Тюрьма. Заключенной женщине. С чего начать?
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  21.01.2022.



Последствия поступков, основанных на молитве, Истине и Евангельских принципах, благи. Направленный поиск, осознанный выбор позволяют не только оставить в прошлом все пошлое, несуразное, разрушающее, но и сформировать конструктивные навыки. Травмирующий опыт может быть побежден через любовь и прощение.

Ты хочешь изменить свою жизнь к лучшему и спрашиваешь – как это можно сделать?

В ответе многого не скажешь, но некоторые моменты можно обозначить.

Во-первых, надо твердо знать и помнить, что поступки, основанные на Истине, адекватном понимании жизни, рождают и последствия соответствующие. Если человек совершает поступки с молитвой, на основании Евангельских принципов (сейчас речь не идет о пропаганде), то сам заметит, что последствия будут благими.

Один Святой писал, что возникающие искушения носят временный характер. Нет отчаяния, беспросветного мрака. Остается ощущение внутренней опоры. Люди, живущие хаотично, совершающие поступки по страстям, если входят в полосу мрака, то мрак бывает беспросветным и отчаяние их велико.

Действительно, есть люди, которые находились в очень плохом положении. Но они начинали вкладывать в реальность поступки, основанные на хороших мыслях и понемногу жизнь их выравнивалась. Вот человек всю жизнь то воровал, то ходил по тюрьмам. И откуда ни возьмись у него появилась работа, жена, уважение других. История этого человека приводится в книге ««Победить свое прошлое». Исповедь – начало новой жизни». Эту книгу полистай, если есть желании (как было сказано, речь не о пропаганде). Сам человек может увидеть, что поступки, основанные на хороших мыслях, врастают в реальность. Что это значит? Эти поступки имеют реальные плоды, ощутимые во всей жизни в целом. Человек что-то сделал, его дело развивается и приносит пользу ему и другим. Бывает, что и при обилии дел, само дело рассыпается, оказывается никому ненужным. Так же и деньги. Если они заработаны честно (даже если это небольшая сумма), то врастают в реальность. Что-то приобретено и вещь служит долго, приносит пользу. Купленное на эти средства ощутимо в реальности. Один человек работал на рынке (продавал кур), зарабатывал очень хорошо. Но деньги текли сквозь пальцы. А потом он ушел с этой работы. Выучился на массажиста. Теперь он понимает, что приносит людям пользу. Ему стало радостно жить. Денег он получает меньше, но они ощутимы. То, что с их помощью приобретается – приносит удовлетворение. Итак, первый пункт – благие мысли и поступки на основе Заповедей.

Во-вторых, молитва. Речь не о том, чтобы тебе молиться как это делали аскеты. Но если хотя бы просто вспоминать о Боге. Дело начинаешь – «Господи благослови», а по окончании – «Слава Тебе, Господи». Хотя бы простые молитовки использовать, возводить свой ум к Богу. Ты сама увидишь, что дела совершаются иначе. Какая-то книга надолго оставляет след в душе. Прочитанное через несколько лет может пригодиться. Все, что делается с молитвой, не просачивается сквозь пальцы. Это ты сама заметишь. Один шофер говорил, что он не молится много. Но перед началом дня говорит – «Господи, благослови» и крестит руль. В таксопарке у всех уже были аварии, у него не было ни одного ДТП.

Третий момент – чтение (с рассуждением!). Чтобы понимать, как нужно поступать, необходимо откуда-то информацию получить. На личном опыте мы не сможем разобраться во всех встречающихся ситуациях. Вот если бы мы жили много сотен лет в окружении доброжелателей, то возможно мы и научились бы решать вопросы в конструктивном ключе.

Нам оставлены книги. Ты можешь почитать книги и ознакомиться с источниками, написанными женщинами. На первое место можно поставить Дневники Александры Федоровны. Как она относится к семье, мужу. Можно прочитать главу «Доброе слово» из книги «Отец Арсений» (книгу можно прочитать полностью). Она есть в интернете. Заслуживают внимания книги, написанные христианками, прошедшими гонения. Это Ефросиния Керсновская «Сколько стоит человек», монахиня Елена Казимирчак-Полонская «Действие благодати Божией в современном мире», Наталья Соколова «Под кровом Всевышнего». Понятно, что эти книги надо читать с рассуждением. Преподобный Паисий Святогорец говорил, что надо быть пчелкой, которая собирает со всех цветов нектар и не видит грязи и помоев. Очевидно, что автор описывает жизнь под своим срезом.

Ефросиния Керсновская вела образцовое хозяйство. Ее имущество было конфисковано. Сама она прошла через тюрьмы, концентрационные лагеря, немыслимые условия, но осталась человеком и женщиной. Она была без мужа, приходилось выживать в экстремальных условиях, проявлять внутреннюю силу. Это необходимо учесть. Проявлять внутреннюю силу тоже нужно научиться. Управлять так, чтобы одновременно не терять внутреннего мира. Ефросиния Керсновская проявляя силу не теряла женственности. И все же надо учесть, что многие годы своей жизни она провела без семьи, в грубой обстановке, в окружении мужчин. Эта ситуация ее не деформировала.

Современная женщина бывает поставлена в тяжелые условия. Нужно работать, вступать в рабочие взаимодействия с мужчинами (которые бывают грубы), проявлять твердость, но при этом не стать мужчиной самой. Некоторые женщины обретают мудрость – где нужно проявляют определенную твердость, но умеют перестроиться, чтобы для мужа оставаться женщиной. Одна очень сильная девушка, проявлявшая невероятное мужество, имевшая очень цельный твердый характер, говорила, что выбрала быть счастливой, а не быть правой. Ее сильный характер остался при ней. Она нашла мудрость с мужем обсуждать что-то по любви. Они не ссорятся и не ругаются.

Бывает, что сильный характер перевешивает женственность. Один человек, который занимается реабилитацией людей, побывавших в зоне боевых действий, отмечает, что у женщины в армии формируется «сильный» характер, а затем проявляются проблемы при попытке создать семью. Она ищет мужчину сильнее себя. И когда находит такого, начинается соревнование «Кто сильнее». Она испытывает своего избранника. Нередко дальнейшие события развиваются по одному из двух сценариев. Либо мужчина не выдерживает постоянной войны в домашней обстановке и подает на развод. Либо он решает уступить. Как только уступает, «сильная» жена воспринимает его как тряпку. Такой женщине нужно очень серьезно над собой поработать, если она действительно хочет создать семью и ее сохранить. Некоторые сильные женщины семьи создают, рожают детей. Но как только появляется ребенок, мужа отодвигает в сторону. Перед мужчиной, лишенным поддержки, ласки, тепла (кто бы что ни говорил обратное) открывается перспектива алкоголизма. Никакого утешения в семье он не видит. А если приходит домой нетрезвый, то обстановка кажется более или менее терпимой.

Мысль отца Митрофана (Серебрянникова) может быть применена, как промежуточный итог. Он в свое время был духовником Марфо-Мариинской обители. Эта Обитель была женская, поэтому характер женский он понимал. Одной девушке он сказал примерно следующее: мужчины по своей натуре грубы и импульсивны, соответственно в женщинах они ищут качеств противоположных – нежности. Ничто так не отталкивает от женщины, как присутствие в ней мужских качеств. Эти слова он сказал Наталии Соколовой и ее книгу тоже можно почитать. Здесь (в книге) ситуация была несколько обратная. Хотя она жила в годы гонений, но находилась в обстановке невраждебной, пользуясь всесторонней поддержкой любящего мужа. Занималась хозяйством, воспитанием детей. Ее жизнь не была легкой, но на пути многих современных женщин есть такие вызовы, которые в этой книге не описаны.

Напомню, что при чтении нужно быть пчелкой и пользоваться принципом Антония Великого (поможет, если что-то в книгах смутит). Это древний Святой. Когда он узнавал, что где-то живет аскет, преуспевающий в какой-либо добродетели, то шел к нему и обучался. Понятно, что аскет может преуспевать в посте, но быть немного сварливым при этом. Учиться то нужно не сварливости, а его навыку к воздержанию. Человек молитвенный может быть немного нелюдимым. Но учиться нужно не его отстраненности, а молитвенности. Возможно, это мы воспринимаем его желание сосредоточенности за нелюдимость. Антоний Великий, впитывая от каждого то лучшее, чем он отличался, совместил в себе добродетели всех. Так, что одни считали его за отца, а другие за брата.

Монахиня Елена была женщиной замужней. Во время второй мировой войны ее муж попал в концлагерь. Она переехала в СССР, с мужем они так и не воссоединилась. Монахиня Елена описывает, как жила в условиях давления.

Некоторые хорошие мысли озвучены в книге Екатерины Матвеевой «История одной зэчки». Это автобиографическое произведение было написано девушкой, в годы массовых репрессий без вины лишенной свободы. Если пользоваться указанным вышеописанным принципом, то в ней можно найти некоторые моменты (далеко не все), на которые стоило бы обратить внимание.

Несколько слов стоит сказать о той ситуации, когда люди не основывают (не выстраивают) свою жизнь на хороших мыслях и Евангельских принципах. Очень хорошо результат такой жизни показан в фильме «Бумер». Одна девушка (сестра молодого человека, погибшего в тюрьме) занималась махинациями и даже не понимала связи между своими поступками и результатом жизни – хаосом.

Второй пример заимствован из книги Николая Блохина «Из колодца памяти». Это автобиографические заметки, в которых автор рассказывает, как в годы гонений, масштабных репрессий, был посажен в тюрьму. Ему вменили антисоветскую деятельность, а он просто печатал молитвословы, духовную литературу. В пересыльной тюрьме на одном этаже размещались женщины, на другом – мужчины. Они обменивались записками с нецеломудренным содержанием. Однажды Николай не выдержал и написал несколько слов намекая на безнравственность происходящего. Как-то его попросили написать молитвы. Очень долгое время (больше суток) без перерыва на сон и еду он писал всем молитвы. Это было самое счастливое время. Одна из женщин прислала записку сетуя, что не попадался ей хороший мужчина, а встречались только одни донжуаны (это синоним, в книге использован другой термин). Николай Блохин ответил, что она и искала таких людей. Соответственно они в ее жизни и появлялись.

Развивая мысль, можно сказать, что поиск в другом направлении мог и результат дать иной. Это называется направленный поиск. Когда человек ищет в одном направлении, он отсекает другие пути. Сосредотачивается на определенной группе фактов. Постепенно у него появляются знакомые, придерживающиеся схожих взглядов, формируется круг общения и обсуждаемых тем. Если этот круг благой, основан на Евангельских принципах, то постепенно за борт жизни выводится все пошлое, несуразное, уродливое, жизнь выравнивается. Если человек держится за грязные темы, то хороших людей он практически не видит (либо ему с ними не интересно, либо им с ним).

Еще хороши лекции монахини Нины (Крыгиной). Она является кандидатом психологических наук. Заслуживают особого внимания ее лекции о воспитании, семейной жизни. Кто-то может подумать – монахине ли учить семейной жизни? Она была замужем. Но когда в зрелые годы пришла к Вере, то муж поставил ее перед выбором между Верой и ним. Она рассказывает о семейном опыте, который был до революции. Конечно, сейчас времена изменились. Люди вырабатывают иные способы адаптации к окружающей реальности. Дореволюционный опыт не может раскрыться во всей своей полноте. Говорят, что раньше и рабочие заводов получали достаточную сумму денег, а социальное устройство было таково, что можно было воспитывать и по десять детей. Окружающая среда была безопасна, дети могли играть на улице. Сейчас даже непросто детей по школам развести, особенно если детей несколько. Все это необходимо учитывать. Сейчас женщина вынуждена работать, принимать решения. Если же обращать внимание на конструктивные моменты, которые можно взять на заметку, то все-таки в ее лекциях богатейшая россыпь драгоценных мыслей.

Можно порекомендовать лекции, прошедшие в Соловецком монастыре и одном реабилитационном центре. «Женщина и мужчина. Одиночество и счастье».

Первоначально лекции были рассчитаны, как материал о женском алкоголизме, но в них были затронуты темы, связанные и с непьющими женщинами. Бывает, что женщине некого любить, либо она нелюбима, либо у нее нет деток или возникают другие сложности, то она не справляется и начинает выпивать. В лекциях речь шла не столько об алкоголе, основной мотив – отношение к трудностям.

Еще напоследок можно рекомендовать два источника (если есть желание, то можно тебе их выслать). Речь идет о тексте «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты». В Соловецком монастыре читались лекции с аналогичным названием, и готовится одноименная книга. Книга состоит из нескольких частей. В частях 4.2 и 4.3 говорится о ситуациях, когда девушка в детстве имела негативный опыт травмирующего характера (например, неприятная ситуация с родителями, изнасилование). Вовсе не обязательно при таких условиях человеку начинать пить, принимать наркотики, ненавидеть свою мать. Все это можно преодолеть через стремление к конструктивным целям, через прощение и любовь. В одном ответе всего не скажешь, иначе придется повторить содержание всех этих статей.

«Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты».

– Часть 4.2. Посттравматический рост и преодоление сформированных моделей поведения

– Часть 4.3. Посттравматический рост и истории на тему преодоления сформированных моделей поведения, прощения родителей

Еще немного на тему женского характера и о трудностях, возникающих при общении и попытке создать семью (ведь типы мышления разные). Эти вопросы рассматривались в цикле бесед «Разноголосица мыслей» на сайте Соловецкого монастыря в разделе «Пастырская страничка» в подразделе «Беседы о проблемах личности». 

Прилагаю ответ, данный одной женщине, которая попыталась двигаться в Православном русле, но испытала протестные настроения. Мы иногда не понимаем сути и видим только одну форму, а она изменчива. Когда мы утрачиваем понимание сути, мы не замечаем, как эта форма начинает искажаться, уклоняться от первоначального содержания.

«Женщине о протесте по поводу поста, христианских книг, разных “правил” и прочего».

Если понимать суть процессов (с которыми мы имеем дело в жизни), то ощущение протеста уходит. Приходит понимание, что многие вещи, ситуации даны нам для пользы, для помощи в нашем возрастании. Например, пост дан нам, чтобы научиться владеть своими чувствами. Таким образом мы обучаемся преодолевать тенденции, что тянут к точке, депрессии, ярости. Если забыть о сути, то на первый план выходит диета. У человека могут возникать вопросы. Никто не заставляет. Просто ты делаешь выбор. Если последуешь рекомендациям Церкви на счет поста, то у тебя будет больше сил сопротивляться тому, что тебя разрывает на куски. Ты будешь более цельным, развитым, спокойным в отношении с близкими и на едине с собой. Твоя жизнь в целом улучшиться.

Если желаешь, полистай статью, название которой перекликается с твоим вопросом – «С чего начать христианскую жизнь?».