идее, если человек правильно, исходя из этой системы, перерабатывает свой рабочий ритм, даже если у него содержатся знания об очень многих процессах, явлениях и людях, в принципе он может сказать, где найти информацию по тому или иному явлению. То есть ту информацию, с которой он имел когда-то дело. И привыкая структурировать информацию подобным образом на внешнем носителе, человек привыкает таким же образом структурировать информацию внутри себя. И вот этот хаос потихоньку начинает отодвигаться.

Кстати, принцип системы очень похож на то, что было сказано про связь со Христом и про хранение внутреннего мира. То есть суть система состоит в том, чтобы ничего не держать в оперативной памяти. Но опять же, речь идёт не о том, чтобы просто взять и записать. Куда записать? И где гарантия, что эта бумажка, к примеру, всплывёт через две недели, когда мы будет проводить встречу с коллегой и ему надо будет сказать о какой-то планируемой конференции? Если мозг не будет уверен, что эта информация всплывёт, он не перестанет нас штурмовать напоминаниями. И когда таких напоминаний становится много в связи со многими конференциями и процессами, в уме их становится десятки-сотни, в голове получается гул, с которым человек не может справится. У него разрывается голова.

И соответственно, когда у человека много работников, много тем, которые он изучает, ему крайне необходимо уметь структурировать информацию. Принцип состоит в том, чтобы ничего не держать, как было сказано, в оперативной памяти. Если у человека в поле сознания всплывает какая-то информация, а этот человек не пытается удержать её в памяти, а ставит вопрос, куда в его рабочую систему эту информацию поместить, чтобы она не пропала и в нужное время всплыла, то он начинает постепенно выстраивать какой-то контекст. Как человек, который хранит связь со Христом, выстраивает контекст во внешней жизни: систему навыков, характер его взаимодействия с другими людьми, так, чтобы при общении с ними, работая, отдыхая, ложась спать и вставая, идя на работу и играя с детьми, человек не выпадал из некого внутреннего центра, с которым он связан со Христом.

Также и здесь, хранение вот этого внутреннего центра памяти позволяет выстраивать контекст таким образом, чтобы человек имел мгновенный доступ к любой информации. Не на уровне того, как это делается в интернете. Всё-таки, когда говорят, что интернет даёт доступ к любой информации – это фикция. Найдите информацию о том, что гомосексуализм раньше считался заболеванием. Сходу вы такой информации не найдёте. На вас сразу вывалится огромное количество ссылок, но, чтобы дойти до этой информации вам придётся лопатить очень долго. И, самое главное, вам нужно изначально знать, что так было когда-то. Интернет не всегда даёт мгновенно конкретную информацию, он накидывает тонны её, но как в ней ориентироваться?

И не только человек получает доступ к конкретной информации. Он понимает, как выстроить контекст, в который он мог бы включить данную информацию, чтобы оно «всплыла» в нужно время, в нужном месте. Когда сознание удостовериться, что у этой информации есть все шансы проявиться в нужное время и в нужном месте, оно перестанет терроризировать человека напоминаниями. Осваивая принципы структурирования информации сперва на бумаге, человек со временем начинает понимать, как укладывать ее в сознании. Она более не представляет собой волнующееся море, состоящее из хаотический набросанных элементов. Человек более-менее начинается ориентироваться во внутреннем информационном пространстве, понимает, как выстраивать его.

Ну и самое главное, когда человек выстраивает контекст, сам контекст уже подсказывает ему то действие, которое наиболее актуальное из всех возможных.

Один из смыслов схемы Дэвида Аллена состоит в том, чтобы таким образом построить схему списков, чтобы человеку был постоянно понятен весь объём работы в целом. То есть работы, включающей в себя долгосрочные перспективы (то, что нужно сделать в течение ближайших пяти лет) и более краткосрочные перспективы, (в рамках года). Может, в пятилетний срок – это международная сеть филиалов, а в более краткосрочных перспективах какое-то – оригинальное отделение, или постройка хотя бы первого офиса на текущую неделю. И из всего массива, когда он открыт для человека, он выбирает то действие, которое сейчас максимально полезно для всего этого массива в целом. То есть он уже не в слепую выдёргивает из списка какие-то задачи и начинает судорожно их решать, по типу «решаем то, что уже горит», а получает возможность решить какой-то вопрос ещё до того, как он станет горящим.

Была беседа с одной художницей как раз на тему системы Дэвида Аллена. В этой беседе, если желаете ознакомиться, она рассказывала, каким образом перестроить свой рабочий процесс. Можно, конечно, и самостоятельно изучить эту книжку, но на её изучение уйдёт время. Также эта тема разбиралась в цикле лекций «“Тирания мысли и алкоголь: О выходе из состояния «тирании мозга» и преодолении того, что толкает человека к алкоголю”», Пункт 9б. «Менеджмент – и психотехнологии. Бизнесмен. Изменение жизни».

Комментарий к системе Дэвила Аллена см. в ответе «Стресс. Женщине, сгорающей от транквилизаторов и антидепрессантов».

Относительно рабочих процессов, почему в беседах алкоголь был упомянут, был включён сегмент, описывающий систему GTD. Просто, когда у человека разрывается голова от переизбытка информации, он хочет каким-то образом своё сознание оглушить, для чего использует водку, как инструмент.

Также хочется акцентировать внимание на чине пения 12-ти избранных псалмов. В некоторых изданиях псалтири этот чин приводится отдельно. Вот, например, в приложении для смартфона «Библия ЦС» – Библия, где церковно-славянский язык, в разделе псалтирь как раз приводится чин о пении 12-ти бранных псалмов. Если вы будете читать в день этот чин 12-ти псалмов и одну главу Евангелие, вы прям почувствуете, что у вас словно есть какой-то бронежилет. То, что раньше вас выбивало из седла, будет вас бить, но вы будете оставаться в седле. Как бронежилет: человек ощущает удар, его может даже отбросить, под бронежилетом может оказаться синяк от удара, но пуля не пробивает на вылет. Многие паломники, которым давалась рекомендация читать псалтирь, сказали, что день вообще складывается по-другому. Вроде бы делаешь то же самое, что и делал, но вдруг начинаешь успевать гораздо больше. Хотя объективно ты же вроде тратишь какое-то время на прочтение псалтиря, должен сделать меньше.

Один человек, который работал в строительстве, рассказывал, что строительство – дело специфическое. Есть, например, труба, которую нужно проложить, должна прийти бригада рабочих, чтобы эту трубу выкопать, потом эту трубу выкладывают, потом приходит другая бригада рабочих, которая должна эту трубу закопать, другие должны её заасфальтировать. И тут подъезжают машины с асфальтом, ещё что-то такое. Но если вовремя не вынуть трубу, то вся эта цепочка ломается. А контракты с теми, кто будет выкладывать асфальт, и теми, кто будет закапывать трубу, уже заключены. Но когда начинаешь молиться, вдруг эти вещи начинают складываться сами собой.

Одна женщина, наша паломница, рассказывала, что у неё такой бизнес, сдача квартир в Москве. Ей звонят жильцы, находящиеся под одной из тех квартир, которые она сдаёт, и говорят, что жилец, который снимает её квартиру, уехал куда-то на Дальний Восток. А у неё, по какой-то причине, не оказалось ключей от квартиры. Но у её съёмщика, как оказывается, есть брат в Москве, и у него есть дубликаты. И эта женщина в течение часа успевает встретиться с братом, забрать у него ключи, договориться с сантехником, и сантехник в течение этого же часа перекрывает воду. Так вот в Москве провернуть весь этот комплекс мероприятий в течении одного часа ну просто невозможно.

Другая наша паломница рассказывала, что у неё лабильная психика, и есть ситуации, в которых она чётко, 100% выпадает из седла. Но когда она читает чин 12-ти псалмов, она в этих ситуациях остаётся на коне.

В заключении можно привести рассказ другой третьей нашей паломницы. Она работала в фармацевтической компании, учредителем. Компания находится на западе. Там действует бесчеловечная стратегия взаимодействия с персоналом. Она как-то была на Соловках. И прям на Соловках испытала какое-то приобщение к благодатному переживанию. Вернулась в Москву в очень благостном состоянии. И как раз она проходила тренинг, на котором специально приглашённые товарищи испытывали работников на предмет стрессоустойчивости. То есть, грубо говоря, просто дербанили работников, выбивали их из седла с помощью определённых человеческих манипуляций. И наша паломница рассказывала, когда вся эта процедура с ней происходила, она себя ощущала под стеклянным колпаком, то есть она прям видела, как от этого колпака отскакивают все нападки в её адрес. Она так этот внутренний мир, кстати, и не потеряла. Потом ей в формуляре написали, что она издевалась над персоналом, то есть, те, кто проводил тренинг, писали, что она издевалась над ними. Так как их стрелы не достигали цели.

И важно понять, что этот колпак является не следствием медитативных практик. Когда человек занимается медитативными практиками, человек отсекает себя от реальности. То есть, он может быть не чувствует боли в следствии соприкосновения с ударной волной, идущей от реальности, но он теряет и возможность на неё воздействовать. А всё-таки благодатные переживания дают человеку понимание самого себя, понимание окружающего мира, и человеку становится понятно, что ему делать.

Можно этот чин 12-ти псалмов немного сократить. Он начинается с «Пресвятой…» по «Отче наш». В первый раз стоит прочитать, потом «Пресвятой…» по «Отче наш» несколько раз повторяется. Повторы читать не надо. И не надо читать блок из 30-ти молитв «Господи, помилуй». Тогда чтение этого чина занимает где-то 25 минут, плюс глава Евангелия, всё вместе – полчаса, и это уже посильно. Читайте, пока поднимаетесь на лифте, пока разогреваете машину, пока ждёте, пока вам принесут кофе в кафе. За день прочитать можно. И вы почувствуете, что что-то начнёт меняться. Этот чин читают, когда большие скорби. И те, кто читают, отмечают, что что-то внутри начинает сдвигаться, внутри начинают решаться те вопросы, которые раньше казались нерешаемыми, и что-то начинает сдвигаться во внешней реальности. Можно читать что-нибудь постоянно.

Вот сам, например, на Соловках я почти не читаю, потому что сама обстановка умиротворяет, но, когда из Соловков выезжаю в какой-то город, где много праздно-народной информации, очень агрессивной, этот чин стараюсь читать вместе с главой Евангелия.

И также очень советую прочитать несколько книг в которых рассказывалось, как жили христиане в годы гонений, это: Михаил Труханов «40 лет моей жизни», Алексей Арцыбушев «Милосердия двери», Иван Солоневич «Россия в концлагере» и монахиня Елена Казимирчак-Полонская «О действии благодати Божией в современном мире».

Монахиня Елена после войны работала в институте. В те годы, если человеку давали какое-то поручение, а он от него отказывался, то его могли обвинить в уголовном преступлении. То есть была статья за саботаж. И она рассказывала, каким образом ей удавалось решать вопросы, которые вставали перед ней, а вопросы вставали запредельные.

Иван Солоневич был твёрдым христианином. В книге «Россия в концлагере» об этом не очень говорится, потому что эту книгу он издал в Германии после побега из советского концлагеря. Но так он ещё в советские годы, даже в годы гонения на веру держал у себя иконы и того не боялся. У него было чутьё ситуации и его неразрушенная совесть. Совесть же – это тот орган, который нам позволяет оценить не только наше внутреннее состояние, но и состояние внешнего мира, и если человек живёт по совести, то он начинает понимать, как и со внешним миром ему взаимодействовать, начинает видеть, куда ему следующий шаг совершать. У него было потрясающее чутьё внешней ситуации, что позволяло ему лавировать между жерновами системы. Он следовал принципу «выжить самому и помочь другим». И как раз из его книги видно, что хранение совести и стремление по-людски поступать в отношении других в целом привело к тому, что перед ним открывался какой-то путь.

Михаил Труханов провёл 5555 дней в лагерях. Он называл себя четырежды отличником. И он попадал в ситуации, выжить в которых было нереально. Но то, что он всё-таки старался связь с Христом хранить, помогало ему найти ответ, помогало ему выжить, помогало принять ему какое-то решение. Кстати, в том числе, там были какие-то производственные моменты. В частности, у него не было медицинского образования, но, когда он оказался в лагере, и его в начале оправили в медицинскую лабораторию, Господь давал ему реальные конкретные знания, которые помогали ему в том числе действовать на том уровне, на котором действует медицинский работник. И однажды его послали в штрафную командировку. Он отказался сотрудничать с системой внутренней безопасности концлагеря, то есть отказался стучать. Хотя ему пригрозили, если откажется сотрудничать, к нему будет применена практика прещения. И за отказ его послали в штрафную командировку, то есть в лагерь, где он должен был сгинуть. И сотрудник органов специально предупредил начальство этой штрафной командировки, что этого заключённого нужно провести через очень строгие меры. Но местное начальство, зная, что Михаил Труханов, был образованным человеком, дало ему освобождение от работ на какое-то время с предложением сделать так, чтобы этот лагерный пункт прославился по всей стране. Речь шла о лесозаготовках. И он изобрёл такую систему транспортировки распила лесоматериала, которая позволила увеличить производительность более чем на 30%.

Алексей Арцыбушев. Репрессивная система поставила его за грань жизни. Он был из дворянской семьи и не должен был получать помощи от государства. Но у него была пробивная сила. И книга его называется «Милосердия двери». Он ясно понимал, что ему помогала не только пробивная сила, но и в том числе Божья.

Также можно прочитать ещё книгу Евфросинии Керсновской «Сколько стоит человек». Хотя в ней демонстрируется запредельный для обычного человека уровень понимания жизни, своя мера ответственности перед Богом, Е. Керсновская не боялась никого и ничего. Она была верующим человеком. И там, где речь шла о сохранении человеческого достоинства, о сохранении чистой совести, она не останавливалась ни перед какими преградами. Конечно, в книге описано ещё очень много тяжёлых моментов, потому что она описывала лагерный быт, но пусть может мы и не можем жить так, как она жила, но хотя бы знать о том, что такие люди жили, хотя бы что-то взять от них, это ценно. И тогда мы хоть что-то можем всё-таки взять от неё, хоть в каких-то своих жизненных задачах, хотя бы в чём-то использовать тот опыт, который она изложила.