Вера. Вера. Смущение по поводу строительства религиозного объекта нехристианской направленности
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  25.02.2023.



В процессе жизни постоянно что-то происходит, что-то меняется, появляется и исчезает. Если какая-то сфера ослабевает, то на её место рано или поздно может прийти другая, таков процесс обновления. Но если сохранить принцип жизни по заповедям Божьим, как основу, то никакие изменения и вмешательства не смогут навредить.

См. также по теме статью «О вере». Часть 1-ая, «Откуда берется религиозный экстремизм: О чем спросил мусульманин, посетивший Соловки?»

Ваше беспокойство понятно. Оно рождается в следствии того, что рядом с вами строится место для нехристианского паломничества. Если вспомнить историю, таких моментов было много, и смутное время, и Польская интервенция накатывались на нашу страну. Мы можем даже вспомнить имперский принцип, в хорошем смысле имперский, когда каждый этнос существовал на территории России, без вмешательства в какие-то его внутренние дела. Люди исполняли гражданские законы Российской империи, при этом каждому разрешалось верить, как он хочет и во что он хочет. Конечно если не было каких-то изуверских моментов, которые вредят психическому и телесному здоровью населения.

За счёт чего держался этот некий баланс, это некое равновесие? За счёт того, что, во-первых, в обществе присутствовали определённые принципы и понимание. Даже не в следствии того, что общество регулировалось законом. Хотя если анализировать дореволюционное время, как говорила одна девушка юрист, гражданский кодекс писался лучшими юристами того времени. В перестроечные же годы гражданский кодекс писался чуть ли не коленке. У многих людей было понимание жизни и граней между должным и недолжным. При всём последующем отступлении, при всех недостатках, которые были, не анализируя ничего, у людей хотя бы на каком-то уровне было понимание заповедей христианских, и по крайней мере они старались по заповедям жить. И тогда баланс держался.

Как сказал один священник, который долго жил с мусульманами: если они видят, что русские живут по-христиански, то они нас очень уважают. Но если они видят, что русские не живут по-христиански, а христианство только декларируется, то уважать не за что. А раз уважать не за что, тогда, естественно, уже ничего и не сдерживает. Здесь можно привести слова одного человека о том, что их тренер по борьбе говорил всегда уважать противника. Если мы русские по отношению к другим людям употребляем слова «чурки», ещё что-то подобное, то значит, не уважая другого человека мы не уважаем тем самым себя. И нас не за что уважать тоже. Тогда уже система не может быть в равновесии.

Хотя номинально у нас вроде бы заявляется, что православное население обеспокоено, но где оно, это православное население? Речь даже идёт не о том, что люди, считающие себя православными должны стать активистами, ходить на какие-то митинги, что-то там подписывать. Православие выражается в том, что человек в своей реальной жизни, даже когда на него никто не смотрит, когда у него нет под руками клавиатуры, чтобы написать какую-то петицию, и ручки, чтобы что-то подписывать, он старается жить по заповедям. Как из этого простого решения (хотя оно на самом деле не простое, потому что требует совершения ежедневного выбора) рождается общественная стабильность – это тема отдельная. В двух словах не выразить то, как решение большинства членов населения жить по заповедям преобразуется в социальную стабильность. Этот вопрос может быть объясним не только с помощью каких-то идей социологического характера, есть ещё всё-таки и промысел Божий.

Люди, которые стараются жить по-христиански в своей реальной жизни, строят какие-то определённые связи между собой. Люди чувствуют себя спокойно в тех коллективах, где присутствуют конструктивные связи. Люди работают лучше, социальный климат у таких людей в семьях лучше. Соответственно дети растут без нервотрёпки, они более психически устойчивы. Раз дети психически устойчивы, значит в своей жизни они будут двигаться в каком-то конструктивном ключе, а не заниматься употреблением наркотиков и убиванием времени. Можно вспомнить слова Иустина Поповича, который в своих работах по Богословию, в частности в разделе эсхатологии, (учении о судьбах мира), слово «удерживающее» трактовал как благодать Святого Духа. То есть если люди стараются жить по Евангелическим заповедям, то они становятся причастными благодати Святого Духа. И эта благодать не даёт развиваться тем негативным процессам, которые уплотняясь и конденсируясь со временем приведут к комплексу катаклизмов, ассоциируемых с пришествием Антихриста.

Ещё из священного писания мы знаем, что, когда иудеи утрачивали веру в Бога, когда они охлаждались и начинали служить идолам, Господь попускал им впасть в рабство иноплеменникам. Известны истории о филистимлянах, с которыми боролся Самсон. С тех лет посвящения в иудейские истории Преподаватель по Священной Библейской истории И.Ц Миронович говорил, что было время, когда иудеи не могли натачивать свои серпы, то есть свои орудия. Их унижение было таково, и утрата самостоятельности была такова, что они были вынуждены относить свои инструменты филистимлянам для наточки. История иудейского народа – это как некий пример всем последующим поколениям и народам. Если народ утрачивает веру, охладевает, начинает поклоняться идолам, то такому народу может быть попущено бедствие, транслируемое на иноплеменников, чтобы народ встряхнулся, вспомнил о том, к чему он вообще призван. В Книге Судей описано, как вслед за изменением образа жизни, за покаянием, народу давался вождь, который способствовал его объединению и выходу его из-под ига рабства. Здесь есть, конечно, аспект и духовный, помощи Божией, но есть аспект и социальный. Когда люди вспоминают о заповедях Божьих, они по-другому начинают относиться друг к другу, к своим делам, к своей профессии, к воспитанию, и уже получается другое качество социальных связей.

По поводу строительства площадки для нехристианских религиозных взаимодействий, если сказать обтекаемо, в контексте обсуждения этого вопроса, слышна фраза, дескать, народ не был спрошен. А чему здесь удивляться, если народ давно все функции переложил на какие-то административные ресурсы. Нормой уже стало, если родителям что-то не нравится в учителе, не пытаться с учителем как-то уладить этот вопрос, а сразу писать жалобы и добиваться его увольнения. И ладно, если бы действительно учили заниматься террором каким-то, а то возникают ситуации, когда прессингу подвергаются учителя, которые действительно искренне стараются, чтобы школа не только занималась видимостью реализации учебного процесса, а, чтобы этот процесс шёл и в реальности. Естественно какому-нибудь ученику ставят невысокий балл за проделанную работу, потому что так объективно оцениваются его знания. Некоторые родители реагируют на такую оценку остро, считают, что их ребёнок незаслуженно обижен, и соответственно на учителя идёт жалоба. А где-то также и учителя, минуя родителей, если что-то замечают в ребёнке, непосредственно обращаются в какие-то инстанции. То есть народ сам как бы напитывает эти инстанции полномочиями, потому что люди разучились разговаривать друг с другом. Часто они даже не хотят этого делать. Трубки бросают, либо не берут, люди подают в суд друг на друга за какие-то нюансы, возникающие в общении, даже когда речь не шла о каком-то оскорблении. Чему удивляться, что административные инстанции теперь контролируют все сферы жизни, потому что народ сам добровольно из всех этих сфер ушёл.

Если переложить сейчас эту ситуацию на более приземлённый уровень, то что получается: инстанции не спросили народ, строить ли этот комплекс нехристианской направленности. Но частные люди также не спрашивают друг друга ни о чём. Жёны не спрашивают мужей, мужья не спрашивают жён, дети не спрашивают родителей, родители не спрашивают детей, коллеги не спрашивают друг друга, начальники – подчинённых. Да, сейчас многие люди живут сами по себе, игнорируя при этом любые мнения, которые отличные от своего собственного. Это на микроуровне такая ситуация происходит, они же будут спроецированы и на макроуровне. Отсюда вывод сам собой напрашивается. Чтобы русских людей было за что уважать, должно в людях какое-то ядро осмысленности развернуться, огонёк должен загореться. Потому что если человек сам из себя представляет оболочку, которая наполняется содержанием из интернета, то в чём его русскость? В чём его православие выражается? Естественным образом там, где ослабевает жизнь одного порядка, туда вторгается жизнь другого порядка.

Конечно, не всегда посещаемость храма может быть точным показателем религиозности человека. В православии человеку дают искру, и некоторые мужчины в силу своей мужской консервативности, или можно сказать, какой-то суровости, или скрытности, и скрытности не в том смысле, что люди хитрят, а в том, что они какие-то свои духовные переживания не спешат выводить наружу. Это что-то из разряда скупой мужской слезы. К тому же мужчины легче усваивают абстрактные идеи. Если мужчина усвоил идею Бога, он может с этой идеей жить, куда бы не направил свои стопы. Женщины же более открыты, им нужен более чувственный субстрат, что-то более конкретное. Поэтому, может, женщин – больше, а мужчин – меньше. Хотя нужно учесть и то, что в каноническом определении сказано, что человек, который два или три воскресенья не был на богослужении, отсекается Святым Духом от тела церкви и становится открытым для негативных воздействий. То есть он теряет свою благодатную защиту. Не буду подробно останавливаться на вопросе, почему женщины больше ходят в храм, чем мужчины.

Эта тема отдельная, может, даже и интересная, но можно сказать, что если ослабевает у людей какое-то усилие в религиозном отношении, то естественно, что на территории, где проживает такое население с угасшей искрой, приходит население, говоря современным языком, более мотивированное. Если между людьми ослабевают какие-то общественные связи, то приходят те люди, у которых эти связи более крепки, в то время, как мы делаем накую-то наружность, например.

Можно вспомнить древний мир, который уже угасал, и христианство дало миру новую кровь. Христианские народы пережили взлёт культуры, науки. Часто отказываясь от христианства, люди погружаются в пучину страстей, за чем следует деградация. Сейчас как раз, если народ вспомнит о своих истоках, он сможет пережить этот приток новой крови, и тогда он воспрянет. И тогда, когда он заживёт какой-то полнокровной жизнью, его будет за что уважать, тогда его мнение будут учитывать. Тогда люди между собой начнут создавать конструктивные связи.

А пока этого не произошло, вы можете со своей частной жизни начать. Стремиться к тому, о чем было сказано, без громких заявлений просто начать жить по заповедям. Понятное дело, что вы и так старались так жить, там, где это было возможно, но не знаю, было ли это дыханием, было ли это аксиомой жизни, без чего жизнь просто не мыслится. Когда мы понимаем, что если поступим по-другому, то мы просто упадём. Так же и заповеди человек воспринимает не как само собой разумеющееся, а на каком-то другом уровне. Как то, без чего невозможно дышать. И молитвы при таком подходе становятся не тем, что люди читают в определённые часы, а тем, чем люди и миряне дышат.

Здесь выскажу мысль святителя Феофана Затворника своими словами, он писал, что, когда мы читаем непрестанно молитву апостолам, развивается некая настроенность, потому что апостолы все свои дела посвящали Богу. Даже если человек с какой-то настроенностью старается хранить заповеди, во время семейной жизни или во время профессиональной деятельности, то он уже связан с Богом. Феофан Затворник писал о молитве одной женщины, которая считала, что уход за ребёнком отвлекает её от молитвы. И он дал ей понять, что её мысль неправильная. Если она ради Бога заботится о ребёнке, то она уже находится в молитвенном пространстве. И также преподобный авва Дорофей говорил, чью мысль тоже своими словами перескажу: когда ему было поручено устраивать больницу при монастыре, в которой братья могли бы получать медицинский уход, он говорил, что иногда, засиживаясь за медицинскими книгами, он не вспоминает о молитве. На что ему наставник его говорил, что бывают люди, которые заходят в какой-то город и не понимают, что они уже зашли в пункт назначения. Также и преподобный авва Дорофей ради Христа занялся изучением медицины, и он уже находится в этом конструктивном пространстве. Может на уровне каких-то слов человек и не вспоминает о молитве, но вся его психологическая полнота находится в каком-то конструктивном измерении. Когда основная часть населения нашего будет находится в этом измерении, тогда и в обществе начнут происходить какие-то положительные сдвиги. А так, люди не хотят друг с другом разговаривать, все полномочия передали административным ресурсам и теперь удивляются, почему те всё решают.

Вы можете вокруг своего дома раз в неделю делать крестный ход. Можете взять какой-нибудь сосуд с распрыскивателем и налить в него святой воды, можно даже, если нет крещенской воды в больших количествах, просто налить в обычную питьевую воду чуть-чуть крещенской воды, перекрестить сосуд со словами «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» и уже пользоваться этой водой как освящённой, и обходить свой дом, поя про себя или, если никого рядом нет, тихонько вслух «Спаси, Господи, люди Твоя». Или читая 90-псалом.

Можете, кстати, прочитать небольшую, но очень ёмкую по смыслу книжечку, протоиерея Иоанна Наумовича «Путеводитель доброй жизни». Протоиерей Иоанн Наумович был в своё время униатским священником, жил на территории Малороссии, видел нищету крестьян. Он стал издавать что-то типа журнала, где печатал не только тексты религиозного содержания, но и объяснял людям, как наладить хозяйство. Потому что у него у самого было образцовое хозяйство. И под его руководством быт крестьян стал улучшаться. Там широко было распространено пьянство и соответственно нищета. А когда у мужчины что-то реально получается, его тянет уже, когда какая-то копейка появляется, нести её не в питейное заведение, а вкладывать в хозяйство. Дело было до революции. Там не было тракторов, там были сеялки, ещё какие-то сельскохозяйственные орудия. И мужчина мог уже подумать о том, как бы поднакопить денег и купить какое-нибудь хозяйственное орудие, или может быть лошадку, или коровку. В этой области доходы питейных заведений упали, в следствии чего на Отца Иоанна открылось гонение. Он пришёл к православию.

В его книжечке описана жизнь Онуфрия Грушкевича. Он даёт советы одному своему подрастающему родственнику. В частности, Онуфрий рассказывает о том, как он каждый день читает 90-псалом, и с псалмом ходит свой ход. Он рассказывал от каких опасностей он был избавлен. Однажды он вёз священника, который должен был причастить одного человека. Дороги не было видно, была метель. И чудом каким-то лошадь остановилась и не упала в пропасть. Обрыва не было видно. Так же был очень интересный случай, когда Онуфрий Грушкевич выиграл лотерею, купив выигрышный билет. Человек, продававший билет, узнал, что он выигрышный, и захотел Онуфрия отравить, чтобы билет забрать себе. Для этого он решил выманить его в свой дом. Чтобы сие реализовать, он пришёл к Онуфрию, прося деньги в долг, сказав, что вернёт с процентами. И чтобы отметить сделку, он пригласил Онуфрия в свой дом и поставил перед ним стопку с самогонкой, в которой уже был подмешан мышьяк. И вот Господь спас Онуфрия. В то время, когда он хотел поднести стопку ко рту, во дворе раздался шум, все выбежали во двор. Оказалось, что забежал какой-то вор. И когда Онуфрий и полковник, которого хозяин дома притянул к делу, вернулись со двора и выпили, вдруг замертво упал хозяйский сын, а полковник почувствовал себя плохо. Потом оказалось, что хозяйский сын, когда все вышли из комнаты, забежал в неё, захотел выпить и выпил из стопки Онуфрия. Увидев, что из стопки гостя много отпито, он её поменял со стопкой полковника. И полковник, чувствуя приближающуюся смерть, рассказал Онуфрию, что его хотели отравить.

Хозяин дома оказался в сговоре с начальником местного, если сказать по своему времени, УВД. Онуфрия арестовали, обвинили в гибели молодого человека. Начальник местного УВД сказал ему, что он может быть отпущен, если выплатит определённую сумму. Онуфрий сказал, что ничего выплачивать не будет, и жене сказал, никому ничего ни в коем случае не платить. А все ценные бумаги попросил жену отнести к местному священнику на хранение. Этот священник, узнав, в какую беду попал Онуфрий поехал в область, чтобы как-то попытаться решить вопрос на уровне выше. Онуфрий же в это время в тюрьме ничего не ел, думая, что его могут отравить. Местный начальник его избивал в то время. Тем временем вышестоящие органы как-то очень быстро отреагировали. И как раз в момент очередного избиения приехал высокий чин, по линии УВД, и, собственно, застал картину избиения. Онуфрий был освобождён, начальник местного УВД – взят под стражу. Досталось и хозяину дома, который всю историю затеял. Онуфрий рассказывал, что потом он видел этого местного начальника то ли работающим швейцаром у питейного заведения, то ли просто стоящего рядом. Онуфрий даже дал ему какую-то денежку.

Вот с чего начинается христианская жизнь. Почитайте эту книжечку, там очень много хороших советов даётся о христианской жизни. По началу Онуфрий был крепостной, но верой и правдой служил барину. И барин его спросил, чего он хочет за свою службу. А там рядом был столярный цех. И он попросил, чтобы барин разрешил ему ходить в столярный цех, учиться мастерству. Он стал очень хорошим столяром. Тогда не было, как сейчас, магазинов на любой вкус. И Онуфрий стал делать кому сеялку, кому скрипку. У него свои появились работники. Кстати, брал он дорого за свою работу. А покупатель, который ругался, что приходится платить много, говорил, что он ругает Онуфрия один раз, когда деньги отдаёт, а потом будет Онуфрия всегда благодарить, потому что вещь сделана им или под его присмотром очень качественная. Вот и с работниками он себя вёл честь по чести. Если работник работает спустя рукава, не хочет по-человечески как-то взаимодействовать, тогда надо отдать ему расчёт и с миром отпустить его. В его жизни Евангельские принципы нашли живое конкретное воплощение. Если бы у нас так жила какая-то часть населения, у нас жизнь была бы другой.

Понятно, что эта книжечка оперирует представлениями, которые мы сейчас не используем, «сеялки», «коровы», но человек думающий может спроецировать это на свою жизнь в мегаполисе. Универсальные принципы бытия они одни и те же во все времена, одни и те же законы мироздания. Как Нафанаил (Львов), архиепископ, говорил, что уже в каждом поколении нужно какие-то универсальные принципы транслировать с использованием образов и языка современного. Есть, конечно, и книги современные, но ввиду того, что эта книжечка очень искренна и очень цельна, рекомендую вам её. Плюс она небольшого объёма и её можно довольно быстро прочитать. А язык, который в ней используется, носит такой образный характер, поэтому основные её идеи очень легко запоминаются.

Ещё небольшое дополнение: конечно, если есть такой ресурс, который позволяет куда-то писать петиции, то может быть это и неплохо. Один человек, который делал молодёжные проекты, рассказывал, что он получал какие-то гранты, действительно занимался нужным делом. Но люди, которые курировали эти гранты и проведение мероприятий в городе не хотели вникать в то, что у этого человека есть годами наработанные связи с людьми, которые обеспечивают свет, звук. Конечно, где-то приходилось платить дороже, чем можно было бы, заказав подобную услугу в других местах. Но этот человек рассказывал, что были контакты с такими организациями, которые, если тебе нужно, чтобы приехали в районе двух часов, то приедут не в 14:10, а в 14:00. А ответственные в городе люди предлагали срезать какие-то суммы, здесь отказаться от уже наработанной связи, там отказаться. И когда молодой человек видел, что с ним так начинают обращаться, он давал команду своим бойцам в молодёжную организацию, в которой были тысячи контактов, и тут же за сутки на ответственное лицо поступало несколько тысяч жалоб. И человеку приходилось пересматривать свою позицию. Либо он подвергался, как сейчас говорят, писсимизации.

Но с учётом того, что есть такой ресурс, который позволяет писать какую-то петицию, можно вспомнить книгу Дрорджа Оруэлла «1984». Когда Уинстона, главного персонажа книги, психологически ломали в так называемом Министерстве Любви, министерстве пыток, в результате психологической обработки от него остался только рот, который был готов говорить, всё, что требовалось. Он был готов взять на себя любое обвинение, готов был со всем соглашаться, и от него осталась рука, которая готова была подписывать всё что угодно, любые признания в том, что он делал, и чего не делал. Это я к тому, что подписать несложно какую-то бумагу. А вот жить по заповедям в реальной жизни это требует и разума, и силы, и воли. Много чего требует. Если хотя бы какая-то часть населения начнёт идти этим путём, тогда реальные изменения могут начаться.

На сайте Соловецкого монастыря выложены части работы «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического “бума” и распада общества». Может, при издании книги части будут собраны воедино. И там показывалось, когда мировоззрение людей претерпевает искажение, то и социальная структура рассыпается, её не собрать становится. Даже становится невозможным человеку объяснить, что наркомания – это плохо. И начинают сами собой развиваться такие явления как экстремизм, потому что уже в обществе отсутствуют контраргументы. Из сознания людей выветривается то, что может вообще выступить тормозящим фактором для таких экстремистских движений. Здесь же можно и на прочие процессы указать. Когда происходит искажение мировоззрения, невозможно людям объяснить, почему надо быть честными, почему надо заботиться о других и так и далее.

«Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического “бума” и распада общества»: Часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7.1 «Распад картины мира, общества и появление экстремизма», часть 7.2. «Экстремизм – о некоторых причинах его появления и о некоторых путях его преодоления».