Медицина. Медицина. Во всём ли слушать врачей?
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  04.09.2023.



Во всём ли в лечении прислушиваться к рекомендациям врачей? Где грань между тем, чтобы прислушиваться к ним, и тем, чтобы поступать вопреки?

Это очень тонкая грань, и чтобы её найти, у человека должна сформироваться картина мира, понимание мира, своего места в нём, своей жизни в целом. Даже светские авторы, которые занимаются вопросами самоорганизации, продумывают менеджмент-технологии (в частности – Дэвид Аллен), говорят о том, что понять, куда сделать следующий шаг, можно только когда у человека есть представление своих целей в будущем. Конечно, подобные технологии мы рассматриваем через призму слов св. апостола Иакова, который, обращаясь к людям, писал в своём послании: «Вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль», – делает им замечание и говорит, что правильней было бы ставить вопрос следующим образом: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое» (Иак 4. 15).

Бывает, что планы не реализуются. Чрезмерная фиксация на планах делает человека тревожным и мучительным. Но речь не об этом. Мы говорим о нормальном, адекватном взгляде на будущее. Такой взгляд не отрицается и в Евангелии. Господь говорит, что желающий построить башню садится и рассчитывает, хватит ли у него сил на воздвижение башни (Лк 14. 28). В этом смысле нужно рассматривать свои планы и с точки зрения здоровья: хватит ли здоровья, чтобы, например, совершить какую-то поездку.

Человек представляет планы на ближайшую неделю, строит более долгосрочные планы на год на 10 лет, приблизительно – на всю свою жизнь. У христиан же точка прикрепления к реальности выносятся за пределы земной жизни. Наша цель включает ещё и формирование того состояния, в котором мы войдём в жизнь вечную. Исходя из понимания различных целей, у человека складывается адекватное представление о том шаге, который он должен совершить сейчас. Например, в целях годового круга у человека может стоять изучение английского языка. Но в целях более долгосрочных у него стоит работа на исследовательском судне, на котором он хотел работать в составе интернациональной команды. Как можно посмотреть на сопоставление этих целей? Человек учит английский язык, но не с тем расчетом, чтобы просидеть над ним следующие 10 лет. Конечно, он и в библиотеку походит, и с репетитором посидит, но его долгосрочная цель – исследовательская работа в качестве, например, микробиолога. Более масштабная цель задаёт меру и вес изучению английского языка – более мелкой цели.

Что-то подобное есть и в отношении здоровья. У святителя Игнатия (Брянчанинова) есть мысль, что в течение жизни мы так или иначе тратим здоровье. Поэтому речь идёт не столько о сохранении здоровья, сколько о разумной трате его. Сохранить здоровье в неприкосновенности – идея утопическая. Если человек, страдающий варикозом, будет много стоять – это приведёт к прогрессированию заболевания. Человек может тратить своё здоровье разумно: там, где нужно, он сходит и на службу, постоит, сколько может, а сколько-то, может, – и посидит… Он выбирает для себя разумный режим, не посещая все службы, но и не отказывается от них совсем, ведь так или иначе где-то в жизни он всё равно будет стоять. Но здесь возникает второй вопрос. Человек услышал рекомендацию врачей, что стоять запрещено. Допустим, он следует ей, но как он будет жить без служб, если он христианин?

Некоторые говорят, что стоять в храме тяжело. Но академик Ухтомский читал книгу «Добротолюбие» стоя. Он говорил, что чтение стоя – более физиологически подходящая поза для такого рода чтения. И в подтверждение его слов можно упомянуть о старце Арсении Пещернике. Как-то он сказал прп. Паисию Святогорцу, что, когда он молится стоя, то ощущает благоухание Святого Духа, а когда садится, это благоухание ощущается не так явно. Кстати, известный основатель нового подхода к школьному образованию Базаров на уроках отказывается от сидения. С его точки зрения, прямохождение – отличительный признак человека. Сейчас мы не разбираем, верующий ли Базаров, но он подчёркивает ту же идею, что и академик Ухтомский. Поза стояния физиологически способствует иному восприятию информации. Поэтому православные храмы и сохранили эту особенность. В храмах за рубежом стоят скамьи, и ты вне зависимости от твоего желания должен сидеть. Садясь, ты уже не можешь так сосредоточенно молиться. Ты можешь слушать, но многое теряешь.

Вернёмся к человеку, у которого больные ноги. Там, где можно, он сядет, но где-то всё равно нужно будет вставать. Человек не может совсем отказаться от участия в богослужениях. Если это произойдёт, то у него будет развиваться уныние, в унынии он может начать пить алкоголь, в состоянии опьянения будет шляться по улице. В итоге провалится в какой-то подвал, простудится, начнется воспалительный процесс…

Другой пример – у человека проблемы со слуховым нервом. Необходимо снизить нагрузку на уши. Но человек не может отказаться от своей функции человека. Он не может не тратить здоровье, но может тратить его разумно. Если человек утрачивает вещи, которые делают его человеком, то принесёт ли ему пользу здоровье, приобретённое такой ценой?

На слова врачей нужно смотреть с рассуждением. Я знал одного человека, который болел раком. Врачи прописали ему постельный режим на последней стадии рака. Тогда он был ещё неверующим человеком, но решил, что если он сейчас ляжет в кровать, то просто ускорит свою смерть. Он встал на ролики, стал ездить, заниматься спортом. Потом он стал задумываться о своей жизни, о том, что пил, ругался матом. Решил что-то менять в своей жизни, отказался от алкоголя, мата. Стал ходить в храм. И рак куда-то делся. Официально, так как у него была инвалидность, её не могут ему снять. До сих пор он получает пособие по инвалидности. Что писать врачам в медицинской карточке? Что был рак на последней стадии, а потом исчез? Так написать они не могут.

Есть книга Мендельсона «Как вырастить здорового ребёнка вопреки врачам?». Речь не о том, чтобы отвергать любые мнения врачей, но о том, чтобы учитывать и мнение, которое сформулировал Нассим Талеб в своей книге «Антихрупкость». Человеку нужны стрессоры. Пытаясь обезопасить человека от стрессоров, медики делают человека очень хрупким. Они отрицают его способность к сопротивлению. По сути, отрицают функцию его иммунитета. Чтобы учить свой иммунитет, ребёнок в первые месяцы своей жизни пробует весь мир на язык. Это тоже происходит не просто так. Ребёнок обучает свой иммунитет. Как говорил один доктор, у него появляется свой репертуар. Когда он вырастает – конечно, он переболевает, чем-то заражаясь, но становится здоровым, потому что у его иммунитета есть репертуар. Его организм, по терминологии Нассима Талеба, становится антихрупким. А если человек жил в изолированной обстановке в условии кафельных плиток, промытых дезинфектором, то его иммунитет не обучен.

У человека должно вырабатываться чутьё: нужно прислушиваться ко врачам, но нельзя всю жизнь провести в санаториях, в условиях постельного режима, поедания только лекарств и витаминов. Человеку нужно куда-то ездить, проходить через трудности, совершать свои выборы. Что интересно, у человека, который реализует себя как человек, появляется внутреннее ощущение полноты жизни, которое помогает ему пройти через все невзгоды и преодолеть их. Даже с тем небольшим запасом здоровья, который у него есть.

Яркий тому пример – книга «Мученики Ленинградской блокады». Истощённые дети, в которых, по выражению автора, жизнь теплилась на минимальном пределе, сумели выжить вопреки данным современной науки. Было известно, что специалист по пищевой промышленности советовал Гитлеру не тратить боеприпасы и не губить солдат, атакуя Ленинград, потому что люди, истощённые голодом, сдадутся сами. Но многие выжили вопреки всем прогнозам. Об этой жажде жизни знают не все врачи.

Одному человеку врач прописал годичный курс уколов. Рекомендации врача ввели человека в чувство отчаяния. Потом его осмотрел военный врач, который видел боевые ранения, который знает, что такое ресурсы организма, и сказал, что у него всё хорошо, и только прописал пару препаратов, чтобы простимулировать организм. Во втором случае врач опирался на те ресурсы, которые в организме есть.

Нужно внимательно относиться к рекомендациям. Что-то нужно исполнять, что-то – нет. Нужно обдумывать, если исполнять – в каком объёме. Нельзя отказаться от жизни. Нужно дальше существовать как полноценный человек, понимая те ограничения, которые могут быть возложены болезнью.

Не всегда для реализации рекомендаций врачей человеку нужно отказываться от того, что приносит ему укрепление и помощь. Лишившись какой-то активности, человек может потерять гораздо больше. Речь идёт о том, что мы ассоциируем с истинной добродетелью. Эти слова не значат, что не надо отказываться от алкоголя, сигарет. Некоторые мужчины, которым ставят диагноз атеросклероз, встают перед дилеммой: либо они теряют способность ходить, либо они отказываются от алкоголя, мяса и сигарет. Один мужчина, который встал перед такой дилеммой, сказал, что вычитал где-то, что, если мужчина отказывается от этих трёх параметров, то уровень его жизни серьёзно падает, и приводилась внушительная цифра в процентах. Видя эту цифру, некритично воспринимающий эти данные читатель может подумать, что жизнь мужчины теперь и не жизнь вовсе.

Я наблюдал тяжёлую картину: мужчина в расцвете сил теряет способность ходить. Ему было проведено шунтирование, операция была неудачной. Может, сейчас есть другие технологии, но раньше в таком случае при атеросклерозе капали дефицитный препарат «Вазепростан» и давали стопроцентный запрет на курение. Этот мужчина некоторое время держался, а потом отправил работника больницы за сигаретами, сказав, что, наверно, не сможет отказаться от курения. Причём, это говорил человек, который сам был главой военного госпиталя. Он полностью понимал все последствия своего шага для своего здоровья, для работы – он инспектировал различные организации, его работа была тесно связана с передвижениями.

Отказ от алкоголя и сигарет не сделает человека несчастным, напротив – сделает его счастливым. Речь в ответе идёт о том, что крайне осторожно нужно относиться к тем рекомендациям, которые требуют отказа от того, что приносит нам связь с опорой, что делает нас людьми. Нужны взвешенные размышления. Если у священника варикоз, можно сокращать время стояния, где возможно – сидеть. Но совсем отказываться от богослужений вряд ли возможно, потому что таким образом он перестанет быть священником, утратит то, что составляет его сердцевину.