Духовная жизнь. Психическое и духовное – где грань. О психических и неврологических проблемах, инфернальном воздействии (Ч. 2)
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  18.07.2023.



По мере возрастания в Истине человек обучается ориентироваться в своем внутреннем пространстве, потоке мыслей (своих и внушаемых). Становится понятной причина инфернального воздействия (если оно было) и способы противостояния.

В ответ на сообщение, которое я говорил, Вы прислали слова прп. Порфирия Кавсокаливита – «Сейчас врачи называют эти травмы психическими заболеваниями, тогда как на самом деле это бесовские нападения, порой попущенные и за грехи». Вы так же ссылаетесь на слова прп. Паисия Святогорца насчет духовных даров – у него (прп. Паисия) черно-белый телевизор, а прп. Порфирия Кавсокаливита – цветной. Считаете, что прп. Порфирий не может ошибаться. Прокомментирую эти вопросы в частности и расширю свой ответ до пространства обсуждаемой ситуации в общем.

Изначально в Церкви отсутствует практика строить суждения на точке зрения одного человека. Есть такой термин «Consensus patrum» – согласие отцов. Жизнь многогранна и каждое явление имеет свои условия возникновения. Когда речь идет о таком масштабном явлении, как грань между психическим и духовным, когда звучат вопросы – Кем является человеком? Что такое личность? – выстроить суждение буквально на 10 строках не получится.

В руководстве к духовной жизни в ответах на вопросы учеников прп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка сказано – только совершенные могут определять, что идет от демонов, что от природы, а что от естества самого человека (мысль передана своими словами). Например, блудная брань может возникнуть по действию инфернальному, но может появиться из-за переедания или осуждения, но и нельзя исключить, что поллюция случилась из-за избытка семени. Прп. Исаак Сирин утверждал, что помыслы возникают от прежних воспоминаний или внешних условий. Порой трудно понять, что послужило источником уныния – тяжелая погода, перепад давления или инфернальная атака на человека, возможно, человек поступил против совести и теперь душа его печалится. Требуется большая рассудительность, чтобы понять истоки проблемы. Конечно, инфернальный аспект существенно влияет на человека. Но если все сводить только к этому, то таким образом обесценивается сам человек. Выдержки трудов святых отцов об аскетике вошли в состав книги «Добротолюбие». По сути, вся книга рассказывает о том, как себя настроить духовно, телесно и душевно (эмоции, переживания, чувства), чтобы сохранить свободу личности, свободу выбора, не подпасть под действие инфернальных сил.

Если сосредоточиться целиком на Вашей трактовке, то ситуация видится безнадежной. Например, человек страдает от фобии. А что делать, если происходящее объяснить исключительно инфернальным воздействием? Он Причащается, но ему не помогает. Значит надо расширять вопрос. Может, не помогает, потому что он осуждает? Тогда, прежде чем думать об избавлении от инфернальных сил, нужно выправить этическую сторону жизни, воспитать навыки. Это и есть тот принцип, которому учат отцы в «Добротолюбии». Если человек становится проницаем для инфернального воздействия, значит, где-то он дает слабину. И сосредотачивать человека нужно не на демоническом влиянии, а на его образе жизни. В книге игумена Марка «Злые духи и влияние на людей» сказано, что Святые отвоевывались от демонического воздействия образом жизни. Если человек живет по Заповедям Евангелия, то становится способным стяжать Божественную благодать, и она покрывает. Но чтобы научиться жить по Заповедям, нужно потратить немало времени, воспитать определенные навыки. Мы знаем, что гнев делает человека подобным демону. Об этом писали отцы. Во время приступа гнева человек не понимает, что говорит и вид его ужасен. Но как люди исцеляются от гнева? Кротостью и любовью. То есть необходимо воспитать в себе добродетель противоположную гневу.

В таком расширенном виде слова прп. Порфирия Кавсокаливита обретают целостность и звучание. Они совершенно не противоречат тому, что было сказано до (то есть в предыдущей части ответа). Например, по учению святых отцов, в частности, святителя Игнатия (Брянчанинова) тело является преградой, отделяющей человека от мира падших духов. В одном письме он писал женщине, которая стала слышать то, что раньше не слышала. Он объяснял, что эта проницаемость, отверзение чувств возникает даже вследствие болезни. Нарушаются телесные функции, а, следовательно, и та перегородка, что отделяла человека от мира падших духов, повреждена. Когда мозг человека переутомлен, обесточен бессонницей, труднее сопротивляться негативным мыслям. Кстати, этим пользуются секты, магические культы, чтобы взломать психику и внедрить тот самый инфернальный аспект. Человека изматывают. Его ввергают в состояние шока или наоборот эйфории. Но и эта мысль не противоречит словам прп. Порфирия Кавсокаливита. И даже более того. Разумное отношение к психиатрии тоже не противоречит его словам. Даже если фобия является следствием инфернального воздействия, человек должен подумать, почему это воздействие имеет место быть в его жизни и попытаться исправить свое поведение. Психиатрия хотя бы на время может приглушить тиранию негативных мыслей, чтобы вернуть человеку способность здраво мыслить, здраво подойти к Исповеди. Представляют собой интерес лекции отца Иоанна (Адливанкина) «Психиатрия и душепопечение». Человек в тяжелой депрессии не всегда готов даже к покаянию. То есть мысль о грехах вызывает суицидальные тенденции. Необходимо человека ввести в более или менее стабильное состояние (при помощи фармакологии в том числе), чтобы он смог воспользоваться теми средствами, что даем Церковь.

К каким перегибам может вести Ваша точка зрения? Когда люди избыточно думают об инфернальном аспекте, у них возникает ошибочная точка зрения, что их можно исцелить отчиткой, каким-то единократным обрядом, будь то Исповедь или Причастие. Но если демон вошел по какой-то причине в человека, то может ли помочь отчитка, если не будет исправлена сама жизнь? Люди не исцеляются, но разочаровываются в духовном пути. А ведь была неверна изначальная точка зрения. Демоническое воздействие коренится в образе жизни человека. Исповедь и Причастие здесь могут стать мощной помощью на этом пути. Но! Не заменяют собственные усилия человека. Монах Иоанн (Адливанкин) говорил, что очень важно восстановить этическую цельность человека. Некоторые люди воспринимают одержимость, как ситуацию, при которой человека уже необходимо в цепи заковывать. Но это уже последняя стадия. Банальное хамство ведь тоже является определенной степенью одержимости. Если за помощью обращается девушка, например, пострадавшая в результате эзотерических практик или участия в секте, но при этом находится в полуголом состоянии, значит у нее сломано и этическое представление о жизни тоже. То есть она приходит на прием к монаху и даже не понимает, что нужно одеться соответствующе. Пока в человек не изменит свой взгляд на мир, трудно говорить об исцелении.

Опубликован на сайте обители ответ «Антихрист. О фиксации внимания на антихристе, бесах, конце света. О прелести и выходе из нее» https://solovki-monastyr.ru/abba-page/voprosy-k-pastyryu-3/443/, где показано, что избыточное внимание к инфернальной теме ни к чему не ведет. Если человек ощущает воздействие падших духов, то должен думать не столько об этом влиянии, сколько об организации связи со Христом через реализацию Евангельских заповедей. Сама фиксация на инфернальном аспекте показывает оскудение Благодати. Кстати, эта ситуация распространена у старообрядцев. Они постоянно чертыхаются, вспоминают нечистую силу. Думают, что то этот навел порчу, то тот. Если люди ощущают на себе негативное воздействие, значит, они не имеют того, что их от этого влияния защитило бы. Те, которые постоянно чертыхаются, не отдают себе отчета, что, возможно, они сами и привлекают инфернальное воздействие. Преподобноисповедник Сергий (Сребрянский) говорил, что одержимостью является и неверие.

Человеку, открытому для инфернального воздействия, не следует бесконечно говорить о бесах. Это может напугать и даже повредить. Демонам только того и надо, чтобы человек забывает о Христе. Прп. Порфирий Кавсокаливит именно это говорил – нужна фиксация внимания на Христе, а не на антихристе. Подход и состоит в том, чтобы привлечь внимание на конструктиве. В человеке нужно выстроить этическую основу. Помочь пересмотреть свое отношение к ближним, основываясь на любви. В жизни человека Таинства Церкви должны приобрести свое значение. Некоторые мысли по теме изложены в ответе «Экзорцизм. Психолог предлагает изгнать сущность». https://disk.yandex.ru/d/TXDx4rycylnnfQ

Еще раз подчеркну – этическая грань очень важна. Довелось отвечать на вопрос одного человека, пострадавшего в результате эзотерики. Он попал в психиатрическую клинику (и не раз). Готовясь к ответу на его вопрос долгое время думал. Собрал материал для отдельной беседы. Дождался, когда приедут паломники. Беседу провел «Бывшим эзотерикам (а также ощущающим постороннее влияние, второе я в сознании)» https://disk.yandex.ru/d/HqF7RoOo3RkcNJ. Направил ему ссылку. В итоге человек написал – ничего нового не услышал. Честно говоря, я смутился. Спросил одного знакомого опытного миссионера – как относиться? Оказалось, что ответ демонстрирует разрушение представлений об этической грани. Значит, человек уже находится в тяжелом положении. Если бы это понимание было сохранено, то человек, даже при несогласии, скорее всего, ответил бы – Спасибо, но у меня по данному вопросу другое мнение. Но и полученный мною ответ показывает, что у человека еще есть ресурсы для выздоровления.

Максимально мягко, но все же хотелось бы дать некую рефлексию в отношении Вашего сообщения. На Ваше обращение я ответил не сразу. Несколько месяцев мне пришлось думать над вопросом, держать его в памяти. Чтобы он не выпал из поля восприятия приходилось его записывать тут и там. В итоге нашел время и продиктовал ответ. Отправил и не получил никакого сигнала о том, что тот прочитан. Только через несколько месяцев пришла обратная связь, которая не начиналась ни со слова «здравствуйте», ни со слова «спасибо». Нет. Ваш ответ начался так – Вы правы. Для меня это тоже определенный показатель того, что с этической гранью не все в порядке. Хотя, может быть, я ошибаюсь. Мне хотелось бы надеяться, что я ошибаюсь. Пока не будет выправлена эта ситуация, трудно говорить об освобождении от негативного воздействия (если оно есть).

В книге «Дневник полкового священника» приведены записки преподобноисповедника Сергия (Сребрянского) о русско-японской войне: «…бесноватый не толь­ко тот, кто явно одержим бесом, но и всякий нераскаянный грешник, лю­бящий беззаконную жизнь и не желающий исправляться, как и говорит святой апостол: «Кто делает грех, тот от дьявола, потому что дьявол снача­ла согрешил». Большинство людей не подозревает, что все греховные деда они творят по наущению и соблазну древнего клеветника дьявола, как по­слушные рабы его, и воображают, что это их естественные желания. Если бы дьявол действовал всегда открыто, то его и слушать бы перестали»[1].

Иными словами, человеку необходима система цельного мировоззрения, которая бы позволяла ему понимать, что происходит в его мыслях, определять каким помыслам стоит следовать, а каким нет. Святые отцы назвали эту систему трезвением. Но не все так просто. Человеку необходима шкала для различения добра и зла, система критериев, на основании которой он определяет допустимость тех или иных мыслей. Про Евагрия Понтийского, например, говорили, что он обладал пониманием, какие мысли стоит тормозить, а какие развивать. Здесь человеку необходимо учиться. Его нужно наставлять. Подсказывать, чтобы он читал книги, развивался, вникал в себя. По мере своего воцерковления, врастания в подлинную картину мира, он начнет ориентироваться в своем внутреннем пространстве, научится отсеивать мысли вложенные в него демоном и начнет освобождаться от них.

[1] Сергий (Сребрянским), священномученик. Дневник полкового священника (из времен Русско-японской войны).