Отчаяние. Отчаяние. Отчаяние вследствие потери отношений
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  09.10.2023.



См. также текст «Отчаяние. Есть ли и для меня надежда? Часть 1».

Если человек совершил поступок, вследствие которого ему больно и стыдно, конечно, может возникнуть чувство отчаяния и нежелание жить.

Здесь нужны не только покаяние и Исповедь, но и стремление сформировать в себе душевный навык, противоположный тому навыку, на основе которого ты вошёл в такую ситуацию. Например, ты был гневлив, поругался с девушкой, она ушла, и отношения не восстановить, – эта ситуация приводит тебя к отчаянию. Если переосмыслить происшедшее, исповедоваться, сделать попытку примирения (причём не фиктивную попытку, а настоящую, так, чтобы твоя совесть сказала тебе, что ты сделал всё возможное), и самое главное – если сформировать в себе навык, противоположный гневливости, то ты можешь успокоиться.

В чём может выражаться гневливость? В том, что мы не слушаем собеседника до конца. Нужно формировать навык с терпением слушать человека до конца. Если ты замечал в себе нежелание прислушаться к чужому мнению, в частности, к мнению своей девушки, то отныне в отношениях со всеми людьми ты будешь стараться прислушиваться к ним.

Здесь будет уместно вспомнить о романе Генриха Сенкевича «Камо грядеши» о первых христианах. Римский военачальник Виниций полюбил христианку Лигию, но поначалу его любовь имела характер сексуального влечения, в котором, как таковой, любви не было – он просто хотел ею обладать. Когда Лигию везли к нему домой, он мог обладать ей на правах власти, потому что в те времена в Римской Империи процветал рабовладельческий строй общества. Хотя она была не рабыней, а заложницей: когда заключалось какое-то соглашение между Римской Империей и другим государством, Рим брал детей правителей в качестве заложников…

Но замысел Виниция не удался. Христиане отбили Лигию, и Виниций не мог её найти. Поначалу он бредил мыслями, что, найдя, он будет её избивать, доминируя над ней. Но потихоньку он стал внутренне меняться. Когда он проявлял свой звероподобный нрав, ему стало приходить на ум, что Лигия не хотела бы его видеть таким. И он становился добрее. В своём имении он запретил телесные наказания рабов. Когда он хотел совершить что-то в русле своего звериного характера, перед его сознанием вставал образ Лигии, и он менял свои решения. Потом ситуация выстроилась таким образом, что он и Лигия встретились и даже поженились.

Если идти таким путём, то отчаяние отступит. Никогда не поздно. В каждой ситуации мы приобретаем опыт, хотя порой это тяжело пережить, но всё же это полезно. Мы отмечаем, как лучше не стоит поступать, можем скорректировать для себя вектор развития. При правильном отношении к ситуации можно сформировать такие навыки, которые в будущем уберегут от гораздо больших падений и трагедий. Может, какая-то ситуация встряхнула человека, но она привела к мысли о необходимости изменения каких-то характеристик своей жизни. Она может способствовать обретению блага.

Смириться здесь – это признать свою ошибку и постараться её исправить. Что будет, если идти путём гордости? Горделивый человек в своём сознании представляет себя идеальным, и когда он совершает что-то, что ставит его в неловкое положение, что развенчивает идеал, он начинает казнить себя: «Как я мог допустить эту ситуацию, как мог не предусмотреть? Как мог дать волю своим страстям, гневу и гордости?» Гордый человек словно отрицает, что он живой человек и может совершить ошибку. Он мучается от осознания собственного несовершенства.

Смиренный человек видит собственное несовершенство, говорит: «Господи, у меня ничего не получилось, но Ты же видишь, что я стараюсь». Он с надеждой смотрит в будущее и потихонечку меняет свою страсть на противоположную добродетель, потихонечку выходит из колеи.

У меня тоже были напряженные отношения с родителями, с сестрой. Когда я пришёл в монастырь, у меня было настоящее отчаяние. Но потихоньку стал звонить родителям. Когда приехал домой, стал гулять, играть с сестрой. Постепенно их отношение ко мне изменилось, мы стали близки душевно. Эта боль прошла. Боль, которая просигнализировала, что в жизни что-то нужно изменить. Если человек не прислушивается к этому сигналу, то он видит только боль и страдание. А если прислушаться, то боль выполнит свою задачу, доведёт человека до определённой ступени развития и исчезнет.

Есть одна очень хорошая книга «Непостоянные величины», хотя она написана мусульманским автором. Один заключённый, который читал Евангелие, унизил человека перед девушкой. Тот перестал общаться с девушкой и писал ей письма, которые не отправлял. В письмах он пытался представить Христианство как нечто дурное. Потихоньку его взгляды на жизнь стали меняться, поскольку он стал работать в школе, столкнулся с реальной жизнью. Стала меняться призма, сквозь которую он смотрел на жизнь. Он перестал писать эти письма. До этого он испытывал навязчивую потребность переубедить девушку из-за внутреннего конфликта: заключённый, который его унизил, был христианином, и девушка эта тоже была христианкой. И теперь он видел своей задачей снять с себя позор и убедить её, что Христианство – это плохо. Но потихоньку он стал убеждаться, что Христианство несёт в себе положительные стороны. Хотя в конце книги он не приходит к принятию Христианства, но уже в реальности он пишет письмо девушке. Некоторые люди не могут успокоиться после поражения и крутят в себе случившееся. Это выражается в форме писем, которые они пишут без потребности получить ответ. А здесь человек пишет девушке уже в соцсети, где говорит, что радуется за неё, что она устроилась в какой-то проект. И также говорит: со мной или без меня, но главное – будь счастлива.

Он вырастает над своей ошибкой. Здесь только один выход – развиваться. Бывает, человеку очень полезно быть встряхнутым жизнью. Иначе он так и не будет расти.

Собраны истории людей, которые пережили травматический опыт и как они с ним справлялись через развитие, через человечность. Хорошо погрузиться в опыт этих людей, почитать их мемуары. Например, как частно упоминаю в иных текстах и беседах, – книгу протоирея Михаила Труханова «Первые 40 лет моей жизни» и книгу Алексея Арцыбушева «Милосердия двери». Некоторые основные идеи из автобиографической книги Евфросинии Керсновской рассмотрены в главе «Евфросиния Керсновская и ее книга “Сколько стоит человек”» в части 3-ей текста «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты».

В трудной ситуации очень успокаивает душу чтение Псалтири, хорошо читать на церковно-славянском с параллельным переводом. Когда у меня были непреодолимые жизненные обстоятельства, изнутри всё рвало, я в течение двух лет читал Чин 12 избранных псалмов. Можно читать этот чин за 3 дня. Со временем душа начнёт успокаиваться. Когда читал эти псалмы, было ощущение, что я в бронежилете. Раньше скорбные ситуации выбивали из колеи, а теперь они отскакивали как пули от бронежилета. Конечно, ты чувствуешь удар, может, даже падаешь. Но, тем не менее, можешь встать, и навылет тебя не пробивает.

Чувство одиночества – это взгляд человека, выстроившего себе определённую картину мира, основанную на эгоистических представлениях. Когда человек перестраивает своё мировоззрение, чувство одиночества уходит. Ранее в своём сознании он отрезал себя от всего остального мира. Человек может считать других людей идиотами, и следствием такого превозношения над другими будет чувство оторванности.

В романе Достоевского «Идиот» есть персонаж по имени Ипполит, юноша, который хотел покончить собой. Он чувствовал, что какая-то пташка знает своё место в мироздании, а он – «как ломоть отрезанный». В романе описано, что он чувствовал себя так вследствие своей личной позиции. Презирал других людей, противопоставлял себя им. Конечно, он и не мог почувствовать свою общность с другими, с миром. Такие люди чувствуют себя одинокими. Цитата из книги «как ломоть отрезанный» – синоним одиночества.

Чтобы выйти из одиночества, надо пересматривать свои взгляды на себя, на мир, на других людей. Потихоньку, когда начнёшь в ближнем видеть Другого с большой буквы, одиночество начнёт отходить.

Собеседник о. Прокопия: «У меня никогда не было, чтобы я видел в ближнем своём то, о чём вы говорите».

Этого не разглядеть поверхностным взглядом. Если говорить про гордость, человеку кажется, что он никогда не был таким хамом. Но гордость может выражаться и не в крайних мерах, не в жестком противопоставлении себя. Гордость может быть и у очень общительного человека, который на глубоком уровне, в своих мыслях соглашается с тем, что в большинстве случаев прав именно он. И, может, он и не презирает других, но его взгляд на собственную персону, если этот взгляд доминирует в его жизни, приводит к тому, что окружающий мир меркнет, становится далёким. Другие люди становятся чем-то несущественным. Конечно, человек к ним стремится, люди нужны ему, он хочет с ними общаться. Но 18:15 он не видит, это общество можно выковать только многими годами работы над собой. Когда мы учимся слушать ближних, понимать их, входить в их нужды, это требует труда над собой, душевного подвига, траты времени. Тогда у человека начинает формироваться новый тип взгляда на реальность, когда он видит нити, связывающие его с этим миром.

Многие люди считают, что комфортное состояние – когда ты никому ничего не должен, когда ты сам по себе. Но следствием этого и является чувство одиночества. А когда к тебе обращается человек, и ты понимаешь, что не можешь просто пройти мимо, что-то связывает тебя и этого человека, связывает хотя бы заповедь Божья, призывающая тебя протянуть руку помощи, то эта незримая связь с другими людьми начинает тебя питать.

Если сделать правильные выводы – станет лучше, Господь переменит текущую ситуацию к лучшему. Неправильно сидеть, сложа руки, говоря, что всё произошло так, как должно было. Такая позиция снимает с нас ответственность: не мы разрушили отношения, а Господь так сделал, чтобы мы получили опыт. Но если осознать свою ошибку, обратиться к Богу со словами покаяния, попытаемся сделать что-то, чтобы обратить ситуацию в лучшую сторону, – то Господь своим промыслом поможем нам это сделать. Ситуация послужит во благо.

Каждый человек должен накапливать свой опыт, с годами появляется множество пройденных ситуаций, из которых он выводит определённые закономерности. В поражении он осознаёшь причины собственной неудачи: возгордился, перестал считаться с ближними и, как следствие, столкнулся с катастрофой. Осознаёт причины катастрофы, делает шаги к её исправлению, и в итоге эта ситуация не только учит чему-то, но и открывает жизненные двери. После он уже понимает, каким путём нужно выходить из отчаяния. Когда происходит новая кризисная ситуация – у него уже есть инструменты для выхода из неё, поэтому он не отчаивается.

А ошибки совершаем все мы.