Женщина. Женщина. О мнении, что женщина должна подходить к браку с позиции «наполненности». Ч. 2
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  13.10.2023.



Возвращаясь к вопросу о том, что женщина должна подходить к вопросу отношений с мужчиной с позиции наполненности, приведу историю и прокомментирую ее. Как уже было сказано ранее, в мире существуют некие духовные законы. Если человек им следует – он становится способным пережить земное блаженство, которое, начавшись здесь, переходит с человеком в вечность. Можно отрицать существование этих законов и идти против них. Если смотреть в суть вопроса, то человек сталкивается с неспособностью испытать полноту, если сказать земным языком, удовлетворение. Когда мы говорим о каком-то принципе, мы понимаем, что есть люди, у которых по каким-то причинам не получилось этот принцип реализовать. В чем состоит суть покаяния? Если у человека что-то не получилось, он пытается осознать ошибки и поставить вопрос «почему не получилось?», стараясь что-то изменить в себе, в образе жизни, перестать ходить в те места, в которых чувствует какую-то потерю. Если мужчина, который ранее изменял своей жене, хочет все-таки научиться верности, то ему следует отказаться от посещения, например, увеселительных заведений, в которых ходят полуобнаженные женщины. Такой шаг также можно понять, как изменение реальности. Вероятно, он уйдет с работы, где работает женщина, с которой у него была легкомысленная связь. Есть второй путь – путь, на котором человек начинает создавать некую модель, в рамках которой он был бы прав и в рамках которой, может быть, встал бы вопрос вообще об отрицании каких-то ведущих принципов, на основе которых развивается реальность. То есть человек считает, что раз у него не получилось что-то, то, значит, и сам принцип вообще неверен. Здесь можно привести мысль преподобного Паисия Святогорца, хоть она и была сказана в отношении поста, но применима и в данном случае. Он предлагает человеку, у которого не получается по каким-то причинам поститься, покаяться в этом перед Богом, но не снижать планки поста, не пытаться отменить саму идею поста, не создавать какую-то модель, в рамках которой пост вообще бы отменялся. Он говорит такому человеку, что, возможно, за тобой придут другие поколения людей, которые будут более верующие, чем ты, нельзя их обкрадывать.

Одна женщина во время публичного обсуждения на тему, какой должна быть женщина, говорила, что ее идеал – женщина с огоньком, которая благодаря этому и будет интересна мужу. Она считала, что советоваться с мужем по поводу своих дел – неправильно. Откуда он может знать о том, какие дела у женщины. Примечательно, что мужа, который, по идее, должен быть одним целым с женой, она называла «другим человеком». И со временем она стала развивать некоторые проекты, причем стала задерживаться допоздна и сбрасывала трубку, когда муж звонил ночью и интересовался, где она, объясняя потом, что в этот момент у нее были совещания. Маму дети не видели. Со временем стали даже маму бояться. На каком-то этапе она стала общаться с мужем в режиме ультиматума. И стала строить общение, считая будто права во всем. Мнение мужа либо оспаривалось, либо не принималось в расчет. В личном пространстве она позиционировала себя как деловая женщина, которая особо не нуждается в помощи мужа, но в реальной жизни постоянно обращалась к мужу за поддержкой, как финансовой, так и организационной. И при этом помощь мужа стала со временем восприниматься, как нечто должное, за что не обязательно благодарить. Понятно, что у мужа тоже были какие-то ошибки и он свою супружескую жизнь начинал будучи агрессивным бизнесменом. Но со временем он стал воцерковляться и благодаря вере становился мягче, для него брак стал ценностью, а не сожительством. А перед женой стояла цель самореализоваться и, как сейчас модно говорить, сделать счастливыми других людей. Возможно, у нее и присутствовало ощущение наполненности. Может быть, ее наполняло ощущение того, что она делает других людей счастливыми. Она реализовала разные проекты, но при этом счастья в семье не прибавлялось. И со временем отношения стали распадаться.

Муж изо всех сил пытался сохранить брак, но трудно сохранить отношения, когда вторая половина готова слышать только себя. Примечательно, по словам мужа, супруга, как ему кажется, не совсем поняла всех причин развода. Конечно, развод – это всегда трагедия. Есть замечательная статья Протоиерея Владимира Воробьева «Православное учение о браке», где он говорит о том, что нет такого чина, как развенчание. Мы можем только констатировать факт, что единство супругов распалось. Примечательно, что супруга высказывала идею, что, с ее точки зрения, причинами ухудшения отношений стало обретение супругом веры. По ее словам, он ударился в религию, стал фанатиком, стал больше ценить священников, чем дом и семью, хотя, как было сказано, сама супруга заканчивала работу только глубокой ночью, а иногда и оставалась до утра, объясняя это тем, что ей неудобно утром будет тратить время на возвращение на работу. Можно представить, что думал супруг и в каком недоумении находился по поводу такого режима существования супруги. Супруга считала, что во всем виновато обращение к вере мужа, несмотря на то, что именно после этого он стал гораздо более внимательно относиться к супруге, ко всем ее нуждам, стал стараться по любви решать недопонимания. Хотя, конечно, даже когда мы пытаемся двигаться к вере и искренне всем сердцем возвыситься над своими страстями, они все равно прорываются.

Но сейчас речь о том, что, когда на каком-то этапе совершаются крупномасштабные ошибки, перед человеком открываются две перспективы: либо осознать ошибку, покаяться и изменить свой образ жизни, избежать надвигающуюся катастрофу, либо закрыть на свою ошибку глаза и создать модель, некую систему объяснений, в рамках которой ты был бы прав, а все остальные были бы виноваты. Как писал академик Ухтомский, суть бредовой системы состоит в модели, в рамках которой все кругом виноваты, один я гоним. И в отношении Вашей ситуации можно привести некоторые мысли из книги «Читаю стихи» автора Михаила Маваши. Он приводит в ней стихотворения, ставшие текстами песен, а также дает историю написания стихотворения. В частности, перед стихотворением «Печально известный человек» он приводит историю своей жизни. «Печально известный человек» – это некая темная сторона личности. Различные трактовки понимания этой темной стороны приводятся в статье «Акценты преодоления зависимого поведения». Темную сторону можно понимать как адиктивную систему, как совокупность страстных откликов, систем убеждений, нацеленных на реализацию страсти. Можно понимать как царство тьмы, вошедшее в человека во время грехопадения. Об этом говорит учение Преподобного Макария Великого. А можно воспринимать и как иное сознание, подчиняющее себе человека, в результате отступления от человека Благодати Божией.

Миша Маваши рассказывал, что когда он начал свою музыкальную карьеру, то достаточно быстро к нему пришел успех. Начались концерты, пошли большие деньги, к нему даже приехали люди из Кремля, потому что оказалось, что по рейтингам Миша Маваши попал в пятерку исполнителей, к которым прислушивается молодежь. Люди из Кремля спрашивали совета по тем или иным вопросам. И на каком-то этапе он понял, что он отклонился от своего вектора, стал впадать в жадность, в гордыню. Впоследствии он понял, что существует так называемая «физика морали». То есть если у человека есть правильные принципы, и он честен перед другим людьми, перед собой и старается правильные принципы реализовывать правильными средствами, то все в жизни такого человека складывается в нужном для него направлении. А когда человек теряет, уклоняется от своего вектора, то приближается катастрофа. В период славы Миша Маваши, конечно, не стал сволочью, но произошло то, что произошло: он провалился в употребление строго-рецептурных наркотических препаратов. В то время они активно продавались в аптеках, иногда и без рецепта. Перед началом катастрофы он испугался, что может потерять все. Но так оно, по сути, и случилось. Он потерял статус, уважение, деньги. Но впоследствии понял, вовремя осознал свои ошибки и старается их исправить. Он писал, что в моменты осознания и желания исправить ошибки, Бог начинает тебе помогать, и тогда человеку дается не одна попытка, а даже несколько. В итоге его ситуация выровнялась. Такого же осознания хочется пожелать всем другим, кто создает некие модели, не имеющие отношения к реальности. Реальность сложна, чтобы понять ее действительно нужна опора. Человек должен понимать принципы, на которых развивается реальность. Но даже при больших усилиях и большом жизненном опыте человек постигает реальность частично, многое остается за кадром восприятия. И вот тут нам помогает вера. Пока на рациональном уровне мы какие-то моменты можем не понимать, но мы знаем из откровений, каким образом развиваются те или иные вещи. И последующие данные, которые мы получаем от жизни, подтверждают то, что мы знаем из откровения. Но для того, чтобы испытывать некое спокойствие люди склонны создавать именно модели, которые описывают реальность в очень простых формулировках. Но за создание таких моделей приходится платить. Платить столкновением с «черными лебедями». «Черный лебедь» в данном контексте – это некое масштабное событие, которое кардинальным образом меняет жизнь человека, народа, экономической системы. Нередко это событие катастрофического характера.

Можно представить, что человек стоит на железнодорожных путях – ему некомфортно, он думает, что сейчас скоро пойдет поезд, но он ставит шесты, на них натягивает ткань, к ткани приклеивает фотообои, на которых изображен самовар, столик в лесу и фрукты. И человек сидит на рельсах, радуясь, что не надо думать о поезде, что можно любоваться таким натюрмортом. Но поезд ведь все равно пойдет. И когда женщины говорят о своей наполненности, то возникают сомнения, потому что действительно ощущающий полноту человек никогда не говорит об этом, ему и так хорошо. Люди, которые поняли брак, может быть не с первой попытки, знают, что, конечно, в прочтении православия брак моногамен. Как говорится, «однажды и навсегда». Начавшийся на земле брак, продолжается и за пределами земной жизни. Так уж сложилось, что после многих лет атеизма в нашей стране, многие люди вступают в брак, не имея никакого христианского взгляда. Если раньше все же на основе христианской парадигмы люди с детства понимали, к чему брак призывает человека, то многие сейчас приходят к каким-то базовым идеям в отношении брака уже спустя многие годы.

И действительно первые брачные союзы бывают трагичными, потому что ни мужчина, ни женщина не понимали, ради чего они вступали в брак, к чему призывает брачный союз. Но пройдя испытания, приобретая мудрость, если люди действительно вступают в брак, стремясь к единству с другим, то они обретают полноту. Как раз один мужчина говорил, что уже после каких-то трагичных событий в его жизни, в новом браке он обрел невероятную полноту. Безусловно, уже было сказано, что развод – это трагедия, речь не о том, что нужно разводиться, если что-то не получается, с легкостью отбрасывать от себя оторванный кусок плоти, то есть вторую половинку. Нет, тут как раз речь идет о том, что, когда единство распадается, часть тебя она просто отпала от тебя помимо твоей воли, была просто отсечена. Мужчина и женщина в браке восполняют друг друга. Конечно, если, по каким-то причинам не получилось вступить в брак, кто-то не может найти свою вторую половинку, то Господь даст пути обретения полноты. Например, монахи обретают полноту иным путем. Люди, вступившие в брак и оставшись бездетными, обретают полноту своим путем. Бывает, что женщины, не вступившие в брак, становятся мамами для воспитанников детского дома. Есть замечательная статья протоиерея Аркадия Шахова, которая называется «Одиночество». Одно дело, если у человека не получается по независящей от него причине, и другое дело, когда человек искажает свое мышление. Встав на неверные пути, пробыв на них год, два, утратив много сил и ресурсов, человек понимает, что в итоге так ничего и не достиг, а только измотал себя, истомил. Его самореализация так ничем и не закончилась. Хотя, что такое самореализация? Как говорил один психиатр в отношении эзотериков, которые реализовались сами для себя, расширение личности возможно только в сторону другого. Через общение с другим мы развиваем свой психический мир, развиваем свою систему понятий, а когда мы обретаем Бога, то мы и открываем для себя тайну нашей личности. Если человек сотворен по образу Божьему, то своей целью он должен воспринимать стремление к подобию. Приходя к вере, он обретает самого себя, понимает тайну своей личности. Но иногда самореализация воспринимается в ложном ключе, как вхождение в некое измененное сознание, это именно то, что и предлагал Сатана первым людям в Раю. «Будете яко Бозе», то есть он не сказал, что станете Богами, но будете Богами как бы понарошку, в своей придуманной реальности. И с тех пор это искушение тиражируется в историях других людей. Суть его состоит в том, что люди отвергают законы Богом данного мира, пытаются придумать свои. И в рамках своего придуманного виртуального мира начинают воспринимать себя Богами, но так как мир виртуальный, и законы этого мира не распространяются на мир реальный, то человек развивающийся на основе тех принципов, которые он сам придумал, со временем не приходит к полноте, так и не испытывает чувства удовлетворения в жизни. Всем нам остается только пожелать вовремя осознать свои ошибки, может быть, стоит послушать песню «Печальный известный человек», и даже прочитать соответствующую главу из книги Маваши «Читая стихи».

В здоровом ключе идея внутренней женской силы представлена в старом советском мультике «Василиса Микулишна». Василиса Микулишна обладает качествами недюжинного богатыря, умом, смелостью и скромностью. Она запрещает мужу хвастаться ее достоинствами. Но ее муж, сильный богатырь Ставр Годинович, не слушает ее и на пиру у князя Владимира в Киеве попадает за хвастовство в темницу. Узнав о несчастье его красавица-супруга Василиса Микулишна остригла свои прекрасные косы, переоделась татарским послом и поехала в Киев выручать мужа. Но племянница князя Владимира, Забава Путятична, заподозрила, что человек под видом посла Золотой Орды – переодетая женщина. Князь Владимир решает испытать гостью, чтобы узнать – женщина это или мужчина. Но во всем превзошел посол: и в богатырской борьбе, и в скачках за зайцем, и в тавлеях, игре в шахматы, – во всем он первый. Тогда предложил посол отдать ему Ставра Годиновича в обмен на дань за 12 лет. Уступил князь Владимир с превеликой радостью, и лишь тогда открылась Василиса Микулишна и поехала с мужем в путь обратный. Умения героини, навыки и сила характера не приводили к гордыне – все свои таланты она использовала для благой цели. И мудрая женщина не подходит к браку с позиции силы. Когда люди начинают так говорить, то получается ситуация двух баранов, столкнувшихся на мосту. Жена подходит с позиции силы, муж подходит с позиции силы.

И в заключении приведу мысль одной девушки, которая обладала очень сильным характером. Когда она была школьницей ее мама находилась безвыходно дома, так как у нее была болезнь суставов ног, а в те годы не была еще распространена операция по замене суставов. Поэтому школьные годы она провела одна: мама не ходила на родительские собрания, а сидела только дома. И о силе ее характера можно судить по одному эпизоду. Несколько лет один мальчик из ее класса причинял ей боль: на уроках тыкал ее ручкой в спину, выламывал ей руки. Мама предложила перейти ей в другую школу, а девушка ответила отказом, если она перейдет в другую школу, то значит этот мальчик победил. И во время окончания школы мальчик признался, что все эти годы он ее любил и, по всей видимости, не знал, как выразить любовь. Потом она приехала в мегаполис с одним чемоданом, с нуля создала карьеру в очень крупной компании, была очень целеустремленной. Вступила в брак и на вопрос своего знакомого «не ругается ли она с мужем?» ответила: «Нет». Она выбрала быть счастливой, вместо того, чтобы быть правой. Конечно, речь не идет о том, что она в браке занимает пассивную сторону. Она старается вести себя мудро. Женщины, которые хотят быть счастливыми в браке, даже если они умнее, успешнее и зарабатывают больше, стараются попридержать коней и не выпячивать наружу всю свою социальную успешность. Иначе не будет единства между людьми. Будет стремление к доминированию, а любви не будет. Это не значит, что из себя нужно делать слабую, униженную и ничтожную, из любой мысли можно вывести какое-то суждение, которое не предполагалось автором мысли. И опять же, тот, кто выбирает направление строить конструктивное мировоззрение, из последней мысли выведет одно, те, кто хотят создавать модель, в рамках которой они были бы правы, возмутятся, что им запрещают говорить о своих успехах. Нет, можно обо всем говорить. Но когда другой для нас ценен, супруги обмениваются опытом, поддерживают друг друга. Но если вспомнить историю, с которой начался ответ, можно сказать, что и в той ситуации женщина постоянно говорила о своих проектах, о том, что она успешна и в том, и в этом, и на каком-то этапе эти рассказы о проектах вытеснили общение между ней и супругом, как между мужем и женой. Они перестали общаться о том, что их объединяет, что для них важно, ценно, значимо, именно как для супругов. Она перестала интересоваться его жизнью. Когда ему было плохо, она особо не отвечала на его предложения обсудить то, что с ним происходило. Возможно, она мотивировала свой отказ что-то обсуждать мыслью о том, что он – мужчина и должен сам решать вопросы. Женщинам, которые хотят разобраться в ситуации, можно посоветовать почитать дневники Александры Федоровны. Как раз она сумела создать счастливую семью благодаря своей любви, мудрости и терпению. Ее нельзя назвать какой-то забитой женщиной. Ее дневники выводят нас за грань математики брака, когда счастье пытаются вывести математически. На такой основе и рождаются брачные контракты. Она не пыталась доказать, что кругом права, но, развиваясь духовно и интеллектуально, она каким-то образом вступала в конструктивный обмен со своим мужем – царем-мучеником Николаем. Их семья была счастливой. На эту семью было вылито много клеветы, но те, кто ищут истину, разберутся в том, что в их истории было подлинным, а что придуманным. Чтобы составить представление о браке, о том, как он вообще в принципе задумывался, можно послушать две беседы из цикла бесед митрополита Антония Сурожского «О браке», «О венчании», и, может быть, эти беседы позволят задать тон, который поможет начать строить правильную гамму.


Теги: