Колдовство. Колдовство. О страхе перед порчей и колдовским воздействием (выдержки из ответов)
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  18.08.2021.



Человеку, живущему с Богом, участвующий в Таинствах, исполняющий Евангельские заповеди, может не бояться колдовства. Не столь важно, есть демоническое воздействие или его нет, важно, живет ли человек по-христиански. Если живет, то и вопрос защиты от демонического воздействия решается сам собой. Если нет, то вопрос не решаем. От демонического воздействия защищают не слова, а Божественная благодать, к которой христианин приобщается своим образом жизни.

Как избавиться от колдовского воздействия?

Этот ответ сформировался из нескольких, написанных разным людям по поводу (по сути) одного и того же вопроса – тревога и обеспокоенность в связи с предположением направленного на них колдовского воздействия.

Да, колдовское воздействие, безусловно, существует. Но нередко человек придает факту присутствия зла в мире неверную интерпретацию. Зло системе мировоззрения в данной ситуации находится на первом месте и воспринимается как нечто всесильное. И пока данный пласт в мировоззрении не сдвинется с мертвой точки и не подвергнется пересмотру, трудно говорить о преодолении таким человеком страха.

Ниже, помимо выдержек из ответов приведены ссылки на некоторые источники.

Упоминаемые в ответе прочие источники.

На данную тему издана книга игумена N. (схиигумен Гавриил (Виноградов-Лакербая)) «Об одном древнем страхе. Кого и как портят колдуны». Одна из главных идей – верующий человек, стремящийся стяжать благодать Святого Духа и защищенный этой благодатью, может не бояться колдовского воздействия.

Падшие духи оказывают свое воздействие в случае утраты человеком (по какой-то причине) благодати Святого Духа. В данном случае человеку следует задуматься, при каких обстоятельствах и вследствие чего он утратил возможность приобщаться к благодати Святого Духа. А также – подумать, что сделать для возвращения благодати.

На эту тему опубликован ответ – «Колдовство. Женщине, которая считает, что на нее кто-то постоянно наводит порчу».

Данной теме посвящены лекции монаха Иоанна (Адливанкина). Отец Иоанн несет свое служение в Душепопечительском центре св. прав. Иоанна Кронштадтского, который был создан для реабилитации (в том числе) жертв оккультизма и сатанизма. Записи его бесед выложены на официальном сайте центра в разделе «Беседы в Оптиной (видео)». Некоторые мысли отца Иоанна в отношении страха перед порчей и колдовством приводятся в упомянутом выше ответе (в ответе отмечено в каких лекциях, в какое конкретно время он высказывается в отношении страха).

Некоторые идеи, заимствованные, в том числе, из опыта Душепопечительского центра св. прав. Иоанна Кронштадтского приведены в книге «“Победить свое прошлое”: Исповедь – начало новой жизни». В отношении озвученной темы можно обратить внимание на следующие разделы: «Несколько слов бывшим оккультистам, а также тем, кто обращался к ним за помощью», «Колдовство и одержимость. Причины попадания под демоническое влияние», «Как молиться и на что обратить внимание человеку, испытавшему демоническое воздействие».

О преодолении предпосылок открытости человека для инфернального воздействия идет речь в статье «Преодоление игрового механизма. Часть 4. Игровой психоз и неконтролируемая приверженность».

Более подробно тема преодоления предпосылок раскрыта в цикле лекций «Зазеркалье». С 40-ой беседы – о преодолении паталогических состояний и о выходе из-под прессинга паталогических мыслей, с 60-ой беседы – подведение итогов. Одна из основных идей цикла «Зазеркалье» (открытость для паталогических состояний преодолевается через врастание в опыт Церкви, формирование целостного мировоззрения и системы навыков) отчасти описывается в статье «Брешь в стене (часть 2/2) – некоторые мысли о целостной духовной культуре и выходе из круга паталогических состояний».

Последний раздел статьи носит название «Кажется, что кругом – колдуны». Раздел основан на анализе одного письма и представляет собой ответ на типичную для страха перед колдовским воздействием постановку вопроса.

Данный раздел может быть включен в один ряд с нижеследующими краткими сообщениями, адресованными разным людям (эти сообщения потому и могли были краткими, что подкреплялись ссылками как на только что упомянутую статью, так и на вышеприведенные источники).

О боязни перед колдунами и том, с какими последствиями люди сталкиваются, когда этой боязни поддаются - третья часть статьи «Брешь в стене» (отдельное название третьей части «О преодолении мучительных состояний, прелести и демонического воздействия»).

Обвиняет чародеев

Вы писали о своих трудностях, в которых обвиняете чародеев.

Возможно, причины Ваших затруднений заключаются в немирном духе, осуждении людей, ожесточенности на них, обвинении их в чародействе. Да, чародеи есть, но если человек живет с Богом, под защитой Божественной благодати, то чародеи ему не страшны. Если же человек живет не по заповедям Евангелия, если он ожесточается, то становится неспособным усваивать Божественную благодать и открытым для воздействия падших духов.

Подозревает, что дети – под воздействием порчи

Возникли подозрения, что кто-то сглазил твоих детей, раз они оставили (не посещают) тебя. Необходимо прикладывать усилия, бороться с мрачным духом осуждения и подозрительности, которым ты охвачена. Когда душа ожесточается, человек может говорить грубые слова (сам того и не замечая), ранящие близких. При охваченности этим духом, везде мерещатся злоумышленники, колдуны и враги.

В книге «Цветослов советов» преподобного Порфирия Кавсокаливита (в разделе «Дети и молодежь»), а также в книге «Житие и слова» (в разделе о воспитании детей) озвучена масса ценных советов к вопросу отношения с детьми (в том числе с теми, кого называют «трудными»). Только через добро можно достучаться до ожесточенной молодежи.

Подозрения в отношении порчи показывают, что слишком много внимания уделено теме колдовства. Зло является доминирующим центром сознания. Когда человек везде видит происки колдунов, это, скорее, свидетельствует о нехватке (недостаточности) жизни по Евангелию. Если же центром сознания является Христос, то колдуны не являются главным (единственным) предметом размышлений.

Ты молишься, читаешь правило. Но нужно не только правило читать, но и пытаться жить, как заповедовал Спаситель. Стараться не осуждать, по силе – проявлять любовь и понимание. Участие в Таинствах и помощью Божия помогут водворить в душе мир и радость. Ни стоит опускать установленные Церковью посты – ведь род сей не исходит иначе, как от молитвы и поста. Если дети почувствуют, что от тебя исходит мирных дух, им захочется общаться с тобой. Тогда с Божией помощью, возможно, ты сможешь им помочь.

Когда человек сводит к теме порчи, если не все, то очень многие вопросы, встающие перед ним, можно предположить, что не выработан здравый взгляд на феномен порчи, а сознание словно пропитано языческим отношением к миру. Такой человек, теоретически зная о Христе, как бы не видит во Христе Бога, который «пришел разрушить дела дьявола» (1 Ин 3. 8). Да, есть и порча, и колдуны, и заговоры, и магия. Все это есть. Но Христос – сильнее всего зла.

Вопрос о порче можно прояснить, прочитав или прослушав в аудио формате, книгу Игумена N. (схииугмена Гавриила (Виноградова-Лакербая)) «Об одном древнем страхе: Кого и как “портят” колдуны». В главе «Бояться ли нам порчи?» просматриваются параллели с твоим письмом. Христианин, живущий по Евангелию и участвующий в Таинствах, может не бояться порчи.

Дополнить основную идею можно последним разделом статьи «БРЕШЬ В СТЕНЕ 2/2. Некоторые мысли о целостной духовной культуре и выходе из круга паталогических состояний». Человек, везде подозревающий колдовство вряд ли имеет душевный мир.

Испытывая неприязнь и обиду в отношении детей, есть смысл не колдунов выискивать, а бороться со своей обидой. Ведь она (обида) нередко питается нашим эгоизмом. Мы ропщем за невнимание, досадуем, что нас не заметили или обошли заслуги стороной.

Если с Божией помощью обида на детей будет преодолена, они это почувствуют. А отсутствие обвинений в их адрес, возможно, поможет им потянутся к тебе.

Ты писала, что дочь желала исповедоваться, но у нее не получилось. У тебя возникло подозрение в обмане. Почему ты исключаешь возможность того, что дочь проспала утреннюю службу? Или могло произошло нечто такое, что помешало прийти на исповедь?

Если ребенка без любви обличать за его упущения, то он может замкнуться и перестать что-либо рассказывать родителям о своей жизни. Или может решить больше вообще не ходить в храм. Надо с лаской поддержать человека добрым словом, пригреть. Тогда может появиться желание еще раз попробовать сделать то, что по какой-то причине сделать не получилось.

Много вразумлений на тему отношения с детьми можно почерпнуть в записях размышлений монахини Нины (Крыгиной). Мать Нина – кандидат психологических наук, и там, где это к месту, ссылается на научные данные. Но главное в ее словах – личный духовный опыт. В ее словах чувствуется присутствие мирного духа, к которому и тебе желаю приобщиться.

***

Как молиться о детях? Во время чтения Псалтири (если нет времени читать целую кафизму, то можно читать хотя бы одну треть, то есть – прочитывать одну кафизму в течение трех дней) можно сделать 3 поклона и помолиться такими словами (составленными архимандритом Иоанном (Крестьянкиным):

Сладчайший Иисусе, Боже сердца моего! Ты даровал мне детей по плоти, они Твои по душе; и мою и их души искупил Ты своею неоцененную кровию; ради крови Твоея Божественныя умоляю Тебя, сладчайший мой Спаситель, благодатью Твоею прикоснись сердца детей моих (имена) и крестников моих (имена), огради их страхом Твоим Божественным; удержи их от дурных наклонностей и привычек, направь их на светлый путь жизни, истины и добра.

Укрась жизнь их всем добрым и спасительным, устрой судьбу их яко же Ты сам хощеши и спаси души их ими же веси судьбами! Господи, Боже Отцов наших!

Детям моим (имена) и крестникам (имена) дай сердце правое, чтобы соблюдать заповеди Твои, откровения Твои и уставы Твои. И исполнять все это! Аминь.

На счет преодоления обиды к детям прилагаю молитвы, составленные схиигуменом Саввой (Остапенко) и ссылки на материалы, к которых поднималась данная тема.

***

Старец схиигумен Савва (из Псково-Печерского монастыря) давал такой совет своим духовным чадам, одержимым злой силой (гнев, раздражительность, осуждение) – читать канон Кресту и целовать свой крестик с Иисусовой молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного, освети мя светом Креста Твоего, удали от меня силу, которая меня мучает». И этот свет проникнет в совесть, сердце, душу, характер и вытеснит злую силу – одержимость и, по неотступности, через 2–3 месяца самый одержимый человек может стать здоровым.

Надо не только носить крестик, но и целовать его. Утром, как только открыли глаза, надо сейчас же целовать крестик с молитвой Иисусовой или с молитвой: «Господи Крестом Твоим освяти и огради меня! Силою Креста Твоего изглади мои грехи и укрепи меня!»

Если наши родственники или близкие страдают одержимостью, и если мы будем молиться за них, ежедневно будем целовать за них свой крестик, то облегчим их состояние. Неверующий муж или ребенок – это тоже одержимость, потому что они одержимы духом неверия. Если мы будем за них молиться, будем целовать за них крестик со словами: «Господи, и меня спаси, и спаси мою дочь, мужа, брата моего (имя рек.)!», то наше сердце сделается светлым от лучей благодатного света, исходящих от Креста, подаст и их сердцу весть.

Даже за своего обидчика надо крестик целовать и молиться такими словами: «Господи, Крестом Твоим удали от меня страсть неприязни, помоги мне полюбить своего обидчика. Спаси меня его святыми молитвами». А сердце сердцу весть подает, и он почувствует это. Цель – вытеснить из сердца злую силу.

***

Материалы о преодолении обиды и гнева (см. подборку в тексте «ОБИДА, ГНЕВ, ЗЛОСТЬ… ПРОЩЕНИЕ: Лекции, тексты – иеромонаха Прокопия (также – иных авторов)»:

Сайт Соловецкого монастыря, раздел «Пастырская страничка», подраздел «Беседы о проблемах личности»:

Цикл «Обращение к полноте», пункт 1.4 «Гнев, осуждение, обида»;

Раздел «Пастырская страничка», подраздел «Соловецкий листок»:

Статья «Обращение к полноте: Становление личности как путь преодоления зависимого поведения». Часть 3 «Обращение к полноте и доминанта на лицо другого».

Неверное отношение к вопросу о порче.

Человеку, живущему с Богом, участвующий в Таинствах, исполняющий Евангельские заповеди, может не бояться колдовства.

Почаще приступайте к Таинствам Исповеди, Причастия, Соборования (о Соборовании см. главу «О Таинстве Елеосвящения (Соборования), в котором прощаются забытые грехи и испрашивается благодать, «исцеляющая душевные и телесные болезни»» из упоминаемой ниже книги ««Победить свое прошлое…»). Читайте Псалтирь и Евангелие. Держите дома и потребляйте св. воду и просфору. Ничего не бойтесь.

Вы страдаете не от порчи, а от своих страстей. Человек в гневе (Вы гневаетесь на соседку) страдает, так как неспособен воспринимать благодать, и, следовательно, становится открытым для воздействия падших духов. Причина страданий в данном случае – не в действиях колдуна (даже если его воздействие реально), а утрата защищающего покрова благодати. Падшие духи могут действовать и самостоятельно, без посредства какого бы то ни было колдуна. А их влияние возможно на человека, когда он открыт для их действия и обнажен от покрова благодати.

***

Воздействие инфернальное действует, если человек теряет благодать через погружение в страсти. Если воздействие проявилось, думать надо не о том: «Кто?», а о том: «Где я потерял благодать?» Если отступление будет осознано, человек покается и совершит нечто противоположное (помириться, например, после ссоры), то благодать вернется и защитит человека от воздействия.

Не акцентировать внимание

Что может защитить человека от демона? Благодать Святого Духа. Человек приобщается к благодати Божией, когда исполняет Евангельские заповеди.

Советуем Вам перестать акцентировать внимание на теме колдовства. Есть такое выражение: если человек всматривается в бездну, бездна начинает всматриваться в него.

Человеку, живущему по заповедям Божиим, молящему, причащающемуся, старающемуся прощать своих врагов и поступать по совести, помогает сам Господь. Если же акцент внимания смещен на тему колдовства, то человек перестает думать об исполнении Евангельских заповедей, не помнить о прощении обидчиков, расслабляется, теряет внутренний мир и упование на промысл Божий.

Сосредоточьтесь на личности Христа, на Евангелии. Если Вы будете жить так, как Христос заповедал жить Своим ученикам, то Он защитит Вас и поможет. Ум, погруженный в тему колдовства, становится все более и более тревожным. Изо всех сил постарайтесь на эту тему не думать.

Не думать на тему колдовства

Колдовство, действительно существует, но влияет только на человека, не укреплённого благодатью Божией. Чтобы освободиться от колдовства, человек должен устремляться к исполнению заповедей Божиих, чтобы укрепить связь с Иисусом Христом и благодатью Святого Духа.

Если же человек акцентирует внимание на теме колдовства, то при таком положении дел недолго и умом начать повреждаться. Есть выражение: Если человек всматривается в бездну, то бездна начинает всматриваться в него. Интерес к демоническому миру в каком-то смысле может начать связывать человека с этим миром, что сопровождается появлением чувства безысходности (последняя мысль – из лекции монаха Иоанна (Адливанкина) на тему «Духовные опасности современных молодежных субкультур. Современный взгляд на фантастическую литературу»).

Считает, что наведена порча

Вы связываете ухудшение жизненной ситуации с тем, что во время поездки имели контакт с женщиной, которую подозреваете в колдовстве.

В письме Ваше внимание акцентировано на теме ведьм. Но колдовство действует только в случае, когда человек по какой-то причине открыт для данного вида воздействия. На определенном жизненном этапе человек утратил благодать, дал на себя право злым силам. И потому мысль следует направить не к колдунам, а к соединению со Христом (см. подробнее статью «Брешь в стене (часть 3)…» Материалы статьи соотносятся с Вашим письмом. Вас угнетает мысль об окружающих колдунах и злых силах. Концентрация на данной мысли может привести к ухудшению Вашего состояния. Следует начать думать о исполнении заповедей, изложенных в Евангелии.

***

Вы считаете, что супруга навела на Вас порчу, и просите прочитать над Вами заочно молитву. Если человек живет с Богом, исповедуется и причащается, никакие порчи ему не страшны. Если человек ставит вопрос о порче, значит он очень далеко отстоит от Бога. Человек не чувствует Промысла Божия, у него рождается страх перед колдовским воздействием. Не заочных молитв надо в этом случае искать, а спросить у своей совести: Что в моей жизни не так?

Если есть желание можете читать в течение 40 дней канон Животворящему Кресту. Только помните, демоническое воздействие может вредить только тогда, когда мы сами через свои упущения и грехи даем демонам права на нашу жизнь. Если живет с Богом, то благодать защищает нас от воздействия.

Можете послушать аудио-книгу игумена N. (под этим псевдонимом пишет схиигумен Гавриил (Виноградов-Лакербая)) «Об одном древнем страхе. Кого и как портят колдуны».

Бабушка сказала, что – порча

Человек, живущий с Богом, не должен бояться порчи.

Если Вы будете обращать внимание на слова «бабушек», то никогда не выберетесь из запутанности и внутреннего смущения. Постоянно и настойчиво думая о порче, Вы даете демону в своей жизни места больше, чем Богу.

Кто-то сказал, что на сына сделаны наговоры

Кто-то сказал, что на Вашем сыне – порча. К этому вопросу следует подходить с большой осторожностью. Из того, что кто-то сказал о порче, вовсе не следует, что она – на Вашем сыне. О порче сказать не сложно, – поди проверь. Порча может стать удобным объяснением всему.

Если сын стал пить и дебоширить, то под воздействием ли порчи? Если человек идет по жизни «спустя рукава», к нему может и демоническое воздействие подмешаться. Но решение пить и дебоширить изначально он мог принять сам, то есть сделать свой личный выбор. И вследствие своей личной жизненной позиции – стать открытым для воздействия падших духов.

Чтобы иметь возможность выйти из тупика, нужно обратить своей взор в сторону Христа и добра, а не сатаны и зла. Тот, кто говорит о порче, загоняет себя в тупик, тонет в чувствах страха и безысходности. Даже если произошло демоническое воздействие на человека, не стоит искать того, кто «снял бы порчу», необходимо подумать, что именно по жизни было делано не так.

Если человек сознает, что унижал других, пил, не хранил чистоты брака, то ему следует пересмотреть свое поведение, исповедоваться, попросить у священника епитимью (например, 40 дней читать покаянный канон и совершать по 40 земных поклонов; если времени и сил не хватает, можно исполнять что-то одно: либо канон, либо поклоны; если 40 поклонов – много, то их число можно уменьшить). А после – причаститься. И далее – стараться жить с Богом, без греха. Тогда благодать Божия покроет и защитит человека.

Молитесь за сына. Молитва матери со дна моря достанет. Можете и в Храме заказывать поминовения. Но молитесь, не имея в виду, что он непременно находится под влиянием колдовства.

Человек, живущий в хаосе, питает злые мысли. Он не пытается сдержать себя, когда возникает желание сделать что-то против совести. Разве колдуны здесь первичная проблема? Такой человек напоминает коня без седока, кто хочет – тот и садится на него (мысль о коне принадлежит одному подвижнику). Любая страсть начинает обладать таким человеком. Вопрос решается не через бегство от колдунов, а через установления реальной связи с Христом.

Считает, что на ребенка кто-то наводит порчу

Вы считаете, что во время прогулки на внука воздействует «подозрительный» дед (он сидел рядом). В подтверждение своей версии Вы ссылаетесь на плач внука, хотя до того был спокоен.

Причин для такого рода детской реакции может быть масса (что-то болит или испуг). Один мальчик рассказывал, как папа его наказал. И вот ребенок в отместку папе в своем воображении устроил ему казнь. Себя мальчик представил королем, а папу – ведомым на эшафот по стук барабанов. Когда папе «была отрублена голова», ребенок вдруг живо представил, что папы у него больше нет и разрыдался.

При появлении у маленьких детей истеричных реакций (на первый взгляд не имеющий причины) ставить сходу вопрос о колдовском воздействии – не совсем верно. Родители подозревают колдунов, но совсем не обращают внимания на агрессивную информационную среду, в которой живет ребенок. Если он постоянно смотрит мультфильмы и часто взаимодействует с экраном, то у него имеются предпосылки для психической нестабильности. У детей наблюдаются различного рода дисфункции, они не явны и на первый взгляд не несут в себе заряда патологии, они своим наличием вводят в жизнь ребенка ряд проблем.

Вопрос о колдовском воздействии (при наличии прочих факторов) можно ставить только после того, как человек прошел полное обследование, и оно не выявило никаких аномалий и заболеваний.

Если Вы близко к сердцу начнете принимать подозрения на «деда» (который «сидел рядом»), то через некоторое время можете сами духовно - на каждом шагу начнут мерещиться колдуны. Это тупик. Люди, вставшие на этот путь, меняют квартиры, переезжают в другие города, чтобы избавиться от предполагаемого колдовского воздействия.

В третьей части статьи «Брешь в стене» разобрана тема близкая к Вашему вопросу («БРЕШЬ В СТЕНЕ (часть 3). О преодолении мучительных состояний, прелести и демонического воздействия»).

Не помешало бы Вам расширить понимание вопроса. Целостный взгляд на проблему может способствовать появлению трезвых выводов, исчезновению страха. Вопрос о страхе перед колдовским воздействием изложен в книге игумена N. (схиигумен Гавриил (Виноградов-Лакербая)) «Об одном древнем страхе. Кого и как портят колдуны». А также в лекциях монаха Иоанна (Адливанкина), несущего служение в Душепопечительском центре св. прав. Иоанна Кронштадтского (записи его бесед выложены на официальном сайте центра в разделе «Беседы в Оптиной (видео)»).

Да, колдовское воздействие существует. Но важно иметь трезвый взгляд на данный вопрос, иначе легко «потерять голову». Если ребенок причащается, если сами родители стараются жить по Евангелию, участвуют в Таинствах, молятся за ребенка, то они могут быть защищены Божественной благодатью.

Неверие родителей, смертные грехи (блуда, например), в которых они проводят жизнь, могут открывать для колдовского воздействия как их самих, так и их детей. Пример описан в романе Уильяма Блэтти «Изгоняющий дьявола» (в маленькую девочку вошел демон; мама девочки после развода имела роман с одним режиссером и подарила девочке доску для спиритических сеансов).

Вопрос преодоления страхов и реального демонического воздействия (если оно действительно имело место быть) может быть прокомментирован массой размышлений. Но обратить в первую очередь внимание все-таки стоит на главное. Не столь важно, есть демоническое воздействие или его нет, важно то, живет ли человек по-христиански. Если живет, то и вопрос защиты от демонического воздействия решается сам собой. Если нет, то вопрос не решаем. От демонического воздействия защищают не слова, а Божественная благодать, к которой христианин приобщается своим образом жизни.

«Христианин, – как пишет старец Клеопа (Илие), – может пройти искушения диавола и остаться непобеждённым, если будет идти путём делания всех добродетелей, особенно молитвы, поста, смирения, любви, частой исповеди, покаяния, милостыни и многого терпения». «Дети также должны быть научены и своими родителями, и крёстными, и, главным образом, приходским священником страху Божию, правой вере, доброте, милосердию, смирению, послушанию и знанию Священного Писания. Они должны с малых лет привыкнуть к посту, ежедневной молитве, исповеди, жалости к бедным и уважению ко всем людям. Молитва, чтение хороших книг, послушание и уважение к родителям, страх Божий и личный пример отца и матери – самые надёжные пути и способы христианского воспитания детей» (Из книги архимандрита Клеопы (Илие) «Поучение сердца моего»).