Страх. Страх. Ч. 7: На одной дороге было совершено нападение с целью насилия, теперь – страх ходить тем путём
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  27.09.2023.



Травматический опыт имеет особенность выстреливать там, где, казалось бы, всё спокойно и беды ничего не предвещает. Бывает, что, неосознанно застревая на опыте прошлого человек переносит его в настоящее. Важно в определённые моменты уметь переключаться на нечто конструктивное, настраивая свой разум на положительный лад.

Ответы иные по теме:

– Ответ «Страх. Страх потерять, что имеешь. Прочие страхи».
– Ответ «Страх. Дополнение к ответу про страх. Отсутствие страха патологическое и нормальное»
– Ответ «Страх. Тяжелые мысли – противопоставить пение»
– Ответ «Травма. Страх поездки за рулём (выходить из дома и пр.)»

Так как ситуация, озвученная в вопросе, требует масштабного решения, то в этом ответе приведу ссылки на то, что готовил по подобным поводам. В ответе будут упомянуты три женщины, которые имели опыт хождения по местам, где, по идее, их должен был настигать страх. Но они справились. И то, что они справились, было связано не то, чтобы с каким-то специальным приёмом, сколько с общей настроенностью их жизни. С той самой положительной доминантой, о которой рассказывается в прочих материалах, которую и вам хорошо бы начать в себе воспитывать. Она поможет затормозить страх.

Почему – поможет затормозить, а не затормозит? Потому что без Бога делание человеческое не прочно. В одном из упоминаемых ниже ответов будет рассказано о песнопении, обращенном к Божией Матери. Смысл помощи от песнопения, которое помогает преодолеть страх, нельзя ставить в один ряд с эффектом, случающимся от рассказывания стишка. Да, когда человек рассказывает стишок, он как-то отвлекает ум от неприятных мыслей. И когда речь идет о песнопении, обращенном к Божией Матери, работает, конечно, и данный человеческий эффект. Но, главное, по молитвам Божией Матери человека покрывает милость Божия. Так он избавляется от страха.

О доминанте и страхе – в ответе «Травма. Страх (часть 3) поездки за рулём (выходить из дома и пр.)»

Про молитвенное песнопение к Божией Матери «Взбранной Воеводе…», которое помогает защитить от страха – в ответе «Страх. Страх (часть 1) потерять, что имеешь. Прочие страхи».

По поводу вашего вопроса о том, что вы ходите через кусты, проходя путём, на котором однажды к вам пристал насильник и приставил нож. Его не смутил вид вашего живота, потому что вы были на седьмом месяце. Тогда изнасилование не совершилось, но остался страх. Вы спрашиваете: то, что вы ходите тем же путём – это правильно или неправильно?

Несколько моментов, на которое можно обратить внимание.

Во-первых, с тех пор стал ли пустырь безопасным или нет? В фильме «Генералы песчаных карьеров» девушка шла маршрутом пустынным и на неё было совершено нападение. Если то пустое место в Вашем случае представляет собой нечто подобное – то, может быть, именно этим маршрутом ходить и не стоит. Но – не имея ввиду прошлый опыт. Конечно, мы всё равно помним прошлое, но в этом выход из травматического опыта и заключается, что мы прошлый опыт учитываем в нашей жизни, чтобы избежать каких-то неприятных моментов, которые были ранее. Я здесь скорее имею в виду, что не надо навязчиво фиксироваться на опыте прошлого, навязчиво предполагать, что должно произойти так, как было в прошлом. Можно, скорее, в таком неком отрыве от прошлого разумно посмотреть на ситуацию. Сам маршрут: он безопасен или нет? Если он сомнителен – лучше ходить другой дорогой. Если деваться некуда– то, перекрестившись и помолившись, идти.

Татьяна Новосёлова писала в своей книге «Живы будем – не умрём», как она после учебы шла домой через лес и ей чудилось, что видны волчьи глаза.

«Первое полугодие мы учились во вторую смену, и мысль, что по лесу пойду одна, заставляла учащенно бить­ся сердце. … Ид­ти было невесело, а в лесу в сумерки – тревожно. Конечно, я успокаивала себя: надо смело глядеть страху в глаза, тогда он отступит. Известно, что, пока у человека трясутся поджил­ки, он – раб. Я внушала себе, что страх надо преодолеть пер­вый раз. Это трудно. Вскоре поняла, что желание учиться бы­ло сильнее боязни идти одной.

… В сумерках, вдали лесной чащи све­тились волчьи глаза, а может, это мерещилось мне? Не зря же говорят, что у страха глаза велики. … Часто меня накрывала ночь. Ночное яс­ное небо захватывало дух. Звезды подмигивали и по-друже­ски подгоняли, мне думалось, что они живые. Красота вокруг была такая, что, казалось, моя душа со звездой небесной го­ворит.

Случалось идти одной при луне. … Я смотрела на свою тень на снегу, словно встречалась сама с собой. Движение те­ни откликалось во мне. Я показываю ей кулак и грожу пальцем за промахи в учебе, и она вторит мне, усиливает осуждение. Я киваю головой, одобряю себя, весело машу ей рукой, и она радуется за меня. Нам веселее вместе идти. Она понимает ме­ня и никому не проболтается о моих тайнах. Но не все так бы­ло чудесно под луной!

Нередко я и бегом бежала по лесу или рассуждала сама с собой: если нельзя избежать опасности, то что толку в тру­сости? Она все равно не защитит.

У меня сейчас к той бесстрашной девочке Тане много вопро­сов. Мне и самой не верится, что это было. Главное, что я нико­гда не хотела бросить учебу. Тогда я многому научилась: насла­ждаться красотой заснеженной дали, холодным лунным светом, мерцающим звездным городом, величественной ночью, тихой до звона. Зато как приятно увидеть наконец в просвет между де­ревьями маленькие домики в снегу почти безлюдной моей же­ланной деревушки Саполовой».

О том, что помогало Татьяне Новосёловой жить, несмотря на запредельные по уровню тяжести условия, см. в эфире «Выжить благодаря и вопреки. Путь жизни и путь смерти: два отношения к реальности, две концепции преодоления трудностей, два подхода к ПТСР, два пути исполнения воинского долга».

15:49 Книга Т. Новосёловой. Важно вырабатывать культуру чтения. О романтическом восприятии социализма. Сталин. Вторая Мировая война.

23:29 Качества, благодаря которым удалось выжить: терпение, трудолюбие, мужество, достоинство, чистая совесть, добрая отзывчивость, глубокая самоотверженная любовь к ближнему. Комплексы “несоответствия стандартам” парализуют силы души.

24:16 ПТСР-безмолвие: когда у человека нет слов, чтобы высказать свою боль. Как этому противостоять. Выжившие в осажденном Севастополе. Чтение воспоминаний других, переживших катастрофы, помогает справиться со своим грузом.

29:36 Война многолика: и уничтожает, и возвышает. Построение второй сигнальной системы, дающей возможность посттравматического роста. Еще раз о доминанте. Жизнелюбие.

35:52. ПТСР-рост. Мама Татьяны Новоселовой. Тайна долголетия: труд, доброе сердце, праведная жизнь, крепкий закалённый дух, способность любить людей, бескорыстно помогать им. Степенность. Чистая речь. Торопливый ум действует неразумно, а крепкий - не торопится. Не переступить черту.

41:22 Современные психологические концепции и правда. Наши предки, послевоенное поколение. Взаимопомощь, братство. Величие женщины. Женская дружба.

***

Ходила лесом, в котором можно встретиться с реальной опасностью, монахиня Елена (Казимирчак-Полонская). Монашество она приняла уже в очень зрелые годы. Свою книгу «О действии благодати Божией в современном мире» она начинает с рассказа о событиях Второй Мировой Войны, которую ей довелось пережить. Ей нужно было как-то выживать с сыном, еду и кров достать было трудно. И вот ей предложили носить лесом продукты, она согласилась. Шла война и во время лесных переходов могло произойти все что угодно.

«Наступил вечер, в который предстояло двинуться в первое путешествие. Елена … просила только горячо молиться о ней и вечером, и днем, и ночью, если кто-нибудь проснется в течение этих двух ночей. … была темная безлунная ночь, с облаками, но сквозь них просвечивали кое-где чудесные звезды, напоминающие Елене о великой живой Вселенной, о Мудром и Любящем Отце — Творце и Промыслителе.

Елена собрала все силы своей веры, мужества и любви и смело двинулась в путь.

Дорога через первый лес была длинная – больше восьми километров, и прошла в непрестанной пламенной молитве, которая укрепляла веру, давала силы и под­держивала мужество. Страшно было идти после выхода из леса по тропе между кустарниками и вдоль реки под вербами, потому что – после лесной тишины – казалось, со всех сторон доносились какие-то звуки, — то отдален­ный лай собаки, то далекие выстрелы, то шум и всплески незамерзшей реки.

Когда Елена вступила, согласно маршруту, во вто­рой лес и до города оставалось уже не больше четырех километров, ее душу заполнила новая волна мира, веры и надежды.

… Хозяин ресторана очень обрадовался про­дуктам. Проводил Елену через сад до леса и успокоил ее, что немцев сейчас здесь меньше, так как главные фашистские силы брошены на Варшаву, где идут оже­сточенные бои.

От этих сообщений все мысли о личной опасности сразу отступили на второй план; вся душа наполнилась тревогой за бедных страдальцев – мужа, мать и всех жителей польской столицы. Горячая молитва о них и о Сереженьке рвалась из сердца в Небо всю дорогу. Утром, когда было еще совсем темно, она благополучно вернулась домой.

… Второе путешествие Елены через неделю обошлось также без всяких инцидентов.

Третий поход был связан со страшным приключе­нием.

… Пройдя половину пути в первом лесу, Елена услы­шала на далекой дороге за лесом тяжелое громыхание, напоминавшее продвижение артиллерии или тяжелых нагруженных возов. Она замедлила ход, сошла с до­роги и начала углубляться в лес, опасаясь, что за этим шумом может не услышать издали проходящих через лес немецких патрулей. Но вскоре громыхание утихло, и Елена снова пошла по лесной дороге. Но какие-то необычные в эту пору, отдаленные звуки нарушали тишину. Пройдя восьмикилометровый путь через весь первый лес, она уже приближалась к его опушке и со­биралась выйти на тропу, ведущую к реке, как ей по­слышались очень отдаленные неясные звуки, как будто шаги по замерзшей земле. Что лучше? Скрыться снова в лесу, в котором было пройдено уже больше половины пути до города, или продвигаться по тропе к речке?

Нет, лучше вперед!” – мелькнуло в сознании. Но не успела она пробежать и третьей части тропы, как услышала вдали шаги и визг собаки. Вдруг она увидела с правой стороны под лесом какой-то темный комочек, выраставший на ее глазах, который мчался к ней напря­мик через поле с невероятной быстротой. Елена сразу поняла, что это военная собака, и бросилась бежать со своей тяжелой ношей, сколько хватало духу, по тропе среди кустов к реке. Собака громко залаяла уже где-то сзади, недалеко, сразу немцы выпустили два залпа из ружей в направлении Елены. Она пустилась стремглав из последних сил к реке, зная, что военные собаки рвут человека на части. Долетев до обрывистого берега, где росли вербы, она успела увидеть только лед, покры­вавший реку у берега, и темные воды за льдом. Собака мчалась уже по ее пятам и снова залаяла. Устремив огненный зов к Небу, Елена бросилась с крутого берега прямо на лед. Снова раздались два залпа, уже с более близкого расстояния, но обрыв защитил Елену. Она спустилась и хотела бежать по льду, но он сразу треснул, и Елена оказалась по колени в ледяной воде. А дальше начиналось сильное течение и большая глубина. Елена остановилась и круто повернулась лицом назад, сделав шаг по провалившемуся льду к берегу. Собака-волк стояла перед ней на крутом берегу и, не двигаясь с места, смотрела на нее в упор, а она – молча, с молитвой, – так же в упор смотрела на собаку.

В это время раздался пронзительный свист: это, видно, немцы, в тишине не услышав ничего подо­зрительного, призывали к себе собаку. Но овчарка стояла в нерешительности: броситься в ледяную воду и разорвать на части Елену, или вернуться на свист к хозяевам. Елена тоже, не двигаясь с места, не сводила глаз с зловещей морды. Но в это время, уже с большего расстояния, раздался повторный продолжительный призывный свист. Собака повернулась и помчалась к удалявшимся немцам. Сердце Елены громко стучало, и без всяких слов неслось из него ввысь пламенное благодарение».

О монахине Елене см. в цикле бесед «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря» (часть 3):

4h. Характеры. Монахиня Елена (Казимирчак-Полонская). Куда идти, если не знаешь, куда. О интуитивном познании
4i. Характеры. Монахиня Елена (Казимирчак-Полонская). Ефросиния Керсновская

***

Евфросиния Керсновская прошла практически без пищи полторы тысячи километров по тайге зимой. «Ужасный это был путь! – писала она в своей книге “Сколько стоит человек”. Недаром тайгу сравнивают с морем и, перефразируя поговорку, говорят: кто в тайге не бывал, тот Богу не маливался. Почему в эти самые безнадежные дни я не испытывала ни страха, ни отчаяния? … Что давало мне силы встать [когда она засыпала и была на волосок от вечного сна] и идти дальше? … Казалось бы, можно с ума сойти от ужаса. Но мне нисколько не было страшно».

О том, какие были у нее принципы жизни, как она воспринимала мир, других людей, саму жизнь (она была верующей женщиной) см. в беседе, указанной выше. А также – в тексте «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты», в части 3-ей «Вера (идеалы) и преодоление травматического опыта», в главе «Евфросиния Керсновская и ее книга “Сколько стоит человек”».

***

Возвращаясь к вашему случаю. Если ситуация уже изменилась (бывает пустыри застраиваются), место уже не является опасным, – тогда проблему вызывают некоторые ассоциации, возникающие, когда вы идёте этим маршрутом. Тут важно не поддаваться этим ассоциациям, которые запускают механизмы переживания, сформированные годы назад. Мы знаем, что деятельность разума препятствует силе условного рефлекса. То есть, с помощью силы разума человек может разорвать узы этого рефлекса. Видя какое-то место, вы сразу испытываете прилив адреналина, вспоминая произошедшее, и дальше психика идёт в русле этих переживаний. Но здесь ещё важно свой ум перехватить и укрепить его каким-то божественным смыслом. Может подобрать из Священного Писания мысль, которая каким-то образом связана с идеей местности, и чтобы эта мысль указывала на иную реакцию, то есть не на реакцию страха, а на что-то положительное. Например: «На всяком месте владычества Его благослови, душе моя, Господа» (Пс 102. 22).

Упоминался выше ответ, который был дан девушке, в связи с тем, что она училась водить автомобиль. В прошлом, когда она училась водить, рядом с ней сидел человек, который очень активно её порицал, и в её сознании процесс вождения связался с эмоциями страха. Соответственно, когда она садится за руль, всплывает то, что она слышала тогда от человека, сидевшего рядом. Но мы всё-таки знаем, что эта связь негативная может быть разорвана. Даже не столько разорвана, сколько преображена.

В научной литературе был описан случай, когда девушка сидела в ресторане со своим молодым человеком, и когда увидела какое-то блюдо с кетчупом, у неё начался приступ неконтролируемого состояния, потому что она была изнасилована. Когда её насиловали, перед лицом её была занавеска красного цвета. Когда она увидела кетчуп, этот красный цвет явился той самой кнопкой, которая запустила комплекс реакций, сформированных прежде. С точки зрения академика Ухтомского этот комплекс реакций называется доминантой, которая пришла в движение. Но мы знаем, что эту доминанту из его учения, (а он был верующим человеком, православным христианином), можно перестроить. Если у неё красный цвет ассоциируется с насилием, если красный цвет вспоминается, можно, например, прочитать какую-нибудь молитву, может даже что-то из Пасхального канона, где рассказывается о победе Христа над смертью. Там как раз упоминаются слова «Пасха красная», то есть красный цвет в этом каноне включён в другой смысловой контекст, соответственно и слова Пасхального канона переводят нас в другой смысловой контекст, который провозглашает победу над смертью, победу добра над злом. Можно почитать Пасхальный канон преподобного Иоанна Дамаскина, и, если какие-то слова откликнутся, их и повторять, если вспоминается красный цвет. А вам, если возникают ассоциации с местностью, тоже можно что-то подобное подыскать.

В Псалтири были слова: «Положил есть реки в пустыню, и исходища водная в жажду. Землю плодоносную – в сланость, (соленую) от злобы живущих на ней. Положил есть пустыню во езеро водная, и землю безводную – во исходища водная» (Пс 106. 34–36), – то есть, речь там идёт, кажется, о том, что плодородная местность стала пустыней, но там потом где-то упоминается, что наводнилось это место потоками, то есть это место ожило, в пустыне появились озёра. Соответственно, уже идея местности включена в контекст истории, и ваш ум перейдёт уже к осмыслению событий Священной Истории.

Кстати, Фёдор Конюхов в своей книге «Сила веры» описывал, как он грёб на вёслах через Тихий океан. 150 суток ему понадобилось, чтобы океан пересечь. Сделал 10 000 гребков. Когда человек почти полгода плывёт, у него запросто может сформироваться условный рефлекс, он может даже потерять где-то человеческий облик. Может повредиться и психически, как люди на конвейерных лентах: выполняя одну и ту же процедуру, они навязчиво начинают повторять, таким образом формируется условный рефлекс. Но у него условный рефлекс не сформировался, потому что ситуация, связанная с его планом, была включена в смысловой контекст, у него как раз была активна его сила разума, которую можно ассоциировать со второй сигнальной системой по академику Павлову. Когда он работал вёслами, скрип уключины напоминал ему звук церковного кадила, грёб он с Иисусовой молитвой, вспоминал Ноя, который спасся со своей семьёй от потопа. Когда сила разума человека подавлена страхом или чем-то ещё, тогда он, можно сказать теоретически, садится за вёсла, и эти вёсла у него начинают ассоциироваться с какой-то пыткой, с какой-то работой, которую нужно делать. И потом уже постепенно это состояние беспомощности и нежелания грести возникает автоматически, как только человек видит вёсла. А вот если ум человека работает в конструктивном ключе, то этой связи может и не возникнуть.

По поводу земли есть ещё в 142-псалме слова: «Душа моя яко земля безводная Тебе», – то есть душа моя, как земля, бесплодна пред тобой. Здесь надо ещё понимать, что речь не о каких-то мантрах, всё совершается не само по себе, а в контексте общения человека с живым Богом, в контексте общения человека со Христом. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что сила Христа действует только тогда, когда мы верим во Христа Спасителя. А если этой веры нет, то сила Христа не действует автоматически. Или мы знаем, что по нашей вере любое перекрестие может превратиться в крест, но человек атеист, который и знать не хочет Христа, для него это перекрестие ничего не значит.

Итак, как сказано выше, можно читать строки из 106-го псалма. А можно посмотреть, например, список псалмов, которые преподобный Арсений Каппадокийский читал в определённых случаях. Когда он совершал молебны и не имел молитвы, которую можно прочитать по какому-то случаю, каким-то распространённым случаям он приспособил псалмы. Можно посмотреть список, им составленный, и подобрать псалом, подходящий к своей ситуации. Ну и читать, соответственно, проходя мимо этого места, или даже во время страха. 

Опыт последствия насилия и то, как он преодолевается, разбирался в проекте «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» – тексты и беседы иеромонаха Прокопия (Пащенко)».

В части 2.2 приводились некоторые моменты, связанные с опытом насилия. См. главы «Последствия насилия сексуального», «Последствия насилия физического. Боевая психическая травма (военный синдром)».

В этой и также в дальнейших частях объяснялась вообще суть травматического опыта и как происходит его преодоление. И есть одноимённые беседы «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты», большинство из них записано только в аудио или видео, только часть была записана. И вот все аудио выложены на сайте Соловецкого монастыря в отделе «Пастырская страничка», в подразделе «Беседы о проблемах личности». Там тоже по оглавлению можно посмотреть что-то относящееся к теме.

11o. ПТСР-РОСТ. Травматический опыт как доминанта. Изнасилование. Помогает ли стимуляция памяти?

11p. ПТСР-РОСТ. Спорные концепции работы с ПТСР, игра с воображением. Эйфория не есть исцеление

11q. ПТСР-РОСТ. Изнасилование. Самоконтроль еще не исцеление. Перестройка опыта через обогащение

11r. ПТСР-РОСТ. Горе, травма, боевая травма. Когнитивная переработка. Выход в конструктив. Покаяние

11s. ПТСР-РОСТ. Доминанта и перестраивание угрожающего образа. Помогает ли проговаривание, стимуляция памяти

11t. ПТСР-РОСТ. Помогает ли вообразить месть, прожить. Изнасилование. Ненависть поглощает. Гипноз

11u. ПТСР-РОСТ. Изнасилование. Месть родителям. Грани этики. Вслушивание в себя. Критерии исцеления

Здесь важно вообще, как рассказывается в беседах и текстах, расширять мировоззрение, выходить из какой-то своей модели поведения, перестраивать свой образ мыслей. Не буду повторять всего. Возрастая как личность, человек как раз и выходит из той модели поведения, в которую пытается загнать его травматический опыт.

Нашёл у преподобного Нила Синайского слова, которые, правда, относятся к инфернальным искушениям, но может они применимы к разбираемому случаю: «Хотя и шум, и топот, и вопли, и ругательства услышит от демонов старающийся держать чистую молитву, но не ниспадет помыслом и не придаст его им, говоря к Богу: не убоюся зла, яко Ты со мною еси» (Пс 22. 4), и тому подобное. Другая цитата: «Во время таких искушений обращайся к молитве, и молись не многословною молитвою, но напряженно». Ещё цитата: «Если демоны станут угрожать тебе, что внезапно явятся в воздухе, чтоб изумить тебя и похитить ум твой, не бойся их, и совсем не заботься о такой угрозе их. Это они стращают тебя, пытая, ставишь ли их во что-либо, или совсем презрел уже их», где «пытая» – это испытывая. Здесь приводятся слова из псалма о 22-ого, там есть мысль: если и пойду путём скорби, то не убоюсь зла, потому что Ты со мною.

Кстати, эти строчки из псалма очень трогательно читает актёр Дензел Вашингтон в фильме «Книга Илая». Можете его посмотреть. Фильм о том, что произошла уже ядерная катастрофа, родилось уже поколение людей после катастрофы, которое не знало цивилизации. Остался последний экземпляр библии, и Илай получил от Бога благословение носить этот последний экземпляр, чтобы передать его в надёжные руки. Можно, кстати, обратить внимание, что он то ли слепой, то ли очень плохо видит, очень многое он делает на ощупь. Как раз он многие годы шёл, и Господь как-то руководил им, несмотря на то, что кругом было очень много скорби, мрака. Он цитировал слова из одной песни: «Есть лишь один цветок на поле тьмы, этот цветок даёт мне силы идти дальше». Этот фильм, кстати, упоминал в цикле бесед «Горение сердца», есть и текст, расширенная версия о том, как в беседах разбирался вопрос, по каким причинам вообще сердце человека становится способным к радости и по каким причинам эта способность угасает.

P.S. На всякий случай приложу еще ссылки на короткие заметки, которые были даны в телеграмм-канале. Они в чем-то повторяют, что уже было объяснено в данном ответе. Но когда мы строим конструктивную доминанту, не будет лишним пройти еще раз то, что уже известно.

Страхования – приступы страха: Часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5.

Также прилагаю ссылку на ответ, который давал одной девушке-врачу на ее вопрос о возможном насилии, когда она думала идти работать в военный госпиталь. «Девушке-медику о работе в военном госпитале (на вопрос о возможности изнасилования)».