Женщина. Женщина. О мнении, что женщина должна подходить к браку с позиции «наполненности». Ч. 1
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  17.08.2023.



Меня спрашивали насчёт одного поста, который прочитали в интернете по поводу женщин и мужчин. Суть этого поста состоит в том, что к теме отношений нужно подходить из состояния «наполненности».

Во-первых, речь идет о языке, на котором мы излагаем свои мысли. Не совсем понятно, что имеется в виду. Что такое наполненность? Это гонор, ажиотаж, гордость или речь идет о большой любви? А, может, это источник, при котором человек ни в ком и ни в чем не нуждается?

Специфика таких кратких постов заключается в некой имитации ответа. Иногда явление включает в себя массу процессов, но в каком-то созданном слове или концепте, это большое количество процессов иллюзорно представляется в виде частей одного процесса, а в реальности они разделены, в реальности они вместе не существуют. И если мы пользуемся такими концептами, мы лишаем себя возможности добраться до сути вещей.

Профессор Сергей Кара-Мурза в своей книге «Манипуляция сознанием» описывал такой приём, как метафора. Когда задается метафора, вместе с ней задается и некий коридор для мышления, попадая в который, вы не найдете выхода. Защита от манипуляции в данном случае состоит в отказе от использования языка, на котором манипулятор изложил вам проблему, и попытке переформулировать проблему пусть корявым, но своим языком, в котором есть те категории, которые соотносятся с реальной жизнью. Смерть, рождение, боль, страдания. Например, разговаривая о продуктах питания, вы можете безе описать как облака, плывущие по небу, а пирожное-картошку сравнить с камнем. Соотвественно, человек, усвоив подобное описание, может принять камень за пирожное. Поэтому, постоянно пользуясь циркулирующими в интернете текстами, вы так и не сможете понять, что же вам делать, имея дело только с одним сегментом реальности, причем в искаженной трактовке.

Возможно, в данной фразе намекается на описанное в научной литературе «созависимое поведение». Мы проводили на Соловках беседу о так называемом созависимом поведении. Тема деформации в отношении только своих семейных проблем видится ошибочной. Если у человека вообще нет никакой картины внутреннего мира, духовной жизни, то он начинает деформироваться не только там, где он окажется, а вообще везде. Внешняя среда начинает пропечатывать в нем свойственные ей ритмы. Во-вторых, в концепте созависимого поведения забота о близком является в некотором роде болезнью, когда беспокойство становится избыточным. В реальной жизни небольшое количество людей доходит до того предела, о котором говорит концепция так называемой созависимости. В подобном случае, например, у мамы вся жизнь замыкается вокруг пьющего сына, и она обращается с ним, как с младенцем, хотя он взрослый. У мамы угасают темы для других разговоров, но такая деформация наблюдается не часто. Дело не сколько в сыне, сколько в том, что такая позиция у мамы сформировалась изначально.

Когда речь заходит о подобных состояниях, популярная психологическая литература предполагает реализовывать концепцию ассертивного поведения. Что представляет собой ассертивное поведение до конца не выяснено, сама же тема позаимствована из бизнес литературы и означает агрессивное ведение переговоров. Объяснение термина можно встретить в разных толкованиях. Речь идет об умение вести свою линию при умении слушать других. Но опять же, чтобы этот термин каким-то образом был адекватно встроен, у человека должна быть внутренняя культура. Такой человек не станет созависмым, так как внутренняя культура не даст ему скатиться к фиксации в какой-то одной точке. Когда у человека есть уже картина мира, система ценностей, тогда при общении с другими людьми он уважает собеседника и несмотря на давление извне будет обосновывать свою точку зрения спокойно, без оскорблений.

Но опять же такой человек скорее всего не будет пользоваться термином ассертивность. Он будет пользоваться совершенно иной терминологией.

Если же идею ассертивности дать человеку, который жил только вокруг какой-то одной точки, никак не развивался, ничего не читал, никакой особой жизни и системы ценностей у него не сформировалось, то существует риск, что он начнёт реализовывать агрессивную тупость. Если посмотреть на ситуацию в здоровом ключе, то хорошим примером может стать книга Евфросинии Керсновской «Сколько стоит человек». Нельзя сказать, что она общалась с миром с позиции «внутренней наполненности», она общалась с позиции веры. У нее была картина мира, уважение к людям. В каждом человека она видела человека и была способна замечать красоту, даже находясь в концлагере.

Невозможно все это охватить в одном слове. Хотя, в принципе, можно воспользоваться словом «ведение». Понятие «ведение» у духовных авторов – это некое восприятие панорамы действительности, которое включает также и физическое измерение, то есть мы понимаем мир в зависимости от того, какие у нас навыки. Если мы стараемся жить по закону добродетелей, то мы мир видим иначе. Он становится наполненным смыслом. Если мы живем с позиции эгоиста, то мы этого не видим. Ведение, в том числе, включает и благодатное измерение. Когда мы находимся в состоянии быть способными приобщиться к благодати, мы видим мир иначе. Когда человек приобщается к благодати, ему открывается тайна страдания. А без благодати страдание невозможно постичь. Благодать открывает уму человека истинную природу вещей. И, человек, который действительно обладает ведением, смотрит на мир иначе. В общении с людьми он не присасывается, как присоска, пытаясь напитаться от других эмоциями, силой или еще чем-то. Он вступает в общение на уровне личности.

В каком смысле в этом посте трактуется наполненность – не выяснено. То ли речь идет о женщине, которая испытав внутреннюю тоску, пытается познакомиться с мачо. Он прокатит ее на мотоцикле, и она ощутит какое-то возбуждение. Или речь идет о ситуации, о которой поет Шер, когда кто-то из подруг женщины, возможно, даже завидуя, утверждает, что неправильно нуждаться в мужчине, и ты должна быть сама по себе. Кошка, которая гуляет сама по себе. Здесь уже другая история. Я знал женщину, которая духовно заболела после тренингов, на которых прокачивала внутреннюю богиню. Прокачивать внутреннюю женщину это, по сути, раскочегаривать какую-то страсть и гордыню в запредельной степени. Потом из-за этого начинаются проблемы с психикой. Но кто-то таким образом может воспринять внутреннюю наполненность.

Конечно, может возникнуть ситуация, когда женщина обожглась, у нее по разным причинам не удались отношения, нет понимания, что такое семья. Действительно, многие люди не были воспитаны в этом понимании. Девочек не готовили с детства к семье, мужчинам никто не объяснял, что такое быть мужчиной. Сошлись, начали строить жизнь, многое не получилось. За свою короткую жизнь мы не можем выковать в полноте те принципы, которые вырабатывались веками. То есть люди воспринимали Божественное откровение, пытались воплотить его в реальной жизни, вырабатывали какие-то принципы.

Монахиня Нина Крыгина в своих лекциях берет во многом дореволюционную модель, которая не всегда сейчас может быть реализована. Действительно, раньше, когда была многодетная семья, может быть, женщине и не стоило работать, потому что у нее было хозяйство, хватало дел и дома. Женщина так устроены, что если она не занята, то может уйти в мысли, и тогда начинаются проблемные ситуации. А сейчас женщина, которая живет в маленькой квартире без хозяйства, без кур, без свиней, без многодетной семьи, если она не будет работать, то ее начнут разрывать мысли. И не всегда, конечно, возможно спроецировать на современную жизнь то, что было до революции, потому что и у мужчин было понимание, что они мужчины. Женщина чувствовала себя замужем. Ничего унизительного в этом нет, если муж заботится о своей жене, и, как в сказано в Священном писании, готов умереть за нее.

А фраза о наполненности, если снова вернуться к ней, словно отрицает брак, где муж и жена – одно целое. И здесь словно людей разводят по углам. Каждый предоставлен сам себе, каждый сам себе господин. Здесь даже можно вспомнить одного философа, профессора, который в своей книге «Человечество и технос», называя себя практикующим атеистом, описывает проблемные аспекты современной реальности, иногда подмечая детали, говорящие о том, что люди настолько зациклены на себе и лишены эмпатии, что не хватает сил для другого человека. В этой книге есть глава про различные сексуальные отклонения, вплоть до отношений с роботами и различные однополые связи. И одной из причин происходящего он видит в угасании эмпатии, когда человеку противоположный пол становится до такой степени не интересным, что у него даже нет сил на взаимодействие. Чтобы мужчина создал отношения с женщиной, нужно что-то для этого делать. Дарить цветы, быть готовым с ней поехать в поездку, на природу. Для этого нужна душевная сила. А когда человек находится в состоянии апатии, то порой даже нет сил умыться.

Идея о целостности и неразрывности брака, заключенная в откровении, словно отрицается. Опять же, отрицается, когда что-то не получилось в жизни, и тогда человек ищет возможность найти ту модель, в которой не получившаяся попытка обрела бы некий статус. То есть создается некая форма бредовой системы. О том, как это происходит, написано в статье «МОЗАИКА ИДЕЙ: штрихи к идеям, стремящимся встроиться в мировоззрение современного человека», в части 2-ой «Связь между характером идей и поведением».

Здесь можно вспомнить мысль св. Иринея Лионского: Есть не ошибка ума, а есть ошибка жизни. Произошло какое-то искажение в жизни, а начавшее деформацию мышление человека создает дальше уже какие-то концептуальные схемы. Например, ты писала, что, на твой взгляд, причина появления таких постов находится в угасании мужской харизмы. Но стоит сказать, что подобное угасание произошло не без влияния женской стороны. Считается, что сама система школы, ее устройство, носит в себе женские черты.

Школа Базарнова построена по принципу различия мужских и женских психотипов. Хотя это, конечно, вопрос спорный. Отличие между мужчиной и женщиной заключается не только на уровне физиологическом и генетическом. Мальчикам нужно экспериментировать, включаться в какие-то соревнования друг с другом, а вот сидеть за партами, чертить ровные поля в тетрадках, вставать и садиться по звонку – такой тип распорядка в школе комфортен для девочек. У мальчиков превалирует жажда движения, и в такой ритм им довольно сложно вливаться, и не всегда получается.

Мальчик, чтобы быть мужчиной, должен учиться с детства отстаивать свою позицию. Хорошо, если он попадет в секцию борьбы, но не восточной направленности, так как в восточных единоборствах моральные качества тренера не особо важны. Хотя советский тип тренера сейчас много ругают, но все-таки советская тренерская школа сформировалась хорошая. Советский тренер предполагает некий образ отца. Действительно, некоторые мальчики не знали, что такое мужская модель поведения. И тренер не только учит их борьбе, но и показывает, как можно относиться к жизни. Пример такого тренерства можно увидеть в документальном фильме «Батя», о тренере по самбо Николае Козлове. Там как раз показано, как можно воспитывать ребят.

Немного смутили в этом фильме слова тренера: Если мужчина не выполнил свое обещание, у него остаётся один выход – взять и застрелиться. Но эти слова он изложил в виде метафоры. Когда он спрашивал ребят, что значит быть мужчиной, ребята отвечали, что нужно держать слово. И он побуждал ребят не просто сказать, а думать, что будет, если не держать слово. Один мальчик ответил, что его не будут уважать и тогда ему нужно застрелиться. Тренер сказал, что стреляться не надо, а вот слово держать нужно. А в остальном, он ребят побуждал именно преодолевать себя. Иногда даже такими жесткими методами, как бороться с более старшими воспитанниками. «Я понимаю, что вам больно, и я на вашей стороне, но ваша задача (младших) не отводить глаз, смотреть в глаза оппоненту». Младшим больно, они где-то и плачут, но все-таки поступок тренера продиктован любовью, потому что он готовит этих ребят к трудностям. Можно их никак не тренировать, руководствуясь принципами гуманности. Но, когда этим парням придется защищать себя, а, возможно, даже свою семью, детей, и не всегда на улице будет противник одного возраста, роста, одной весовой категории, они смогут постоять за себя. В этом фильме показано, как тренер учит мальчика стать мужчиной.

А вот другой тренер по контактному виду спорта говорил, что стоит парню в школе с кем-то подраться и сразу поднимается скандал, будто произошло что-то неимоверное. Конечно, это неправильно, когда ребята кого-то избили ради забавы. Но когда два мальчика выясняли отношения и их столкновение было все же в каких-то рамках, то, в принципе, можно сказать, что ребята учатся отстаивать точку зрения.

А если начали глушить с самого детства всю их инициативность, напористость, то они вырастают с чертами женственности. Конечно, не нужно доходить до беспредела. Но можно, не ломая инициативности ребят, помочь научить, как решать спорные ситуации конструктивно, без насилия, культурно и духовно обогащая человека, помогать ему справиться с неверным стремлением. Именно путем обогащения человека можно показывать, что возможно решать вопросы и без драки. Но важно не покрывать человека позором, не ломать его инициативность, стремление к справедливости. Пусть оно неверно понято, пусть он неправильно его выражает, но со временем его можно научить. Действительно, в школы должны вернуться и преподаватели-мужчины, которые могли бы дать ребятам из неполных семей пример мужской модели поведения. Часто бывает, что мальчик, воспитанный женщиной, ходит в школу, где учителя тоже одни женщины, и происходит приспособление к женскому психотипу.

Например, учителя из одного реабилитационного центра рассказывали, что замечали некую аномалию в поведении мальчика из неполной семьи. Мама воспитывает мальчика одна, при одном относится к нему, как к мужу или любовнику, где он в разных ситуациях должен брать за нее на себя ответственность, хотя мальчику всего 12-13 лет. То есть она общается с ним, будто он взрослый сформировавшийся мужчина.

Угасание мужской харизмы – комплексная проблема, и дело здесь не только в мужчинах. Что такое мужской труд? Если раньше сфера мужской деятельности была определена, то сейчас непонятно, в чем мужской труд заключается. Какие-то мужские профессии стали совсем не почетными.

Молодой специалист по рекламе может заработать больше, чем мужчина, занимающийся тяжелым физическим трудом на железной дороге или заводе. Подобные профессии уже считаются не в моде и презираемы социумом. Если раньше работники сельского хозяйства знали, что сбор урожая и сдача зерна – почетный и нужный труд, то сейчас их работа обесценивается. Хорошо, что хотя бы в армии стали происходить изменения. Служить в армии стало престижным, и благодаря этому мужское начало может развиваться. Иначе мальчиков никто не учит быть мальчиками.

Эта проблема должна решаться не только на уровне семьи, но и в школах должно поддерживаться мужское воспитание. Ответственности человек учится не на тренингах и курсах, а через уроки труда в школе, через умение делает что-то своими руками, начинать и доводить дело до конца. Раньше мальчиков посылали, в том числе и в Соловецкий монастырь, чтобы здесь они учились трудиться. Сейчас у современных ребят уже нет навыка начинать и доводить дело до конца. И, конечно, современные ребята становятся инфантилизированными. При совместной жизни быт не строится, ребята не знают, что такое быть мужчиной, а женщина не всегда знает, что такое быть женщиной. Св. Серафим (Серебрянский) говорил одной девушке, что мужчина по своей натуре грубый и импульсивный, и ищет в женщине противоположные качества: нежность и кротость. Но, когда он эти качества не находит, а встречает в ней мужские качества, у него начинается отторжение.

Не приведет ли женщину желание «быть наполненной» к мужским качествам? Бывает, что человек стоит на развилке, когда у него что-то не получилось, и он, осознавая, в чем была причина, начинает строить картину мира в конструктивном направлении. А можно пытаться найти какую-то концептуальную модель, в рамках которой можно не думать над причинно-следственными связями и развивать идею автономии. Но как тогда жить дальше? Люди все же должны учиться вступать во взаимосвязь друг с другом.

И.С. Ашманов говорил про Запад, где сейчас люди там напоминают уже ионы с содранными оболочками. Людей ничего не связывает, кроме совместного участия в каких-то развлечениях. И там действительно люди подходят с позиции наполненности, оберегая себя брачными контрактами, где все детально прописано, но отсутствует любовь. Любовь предполагает уязвимость, а если мы со всех сторон обшиты броневыми листами, то взаимопроникновения не происходит. Мы кругом себя обезопасили, и на фоне забитости в бронелисты соприкасаться не можем. Да, произошла ситуация болезненная, но можно извлечь выводы и двигаться дальше. А человек замыкается и начинает свое замыкание признавать за некую норму. И при такой стратегии человек сталкивается с определенными последствиями, которых он не ожидал, но, если он свою точку зрения не изменит, ему придется с этими последствиями жить.