Клевета. Клевета. Скорбящей вследствие клеветы от облагодетельствованных
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  29.08.2023.



На первый взгляд неприятные вещи могут впоследствии способствовать конструктивным процессам. В книге «Великая стража» рассказывается о монастыре святого Пантелеимона, что на Святой горе Афон. В числе прочего, приводится история возобновления присутствия русских монахов в этом монастыре. Русские на Афоне долгое время находились под прессингом, но потом один из известных афонских духовников стал сожалеть по этому поводу. Он поручил своему духовному чаду, схиигумену Иерониму (Соломенцеву) возобновить русское монашество в монастыре св. Пантелеимона. Отец Иероним некоторое время печалился: у него уже была налажена жизнь в скиту, теперь же ему нужно было перейти из скита на практически разрушенное место и восстанавливать его с нуля.

Но когда монашеская жизнь в Пантелеимоновом монастыре восстановилась, в обитель стали поступать монашествующие из русских людей, то со всей России в монастырь потекли пожертвования. Приезжали паломники, и ввиду такой экономической поддержки внешне, монастырь стал расцветать. В монастыре также присутствовали монашествующие из греков. Хотя экономическая жизнь обеспечивалась пожертвованиями из России, и русских монахов было значительно больше, греки стали притеснять русских. До какого-то момента русские терпели эти притеснения. Дело стало принимать угрожающие обороты, начались прямые угрозы вроде рисунков с пистолетом на дверях келий русских монахов и т.д. В связи с этими угрозами в Абхазии был основан Новоафонский монастырь: если бы начались убийства, то отец Иероним вместе с братией эвакуировался бы в Абхазию.

Примечательно, что отец Иероним молился, чтобы положение русских на Афоне стало более прочным. Господь через эти скорби исполнил прошение отца Иеронима. Вследствие смуты история монастыря стала известна по всему миру. Когда жизнь стала совсем невыносимой, наместник монастыря, схиархимандрит Макарий, отправился к Вселенскому Патриарху с прошением о заступничестве. Интересно, что греки, узнав что наместник отправился к Патриарху, встали на дороге, дабы не выпустить его с Афона. Но произошло чудо: по какой-то причине греки не увидели отца Макария, когда тот проходил мимо них по дороге. На прошение о. Макария Патриарх наложил свою резолюцию, очень жесткую в отношении всех, нападающих на русских. Всем, кто не успокоится в данном деле, были обещаны церковные прещения. Таким образом, положение русских на Афоне приобрело особый статус, но тому предшествовало сильное испытание.

Когда у человека есть вопрос, Господь даёт ему ответ, поначалу попуская какую-то скорбь. Если человек отнесётся к этой скорби по Евангельской заповеди, то ситуация разворачивается в неожиданную для человека сторону, и он получает ответ на свой вопрос. Скорбная ситуация является неким чёрным ящиком с зашифрованным посланием. А ключ к шифру – поступок, совершённый по заповеди Евангелия.

Иногда, как можно понять из творений святых авторов, скорбь очищает доброе дело от тщеславия. Человек помог ближнему, причём во многом. И вот облагодетельствованный им начинает клеветать на благодетеля, каким-то образом наносить ему моральный и даже экономический ущерб. Такая ситуация вызывает глубокую скорбь. Он помог кому-то, сделал доброе дело пред Господом, но потом это дело может покрыться ржавчиной тщеславия. Человек может начать много о себе думать, хвалить себя, принимать похвалы от окружающих. В итоге дело, которое могло войти в житницу Господню, начинает разъедаться словно ржавчиной. Господь попускает неприятности, чтобы через скорбь очистить от тщеславия. Наше доброе дело неприкосновенно лежит в житнице Господней.

Прп. Паисий Святогорец даже использовал такое понятие как «небесный банк». О том, как доброе дело может лежать в житнице Господней, можно почитать в жизнеописании святого апостола Фомы, который проповедовал в Индии. Его представили местному властителю как искусного архитектора. Тогда властитель, желая иметь великолепные царские палаты, дал апостолу Фоме много золота, чтобы тот выстроил достойный для царского пребывания дворец. Апостол раздал деньги нищим и сказал, что дворец уже почти готов. Царь выделил ещё средства, а потом узнал, что постройка так и не начата. Он приказал схватить апостола Фому и предать лютой казни. Вслед за тем заболел близкий родственник царя. Его душа по промыслу Божьему на некоторое время была взята на небо. Там он увидел дворец, красоту которого описать было невозможно. Он спросил, чей это дворец. Ему ответили, что это дворец его брата, нынешнего царя. После видения он пошёл на поправку. Видя это, царь, радуясь, пришёл навестить его. Родственник спросил, выполнит ли царь его просьбу. Царь был так рад, что обещал выполнить любую его просьбу, дать ему всё, что есть в его царстве. Тогда родственник рассказал об увиденном дворце и попросил царя отдать ему этот дворец. Царь задумался и, взвесив всё, сказал, что обещал отдать ему только всё, что есть в его царстве. А так как дворец находится на небе, обещание на него не распространяется. Но также добавил, что у него есть искусный зодчий, который может и его родственнику построить такой дворец.

Бывает, скорбные ситуации решают те наши вопросы, которые казались нам неразрешимыми. Например, человека утомляла работа, уйти с неё самостоятельно он не мог, график изменить не получалось. Возникла конфликтная ситуация – пришлось уйти с работы. С одной стороны, человек скорбит, но с другой стороны, начинает понимать, что на этой работе разрушалось его здоровье, не получалось изменить ситуацию. Да, его печалит, что с ним жёстко попрощались, но понимает, что если бы ситуация развивалась мягко, он бы напрягся, чтобы повлиять на неё и остаться на этом месте. Здесь взята ситуация условная, но конфигураций может быть множество.

Оборачиваясь на историю, на нашу собственную жизнь, вдумываясь, сопоставляя причинно-следственные связи, мы оказываемся способными прикоснуться и к тем смыслам, которые лежат за пределами видимых явлений. Когда мы умными очами начинаем стяжать эти смыслы, скорбь через какое-то время отступает. В творениях духовных авторов те, кто клевещет в нашу сторону, называются нашими благодетелями. Бывает трудно принять точку зрения, что причиняющий тебе скорбь человек является твоим благодетелем. Но через внешние скорби мы очищаем свою душу. Речь идёт не о каких-то мазохистских тенденциях, а о том, что в нашей душе имеются наросты из гордости, из тех страстей, которые нас уродуют, деформируют, делают нас несчастными. Внешние скорби, конечно, приносят с собой болезненные ощущения. Но переживая их, мы отвлекаемся от созерцания самих себя. Та вавилонская башня, которую мы строили в себе, разрушается. Мы потихоньку переходим к адекватному взгляду на мир, освобождаемся от тех мыслей, которые нас пленяли и разрушали.

В преданиях был сохранён рассказ о человеке, который, борясь со страстями, специально платил некоторым людям, чтобы те его оскорбляли. Потом он решил стать насельником монастыря, где, по внешнему суждению, ему приходилось несладко. Люди, видя его невозмутимость, спрашивали его, как он может сохранять такую невозмутимость духа. Он отвечал, что раньше платил деньги, чтобы его оскорбляли, а теперь он пришёл в то место, где то же самое происходит бесплатно.

Также можно вспомнить историю, связанную с жизнью святителя Василия Великого. Одной из его подопечных была женщина из знатного сословия. Будучи вдовой, она хотела начать вести в своём доме подвижническую жизнь. Свт. Василий послал к ней помощницу, женщину высокой духовной жизни. Когда он спросил знатную даму, как совершается её спасение, она сказала, что духовная жизнь развивается темпами невысокими, потому что присланная святителем женщина очень благочестива, благодарит за каждый кусок хлеба, всем довольна и никоим образом не шлифует душу хозяйки дома. Святитель понял суть этого высказывания и послал самую сварливую женщину, которую только мог найти. Она была всем недовольна, поносила хозяйку за каждый кусок хлеба, ругала, а иногда даже прикладывалась рукой.

Речь идёт не о мазохизме. Сталкиваясь с какой-то неприятной для нас ситуацией, мы вынуждены напрячь силы души. В этом напряжении мы сбрасываем с себя страсти и начинаем развиваться духовно. Как воин, вставая в спарринг, ищет не мазохизма, а нагрузки для своих мышц, чтобы вырабатывать в себе бесстрашие, набивать руки в живом взаимодействии. Так воин растёт.

Нельзя забывать, что цель всего – соединение с божественной благодатью, с которой мы можем соединиться, только когда очистимся от страстей. Прийти в преуспеяние при этом можно, а скорби очищают нашу душу от страстей, в первую очередь, от гордости. Мы склонны много о себе думать, а в состоянии зацикленности на себе мы становимся неспособны усваивать божественную благодать. Приходящая скорбь исцеляет от зацикленности на себе, мы становимся способными прикоснуться к молитве, ощутить в себе присутствие божественной благодати.

За оскорбляющих нас людей можно молиться, подавать за них записки на Проскомидию или читать про себя молитву, которую своим духовным чадам советовал читать схиигумен Савва: «Господи, крестом Твоим отдали от меня страсть неприязни, помоги мне полюбить моего обидчика и спаси меня его святыми молитвами».

Эта молитва приводится в посте «Злость, обида, прощение», где также приводится и молитва по соглашению о единстве, которая читается в 10 часов вечера. На этой молитве можно поминать тех людей, с которыми возникают конфликтные ситуации. Молитву схиигумена Саввы, если на душе спокойно, можно читать один раз утром и один раз вечером. Но можно и читать её каждый раз, когда чувствуется смущение, волнение, между делом, когда моете посуду или идёте куда-то.