Боевые действия. Боевые действия. Как объяснить сестре из Львова (неочевидное для нее). Ч. 2
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  18.04.2022.



Развиваясь, вступая в общение с ближними, человек способен охватить мир в его многообразии и полноте. Замыкаясь на себя, мироздание воспринимается искаженно, однобоко. Лишь поднимая свой духовный и культурный уровень, приобретая конструктивные навыки, человек «восходит» на ту высоту, на гору, с которой ситуация воспринимается иначе.

В продолжении первого ответа «Боевые действия. Боевые действия. Как объяснить сестре из Львова неочевидное для нее. Ч. 1» сделаю еще несколько дополнений.

Твоя сестра считает себя верующим человеком, но к Церкви относится скептически. Говорит, что ей не нужны посредники, ведь она и без того имеет связь с Богом. Ты характеризуешь ее, как тонкую, думающую, неглупую, талантливую.

Сейчас не будем разбирать вопрос о посредниках. Главная тема сейчас не религиозная, а тема общения. Но несколько слов о «посредниках» все же скажу. Вот зачем нужен учитель музыки? Есть фортепиано. Есть слух. Есть ноты. Играй. Повторяй. Дело не в посреднике, а в научении человека, в его возрастании. Чтобы человек мог стать способным к духовным озарениям, ему необходимо вырасти в меру своего призвания. У него должно сформироваться целостное представление о мире, человеке, мире духовном. Иначе практически неизбежны ложные взгляды на мироздание. Такой человек может запутаться и свои внутрипсихические переживания принять за наитие Божественной Благодати. Некоторые люди, входя в возбуждение путем экстатических практик, полагают себя соединившимися с Богом, тогда как (в измененном виде мысль Ивана Ильина) еще не вышли из круга своих внутрипсихических переживаний. Люди остались в своей черепной коробке, никакого общения с Богом так не произошло. Бывает еще хуже. Люди вступают в общение с миром демоническим и остаются искренне убежденными, что общаются с Богом.

Церковь предоставляет некую основу, опираясь на которую мы сможем понимать смысл Священного Писания не в гипертрофированном ключе, а в той полноте, как оно давалось людям. Об этом много писал прп. Иустин Попович – когда мы мыслим со всеми Святыми, чувствуем со всеми Святыми, то становимся способными воспринять Христа.

Чтобы не развивать данную тему подробно, укажу на цикл бесед «Ведут ли ЛСД (прочие ПАВ) и психотехники к познанию Истины?». Рассматриваемый вопрос – является ли то знание, которое внутри человека открывается, истинным или нет? Подобные вопросы поднимались в цикле бесед «Восточный цикл» и «Мозаика идей».

Вопрос неоднозначный. Только при наличии системы выстроенных суждений, человек становится способным различать то, что внутри него начинает формироваться. Ведет оно ко благу или злу? Подлинно оно ложно? Сейчас популярна идея «истина в тебе» (единственное, что есть у нас твердого – это наши ощущения, поэтому надо опираться на них). Такая логика и подводит. Люди в измененном состоянии сознания теряют способность понять, что с ними происходит. Кстати, это хорошо знают игроки. Термин «тильт» описывает измененное состояние сознания, при котором игрок проигрывает, но входит в такой раж, что искренне ожидает выигрыша. Тоже своего рода гипертрофия. С ней игроки борются ведением записей. Если согласно записям человек долго, серьезно и глубоко проигрывает, то начинает критически относиться к своим мыслям и прекращает игру.

При разрыве связи с Церковью человек теряет и ту полноту представлений, которые помогают ему различать добро и зло. Такой человек может стать жертвой псевдодуховного опыта. Полнота Священного Писания, святоотеческий опыт дают нам представление каким образом различать тот духовный опыт, что внутри нас раскрывается. Исходит ли этот опыт от Бога? Имеет ли этот опыт источником наши внутрипсихические переживания? Либо этот опыт исходит от силы сопротивной?

Можно привести слова протоиерея Александра Авдюгина. Он высказывал мысль, что «забвение церковного предания рано или поздно приведет тебя в инославие или к откровенному безбожию, а забвение истории обязательно вернет то зло, которое, как многим думалось, было окончательно похоронено в 1945 году». Свое размышлении о. Александр строил на опыте Второй мировой войны. Когда люди забывают опыт войны, война может вернуться. Он так же отмечал опасность, возникающую, когда народ, имевший опыт Второй мировой войны, становится адептом чужой идеологии, чужой веры (книга «На Алтарь Победы. Воевали, верили, победили». С. 112–115. Автор-составитель Владимир Зоберн).

Перейдем к теме общения с сестрой. Приведу некоторые положения. Не факт, что их стоит доносить до сестры. Просто имей их в виду лично для себя.

Не все мы даем себе отчет в том отчет в следующем. Люди, вследствие своих особенностей либо способны понять и принять какую-то информацию, либо нет. Эта ситуация описана во многих материалах, беседах и ответах, поэтому подробно останавливаться нет смысла. В частности, можно указать текст «МОЗАИКА ИДЕЙ: штрихи к идеям, стремящимся встроиться в мировоззрение современного человека. Ч. 2: Связь между характером идей и поведением», в котором показано, что определенным образом развиваясь, вступая в общение с ближними, человек способен охватить мир в его многообразии и полноте. Замыкаясь на собственной точке зрения, люди какую-то часть мироздания не видят, либо воспринимают искаженно. Это положение основано на учении академика Ухтомского и отечественного психиатра Льва Выготского.

Можно упомянуть мысли аввы Эмилиана (Вафидиса) – Человек, старающийся сохранить единство в себе, мир в себе (речь о воспрепятствовании процессу распада сознания), сможет и во внешней жизни создать цельное пространство. Применим эту мысль (передана своими словами) не к монашествующему, а, например, к начальнику. Если руководитель следит за своей внутренней жизнью, старается сохранить внутреннюю цельность, сколь это возможно, то так создаст социальное пространство и способы регламентации в нем, что людям будет комфортно работать и заниматься созидательным делом. Человек, стремящийся к внутренней цельности, органически не переносит присутствия в своем сознании ложной идеи. Соответственно, вырабатывается чутье на наличие деструктивного элемента. Тогда человек его замечает и во внешней реальности. У человека, живущего в хаосе, сознание наполняется противоречивыми представлениями. Не замечая логически разорванных идей, люди и во внешней реальности теряют способность их отследить. Принимая ложную идею и живя в соответствии с ней, человек перестает понимать и подмечать что-то и в жизни социальной.

Например, одна женщина, читавшая лекции по поводу алкоголизма, утверждала их (алкоголиков) невиновность в ситуации. Они (по ее мнению) генетически предрасположены к тому, чтобы стать алкоголиками. Это главный постулат первой лекции. В далее же специалист объясняет, как воспитывать детей, чтобы они алкоголиками не стали. Этот очевидный разрыв мысли лектор не замечает. Профессор С.Г. Кара-Мурза назвал такое явление вторичной шизофренизацией.

Некоторые логически несостоятельные тезисы вбрасываются в информационное пространство с определённой целью. Те, кто подобные тезисы некритично усваивает и в соответствии с ними живет, дальше несет их в социальное пространство. В силу своей психической организации такие люди теряют способность понять противоречия в их мировоззрении. Профессор Иоанн Корноракис описывал определенный тип мышления (если не упоминать терминологию и выразить идею своими словами) напоминающий жизнь в раздельных комнатах. Внутреннее пространство человека представляет набор секторов, не связанных друг с другом. Применительно к нашей теме, человек может совершать дикие вещи и при этом называть себя человеком верующим. Несостыковку поступков с религиозными представлениями (с которыми он себя ассоциирует) человеку объяснить трудно, если вообще возможно.

Приведу одно размышление. Оно заимствовано у преподавателя Священной библейской истории доцента Мироновича (его лекции представляют большой интерес; он рассказывает о Священном Писании применительно не только к духовной, но и к нашей социальной жизни). В одной из своих лекций Миронович говорил, что людям Бог может открыться через их способности. Поясню. Есть люди чувствительные. Бог может им открыться в чувствах. Такие люди способны испытать умиление, радость. Мысли Мироновича переданы не дословно, скорее дополнены. Есть люди с математическим складом ума. Бог может им открыться в соразмерности вселенной. Многие крупные ученые являются верующими людьми, потому что видят во Вселенной удивительный порядок. Механизм мироздания работает, как часы и предположить, что такой важнейший и сложнейший механизм возник сам по себе просто невозможно. Есть люди решительные. Таким людям Бог может открыться через эту их особенность. Например, воин, ощутивший Божественную поддержку. Речь не только о воине, а даже о человеке, который с решительностью реализует некий проект.

После того, как Бог открылся, человек должен все остальные силы души подтягивать до уровня своей доминирующей особенности. О чем речь? Человек, которому Бог открылся в чувствах, например, может не принять идею Великого поста. Пришло на ум рассказать вкратце об одной девушке. Она была очень талантливой, одаренной в плане культурно-эстетическом. Если человек не укреплен всесторонне и в первую очередь духовно, если в человеке нет организующего ядра, то возникает риск отклонения в сторону. Человек же с внутренним ядром соотносит с ним сигналы, поступающие в сознание. Сигналы, вступающие в противоречия с ядром, отсеиваются. Если нет ядра, если мировоззрение на основании этого ядра не выстроено, то есть риск, что таланты, которые могли бы быть реализованы с пользой, уйдут не в ту сторону. Девушка очень увлеклась театром. Не разбираем этот вопрос подробно. Для рассматриваемой темы достаточно сказать, что театр – явление многогранное. Целиком принять его, как он есть, для Христианина вряд ли представляется возможным. Эта девушка, обладавшая чутьем и своего рода восторженностью, попала в сети секты Белого братства. Была трагедия. Можно лишь предположить, что ее подловили на эстетическом чувстве. Большая радость в эстетическом направлении при недостаточной развитости критического мышления может человека увести от Истины. Он может пойти за красивым чувственным образом, не понимая, что в нем содержится яд смертоносный. Как у одного духовного автора была мысль о яде, который преподносится в чаше с медом. С точки зрения аскетики чувства должны быть исцелены. Наши чувства часто нам лгут. Да, Бог может открыться через радость и умиление, но так как наши чувства поражены грехом, иногда эмоции могут нас потянуть к разврату, разрушающим нас процессам. Человек, которому Бог открылся в виде соразмерности, на каком-то этапе может впасть в заблуждения и не принять важную мысль Священного Писания, потому что она покажется ему нелогичной. Можно вспомнить Фауста. Он толковал Евангелие и преткнулся на фразе «В начале было Слово» (Ин.1:1). Фауст размышляет. Могло ли слово быть в начале? И начинает исходя из своих представлений видоизменять Писание. Начальный текст кажется ему нелогичным. Может заблуждаться и человек, которому Бог открылся в решимости. Однажды, воспылав яростью, он может захотеть уничтожить людей, которых считает врагами Божиими, забыв о милосердии.

Те, у кого началась гипертрофия, со временем искажаются. Здесь можно перейти к теме сект. Известно и установлено, что Майдан проходил при участии различных сектантских объединений. Украина наполнилась сектантскими неохаризматическими группами. Неохаризматы считают, что во время их ритуальных процессов на них сходит Святой Дух. Люди даже не задаются вопросами. Святой ли это Дух? Или это состояние экстаза, психического возбуждения? Или дело обстоит еще хуже и люди вступают в общение с духом падшим? Этой теме посвящена книга иеромонаха Серафима (Роуза) «Православие и религия будущего». Он описывает сходство между движением и практиками харизматов и процедурой инициации в шаманские практики. При определенных условиях человек вступает в общение с духом падшим, который охватывает человека. Можно так же вспомнить слова Мироновича. Размышляя о гипертрофии, он отмечал, что все мистические секты основаны на чувстве, несдерживаемым ничем. Свои фантазии, словно надлом, психию, люди принимают за откровение от Бога.

Опыт Православия показывает, что Господь открывается человеку (как говорит о. Рафаил (Нойка), ссылаясь на слова низ книги пророка Исайи) в виде тонкого ветерка и человек это веяние Божие не может различить, если в нем ревут страсти. Св. Игнатий (Брянчанинов) в статье «О прелести» («Аскетические опыты» том 1 отдел II «О молитве Иисусовой») говорил, что люди разгорячают свое воображение и в мечтах считают себя достигшими общения с Богом. Он описал основу, которая действует при возникновении различных заблуждений, в том числе и сектантского характера.

Примечательно, что сам термин «секта» означает сектор. Из всей полноты Священного Писания и духовного опыта выделяется сегмент и на нем люди основывают целое «учение». Оно становится гипертрофированным. В науке эта ошибка называется “pars pro toto” – часть вместо целого.

Например, одна секта проводит свои собрания в доме, разделенном на комнаты. Члены секты руководствуются словами Христа «когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою» (Мф. 6:6). Пастырь ходит из комнаты в комнату. При этом члены этой группы словно и не замечают того, что ученики Христовы после Его Воскресения ожидали сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы вместе. Они пребывали в совместных молитвах. Святые Апостолы Павел и Сила вместе молились в темнице. «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18. 20), – говорил Господь.

Соответственно, если человек изначально попытался все здание своей духовной и социальной жизни основать на секторе, то приходит к гипертрофии. Первоначально некая мысль может вообразить его воображение, может дать психическое возбуждение, ощущение цели, осмысленности, движение вперед, но при отсутствии полноты человек фокусируется со временем на этой цели, идее. Здесь применима аддиктология (не стану погружать тебя в эту тему, озвучу несколько основных положений). Первоначально аддиктивная идея (выпить, например) сопровождается чувством полета, эйфории. У человека рождается ощущение, что он обрел некий волшебный ключ, с помощью которого может контролировать свое психическое состояние (выпил – стало хорошо). Со временем фиксируясь, человек все более и более разрушает свои связи с окружающим миром, совестью, близкими людьми.

Здесь речь об универсальном законе, действие которого можно проследить в разных областях. В аддиктологии описано, что люди, ставшие аддиктами, не способны усваивать критические аргументы. Например, образованный человек (будучи даже профессором), но курящий, будет отвергать аргументы о вреде курения, призывать рассматривать медицинские данные в контексте. Уместна здесь мысль прп. Паисия Святогорца. Он говорил, что человек, заразившийся страстью, не способен воспринимать вразумления. В диалоге с человеком, избравшим путь гипертрофии, сложно достичь результатов. Любые самые правдивые, естественные и логичные аргументы могут вызывать вычурные ответы и реакции.

Это общая беда нашего времени. Протоиерей Анатолий Правдолюбов высказал следующую мысль. Сейчас встречаются люди, например, гениальные в медицине, но совершенно не сведущие ничего из других областей жизни. Ранее (до революции) образование давало целостную картина мира. Люди были способны размышлять, видеть взаимосвязь между различными областями знания. Дополняя мысль о. Анатолия, можно сказать, что люди сейчас как кроты – углубляются в свою излюбленную идею.

Твои попытки поговорить с сестрой, объяснить ей что-то могут ни к чему не привести. Ты должна быть к этому готова и не испытывать разочарования.

Здесь выкристаллизовывается один из возможных вариантов действий, который, кстати, используется при реабилитации – элевация. Хотя этот принцип глубоко Христианский, с научных позиций его сформулировали православные специалисты И. Медведева и Т. Шишова. Речь о повышении духовного и культурного уровня в целом. Уместно здесь привести слова одного нейрохирурга, который в личной беседе высказал мысль следующую. На вопрос может ли человек определить характер присутствующей в сознании мысли (ложная или истинная) специалист предложил – Чтобы определить «содержание» центра, необходимо оценить периферию. Эта мысль хорошо ложится на святоотеческое учение. Надо посмотреть, как человек живет. О чем он говорит. Каковы его привычки. Если человек утверждает, что имеет связь с Богом, но ругается с окружающими, если стремительно разрушается его чистоплотность (действительно, при деформации сознания некогда чистоплотные люди перестают замечать, что производят грязь вокруг себя), то истинно ли его убеждение? Исцеление человека может начаться от стремления привить конструктивные навыки. Сейчас человек не может выкинуть из сознания идею, которая глубоко укоренилась, поразила его воображение, но способен начать движение от периферии к центру. Постепенно, поднимая свой духовный и культурный уровень, он «восходит» на ту высоту, на гору, с которой ситуация воспринимается иначе. Экзюпери (в книге «Цитадель») принадлежит следующий образ – находясь на улице, мы видим только толчею. Поднявшись на гору, становится очевидна четкая планировка улиц.

Общаясь с сестрой по поводу событий на Украине (если она вообще захочет общаться), возможно, и не стоит пытаться объяснить что-либо напрямую. Можно помогать человеку выстраивать способность к логическому мышлению. Очень важна совместная деятельность (она полезна в том случае, если не вредит нам, если человек не индуцирует нас своими представлениями). Во время общения мы не все время обсуждаем важные вопросы. Но встретив нелогичную мысль собеседника, вполне допустимо предложить пример, демонстрирующий, что правда на самом деле в другом. Постепенно мышление человека начинает меняться. Исцеляется гипертрофия. Восприятие мира становится более целостным. Становится очевидной взаимосвязь между явлениями, областями знаний. Постепенно открывается правда, лежащая в основе мира.

Неизвестно, захочет ли сестра вовсе вступать в обсуждения, но по крайней мере такой путь можно предложить.

Похожий подход используется в центре имении Василия Великого. В него попадают ребята, зараженные идеей, запрещенной в России А.У.Е. (криминальная субкультура). Культ грубой силы. Культ криминальных идей. Пристрастие к наркотикам. В лоб раскритиковать их убеждения не получится. Но погружение в иную среду, разбор с социальными педагогами собственных поступков (причины конфликтов с себе подобными), постепенно перед ребятами открывает альтернативу. Они начинают замечать, что есть в мире и что-то другое помимо А.У.Е. и оно красиво, конструктивно, созидательно. Возникает желание совершить шаг в сторону открывшейся им альтернативы. Но как сделать этот шаг? Куда поставить ногу? Одно дело представлять в уме, другое – достигать в реальности. Процесс небыстрый. Человек, вставший на этот путь, приходит к устойчивым результатам. Формируется внутреннее ядро, которое помогает в дальнейшем различать истину и ложь.

Если сестра будет готова к диалогу, можно предложить к рассмотрению заметку Достоевского. Он описал отношение России со славянскими народами, – «Одно совсем особое словцо о славянах, которое мне давно хотелось сказать».

Хотя эта заметка была написана очень давно, но читая ее, видим, что автор словно описывает наши дни. Не зря прп. Иустин Попович назвал Достоевского пророком и апостолом славянства.