-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
30 июня 2021 г. Родственникам зависимых (справедлива ли концепция «созависимости»?) Лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)
Когда родственники или близкие человека сталкиваются с его зависимостью, у них иногда появляется ощущение, что они упираются в стену, входят в «ситуацию невозможности». «Ситуация невозможности» – ситуация, при которой не работает ни одна из прежде выработанных стратегий. Словно нужно рождаться заново, выковывая новые навыки и представления о жизни. Словно – внезапно ослеп, и нужно учиться двигаться наощупь и ориентироваться по звукам, которых ранее, во дни якобы зрячести – не замечал.
Родственников и близких зависимого человека нередко (а по большей части, – часто или почти всегда) называют созависимыми. Но есть какая-то глубокая неправда как в этом термине, так и в системе понятий, которую на этот термин нанизывают. В чем – неправда?
В том, что деформация личности наступает будто бы лишь при нахождении в совместном пространстве с пьющим (принимающим наркотики, играющим и пр. и пр.) человеком. Но по подобному принципу люди входят в болезненные переживания и, находясь в метро, получая выговоры от начальника, просматривая новости и узнавая о новых взрывах / катастрофах / ожиданиях катастроф. Если у человека не сформировалось цельное мировоззрение, система навыков, основанных на этом мировоззрении, то его сознание «естественным» образом будет продавливаться под воздействием агрессивных импульсов внешней среды. Если нет внутреннего ритма, то ты подчинишься внешнему. И сводить вопрос деформации личности / подчинения ее чужому ритму к одной проблеме зависимости – опрометчиво.
При таком сведении родственники или близкие не ставят вопрос о необходимости внутреннего обогащения, при реализации которого происходит приобщение к полноте жизни. Вследствие приобщения к полноте агрессивные импульсы внешней среды начинаются рассматриваться не в их «угрожающем оскале», а сквозь призму новой системы понятий, вследствие чего «клыки теряют остроту». Если же родственники или близкие врастают в концепцию созависимых отношений, все их внимание переключается на вопрос отвлечения внимания от жизни зависимого человека. Они отчаянно пытаются «заняться собой», «полюбить себя» реализовать фиксацию на чем-то кроме жизни зависимого. В итоге, фиксируясь на какой-то активности, они точно также «заваливаются в сторону», как и в случае фиксации на жизни зависимого (да, конечно, важно внимать себе; в конструктивном смысле – не пускать в свою жизнь ничего такого, что разрушит внутреннее ядро личности, связь с Богом; но, если нет вертикали смыслов, то слова о внимании себе человек рискует понять, как слова о необходимости иметь хобби, какие-то личные занятия).
Кто-то, выполняя упражнения по преодолению «созависимости», реализуя психологические схемы из учебников, все далее и далее отдаляется от того ядра личности, которое он ранее так и не «активировал». Ранее он фиксировался на жизни зависимого, теперь – на схемах по преодолению «созависимости». И, кто-то и там и здесь остается всех также глух к «внутреннему своему пространству».
Вторая неправда состоит в том, что родственники и близкие зависимых, сопереживая ему, реализуют законную и естественную «часть» своей личности (если дело обстоит иначе, как же тогда понять многих писателей и мыслителей, пишущих и говорящих, что именно сострадание делает нас людьми). Другой вопрос, что у них не всегда хватает практического знания определить время, когда нужно проявить любовь, от времени, когда нужно не поддаться манипуляции. Не хватает мировоззренческой базы, чтобы понять, в чем и как именно проявляется та любовь, которая ведет обе стороны к созиданию.
Навешивание на таких людей ярлыка «созависимости» словно сродни постановки диагноза. Их уверяют, что они больны. Чем их положения в рамках данной концепции отличается от положения узников, запертых в квартире с зависимым человеком, утверждающим, что они виноваты в том, что он пьет? Их призывают освободиться от созависимости, но с помощью хождения на группы, перестав ходить на которые, они (как им говорят) должны «сорваться»? Где же свобода и исцеление? Фиксируясь на схемах, кто-то все далее и далее отдаляется от естественных движений души, активация которых могла бы вывести его из состояния робота, выполняющего программу.
Схемы словно маргинализируют те движения души, которые осознаются как глубоко личные. Какой-то женщине, например, говорят, что она вышла замуж за пьющего человека потому, что у нее низкая самооценка, а также потому, что она через заботу о нем хочет получить психологическую выгоду (поднять себя в своих глазах признанием факта, что она – заботливая жена). Но ведь многие выходили замуж не потому, что искали «выгоды», а потому что любили. Бывает, что, осознав несоответствие схем движениям души, люди выходят их программы. Бывает, что, осознав несоответствие, они продолжают ломать себя. Они достигают снятия фиксации на зависимом человеке, но, возникает такое ощущение, что – ценой утраты индивидуальных свойств (становятся «программными людьми», утратившими что-то глубоко личное, интимное, ставшими удивительно похожими друг на друга).
Третья неправда состоит в том, что люди, которые подпадают под определение «созависимости» на самом деле очень редки. Эти люди чем-то напоминают узников концлагерей, у которых угасла рефлексия по поводу своих поступков, которые слепо и автоматически выполняли приказы, идущие от администрации и охраны лагеря. Они пытались выжить, но вследствие того, что их стратегии (как одна из причин) не были направлены на сохранение и развитие внутреннего ядра, следствием реализации этих стратегий была деформация личности. Например, люди стремились снизить уровень переживаемой ими боли путем очерствения. Но, очерствев, они теряли способность чувствовать красоту, вступать в близкий контакт с другими, а значит, лишались мощных ресурсов, способствующих выживанию.
Опыт узников, не только выживших, но и сохранивших способность радоваться жизни и воспринимать ее полноту, показывает, что такая свобода достигается, в том числе, за счет построение мировоззрения, формирование внутреннего ядра, выковывания навыков к добродетели. В их мемуарах не видны упражнения по преодоления «созависимости» по отношению к охране и администрации. Некоторые из мемуаров, написанных ими, свидетельство о высоте и красоте человеческого духа, когда он озарен Высшим (как сказано в одной современной песне – «Моя крепость – тело под моей одеждой, моя крепость – вера, любовь и надежда»). Их опыт показывает, что преодоление условий, влекущих за собой деформацию личности, связан с тем, что мы можем идентифицировать как веру, общечеловеческие ценности, развитие личности (о опыте выживших – в лекциях и текстах «Остаться человеком: офисы, мегаполисы, концлагеря»; лекциях и текстах «Преодоление травматического опыта: Христианские и психологические аспекты»).
Вследствие переживаемых страдания и тягот душа иного человека как-бы опаляется, лишается гибкости. В данном случае формируется открытость для формирования условного рефлекса, человек тянет повозку своей жизни словно бичуемый вол, без надежды на просвет. У него формируется одна бесперспективная стратегия поведения, которую он к месту и не к месту реализует, что нередко еще более усугубляет его страдания (например, пытается разжалобить зависимого ссылкой на свои страдания, что только распаляет в зависимом ярость и рождает некий издевательский азарт). Чтобы опаленная душа пустила ростки, стала способной для творческих размышлений о новых стратегиях, она должна принять в себя росток духовной жизни, потянутся к любви, а не обозначить ее как диагноз (см. часть 2.2. текста «Преодоление травматического опыта…»; см. подборку частей: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2153/).
«Ситуация невозможности» для многих людей стала молотом, разбивающим скорлупу, в которую они сами себя замуровали, ограничив свою жизнь решением вопросов, связанных с работой, реализацией профессиональной деятельности, деятельности по добыванию различных благ. Сегмент «духа» был словно исключен из жизни, и вот страдание о нем напомнило, вызывая его к жизни, реанимируя его.
Это страдание может проявиться и в лице пьющего / принимающего наркотики человека. Чтобы понять, как строить с ним отношения, как адаптироваться к возникшей ситуации, родственникам и близким нужно подняться над собою прежними (где-то – спящими и инертными). И тогда они начинают понимать «на кончиках пальцев», что им делать в сложившейся ситуации.
***
Те, кто может притянуть к своей персоне термин «созависимость» могут отличаться не утратой собственной стратегии, а, наоборот, гипер-фиксацией на ней. Такой человек, как было отмечено выше, вследствие различных факторов теряет способность к гибкому реагированию на обстоятельства и поведения других (никогда особо не прислушивался к голосу совести; угасла способность к выработке собственного взгляда на происходящее; ориентация исключительно на практическо-бытовую сторону жизни). Утрата понимания самой возможности существования альтернативных стратегий поведения (иногда, вследствие необращения внимания на то, что условно и, сужая пространство смыслов, можно назвать культурой) приводит к тому, что он жестко фиксируется на одном (почти единственном) варианте дейстования. Он надумывает себе, например, что должен звонить ребенку каждые полчаса, делать то-то, говорит так-то. Его не сводят с выбранной позиции ни разумные советы ближних, ни удары обстоятельств (удары становятся все сильней и тогда, бывает, что сводят). Он считает себя ответственным за контроль над жизнью человека, которого избрал для опеки, и эту заботу не может доверить ни Господу Богу, ни промыслительно-благотворному стечению обстоятельств (уставший от жизни человек может как бы сам собой прийти в себя, если дать ему возможность отдохнуть в здоровой среде). Он все хочет – «сам» и – «исключительно сам», изматывая этим «сам» и себя, и других.
Его ориентация на других может создать иллюзию, что он зациклен на других и потому нуждается в «возвращении к себе» (хотя и не без того). Но, как можно предположить, мнение других для него значит мало (иногда – очень мало), ведь он сам придумал, как и на каких условиях он будет поддерживать с ними общение (да, звоню каждые полчаса, а как же иначе?, ведь иначе чувствую тревожность, а с ней не знаю как справляться, да, и хочу ли?) . Исцеляется в данном случае человек тогда, когда воистину начинает прислушиваться к совести, к ближним (действительно ли вы хотите, чтобы звонил вам каждые полчаса?), к миру, к Промыслу. Тогда его сознание, совесть, жизнь обогащаются новым массивом сигналов, на основании которых он в конструктивном ключе перестраивает свое поведение и восприятие жизни.
(Вот что, например, о своем исцелении писала одна девушка, прошедшая в детстве полосу жесткого к себе отношения. У нее выработались жесткие стандарты поведения, которыми она изводила и себя и других: Когда Господь исцеляет «Он поставляет в состояние, при котором у тебя нет иного выхода, кроме как идти против своей модели. Господь смиряет. Что это значит? Говорят, что “смирение” от слова “мир”. Смиряет – это дает мир там, где душа беспокоится, за что переживает, перемалывает внутри себя, где у нее боль, оказывается, что ложная, т.к. она не от Бога и не для Бога, а это свое видение мира, что там должно быть именно так и не иначе, а если иначе, то –боль. Бог будет бороться с этой ложью в тебе, потому что она коверкает. И это больно, потому что думаешь, что твои представления о жизни самые правильные, что ты лучше всех и лучше Бога знаешь, что тебе нужно и почему тебе нужно. И когда Он берется за дело твоего очищения, от этого налета представлений, то тебе больно, больно расставаться со своим я, понимать, что был не прав, прекратить держаться за это и больше к этому не возвращаться. Я поняла, что я себя не знаю и не вижу. А – только представление о себе и даже, вернее, выдуманное представление о том, какой я должна быть. На самом деле эти выдумки меня мучают, ведь реальность и я сама – совсем другие».
О деформации вследствие фиксации на своих (иногда болезненных точках) зрения при слепоте к альтернативным взглядам и о выходе к развитию и полноте жизни (то есть о процессе, ассоциируемом с преодолением т.н. «созависимости») см. подробнее в статье «О развитии монашества, о теории “созависимости” и о прочих психологических подходах к решению личностных проблем».
***
Тема зависимого поведения поднимается во многих материалах (лекциях, ответах, текстах), основные из которых упоминаются в статье «Преодоление зависимого поведения».
Преодоление зависимого поведения (часть 1). Зависимым и их близким: лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко).
Преодоление зависимого поведения (часть 2). Родственникам, близким
В части 2-ой (отдельное название «Родственникам зависимых») акцент делается, как видно из названия, на родственниках и людях, имеющих отношение к зависимому человеку.
В части 1-ой тема родственников и близких также поднимается, но акцент делается более на преодолении самим зависимым зависимого поведения.
***
Более подробно тема родственников и близких зависимого человека рассматривается в цикле бесед «Проблема отклоняющегося поведения: родственникам, зависимым, педагогам», начиная, в основном, с пункта 3.1).
Здесь приводятся названия бесед для примерной ориентации в содержании материалов:
3. ЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ. РОДИТЕЛЯМ И РОДСТВЕННИКАМ ЗАВИСИМЫХ (ПРАВОМОЧЕН ЛИ ТЕРМИН – СОЗАВИСИМОСТЬ)
3.4. Ответы на вопросы. Победить неприязнь. Выйти умом из депрессивного коридора.
3.5. Что предшествует срыву. Душевный мир и способность разобраться в ситуации. Начать меняться.
4. ЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ. ДЕТЯМ, РОДИТЕЛЯМ И РОДСТВЕННИКАМ ЗАВИСИМЫХ (КРИЗИС – ПРИЗЫВ К РАЗВИТИЮ)
4.3. Победить неприязнь. С молитвой. Отнестись как к человеку.
4.4. О примирении. Отвечать добром. О гневе. Не злиться. Сохранить мир души. Стараться говорить спокойно.
4.6. Примеры помощи Божией. Что можем – делаем, что не можем – оставляем Промыслу Божию.
6.1. Родственникам зависимых (страдание и преображение, осторожно со схемами, о интервенции): Аудио; видео.
7.1. Созависимость или «заточенность» на свои модели. Ассертивность – выход ли из т.н. созависимость: Аудио; видео.
7.2 Созависимость или деформация психики, общая ли многих случаев. Эгоизм, болезненный восторг собой: Аудио; видео.
7.3. Несколько об общении с зависимым (женам, матерям). Психопатия – зависимые, с которыми сложно: Аудио, видео.
…НА МОМЕНТ ИЮНЯ 2021 ГОДЫ ЦИКЛ БЕСЕД НЕ ОКОНЧЕН…
***
В цикле «Проблема отклоняющегося поведения: родственникам, родителям, педагогам» также рассматриваются (пункты 1–3):
Во-первых: процесс формирования предпосылок для вхождение в отклоняющийся тип поведения (речь идет, например, о зависимости от алкоголя, наркотиков, игры; вообще – о зависимом поведении, о склонности быть охваченным неуправляемыми состояниями).
Во-вторых: сквозь призму понимания механизмов формирования отклоняющегося поведения рассматривается проблема воспитания – какие подходы могут помочь ребенку выработать иммунитет, препятствующий развитию отклоняющегося поведения. Что реально могут сделать родители, родственники, педагоги? Понимание некоторых особенностей деятельности мозга, а также – предпосылок, на основании которых формируется готовность быть охваченным неуправляемыми состояниями – помогает трезво и по существу взглянуть на процесс педагоги и воспитания (кратко суть – в пункте 2.7.1 «Воспитание (мозг и 4 этапа формир. отклон. поведения, воспит. и вера, главное, что – учесть»).
В-третьих: Рассматривается ситуация, при которой от действий зависимого человека начинают в разном смысле этого слова страдать близкие, родственники (супруга, дети), родители, педагоги. Представителей «страдающей» группы обычно причисляют к так называемым созависимым. Но правомочен ли сам термин – созависимость? Не уводит ли он понимания существа вопроса? И что можно предложить людям, находящимся в близком контакте с зависимым человеком? (кратко суть – в пункте 6.1. «Близким зависимых (страдание и преображение, осторожно со схемами, о интервенции, все – индивидуально»).
***
Некоторые лекции цикла «Проблема отклоняющегося поведения: родителям, родственникам, педагогам»:
2.7.1. Воспитание (мозг и 4 этапа формир. отклон. поведения, воспит. и вера, главное, что - учесть): Аудио; видео.
2.7.2. Воспитание и вера (отдельно фрагмент из 2g): Аудио; видео.
2.8. Воспитание (аддиктивное поведение, совместн. деят-ть с детьми, центр свт. Василия Великого): Аудио, видео.
2.9. Воспитание (опыт центра свт. Василия Великого, необходимость в новых подходах): Аудио, видео.
Беседы 2.7, 2.8, 2.9 в виде расширенных текстов представлены в трех частях статьи «Родители и дети». Соответственно, в частях:
Часть 4.1. «Мозг родителей и мозг детей».
Часть 4.2. «Развитие личности подростка и опыт центра свт. Василия Великого».
Часть 4.3. «Опыт центра свт. Василия Великого, навыки и ядро педагогического процесса».
О том, какие принципы в воспитании могли бы быть учтены, чтобы у детей и подростков мог бы сформироваться иммунитет против сползания в зависимое поведение – в 1-ом пункте цикла – «Доклад на Рождественских чтениях. Профилактика наркомании, исходя из понимания действия наркотической тяги». Доклад в расширенной версии представлен в виде текста с одноименным названием – «Профилактика наркомании, исходя из понимания действия наркотической тяги».
***
В цикле «Проблема отклоняющегося поведения: родственникам, родителям, педагогам» пункты 1-3 явились продолжением проведенных в центре святителя Василия Великого (центр социальной адаптация для подростков, находящихся в конфликте с законом) встреч с педагогами и родителями «Беседа о принципах общения с трудными подростками», «Бесполезно ли воспитание?», «Беседа с родителями и родственниками трудных подростков». Первые две беседы оформлены в виде статей.
«РОДИТЕЛИ И ДЕТИ (часть 1): О принципах общения с «трудными» людьми и воспитании»; «РОДИТЕЛИ И ДЕТИ (часть 2): Бесполезно ли воспитание?»
К данной группе статей и лекций примыкает также лекция и одноименная ей статья, включившая некоторые мысли из лекции, – «Компьютерные игры и дети, дети и родители».
Принципы работы центра святителя Василия Великого в связи с задачами воспитания и реабилитации рассматриваются также в статье «Подсадить нельзя вылечить? Часть 1. О метадоне, заместительной опиоидной терапии (ЗОТ) и другом взгляде на проблему наркопотребления и противодействия ему».
А также – в цикле «Преодоление игрового механизма» (под игровым механизмом в данном случае подразумевает склонность к подчиненности неуправляемым состояниями), в пунктах 6b, 7a. В данных пунктах рассматривалось, в частности, антисоциальное расстройство личности, характеризующееся «заточенностью» человека на свою программу действий при полном пренебрежении желаниями и мнениями других людей. То есть человек навязчиво следует собственной модели, игнорируя других людей, действительность и мысли о последствиях своих поступков (нечто, напоминающее характеристики антисоциального расстройства (если смотреть на него не в его крайних проявлениях), имеет место быть и в жизни многих вполне с виду «благополучных» детей, подростков, взрослых).
При «заточенности» человека на определенную модель, вряд ли получится перечеркнуть весь его жизненный опыт одной удачно подобранной фразой и обличением типа: мол, ты такой-сякой, во всем неправ, а мы в твои годы себя так не вели. При сохранении контакта с человеком, можно потихоньку начать показывать ему альтернативные пути достижения актуальных для него целей. Видя перед собой иные пути достижения актуальных целей, человек потихоньку приходит к мысли, что ему нужно налаживать и поддерживать контакт с другими людьми, набираться опыта, совершенствоваться в плане образования и профессиональных навыков. Постепенно могут возникнуть предпосылки и условия, на основании которых, прежняя «узкая» модель уходит из жизни человека естественно и без нажима. Картина мира расширяется, человек начинает видеть новые возможности, новые пути, появляется какая-то вариативность – возможность смотреть на ситуации с разных углов (а не только с точки зрения, например, идеологии криминальной субкультурной группы).
Вопрос о контакте с детьми сквозь призму проблемы противостояния сползанию в отклоняющееся поведение разбирается также:
В цикле лекций «Познать свое призвание и следовать ему», в пунктах 15.1-17.1 (раздел «Наркотики и семья). А также – в цикле «Когда жизнь становится игрой, а игра – жизнью», в пунктах 2, 5 (перечень лекций и статей о вовлеченности в игру и охваченности неуправляемыми состояниями приводятся в небольшой по объему статье «ИГРЫ грани ранят, грея как бы: Некоторые мысли из лекций иеромонаха Прокопия (Пащенко) об ИГРЕ» ).
Вопрос о общении с детьми, имеющих ресурс к сползанию в аддикции, рассматривался также во время проведения лекций «Преодоление «игрового механизма» (механизма игровой зависимости)» (см. ответ на вопрос слушательницы в пункте 1a). Также – во время проведения лекций «Радикализация молодежи: Компьютерные игры, экстремизм, неоязычество, неофашизм» (см. ответ на вопрос слушателя в пунктах 110e, 110f).
В лекциях о отклоняющемся поведении упоминаются также следующие материалы иеромонаха Прокопия:
Ответ – «Состоятельному мужчине, угнетенному общением с братом-наркоманом».
Два ответа о неуправляемых состояниях – «Ревность. Что делать, если ревность начала давать о себе знать», «Любовная зависимость, зависимые отношения (также – о зависимом отношении в целом)».
Также упоминаются ответы – «Воспитание. Дети и родители (что читать детям, протест детей и отход от веры)»; «Воспитание. Родителям о вчувствовании в ситуацию, развитии и некоторых акцентах в связи с общением с детьми».
Также упоминается статья «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического бума и распада общества», в которой показана связь между разрушением того, что мы можем назвать «культурным человеком» и наркотизацией. Крушение мировоззрения делает сознание человека в плохом смысле этого слова открытым и беззащитным против сползания с состояние охваченности неуправляемыми состояниями, то есть – внушаемым: часть 1; часть 2; часть 3; часть 4; часть 5.
В части второй и, отчасти, – в первой приводятся мысли о вечной жизни как продолжении настоящей. То есть человек уходит в вечную жизнь с тем духовным багажом, который наработал в жизни настоящей. Понимание этого факта приводит к пониманию последствий зависимого поведения. Если зависимому человеку еще в рамках земной жизни становится тошно от самого себя, то, если он не изменится, – каковы его перспективы в вечности, войдя в которую он будет развиваться в избранном им направлении?
В отношении темы родственников и близких зависимого человека, темы семьи – в главе «Справедливо ли полагать, что главной причиной наркомании является дисфункциональность семьи?» (часть 5).
О том, что сводить вопрос зависимости ребенка к неправильному поведению, например, родителей, – опрометчиво, – в главах:
«Мысль о ценности жизни основана на проповеди Христа. Не основанная ни на чем, эта мысль становится несуществующей» (часть 1).
«Провал регулирующего действия культуры как следствие отказа от религиозной традиции» (часть 2).
Также в лекциях упоминаются материалы иных авторов:
Федор Бородин, прот. «Как вырастить счастливого ребенка».
Статья о центре святителя Василия Великого – «Макс, который все решил сам».
***
Если есть желание, можно за страждущего читать в течение 40-ка дней акафист в честь иконы Божией Матери «Избавление от бед страждущих» (чудотворная икона).