Гипноз. Гипноз. Приемлемо ли пользоваться практиками гипноза?
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  14.10.2023.



Гипноз – возможность стать открытым для мира падших духов, а он не дремлет.

От одного миссионера, который занимается помощью пострадавшим от сект и оккультизма, я слышал, что гипноз нарушает естественную защиту человека.  Даже если предположить, что гипнотизер не имеет цели “вложить” что-либо в сознание, сам факт того, что человек дает ему право войти в себя, словно таранит его. Появляется некая прореха, брешь, а через нее уже может войти кто-то «другой». В тот момент, когда человек находится в состоянии транса, падший мир тоже не дремлет.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Слове о чувственном и духовном видении духов» писал, что телесность является преградой между человеком и миром духовным. Человек в греховном состоянии склонен воспринимать именно духов падших, но не способен к общению с ангельским миром. В тот момент угнетения данной преграды мы становимся открытыми для мира падших духов. Подробно рассмотрено в 4 частях ответа о возникновении голосов:

Помыслы. Голоса (ч. 1) (инфернальное ли или психика), в прошлом хаотичный интим
Помыслы. Голоса (ч. 2), которые уничтожают изнутри
Помыслы. Голоса (ч. 3). Девушке, которую хотели затянуть в аномальные отношения. О секте «Нексиам» и взломе психики
Помыслы. Голоса (ч. 4). Голоса, которые уничтожают изнутри.

Никаких гарантий гипнотизер дать попросту не может. Но и странно было бы слышать о каких-либо гарантиях, когда мозг не изучен (до сих пор). Известны лишь грубые реле – центр агрессии, эротический центр и далее. Но почему они включаются? Как они включаются? Достоверно не известно. Равносильно тому, что мы можем зафиксировать – из крана потекла вода. Но как она попала в водопровод? Где проходит? Что за работники его построили? Мы этого не знаем.

Если посмотрим на мозг под микроскопом, увидим лишь нейроны. Один нейрохирург говорил, что процессы, естественные для мозга, невозможно засечь. Поэтому люди, соглашающиеся на гипнотическое воздействие, в целом, идут на вторжение в их сознание с совершенно непредсказуемыми последствиями. Живя в хаосе, человек утрачивает (или, скорее, не приобретает) способность устанавливать причинно-следственные связи между событиями. Например, до некоего события человек пребывал в мирном расположении духа, а после оного началась депрессия. Но люди сейчас живут в водовороте, где их состояние колеблется от «плохо» до «очень плохо». К примеру, мы смотрим на лужу с разводами от бензина и мазута. Нам будет трудно проследить вредоносное воздействие на эту “экосистему” (условно) еще нескольких грамм мазута. Но если бы эта же “доза” мазута попала в аквариум с рыбками, это влияние мы увидели сразу. 

Столкнувшись с эпизодическим облегчением (не стоит путать временную эйфорию с исцелением), человек порой не может сопоставить свои действия с полученными последствиями. И уж тем более не связывает факт обращения к гипнотизеру, целителю, экстрасенсу с обрушением своего ментального и физического благополучия.

Надеяться, что в результате гипноза паттерны (у наркомана, например) будут перестроены, вряд ли приходится. Во-первых, это явное упрощение. В чем опасность? Зависимость ведь паразитирует не на худших чертах характера. У человека, например, есть целеустремленность. Это хорошо. Но за счет отсутствия развернутой картины мира целеустремленность уходит в патологию. Что делать? Убивать целеустремленность? Даже если это произойдет, человек попросту станет «овощем». Нет. Необходимо обогащать картину мира, учиться любить других, вырабатывать в себе новые привычки. Из зависимости человек выходит не путем исключения чего-то, но приобретением. Новые взгляды на жизнь. Новые навыки. Знакомство с новыми людьми.

Подобны вопросы о детских особенностях (аутизм и прочее). Природа аутизма не ясна. Вторгаясь в глубины человеческой психики с помощью гипнотического воздействия опрометчиво надеяться на какой-либо положительный результат. А вот возможность спровоцировать процессы, о которых мы вообще не имеем никакого понятия, есть, и весьма существенная. 

В цикле «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» проведена беседа о практике восстановленных воспоминаний. Человек при этом считает, что под гипнозом вспомнил нечто о своем детстве. Был даже создан фонд ложной памяти с целью показать ненаучность данного метода. Как на полном серьезе можно говорить о научности при условии, что нам достоверно неизвестны механизмы функционирования сознания в состоянии бодрствования? Тем более нет возможности убедительно говорить о действии сознания в сумеречном режиме.

Возникает закономерное сомнение – где грань между вопросом (гипнотизера) и внушением? В сумеречном состоянии мозг человека мысль переводит в визуальный образ. Об этом писал Лев Александрович Тихомиров в книге «Религиозно-философские основы истории» в главе «Достоверны ли источники оккультного познания?». Рассматривая медитативные практики, автор описывает их как некий самогипноз. В этом состоянии человек не способен отличить истину от лжи, потому что блокирован сам орган распознавания. Все, что в сознании происходит в момент гипнотического транса, человек воспринимает, как данность, не ставя под сомнение подлинность.

Так же темы гипноза коснулись в цикле бесед «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» в разделе о переживании опыта смерти. Отчасти рассмотрена тема явления усопших. Майк Ньютон утверждал, что вводя людей в состоянии гипноза, вступает в общение с душами, что жили раньше в этом теле. Он исповедует идею реинкарнации не понимая, что общается не с душами, прежде жившими с данном теле, а с падшими духами. В состоянии гипноза сознание гаснет, и человек уже не может отсеивать внушение падших духов.

Еще раз напомню вышеупомянутое сочинение святителя Игнатия (Брянчанинова). В контексте эзотерики этот труд рассматривал в статье «БРЕШЬ В СТЕНЕ (Ч. 1): Об уврачевании последствий эзотерического опыта и преодолении состояния повреждения сознания».

Кстати, в романе Уильяма Блэтти «Изгоняющий дьявола» описан захват человека падшим духом и все те версии, что приводят неверующие врачи, столкнувшись с человеком, сознание которого порабощено падшим духом. Католический священник бросил маму, и она умерла в одиночестве в палате для умалишённых. Через непрощение матери он оказался открытым для внешнего воздействия. У одной женщины роман с режиссером. Вследствие греха, по всей видимости, она открыта для искушений. Ее дочь посредством доски для спиритических сеансов вступила в общение с падшим духом, назвавшимся капитаном Гауди. Сначала он с ней играл. Затем начались проблемы – стуки на чердаке и так далее. Но мама не убрала эту доску (для вызывания духов). Потом дочь пожаловалась, что капитан Гауди ее мучает. Но мать сочла, что ребенок просто привлекает внимание таким образом. Начались странные припадки у девочки: агрессия, изменение голоса, необычайная сила, нецензурная брань и так далее. Врачи не находили проблем со здоровьем. Ее отвели к гипнотизёру. Это, кстати, был критический момент. По всей видимости, сознание девочки еще пыталось бороться с внешним вторжением. А гипнотизер, усыпив сознание ребенка, обратился непосредственно к инфернальному миру. Начиная с этого момента падший дух взял перевес. Католический священник решается на проведение “процедуры” экзорцизма, во время которой падший дух угрожает, глумится и заставляет переживать все самые темные стороны прошлого. Желая спасти девочку, священник провоцирует дьявола переселиться в него. Падший дух попадает в ловушку – священник погибает (собрав в себе силы, выбрасывается в окно и убивает себя). В романе показано обмирщение католичества. В частности, сам этот священник утратил веру в Бога и Евангельский взгляд на жизнь.

Психиатр Антон Кемпински книгу «Психология шизофрении» начал с Евангельского повествования о гадаринском бесноватом (Мк. 5. 13). Он отметил, что раньше подобные явления считались бы одержимостью, сейчас же наука признала бы в этом случае шизофрению. Хотя, что такое шизофрения в книге он не объясняет. Да, автор привел версии, но очень не убедительные. Если допустить, что это шизофрения, тогда как возможно мгновенное исцеление бесноватого Иисусом Христом? Тогда почему свиньи бросились в обрыва в море? Ведь если вопрос о демонах и одержимости – метафора, тогда метафора и две тысячи свиней, бросившихся в море (по слову святителя Филарета).

Подытожим. Гипноз – крайне опрометчивое и рисковое дело. Если даже не брать в расчет риск порабощения падшим духом, то возникает, как минимум, риск получить брешь, через которую может войти другой «специалист». Человек становится внушаемым, подверженным манипуляции. Если сейчас это не рассматривать, а взглянуть с позиции кандовой реальности, необходимо хотя бы признать неизученность или малоизученность процессов. Внедряться в мозг при такой ситуации крайне опасно. К тому же многие гипнотизеры прошли трехмесячные (условно) курсы и не несут никакой ответственности. Тем более, если речь идет о ребенке. Тем более, если речь идет о нестабильной психике.  Как это отразится, никто не знает. Стоит ли рисковать?

О гипнозе – в беседах:

«Переживание опыта смерти – в буддизме, эзотерике. Смерть ребенка, безутешность»
«ТРАВМА. Восстановленные в кабинете психолога воспоминания о детской травме - можно ли им доверять
«ТРАВМА. Восстановленные в кабинете психолога воспоминания о детской травме - можно ли им доверять?»

О том, где грань – в ответе «Болезни. Духовное, психическое, инфернальное – где грань (см. ответы 107-112)».