Воспитание. Воспитание. О развитии социального контакта. В школе один списывает у другого – и второй начинает раздражаться
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  28.01.2023.



Часто в школе возникает ситуация: один человек списывает у другого – и второй начинает раздражаться.

Ситуации бывают разные, но здесь многие вопросы решает любовь. Одна девушка рассказывала: она училась в очень жесткой школе, где мальчики били девочек. Но её никогда не трогали, потому что она помогала ребятам с уроками. Понятно, что речь шла не о таких отношениях, когда её запуганную сажали, и она объясняла уроки. Были отношения, которые можно охарактеризовать тем, что они её уважали.

Если ребёнок с любовью помогает другому написать работу, даёт пользоваться своей, это может решить вопрос. Иногда же возникает самолюбие, гордость: почему я решаю, а он не решает? Здесь мы как бы начинаем учить другого жизни. Но, может, он по какой-то причине не способен это решать?

Есть другой вариант – предложить помощь: хочешь, я помогу тебе разобраться? Один человек рассказывал, как у него было плохо с точными науками. В институте ему помогал сдавать экзамены золотой медалист; но, несмотря на то, что он был медалистом, он был живым коммуникабельным парнем. За вечер он с терпением объяснял рассказчику полугодовую программу. Он давал задачу и говорил: «Решай». Так как человек не знал, как решать её, он говорил: «Чтобы начать решать, нужно сделать то-то и то-то». И все моменты, где решающий спотыкался, он объяснял так, чтобы можно было продвинуться дальше. Эти консультации проходили накануне экзаменов и благодаря консультациям экзамены получилось сдать.

Если человеку ничего не грозит, когда он даёт списатьто зачем отказывать? Другой человек рассказывал: в классе было большинство девочек и всего 4 мальчика, а среди девочек было несколько золотых медалисток. Были те, кто возмущался и не давал списывать. А одна из отличниц охотно помогала мальчишкам. Если другие специально загораживали свои работы – мальчики сидели на задних партах, чтобы у них не списали, – то эта девочка отодвигалась так, чтобы можно было увидеть что она пишет. Её очень уважали, причём уважали все: и ребята, и девочки. В классе было несколько «кланов» девочек, которые не пересекались друг с другом, а её уважали все три клана. После школы она стала очень успешной. Не знаю, как это сказалось на её духовном состоянии, но финансово – очень хорошо, она открыла своё дело, куда стала приглашать одноклассников.

Когда вопрос только в самолюбии, «он меня достал» или «она меня достала», «почему они у меня списывают», – это позиция, которая будет по жизни мешать устанавливать здоровые контакты. Конечно, мы не должны воспитывать в себе меркантильный дух. Но жизнь складывается так. Если читать воспоминания выживших в экстремальных обстоятельствах, когда люди искренне и бескорыстно помогали, другие, видя это, помогали в ответ.

Школа – это некая модель будущей жизни, где нужно учиться вступать в конструктивные взаимодействия с окружающими. Если человеку, который даёт списать, за это что-то грозит, ещё можно поставить вопрос. Но если дело только в самолюбии, если просто не нравится, нужно быть очень аккуратным – такой человек может потом остаться один. Здесь проявляется качество, которое проявится и в других ситуациях. Если человек изначально нацелен на конструктив и эта нацеленность проявляется в разных ситуациях – это одно. А если изначально выбрана такая позиция, что он будет навязывать окружающим свою точку зрения, то на каком-то этапе он может растерять все контакты. Речь не о том, чтобы не иметь никакой своей точки зрения – своя точка зрения должна быть. Но нужно и учитывать состояние окружающих. От того, что мы сейчас будем ругать соседа по парте: «думай сам, решай сам», – он враз не изменится. То, что он не может сам написать контрольную, связано не с тем, что он не хочет. Может, из его поля зрения выпала какая-то часть курса по математике, или не хватает соответствующих способностей. И если на него сейчас цыкнуть, его ситуация не изменится.

Можно вспомнить старые русские сказки: зайчик нёс домой мешок яблок, звери просили у него по яблочку – и он всё раздал. Пришёл домой расстроенный. Мешок пуст, нечем накормить своих деток. А тут звери: кто грибов принёс, кто мёда. Так же в другой сказке: колдун хотел, чтобы принцесса не попала в своё королевство. Звери должны были докладывать ему о перемещениях принцессы, а она им помогла – и звери встали на её сторону. Таких сказок много.

Условия людей, прошедших экстремальные обстоятельства, показывают, что больше шансов выжить у тех, кто находится в устойчивом социальном контакте с другими. У аддиктов тоже есть многочисленные социальные контакты, но они носят однодневный характер. Аддикты воспринимают других людей как инструмент для реализации собственных целей. Естественно, рано или поздно от них люди отворачиваются, потому что видят, что ими манипулируют.

Так, Алексей Арцыбушев выжил в концлагерях, потому что кто-то ему подсказал каким-то образом приобщиться к медицине, – он стал фельдшером. Когда он умирал и не было лекарств, чтобы вылечиться, было необходимо найти селёдку. Это было радикальное средство лечения: когда человек съедает ржавую селёдку, мучается от жажды и не пьёт. И кто-то нашёл ему эту селёдку.

Солоневичу помогло то, что один из его знакомых подсказал, с кем из чекистов поговорить, чтобы его сына не отправляли на строительство Амурской магистрали. Лихачёву помог некто подсказавший, какого священника в лагере нужно найти. Этот священник помог ему устроиться на работу в криминологический кабинет, и это помогло ему выжить. Если бы он был отправлен на лесоповал – неизвестно, как бы сложилась его история. Таких примеров много.

С переходом экономики к новым формам, люди будут поставлены в очень затруднительное положение. Один из современных авторов говорил: выжить смогут те, кто сможет проявить солидарность, кто будет договариваться друг с другом. Речь идёт о том, что будет что-то вроде натурального обмена. Цифровая экономика всех поставит под контроль, в крайне тяжёлые условия. Люди не будут адаптироваться под ситуацию «купи-продай», с человеком эгоистичным никто не захочет иметь дело. Люди начнут объединяться, строить параллельную экономику, и так сообща выживать, помогать друг другу.

Интересна история Бориса Солоневича. Однажды он помог некоему детдомовцу. Прошли годы, Солоневич попал под прессинг в годы репрессий, оказался в заключении. Он со своим братом Иваном вступился за сын священника, которого хотели обокрасть. По тюремным законам их должны были зарезать, потому что они воспрепятствовали желанию воров обокрасть кого-то. Когда вокруг братьев уже стягивалось кольцо вооруженных ножами уголовников, им крикнул «Стоять!» тот некогда беспризорный, которому помог Борис. К тому времени он стал воровским королём, имел авторитет и влияние, чтобы остановить уголовников – и те не убили братьев. У одного духовного автора была мысль: если хочешь как-то навредить человеку, подумай о том, что завтра он может стать твоим судьёй.

Можно обратиться к беседам «Остаться человеком: офис, мегаполис, концлагеря». Там приводили много примеров на тему, которая хорошо обозначена в Священном писании: «Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдёшь его» (Еккл 11. 1).

В фильме «От имени всех своих» молодой человек угостил голодную девочку пирожным и позже, когда этот человек оказался в концлагере, её отец помог ему бежать.

В романе «Шантарам» (не идеализирую роман – там есть спорные моменты) главный герой помогал людям, как мог, и впоследствии полиция Бомбей его отпустила. Хотя его могли закрыть по-серьёзному и переправить в Австралийскую тюрьму. Добро всегда возвращается.

В беседах мы разбирали фильм «Игра Эндера». Сейчас можно отметить одну деталь. Эндер – талантливый мальчик, который, будучи ребёнком, был избран адмиралом. Он побеждал в конкурентной борьбе с другими претендентами на командный пост. Они были эгоистичными, продавливали свою позицию, а Эндер всегда стремился к социальному контакту. Его отправляют на орбитальную станцию, где занимаются талантливейшие дети, прошедшие многоступенчатую систему отбора. Такие дети склонны к тому, чтобы высоко думать о себе. Эндер знакомится с одним из них, и тот иронизирует на тему, что Эндер показался ему неприглядным, но Эндер не раздражается, а всё равно тянет руку. Он познакомился с девочкой, которая научила его стрелять – и это впоследствии ему помогло. Во время урока, когда нужно было решить одну тактическую задачу, Эндер, зная ответ, дал возможность своему товарищу показать, что тот тоже имеет способность. Таким образом он создал вокруг себя команду, которая впоследствии позволила ему достичь результатов и во время отборочного процесса, и во время боевых действий.

Основная задача современных менеджеров-руководителей – не продавливать свою точку зрения любой ценой, а собрать команду. Те, кто умеет это делать, кто умеет разговаривать с людьми как с людьми, – могут продвигаться дальше. А те, кто считает, что стоит на людей только топнуть ногой и вопрос решится – те жестоко ошибутся.

Один человек рассказывал: он работал на стройке, пришёл ставленник руководства. Нужно было построить демонстрационный объект. Этот ставленник стал давить на работяг, угрожать, чтобы они быстрее работали. А они просто перешли на другой объект – у них есть контракт на тысячу квартир, какая им разница, какую квартиру делать первой. В итоге объект вовремя не сделан, когда пришли красить стены, стены ещё не были подготовлены – вся цепочка посыпалась. Когда на объект приехало руководство, а он ещё не был готов, это не лучшим образом сказалось на истории самого ставленника.

Договариваться нужно не как в книге Макиавелли «Государь», где всё решается хитростью, коварством, пронырливостью и давлением. Сам-то Маккиавелли плохо кончил. Речь о человеческих отношениях: тот, кто будет способен их устанавливать, в своё время получит и информацию, и помощь, и обратную связь, и возможность быть счастливым, и избежит одиночества, и прочее…

Можно обратить внимание на аниме «Унесённые призраками». Не стоит, может быть, смотреть все фильмы режиссёра Хаяо Миядзаки – у него есть спорные моменты, например в аниме «Дом-призрак», где девочка заводит дружбу с демоном. В аниме он показан очаровательным и милым, но в реальной жизни дружба с демоном ведёт к смерти.

Об этом красноречиво рассказывает роман Уильяма Блэтти «Изгоняющий дьявола». Хотя это и художественный роман, ситуация показана достаточно реалистично. Речь идёт о том, насколько выветрилось духовное понимание жизни. Очень реалистично описывается, как в девочку вошёл демон. Мама этой девочки от врачей слышит то же, что в подобных ситуациях врачи действительно говорят – они отрицают эту проблему. Девочка играла с вещью, которая не была предназначена для игр – со спиритической доской, и к ней стал приходить демон, которого она стала называть капитаном Хоуди. Поначалу он играл с ней, но по мере того, как девочка проявляла к нему интерес, он стал обретать бóльшую власть над ней, стал её мучить, избивать. С этого и начинается трагедия.

Итак, в фильме «Дом-призрак» описана ситуация, которая в реальной жизни приводит к катастрофе. Но аниме «Унесённые призраками» имеет ряд конструктивных моментов. Если отбросить, что аниме сделано на основе синтоизма, и рассматривать персонажей просто как персонажей сказок: девочка попадает в зазеркалье, ей нужно спасти родителей и как-то выжить самой. В этом мультике очень хорошо показано, что выжить ей помогли социальные отношения. Добро, которое ты делаешь, возвращается к тебе.

В этом аниме показан публичный дом, но, так как аниме для детей, всё это завуалировано – показано заведение, где клиенты получали ванны и обслуживались гейшами. Девушки, которые попадали в это заведение, получали новое имя. Обычно таким образом символизируется власть над человеком. Тихиро попадает в это заведение – чтобы выжить, и в контракте также получает иное имя. И с этим именем колдунья забирает у неё её прошлое, память о прошлом. Если человек не может вспомнить своё имя – он не может вернуться обратно в свой мир. Тихиро вспомнила, как её зовут, потому что у неё была открытка, которую подписали одноклассники, когда она переезжала в другое место. Значит, можно предположить, что у неё с одноклассниками были хорошие отношения. Если бы она была эгоисткой, она бы не получила от одноклассников открытку и не вспомнила бы, как её зовут, не смогла бы вернуться.

Ей помогают те, кому помогла она. Речь идёт не о сознательной игре «Я – тебе, ты – мне», в которой другие чувствуют, когда мы помогаем им из корыстных побуждений. Речь идёт о глубоком укоренённом навыке (насколько это может быть у ребёнка), потому что в критических ситуациях всплывает то, что глубоко. Если человек хочет обратить внимание на других и помочь, имея ввиду только обратную выгоду, – такую стратегию он может реализовывать, только когда уровень стресса не слишком силён. В таких условиях как-то ещё можно лишь играть роль. Но когда уровень стресса будет запредельный – вылезет то, что сидит глубже. Если в человеке сидит неприязнь к людям – она и вылезет. Эта маска вежливости и взаимопомощи сразу слетит.

Нужно выбирать путь, по которому человек пойдёт ещё со школьной парты.