Пост. Женщине о протесте по поводу поста, христианских книг, разных «правил» и прочего
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  17.01.2022.



Подвиг поста проистекает из внутренней потребности человека, испытывающего духовную жажду, ощутившего полноту Богообщения. Человек с искрой в сердце воспринимает пост, как необходимое средство по ее сохранению. Совершая усилия не ради усилий, а чтобы соединиться со Христом и обрести мирный дух, мы действия (пост, делание, и др.) перестаем воспринимать, как самоограничение.

Ты испытываешь протест по поводу поста.

По всей видимости ты относишься к числу активных девушек, имеющих ярко выраженную устремленность к чему-либо, поддерживающих активный образ жизни. Тебе трудно понять идею поста, и соответственно идеи, которые содержатся в высказываниях наставников Православия (смирение, делание и так далее). Их призывы воспринимаются, как самоограничение. Эти выводы – попытка построить общую картину, расширяя твои сообщения до более масштабного видения. При всем этом душой тянешься к Православию, ощущаешь в нем искру, но многие моменты вызывают протест.

Хотел бы отметить несколько моментов, которые, может быть, помогут взглянуть иначе на смущающие тебя моменты. Возьмем идею поста. Очень глубокомысленные поучения о посте принадлежат иеромонаху Рафаилу (Нойка). Это ученик о. Софрония (Сахарова), который в свою очередь был учеником преподобного Силуана Афонского. В своей книжечке «Живи мя, по словеси Твоему» о. Рафаил делится своими размышлениями. Несмотря на то, что написана в разговорной манере, она насыщена глубокими мыслями. Конечно, о. Рафаил не автоматически передаёт услышанное, но ещё и пропускает услышанное через себя. В частности, он говорил, что уставы поста, оставленные нам святыми отцами, ошибочно воспринимаются, как инструкция. Некоторые мысли о. Рафаила дополнены, прокомментированы применительно к ответу. Нужно помнить в каких условиях формировались и формулировались эти уставы. Наставники Православия защищали полноту Богообщения, они горели любовью к Богу. Чтобы удержаться на этой высоте им необходимо было ввести в жизненный обиход некоторые самоограничения. Когда мы не имеем представления о том, что человек ощущает при полноте Богообщения, то воспринимаем самоограничения, как некие навязанные извне правила, которые удручают нас и заставляют сетовать при их реализации.

Здесь можно использовать следующую аналогию. Человек пробежал за рекордно короткое время дистанцию и стал чемпионом. Чтобы удержаться на этой высоте и сохранить способность повторить собственный результат, ему необходимо ввести в свой жизненный обиход самоограничения (диета, контроль веса). Если спортсмен оставит эти направления на самотёк, то в следующий раз не сможет показать ранее достигнутые результаты.

Иеромонах Симеон (Мазаев) в одной из своих лекций, будучи преподавателем в духовном заведении, рассказывал о подвигах, реализуемых святыми отцами. Они протекали из любви. Святые отцы настолько горели любовью к Богу, что не знали, как ещё её показать. В качестве иллюстрирующего примера привел рассказ о молодом человеке, оставившем на недостроенном высотном здании сообщение, указывающее на его любовь к девушке. Отец Симеон, будучи профессиональным альпинистом, недоумевал, как молодой человек без профессионального снаряжения смог это осуществить и написать послание своей возлюбленной. О. Симеон говорит, что им двигала любовь, желание каким-то образом её выразить, воплотить в действии.

Мысли о. Рафаила можно дополнить словами одного духовника – подвиг поста проистекает из некой внутренней потребности человека, испытывающего духовную жажду, понимающего полноту Богообщения, к которой прикоснулся. Ее можно сохранить только таким путем. Тогда пост не воспринимается, как тягостное самоограничение.

Или ещё один пример. Мама одного священника, когда он зашел в гости к ней и остался на ночь, предложила постирать подрясник. Мама и без того рано встаёт на работу. Чтобы погладить подрясник нужно встать ещё раньше. Батюшка отказывался, а мама сказала, что ей это в радость. При условии отсутствии любви к сыну, конечно, ей лишняя нагрузка была бы в тягость.

Возможно, в таком положении находишься и ты. Если в твоем сердце не родилась ещё искра, то соответственно, не возникла потребность ее хранить. Человек с искрой в сердце воспринимает пост, как необходимое средство для ее сохранения.

Не берем пост дополнительный. Возьмем общую идею церковного поста, хотя бы в физиологическом отношении. В каком смысле «физиологический»? У некоторых духовных авторов есть мысль, что говение перед причастием – не только телесный пост, но и духовный (борьба со страстями, отказ в каких-то занятиях и т. д.). Начнем с основы. Речь идет о посте, согласно уставу: четыре многодневных постах, среда и пятница для мирян, у монашествующих добавляется еще понедельник. Необходимо говение перед причастием (если не получается 3 дня, то хотя бы один). Речь идет как минимум о фактическом воздержании от животных компонентов в пище. Если человеку необходимо сладкое в пост, то можно кушать сладкое, но постное. Когда человек в магазине читает состав продукта, то уже совершает действия из любви к Богу. Кто-то говорит, что читать состав – фарисейство. Спорно. Если значение не имеют состав пищи, тогда что имеет значение. Помня о посте, ты развиваешь любовь к Богу. Во вторник думая о завтраке в среду или собираясь в поездку, кажется, что заботишься лишь о питании, но на самом деле – ты развиваешься к любви к Богу. Пост – не диета, которую мы реализуем ради себя и своей фигуры, а то, что мы совершаем ради любви к Богу.

Не развивая подробно некоторые идеи о посте, могу сослаться две статьи архиепископа Нафанаила (Львова) «Великий пост» и «Великий пост в наше время» из его книжечки «Ключ к сокровищнице».

Если подитожить 1-ю часть ответа, то можно сказать, что пост не ограничивает и не даёт ощущение тяжести. Наоборот, пост развивает, проявляет в тебе лучшее, красивое и даёт векторы направления, возвышает в любви к Богу. Ты можешь приобрести внутренние силы, чтобы отсечь все то, что тебя мучает. Если, например, человек, хочется наброситься на мороженое в постный день, но ради любви к Богу останавливает свою руку, то можно сказать, что у такого человека появиться сила остановить себя и в другом. У такого человека появится возможность удержаться от сползания в депрессию. Как следствие некой проблемной ситуации нам хочется лечь на диван, начать себя жалеть. Уныние несет в себе ядовитое удовольствие (со знаком минус). Заползая в душу, уныние парализует волю. Человек ничего не может с собой поделать и сдаётся. Если в «арсенале» есть навык поста, то некая внутренняя мышца натренирована на то, чтобы удержаться.

Теперь по поводу поведения (ведения себя). Мы читаем аскетические повествования православных авторов, которые говорят, что необходимо держать себя в определенных рамках, каким-то образом утихомиривать. Речь о том, чтобы удержать человека от лишних, разрушительных движений. Например, лишняя пища нагружает человека, приводит к полноте. Такие движения разрушительны и подобны сорнякам. Они пускают корни в душу, оттягивают на себя соки, но жизни не дают. Есть разные таланты у людей. Вот кто-то имеет талант общения с людьми. Но если душа наполняется страстями, сознание хаотизируется, человек начинает свои таланты использовать уже иначе – соблазняет, манипулирует. В итоге теряет всё – уважение, поддержку.

Например, другой человек талантливый художник, он ничего не может довести до конца. У него возникают разные мысли (покушать, попить, ещё что-то), он банально не может сосредоточиться. И когда такие сорняки начинают прорастать, то заглушают то доброе, что есть в человеке. Здесь важен принцип. В человеке есть вложенное Богом ядро личности и его надо активировать через торможение страстей. Люди же, не имеющие достаточной осведомленности, чтобы распознавать страсти, начинают тормозить в человеке то самое ядро, то есть, по сути, его личность, а не ветхого человека. Ветхим человеком называется некая совокупность страстей, которая формирует нас, как личность.

Сопоставимо с понятием аддиктивная личность, то есть совокупность страстей, аддиктивных механизмов, привычек, нацеленных не на развитие человека (в его лучшем смысле), а на развитие аддикции, на процессы разрушительные для человека, окружающих, мира.

О Евагрии Понтийском осталось воспоминание, что он обладал даром распознавания, какие процессы в человеке нужно тормозить, а какие развивать (выражаясь современным языком).

Православие не ставит перед собой цели превратить человека в пассивное существо, не имеющее ни сил, ни мотива. Чтобы эта мысль была понятна, расскажу о силе напряжения – Тимос. Святыми отцами выделено три силы в человеке: 1. Сила вожделения. Она помогает найти человеку цель. В человеке до грехопадения сила вожделения определяла благо, как цель. После того, как человек заразился страстями, сила вожделения выбирает уже не благо, в качестве цели, а страстные, яркие приманки. Эта сила вожделения дана для того, чтобы человек преодолевал препятствия и был способен проявить некое движение. 2. Сила напряжения. Она дана для борьбы с искушениями, с врагом рода человеческого. В состоянии зараженности грехом человек употребляет эту силу против других людей, против того, что он считает препятствием. 3. Сила разумная. Она словно очищена Истиной через молитву к Богу. Тогда у человека появляется возможность руководить двумя другими силами. Аскетический идеал выражается в отношении сил напряжения как апатИя (по-гречески). Нельзя сопоставлять с тем, как мы понимаем апатию. Для нас апАтия – диван, алкоголь (можно обойтись и без алкоголя, заменяя его черными мыслями, просмотром сериалов). АпатИя – состояние человека активного использования силы напряжения по делу, не направляя ее во грех. Например, начальник делает выговор подчинённому(опять же по делу), но сам не сотрясается от ярости, не теряет работоспособность. Можно сказать, что активный, целеустремлённый человек способен применять усилия на пути достижения цели, и это не является грехом, если цель при этом не является страстной. Аскетическая борьба состоит в том, чтобы очистить человека от ложных, неконструктивных проявлений силы напряжения. Если человек освободится от гнева, то сможет даже усилить свою активность, так как она не будет расходоваться по недолжным поводам.

Второй промежуточный вывод. Протест при чтении святоотеческой литературы основан на непонимании сути. Святые отцы направляют человека не к пассивности, не к равнодушию, не к бездействию, а к бесстрастию.

Третий момент – вытекает из 2-го пункта. Речь идет о принципе элевации – поднятие духовного и культурного уровня. Человек активный и не всегда может с собой справиться. Речь идет не только о торможении (без разумного ограничения, наложенного на себя, человек не может выправить своего поведения), но об обогащении человека в культурном и духовном смысле. Тогда человек сможет перенаправить свои импульсы в конструктивное русло, притормозить через обращение к Полноте.

Поясняю. По мысли прп. Исаака Сирина человек преодолевает страсти не только потому, что себя в этом отношении мотивирует. Страсти преодолеваются, когда ум насыщен духовными, благодатными переживаниями. Тогда страсти проходят без действия. Преподобный Исаак Сирин приводит мысль в качестве аналогии: «снедь нищих гнусна богатым». Человеку с хорошим питанием чуждо желание скушать заплесневевшую хлебную корочку. Когда человек насыщен любовью к ближнему, он внутри себя ощущает мир, его не тянет ввергаться в страсти. Такой человек понимает, если сейчас он предастся страстям, то потеряет гораздо большее. Это мысль связана самым началом ответа (в отношении поста).

Возможно, твой протест связан с кажущейся необходимостью зажимать себя со всех сторон, как пружину, и не отпускать ее. На самом деле всё иначе. Человек через свою духовную жизнь преисполняется ощущением Полноты, внутреннего мира и сам чувствует те грани, за которые заступать не должно.

Укажу тексты, в которых эти вопросы разбираются подробнее.

Первый текст «ТРИ СИЛЫ: Цель жизни и развязавшееся стремление к игре (казино, гонки, игра по жизни)».

Второй источник – «Обращение к полноте. Часть 1».

Есть лекции и статья из нескольких частей. В 1 части упоминается, что человек преодолевает стремление к страсти не столько в следствии борьбы (хотя необходима и борьба), сколько через развитие противоположной страсти добродетели.

Следующий пункт в отношении внешнего вида. Могу представить, что и здесь возникает ряд протестов. Попытаюсь объяснить некоторые моменты на сопоставлении. Известный румынский духовник старец Клеопа (Илие) делал замечания женщинам, приходившим в монастырь в нарядных платьях на Пасху. С другой стороны, мы имеем свидетельства, что женщины, ушедшие в эмиграцию после революции (Париж), одевались в лучшие одежды и украшения (ожерелья с яичками) на Пасхальную службу. Как сопоставить два факта? Необходимо учитывать в какое время и в каких условиях данные взгляды сформировались. Старец Клеопа (Илие) многие годы был пастухом и находил свободное время для чтения. Когда пришло время выбирать игумена, кто-то указал на него. Все были поражены его осведомлённости в святоотеческих творениях. Отец Клеопа жил в годы гонений на Веру, порой скрывался в труднодоступных лесах. Старец прожил суровую аскетическую жизнь. Женщины, приходившие молиться в храм, где находился духовник такого уровня, должны представлять себе куда они идут. Частный итог этого сегмента размышления: при всех условиях шагом в сторону сохранения собственной идентичности была скромная одежда, которая бы позволяла людям не отвлекаться от молитвы в храме. Другая ситуация была с эмигрантами. Они рисковали раствориться в новой, чуждой среде. Чтобы не утратить свои корни, обычаи и культуру, они создавали детские лагеря для погружения в определенную звуковую среду (сохранить язык очень трудно в окружении населения, которое говорит на другом языке). В данной ситуации шаг в сторону сохранения собственной идентичности – красивые платья для Пасхального Богослужения. Подготовка нарядов уже настраивала ум на связь с Православием, на мысль о наступающей Пасхе. Женщины этот день выделяли даже на уровне одежды. Конечно, это версия, не могу утверждать однозначно.

Некоторые обсуждаемые моменты были разобраны в цикле бесед «Разноголосица мыслей».

Разобраться во всех этих вопросах бывает нелегко. Нужно сопоставлять массу сведений, чтобы прийти к некоему ориентирующему мнению (отсюда и название цикла). Мысли могут быть все разные, но способны сложиться в гармоничный хор.

Сказанное не покрывает всех вопросов, но возможно определенным образом настроит тебя на понимание вектора, в котором следует размышлять, двигаться.

Ты писала, что тяжело поститься, держать себя рамках.

Следует понять, что удержание в рамках – некий инструмент, чтобы человек стал способен приобщиться к большему. И если ты это большее найдешь в своей жизни, обретешь путь к внутреннему миру, тогда поймешь многое (пост, духовное делание, даже удержание себя в рамках). Всё перечисленное, и что не было перечислено не будет для тебя какой-то тягостью. Не знаю будет ли в радость. Если очиститься сила разумная, мыслительная, ты напитаешься истиной, то сможешь каким-то образом совладать, когда начнешь понимать ради чего делаешь тот или иной шаг.

В заключении можно сослаться на статью, которую написал житель Аргентины «О выживании». В 2001 году в Аргентине была произведена денежная реформа, в результате которой экономика вошла в состояние коллапса. То, к чему пришла страна, автор статьи назвал ПК (полный конец). Вырос уровень преступности. Людей грабили и даже похищали. Жизнь стала тяжелой. Автор делится наработками (какие фонарики надо иметь под рукой, какое оружие наиболее эффективно, тактика поведения, когда другие автомобили заблокировали дорогу и не дают проехать и так далее). Но в конце говорит, что нужно помнить, что человек выживает не ради того, чтобы выжить, а ради полной счастливой жизни. Не знаю писал верующий человек в Бога или нет, но эту мысль можно вполне применить к человеку верующему. Если человек осознает, что совершает усилия не ради усилия, а чтобы соединиться со Христом, обрести мирный дух, тогда эти действия перестают восприниматься как изматывающая работа. Радостной становится жизнь, даже если есть трудности.

Ещё два вопроса, которых ты касалась. Вокруг тебя и рядом с тобой находятся люди, которые вызывают негативные эмоции. Как на это реагировать? Пресекать ли общение? Блокировать? Действовать иным путем?

В первую очередь тебе нужно обрести внутренний мир, но не путём отсечения неприятных ситуаций, а преодолением страстей. Тогда уже сама видишь, как тебе поступать. Пока в голове на уровне привычек в большей или меньшей степени наблюдается хаос, трудно понять, что делать в данном конкретном случае. Избавляясь от страстей, меняется наше восприятие. Покаяние переводится, как метанойя - изменение ума. В качестве иллюстрации рассказ одной паломницы. Она вышла замуж. Иногда бывает тяжело, потому что привыкла жить одна. А тут нужно строить совместное бытие. Бывает, что хочется поругаться, но это путь в никуда. Они повенчаны. Следом рождается и понимание, что надо искать пути взаимодействия. Отсечь себя от других легко, но хирургия – решение, применимое лишь в исключительных случаях. Если человек одного от себя отсечёт, второго, третьего, то образуется некий навык. Люди, которые начинают объявлять вокруг себя людей в токсичности, в итоге остаются одинокими, озлобленными. Конечно, есть люди, с которыми нужно ограничить общение. Необходимо помнить святоотеческий принцип – если человек толкает тебя в грех (кто бы он ни был), необходимо с ним контакт пресечь или как минимум ограничить. Если же человек лично тебе неприятен (например, говорит громко или его голос вызывает неприятные ассоциации), но не толкает ко греху, не несет опасности, то надо менять свои реакции, перевоспитывать их, самой расти.

Есть три момента, которые позволяют человеку расти, развиваться – это сопоставлять свои черты характера с временем, обстоятельствами и с другими людьми. Вот, например, человек все обстоятельно обдумывает перед принятием решения. Это замечательная черта характера, но бывают ситуации, когда надо действовать срочно, безотлагательно. Научившись сопоставлять свои черты характера с этими тремя факторами, человек сможет обогатиться всеми положительными качествами других людей.

И тебе пожелаю развиваться, становится более зрелой. Тогда твое представление о мире и других людях будет расширяться, ты сможешь в каждом конкретном случае принимать ответственные решения. При отсутствии разветвленного знания о мире, о людях, человек, конечно, выбирает из двух крайних позиций: общаться либо не общаться, читать или не читать. Конкретные решения могут приниматься только исходя из доминанты, которая позволит тебе из всего массива поступающих импульсов выбрать лишь то, что согласуется с твоей доминантой.

Эта тема была рассмотрена в тексте «Остаться человеком: офисы, мегаполисы, концлагеря. Часть 4.1».

В тексте приведена мысль Ивана Ильина о цельности. Он сравнивает человека с цветком, что из почвы выбирает минералы и использует в строительстве стеблей, лепестков. При этом роза остается розой. Нельзя отдаваться всему, что несет поток, иначе поток размоет. Выстраивая себя, ты научишься выбирать на что стоит обращать внимание, а на что нет. При желании можно прослушать два пункта из цикла бесед «Зазеркалье» в пункте 66.1 и 66.2. http://solovki-monastyr.ru/abba-page/narcomania/#1

В беседах где поднимается вопрос общения с людьми в измененном состоянии сознания (агрессия, навязчивая трансляция). В беседах выделены несколько советов (принципов), на которые можно обратить внимание при общении, с людьми находящимся в сложном состоянии.

Постскриптум к части о протесте. Необходимо понимание отдельных наших шагов. Может возникнуть смущение при чтении слов «отдай одежду» или от призыва примириться с человеком, который нас в чем-то обличает, даже сделать ему поклон. Надо четко понимать, что речь идет о сохранении мира. Мир – самое драгоценное, что у человека есть. Один священник говорил, что, совершая поклон человеку, мы внутри сохраняем благодать Святого Духа. Вот возникла конфликтная ситуация, начинается перебранка. Люди входят в состояние ярости. Эта ярость выплескивают на детей и пошло – поехало, жизнь рушится. Но те, кто умеют такие ситуации разрешать, сохранить мир, приобретают способность даже с тем человеком, который их ругает, вступить в конструктивные отношения. Нужен личный опыт. Человек говорит нам что-то обидное. Мы выслушали - Прости меня, пожалуйста. Видя миролюбие, человек успокаивается. Это совершенно иной вариант развития событий. Подобная стратегия и в отношении других событий. Возникла ситуация по поводу какой-то вещи? Можно и отдать, если этим ситуация разрешается. Речь не идет о том, чтобы отдавать всё. Святой Александр Невский был любвеобильным князем, но, когда шла речь о нападении врагов – давал отпор. Здесь требуется целостная культура, понимание.

Когда мы понимаем, что центром всего является благодать Святого Духа, тогда мы чувствуем те моменты, в которых нужно себя ограничить. Это ограничение не ради ограничения, но, чтобы сохранить нечто такое, без чего наша жизнь теряет всякий смысл.

На «женскую тему» были еще и такие ответы:

«Зависимость. Женщине – музыканту о зависимых отношениях, ценности человека, обогащении».

«Зависимость. Женщине-музыканту о внутренней пустоте и преодоления зависимости (от определенных людей)».

«Смысл. Женщине – музыканту об утрате смысла деятельности и жизни вообще».

Духовная жизнь. Не ладится. Не получается соблюдать правила, шаг вперед и два назад

Духовная жизнь. Непостоянство в шагах духовного делания