АА/АН. АА. В ответ на историю женщины, сказавшей, что программа работает, но ушедшей в срыв
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  14.08.2023.



Ты желаешь узнать мнение насчёт видео, в котором оказывается девушка, недавно ещё состоявшая в хосписе. Предполагалось, что она умрёт, но девушка стала вставать на ноги. Из видео становится понятно, что её диагноз был даже не неврологического характера. Основная её проблема была в том, что она употребляла наркотики. А проблемы неврологического характера появились вследствие употребления. В видео она рассказывала, что некоторое время назад принимала участие в программе Анонимных Наркоманов, получила психологическое образование и даже работала в реабилитационной программе в качестве приглашенного специалиста. Она рассказывала, что, пройдя программу, некоторое время не употребляла.

В этой истории присутствуют логические несоответствия и неполезные мысли.

Во-первых, нарушение логической связи: девушка говорит, что поняла, что программа работает, перестала заниматься – и случился срыв. Из этой мысли вывод прямо противоположный. Если человек какое-то время был в программе, и по выходе через некоторое время у него случился срыв – значит, программа не оказала должного действия. Нужно отличать конкретные навыки, изменение внутреннего состояния от некоего эмоционального эффекта, который возникает при нахождении человека в группе. Методом групповой психотерапии можно создать в человеке состояние внутренней уверенности, но это состояние перестаёт активироваться, когда человек выходит из группы. Конструктивных здоровых навыков не образовалось, жизнь человека в корне не изменилась. Был воспринят набор техник, которые вводят в определённое состояние сознания, и был воспринят набор психологических рычагов, которые позволяют манипулировать своим эмоциональным состоянием, не изменяя саму систему жизневосприятия в корне.

 

Во-вторых, девушка говорит, что её ошибка была в том, что она начала общаться с людьми здоровыми, а нужно было общаться с людьми из программы.

Существует опыт Центра свт. Василия Великого, который даёт большой процент реабилитации: 80% ребят, имеющих криминальные наклонности, проблемы с законом, опыт употребления и распространения наркотиков, не возвращаются к своей деятельности (если быть точным, 20% из 100% не возвращаются к наркотикам, но продолжают «сосать» родителей, то есть 60% хорошо идут к конструктиву).

Один из ведущих принципов Центра – это принцип социальных крючков. Человек, который вращался только в криминальном сообществе, в среде парней, которые употребляют наркотики и распространяют их, не имеет альтернативных взглядов на реальность. Поэтому Центр посещают волонтёры, которые, естественно, не употребляют наркотики, у них есть интересы. Помогая ребятам делать уроки, одновременно они вступают с ними в беседы. Ребята понимают, что помимо криминальной идеологии употребления есть и другие грани жизни, и эти грани очень интересны. У них постепенно появляется понимание, что можно жить без агрессии, без употребления мата. Очень важно, чтобы человек, имеющий опыт употребления, с ложной идеологией, имел иные взгляды на реальность, чтобы через общение с людьми выйти в иную жизненную направленность.

Если человек начинает общаться с не употребляющими – это здорово. Другой момент, что эти не употребляющие люди могут и не быть примером конструктивного образа жизни. Человек может не быть наркоманом, но может заниматься эзотерикой. Женщина может не употреблять, но может изменять своему мужу и тому же учить своих подруг. Или мужчина не употребляет, но при этом считает женщин низшими существами, и такую свою позицию транслирует в мир. Естественно, общение с такими людьми, хотя они не употребляют наркотики, не ведёт к исцелению.

Второй вывод состоит в том, что, может, у человека не изменился круг общения. Эта девушка могла общаться с теми, кто не состоял в программе, не употреблял, но все же это были люди, не несущие конструктивные смыслы. Из её высказывания следует, что дальше нужно по максимуму общаться только с людьми, прошедшими программу. Но это формирует определённый фокус внимания. Идея употребления так и не выйдет из сознания, человек так и останется гиперфиксированным на теме употребления и на теме интерпретаций собственных личных проблем. Он не станет здоровым в том смысле, что сможет встать и полюбоваться закатом, или взять и поиграть с детьми. Он постоянно фиксирован: а как это отразится на моём употреблении?

К тому же, для того чтобы человек делился своими мыслями по поводу исцеления и целесообразности методик, прошло ещё слишком мало времени лично его трезвости. Пока человек только вышел из смертельного состояния, рано высказывать далеко идущие мысли по поводу работы АА и прочего. Естественно, возникают некоторые сомнения, даже с учётом того, что девушка работала консультантом. Если произошёл срыв – действенны ли те методики, которые она освоила?

С одной стороны, это видео формирует предвзятый и даже ошибочный взгляд на методики срыва является прекращение нахождения в программе. Но не ставится вопрос, работает ли сама программа. Где данные, цифры? Является ли методика целесообразной, определяется результативностью. А движение анонимных наркоманов анонимно, поэтому и нет данных, статистики. Субъективное высказывание одного человека не подменяет собой масштабного исследования.

Было проведено исследование, которое приводится в книге профессора Короленко и академика Димитриевой «Психосоциальная аддиктология». Результаты были следующие. Группа алкоголиков проходила программу АА и получала терапию на основе этой программы. В другой группе алкоголики выздоравливали сами и делали так, как считали лучше для себя. Результаты оказались одинаковыми. Вывод исследования таков: недооценивается то, как люди естественным образом пытаются избавиться от зависимости.

Цитату включил в самое начало статьи, которую готовил: «Программа АА/АН. Какие к ней возникают вопросы». Часть 1.1. «Является ли зависимость болезнью? Достаточно ли для выздоровления одной борьбы с зависимостью?»

Итак, в видео заметны логические несоответствия, а где-то даже ошибочная информация, которая нацеливает человека на неверный тот лад. Наоборот, зависимый должен по максимуму войти в сообщество здоровых людей, со здоровыми взглядами, чтобы у них научиться здоровому образу жизни.

Я не называю эту программу сектой, но в ней есть характерная для секты особенность. Если человек сталкивается с проблемой – это не значит, что программа имеет в себе прорехи. Это значит, что человек сам плох, медитировал плохо, практиковал принципы программы плохо.

Человек был в программе, ушёл оттуда и сорвался. Каким образом из этого следует, что программа работает?

О принципе социальных крючков, общении зависимого человека с людьми здоровыми, развивающимися в конструктивном русле, об опыте Центра свт. Василия Великого было отчасти рассказано в статье «Подсадить нельзя вылечить…» о так называемой заместительной терапии. Там описывается, как зависимого человека пытаются с помощью метадона вывести из наркоупотребления.

Полное название: «Подсадить нельзя вылечить? Ч. 1. О метадоне, заместительной опиоидной терапии (ЗОТ) и другом взгляде на проблему наркопотребления и противодействия ему».

Без изменения образа жизни, круга общения, выход из зависимого поведения проблематичен.

Характерно, что люди, прошедшие программу, в жизни могут совершать проступки, быть деспотами в семье, некорректно вести себя с партнёрами по бизнесу. Их социальная жизнь показывает: что-то в глубине них не изменилось. Хотя на поверхностном уровне они научились ассоциировать свои состояния с психологическими терминами, как-то интерпретировать свои ощущения в русле программы.

Современная наука аддиктология говорит, что мишенью борьбы с зависимостью должно быть не употребление конкретного вещества, а аддиктивная система или аддиктивная личность, сформированная внутри самого человека. Некая совокупность навыков, привычек, взглядов, которая является основой аддиктивного поведения.

Есть выражение: «Вода дырочку найдёт». Если внутри человека «кипит дерьмо» – это неуправляемое состояние внутренней тревожности находит выход в употреблении. Человек осваивает систему психологических рычагов. Когда эта жижа внутри него булькает, чтобы выплеснуться в употребление, человек переключает рычаг и направляет эту жижу в проповедь трезвого образа жизни. Но для человека не столько важны люди, которым его проповедь должна помочь, сколько разрешение собственных проблем, чтобы через эту деятельность по пропаганде определённых взглядов снизить собственную тревожность. Но при этом аддиктивная система может в нём оставаться.

В этой статье приводятся слова профессора Короленко, который ввёл в мировую науку понятие «аддикт без реализации»: человек может перестать употреблять алкоголь, но при этом аддиктивная система внутри него остаётся. Она находит выход в другом выражении, что, возможно, проявилось в истории этой девушки. Может, на каком-то уровне её тяга к определённому веществу была приглушена, но аддиктивная система внутри осталась и нашла иное выражение, перешла в иную форму аддикции.

Естественно, движение в сторону аддиктивного поведения было продолжено, уровень тревожности не упал. Это в итоге и привело к повторному употреблению.

См. цикл бесед «Программа АА/АН: Какие к ней возникают вопросы».

4a. Программа АА-АН и вопросы к ней (Аддиктивная личность, а не вещество – мишень. Ответ на аа-письмо).

4b. Программа АА-АН и вопросы к ней (Секты. Марк Льюис, книга Биология желания. Зависимость – не болезнь).

4c. Программа АА-АН и вопросы к ней (Полнота жизни, а не только борьба. О чем говорить на встречах).