Соловецкий листок

Прокопий (Пащенко), иером. МОЗАИКА ИДЕЙ: штрихи к идеям, стремящимся встроиться в мировоззрение современного человека. Ч. 2: Связь между характером идей и поведением

9 февраля 2022 г.

Данный текст является дополнение к лекциям с одноименным названием, в которых разбираются такие явления как трансерфинг реальности, астрология, целительство, расстановки по Хеллингеру; ряд можно продолжать. Идеи, на основании которых существуют подобные учения и практики, стремятся проникнуть в сознание современного человека и перестроить его.

Во второй части рассматривается вопрос о связи между характером идей и состоянием сознания. Вследствие определенных причин сознание человека становится «открытым» для внедрения (внушения) идей извне. И вследствие особенностей поведения нарушается способность к построению целостной картины мира. С человека происходит нечто, вследствие чего он теряет способность что-то до конца понять.

Во второй части рассказывается: о защите от манипуляции; о неоязычниках; о «гностиках» (последователях «тайного знания); о связи между конфликтностью и (не)способностью адекватно реагировать на происходящее; о мозге и психотехниках; о влиянии на мозг и на способность к развитию личной позиции; о искажении процессов познания в случае эгоизма.

Введение

Текст «Мозаика идей: Штрихи к идеям, стремящимся встроиться в мировоззрение современного человека» является дополнением к беседам одноименно цикла. И беседы, и текст встроены в более широкое полотно, переплеты с другими циклами бесед: «Восточный цикл», «Зазеркалье», «Сектантское не только в сектах».

В «Восточном цикле» акцент сделан, как видно из названия, на учениях восточных и на феноменах сознания, близких к тем, которые проявляются под воздействием восточных практик. Восточные учения и последствия реализации восточных практик рассматриваются отчасти и в цикле бесед «Зазеркалье», но в этом цикле акцент сделан на реабилитации человека, сознанием которого было взломано. Тема взлома сознания рассматривалась, скорее, в связи с вопросом, каким образом человек может преодолевать сформировавшуюся после взлома склонность к охваченности паталогическими состояниями и болезненными мыслями, переживаниями.

В цикле бесед «Сектантское не только в сектах» рассматриваются принципы взлома и трансформации сознания, реализуемые в субкультурах, криминальных сообществах, группах разной направленности. В цикле же бесед «Мозаика идей…» акцент сделан на разборе идей, по большей части имеющих оккультное происхождение, но нередко выдаваемых в качестве «психологических техник».

Данный текст не дублирует беседы, а дополняет их. Текст связан и с другими материалами, ссылки на которые приводятся в приложении.

Теория доминанты А.А. Ухтомского, поиск истины и научная добросовестность

Проблема приобретения знаний из интернет-ресурсов

Продолжая разговор, не оконченный в части 1-ой…

«МОЗАИКА ИДЕЙ: штрихи к идеям, стремящимся встроиться в мировоззрение современного человека (часть 1)»

Человеку, интересующемуся темой поиска истины в науке, будет полезно ознакомиться с мыслями физиолога и академика И.П. Павлова «об уме вообще, и о русском уме в частности» (статья так и называется). Идеи Павлова в чем-то перекликаются с мыслями Ухтомского. Иван Петрович говорит, что настоящего ученого должна отличать любовь к истине. Исследователь, ищущий истину, должен быть готов в любую секунду отказаться от своих теорий и концепций, если он встречает факты, которые противоречат его концепции. Любовь к истине является настоящим крестом для ученого.

Павлов рассказывал, что однажды ему и его ассистенту нужно было поставить ряд экспериментов чтобы проверить одну гипотезу. И ассистент испугался: если эксперименты покажут, что теория не верна, работу придется переделывать. Оно и понятно: человек на своей гипотезе мог заработать себе имя в научном мире - научную степень. И тут он встречает факты, которые опровергают его теорию, а признать свою теорию несостоятельной перед лицом истины - на это решаются немногие. Академик Павлов говорит, что истину найдет только тот, кто безоговорочно сумеет отказаться от сконструированных гипотез ради истины. Подобное отмечает и А.А. Ухтомский.

Он пишет, что есть ученые, которые оглушены собственной теорией. Новые факты не говорят им ничего нового. Ученый такого склада ума «никак не может вырваться из однажды навязанных ему теорий». Он «кстати и некстати будет совать свою излюбленную точку зрения и искажать ею живые факты в их конкретном значении». Такого ученого отличает бедность и неподвижность мысли. Неподвижность мысли связана с желанием того, чтобы руководящие определения, исходя из которых он оценивает реальность, не были поколеблены. «Какой это типический пример в среде профессиональных ученых!»

Мгновение приносит нам задачу, вопрос. И человек отвечает на эти вызовы, исходя из того, что он внутри себя заготовил. Либо он отвечает на вызовы как собранный [целостный] деятель. Либо – как надломленный. Становится человек надломленным вследствие того, что жизнь принесла ему задачу, а он «сдрейфил», и оказался неполноценным перед лицом текущего момента [например, нужно было помочь родственнику, а человек не захотел тратить время на родственника и отказался помогать, и вот, чтобы избавиться от чувства вины он начинает выстраивать бредовую систему].

«Бредовая система принципиально ничем не отличается от всякой иной, хотя бы «научной» системы. Она строится, чтобы объяснить самому себе получившийся новый опыт» [если человек не решится признаться себе в том, что он поступил не по совести, тогда он будет искать прибежища в бредовой теории, в рамках которой он будет выглядеть безвинной жертвой]. Если человек прибегнет к лукавой уловке и скажет себе, что он не виноват, то освобождение от чувства вины «будет достигнуто в бредовой теории, [суть которой состоит в том] что я – предмет безвинного преследования». Тот, кто начал с самоизвинения, в конце концов придет к тому, чтобы считать виноватыми всех кроме себя, – «а он, столь исключительный, есть величайший!» «Много, много «научных» теорий построено по этому бредовому трафарету!»

Начало болезней, по мнению Ухтомского, состоит «в наклонности понимать и оценивать жизнь из своей персоны, в уверенности, что все критерии правды и ценности заданы в собственной персоне». Человек, охваченный манией самоутверждения, не способен видеть рядом с собой самостоятельное бытие в мире, в своем соседе. Ключ к пониманию и мира, и соседа дается тогда, когда человек решится тянуться к пониманию, «чем они живут в своей самобытности, независимо от его желаний и искательств».

Болезненная мания самоутверждения зачинается тогда, когда человек объявляет искомое уже найденным изначально, «а все остальное отправляется от этого мнимо-найденного»[1].

То есть если изначально мы настроились на то, чтобы смотреть на мир, исходя исключительно из собственной теории, то, когда нам откроются какие-то мы данные, мы не сможет адекватно отреагировать на них. Мы будет истолковывать открывшееся, исходя из нашей концепции (в качестве иллюстрации к данной мысли можно упомянуть фильм «Пи» (1988), разбор которого приводится в 3-ей части в главе «Нейрофизиология ереси»).

Идеи Ухтомского о постижении реальности см. подробнее в статье «О развитии монашества, о теории «созависимости» и о прочих психологических подходах к решению личностных проблем», в главах «Нейрофизиология и любовь», «Услышать голос Другого».

Складывается впечатление, что многие книги эзотерического характера, претендующие на некоторое синтетическое знание, написаны исходя из подобного состояния. Авторы подобных книг очарованы сами собой, они не замечают окружающей действительности.

Неоязычество

Это особенно заметно в концепциях неоязычества. Интернет-пространство заполнено языческими сайтами, где описываются языческие обряды. Возникает вопрос: откуда взяты описания этих обрядов, если достоверных исторических источников дохристианской Руси не сохранилось? Язычники говорят, что есть «избранные», которые хранили знания, но покажите преемственную цепь в истории, где язычники проявили себя на протяжении исторических эпох, когда Россия стонала под татаро-монгольским игом, отбивалась от фашистов во время второй мировой войны. Где были в это время хранители тайных знаний? Почему они появились только сейчас?

Прежде чем перейти к разбору некоторых аргументов, которые язычники высказывают в отношении православных, хочется не единожды, а дважды и более привести мысль известного певца и общественного деятеля Миши Мававши. В одном из своих видео-обращений он рассказал, как в ответ на его сообщение о венчании с супругой язычники стали писать оскорбительные комментарии, как буд-то Миша их чем-то обидел.

Миша призывает не ссориться по причине того, что один человек является православным, а другой – язычником. Как этнос славяне замещаются представителями других этносов, поэтому должны перестать ругаться, должны объединить усилия по выживанию своего славянского этноса[2].

Один человек о язычестве высказал очень справедливую мысль: «Если кто-то «гладко чешет», спросите о его делах. Вот он говорит о том, как он может красиво обустроить житье-бытье всех, поверивших в него, но люди могут спросить, что он сделал в том месте, где он был руководителем, депутатом, мэром и т.д. Людей, которые «гладко чешут», много, но тех, которые реально что-то делают – единицы.

Каким образом в концепциях язычества работает феномен абстракции? Возьмем эпоху татаро-монгольского ига. Некоторые люди, называющие себя историками, утверждают, что ига не было. Они приводят какие-то аргументы и доводы, с их точки зрения некоторые источники были фальсифицированы, но как в таком случае можно подменить народную память? К примеру пословица:  «Незваный гость – хуже татарина», не могла возникнуть на пустом месте, разве можно насильственным методом внедрить эту пословицу в память поколений? К тому же существует масса свидетельств о существовании татаро-монгольского ига. Взять хотя бы свидетельства церковного плана, не будем говорить о князьях, скажем только о митрополитах. Например, митрополиты Киевские и Всея Руси Петр и Алексей, получили от великого хана льготные грамоты, так называемые ярлыки, в которых хан подтвердил права Церкви и ее служителей. И ханские ярлыки, выписанные митрополитам, хранятся в архивах, эти исторические документы существуют.

Подытоживая разговор о роли абстракции в формировании псевдонаучных теорий еще раз подчеркнем: неоязычники создают свои теории пренебрегая не только многочисленными историческими артефактами, которые хранятся в музеях и архивах, но и огромным корпусом фундаментальных научных трудов. Этих людей характеризует не стремление к истине, а воинствующий дилетантизм и элементарное невежество.

Совершенно очевидно, что внимательное изучение истории помогает человеку увидеть спорность заявлений современных неоязычников. Например, тому, кто глубоко изучает историю крещения Руси, понятна необоснованность заявлений о насильственном характере распространения на Руси христианства.

Не останавливаясь подробно на данном вопросе, можно в отношении него привести несколько идей. Идея о насильственном крещении Руси основана на дошедших из исторической литературы словах: «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем». Эти слова дошли до нас лишь из одного (!) источника. Речь идет «Истории Российской» написанной в XVIII веке (!), в которой историй В.Н. Татищев приводит текст Иоакимовской летописи. Оставим историкам разбираться с вопросом, сам ли Татищев вписал слова о огне и мече в приведенным им текст летописи, и существовала ли вообще эта летопись. Желающие самостоятельно изучить данный вопрос могут ознакомиться с мыслями историка Сергей Алексеева в отношении мифа о насильственном крещении[3].

Миф о насильственном крещении послужил поводом для серьезных раздумий некоторых язычников. На основании раздумий, в том числе и над данным вопросом, они вышли из язычества и стали христианами. Суть их сомнений состояла в следующем.

У князя Владимира была небольшая дружина. Войско подчинялось городскому вече. Если бы народ не хотел креститься, то как князь заставил бы людей? Язычники говорят о миллионах загубленных богатырей. Но если бы миллионы богатырей были бы избиты небольшой дружиной, то что можно сказать о таких богатырях? Ведь в то время, как справедливо замечал священник Георгий Максимов, убивались люди «вручную», так как не было оружия массового поражения (бомбы, газы). То есть, по версии язычников, получается, что нужно было ходить и миллионы людей убивать вручную: мечами, копьями. Это же какими овощами надо быть, чтобы смотреть, как убивают единоверцев в таком количестве и при том, не оказывать отпора?

Один бывший язычник переведший в Православие также справедливо замечал, что если бы такое количестве людей в Древней Руси было бы убито, то это событие нашло бы отклик в заметках иностранных путешественников, в летописях соседних народов.

Еще один человек, перешедший из язычества в Православие, вот к какой мысли пришел. С одной стороны, язычники обвиняли христиан в слабости, мол, христиане своей слабостью «испортили» могучий и сильный языческий народ. Но с другой стороны, во время иных дискуссий язычники настаивают, что христиане насилием привили языческому народу христианство. При этом язычники христиан называют слабыми, а древних язычников – могучими. Где здесь логика? Если христиане – слабые, то почему им удалось навязать язычникам свою волю? Если язычники – сильные, то почему они не дали отпор? (Здесь неудобно приводить все интересны мнения по данному вопросу. Желающие узнать большее могут ознакомиться с комментариями, которые бывшие язычники дают в документальном фильме «Пробуждение: Найти веру предков»[4].

Интересен также и опыт Григория Базлова. В свое время он был язычником, но пристальное изучение истории (Григорий Базлов – кандидат исторических наук) привело его к выводу, что культурные корни Руси – в Православии. Его лекции о истории интересны и захватывающи, достойны внимания также его размышления о причинах обращения современных людей к язычеству. В условиях размывания того, что социологи называют идентичностью, у людей возникает запрос на поиск корней. Они начинаются интересоваться, как русские люди ранее одевались, как строили дома. В своем поиске они сталкиваются с информацией о языческих группах, который одеты в «те» одежды и которые устраивают мероприятия на фоне «тех» домов.

Но одежды и архитектурный стиль – это не вопрос веры, это вопрос культуры. То есть нельзя сказать, что крой рубахи или наличники на окна являются православными или языческими. И рубахи, и наличники были выработаны культурой, несправедливо их относить к религиозной традиции, в частности, несправедливо их относить к язычеству.

Григорий Базлов излагает и другие интересные мысли, с которыми каждый может ознакомится самостоятельно (например, см. доклад Григория Базлова «Богоискания древней Руси» на VI международной православной миссионерской конференции «Ставрос» «Путь святости в миру»).

Один священник справедливо заметил: «Если бы христианство было навязано силой русскому народу, оно бы не прижилось на русской земле, не пустило бы такие глубокие корни, не дало бы такое обилие святых. Христианизацию Руси достаточно сравнить с миссией крестоносцев: когда они навязывали католицизм в Ливонии, то не добились никаких положительных результатов. После того, как давление крестоносцев ослабло, ливы, удрученные жестокостью фанатичных католиков, бросались в воду, чтобы «смыть» с себя насильно навязанное им крещение.

Среди других аргументов этого священника можно выделить его заметки насчет Киево-Печерской Лавры и святого праведного Прокопию Устюжского. Киево-Печерская Лавра существует уже в XI веке, в ней проходит монашеский подвиг множество святых. Вопрос: если бы христианство было силой навязано русскому народу, как выходцы из народа могли бы показать такие высокие результаты в качестве монахов? Высокие результаты в данном качестве человек может показать только тогда, когда искренне любит Бога и к Нему стремится.

В жизнеописании святого праведного Прокопия Устюжского сказано, что он в качестве купца прибыл на Русь из заграницы в XIII веке. Он был настолько впечатлен благолепием богослужения и религиозностью русского народа, что решил остаться и принять Православие. Вопрос: если бы христианство было силой навязано русскому народу, как к 13 веку могла бы сформироваться культура, оказавшая столь сильное влияние на немецкого купца. Высокий уровень религиозности, богослужебное благолепие не могли бы сформироваться, если бы их основа – вера навязана была бы силой.

В данном ключе интерес также представляет рассказ протоиерея Валериана Кречетова о одном человеке, который в советские годы учился в пединституте. Однажды этот человек и его товарищи из института поехали в Свято-Троицкую лавру, чтобы, как выразился этот человек, «пощипать попиков». И попался им насельник Лавры (отец Валериан предполагает, что этим насельником мог быть отец Моисей, – «был такой профессор, завкафедрой в МЭИ, потом стал иеросхимонахом»), который «их сначала проэкзаменовал, а потом прошелся по всем материалистам-философам и все их построения богословскими положениями разбил - камня на камне не оставил». Потом он сказал им: Вот я продемонстрировал вам, что знаком и с тем, и с другим. Я сделал выбор. А вы можете процитировать кого-нибудь из богословов? А они не то, чтобы процитировать что-либо из богословских работ смогли, они не знали даже имен каких-либо богословов. Тогда насельник сказал им:  Вы - рабы чужого мнения, у вас собственного пока что нет[5].

То есть студенты были очарованы теми знаниями, которые получали в институте, а своих суждений по обсуждаемым вопросам еще не имели.

О некоторых идеях Льва Выготского. Формирование мировоззрения человека. Абсолютная замкнутость на себе как начало шизофренистического процесса распада сознания.

Мы полагаем, что тема состояния ума является одной из решающих для понимания разбираемой проблемы. Уже отмечалось, что человек видит окружающий мир через призму своих доминант. Теперь нужно рассказать, как в человеке вырабатывается мировоззрение. Гениальный советский психиатр Лев Семенович Выготский, возможно, был верующим человеком, в его статьях выражены мысли созвучные Евангелию. Выготский описывает свое видение развития шизофренистического процесса (распада сознания). Он пишет, что в течение всей жизни в сознании человека формируются понятия, с помощью которых он описывает окружающий мир. Например, когда ребенок был маленький, то ему, показывая на бородатого священника, могли сказать, что он служитель Божий. Ребенок в своем сознании «переплавил» эти слова и всех священников начал называть – Боженькой. Но ведь бороду носят не только священники, но и рэперы, байкеры, моджахеды, ваххабиты. До какого-то возраста ребенок всех бородатых людей может называть Боженькой, но со временем, по мере выработки понятий, он начнет разбираться, что священник – одно, моджахед – другое, байкер – третье, рэпер-четвертое. У Л.С. Выготского понятие «бородатого дяди» описывается как мышление в комплексах. И те жизненные образы, которые в детском сознании человека были монолитными, конкретизируются и усложняются по мере развития человека. Человек развивается в результате социального взаимодействия с другими людьми.

Данную мысль можно пояснить несколькими примерами. Молодой человек до своего призыва в армию жил в Москве достаточно вольготно, ходил по клубам и почти ни в чем себе не отказывал (у него был богатый отец). Когда его призвали в армию, он некоторое время жил по инерции и, соответственно, стал «получать по голове». Со временем он стал задумываться: может быть, ему стоит изменить свое поведение? («черепушка» уж больно чешется). То есть человек, проявляя капризность и своенравие, встречает противодействие окружающих, и тогда у него вырабатывается понимание того, что подобных ситуациях лучше вести себя скромнее. Эта мысль находит отражение в учении А.А. Ухтомского, который говорит, что из проклятия индивидуалистического существования может выбраться лишь тот, кто развивает в себе доминанту безраздельного внимания к ближнему.

Красноречивым комментарием к данной теме являются следующие слова из первого канонического послания святителя Василия Великого к Амфилохию, епископу Иконийскому. Епископ Амфилохий задавал святителю Василию Великому непростые вопросы. В своем ответе святитель Василий отметил, что он никогда не был озабочен предметами поставленных вопросов, а потому он был вынужден рассмотреть их с точностью и вспомнить, что на этот счет слышал от старейших. А также он вынужден был «от себя примыслити» согласное с тем, чему и сам учился. Святитель писал: «я становлюся сведущее и разсудительнее самаго себя, из самаго вопроса научаяся многому, чего прежде не знал». Слова о том, что он становился «разсудительнее самаго себя» можно сопоставить с идеями Льва Выготского о духовной активности и выработке новых понятий (подробнее см. пункт 5а в цикле лекций «Искра жизни: Свет, сумерки, тьма»).

Шизофренистический процесс начинается тогда, когда человек отказывается от социального взаимодействия с ближними. Тогда перестает происходить процесс выработки понятий и наступает регрессия. Сущность ее понятна: если человек учится в школе, например в физико-математическом классе, то его ум переполнен различными математическими теориями. Но вот, молодой человек «загулял» и решил отложить обучение в ВУЗе на некоторое время; ему подумалось, что он погуляет, отдохнет, а дальше продолжит учебу. Но если он погружается в пьянство и наркоманию, то у него не происходит выработки никаких понятий и он, перестав упражняться в решении математических задач, утрачивает вкус и интерес к подобным упражнениям. Возобновить инерцию, которая подталкивала молодого человека к занятиям в школе, очень тяжело. Наоборот, если молодой человек служит в армии, то он служит своему Отечеству, руководствуясь заповедями Бога. Господь помогает человеку в течение такого перерыва в учебе не утратить гибкости ума и поступить в ВУЗ.

Когда в сознании человека происходит распад основных понятий, он перестает адекватно воспринимать действительность. Ранние стадии шизофренистического процесса с трудом поддаются диагностированию. Л.С. Выготский говорит, что одним из признаков шизофренистического процесса является утрата способности понимать переносное значение слов.

Происхождением и спецификой шизофренистического процесса интересовался еще один советский психиатр - Б.В. Зейгарник. Хотя Зейгарник описывала психиатрические процессы с материалистических позиций, ее выводы могут быть полезными в контексте настоящей статьи. Изучая шизофрению, она не делала никаких концептуальных выводов. Исследовательница ставила эксперимент, в ходе которого изучала больных с диагнозом «шизофрения». Человек с неповрежденным сознанием оказывался способен воспринимать сущность предметов.

Эта способность легко диагностируется с помощью следующих тестов. Человеку предлагают разложить карточки, на которых изображены предметы мебели и посуды на две группы. Психически здоровый испытуемый легко определяет сущность первой группы – «мебель» и сущность второй – «посуда» и раскладывает карточки по двум группам. Человек с  нарушенным мышлением может объединить шкаф и кружку в одну группу. На вопрос исследователя, почему он объединил шкаф и кружку в одну группу, он отвечает: «Так ведь в обоих дырка».

Почему тема шизофрении важна в контексте разбираемой нами проблемы формирования мировоззрения? Потому, что человек с нарушенным мышлением оказывается не в состоянии уловить причинно-следственные связи, которыми пронизан любой исторический или религиозный процесс. Ему удается увидеть лишь частности, он обращает внимание не на содержание процесса, а на те ассоциации, которые у него вызывает происходящее.

Если перенести эти рассуждения в практическую плоскость, получается следующее. Люди, сознание которых оказалось охвачено шизофренистическими процессами, ведут себя неадекватно и не осознают неадекватности своих поступков, вследствие чего могут часто попадать в конфликтные ситуации. Например, один человек (он не проходил лечение в психиатрической клинике) попал в такую ситуацию. Его попросили сделать важное дело, которое заключалось в том, что он должен был открыть входную дверь в жилое помещение через двадцать минут. Этот человек, проходя по коридору, увидел переполненное мусорное ведро, подумал, что это нехорошо, надо бы его вынести, чем он и занялся. Люди, которым он должен был открыть дверь, вынуждены были ждать его у входа то время, пока он выносил мусор. Когда этот человек открыл им дверь, эти люди стали отчитывать его за опоздание, но человек даже не понял своей оплошности - он    доказывал необходимость вынести увиденное им случайно мусорное ведро. Этому человеку трудно было понять причину возникновения конфликтной ситуации, со своей точки зрения, он совершил благое дело, вынес мусорное ведро.

Однажды ему же поручили контролировать работу двигателя. В то время, как он был занят этим поручением, к нему подошли и попросили помочь что-то сделать. Он бросил присматривать за двигателем и пошел помогать. Коллега по работе говорит ему: «Куда же ты идешь, кто будет смотреть за двигателем?» Это замечание человек принял как нападку в свой адрес: «Ах, ты против меня!» Только спустя некоторое время удалось ему объяснить, что не стоило оставлять рабочего места, как бы ни просил товарищ.

Взаимосвязь конфликтности человека и его неспособности адекватно (гибко) реагировать на происходящее 

Некоторые люди жалуются, что их постоянно кто-то преследует, что они окружены недоброжелателями и постоянно попадают в конфликтные ситуации. Может быть, конечно, по зависти дьявола на такого человека открылось гонение, как например, на преподобного Кукшу Одесского. Из его жития мы узнаем, что святой был гоним всю жизнь и это гонение было по зависти дьявольской.

Но в некоторых случаях человек конфликтует с другими людьми потому, что у него нарушено понятийное мышление и он неспособен адекватно реагировать на происходящее. Такой человек может быть и незлым по своей природе. Он может быть очень мягким и ранимым, но если он замыкается в себе, то прекращается его взаимодействие с другими.

Каким образом все это относится к разбираемому нами вопросу? Приверженцы восточных учений, зацикливающих человека на собственном «я» неизбежно утрачивают способность к развитию понятийного мышления. Связи между явлениями окружающего мира они выстраивают хаотично, руководствуясь не содержанием того или иного явления, а своими ассоциациями. В конце концов, мировоззрение таких людей начинает распадаться.

В заключении мы приходим к следующим практическим выводам. Есть категория людей, которые не любят принимать скоропалительных решений. Они принимают решения взвешенно, и только тогда, когда чувствуют внутри себя, что усвоили информацию и имеют ясный ответ. Их путь к ответу бывает довольно трудным, они советуются, восполняют пробелы в своих знаниях, снова советуются. Когда такие люди высказываются по каким-либо вопросам, их суждения глубокие, зрелые, непротиворечивые. И удивительное дело, в их суждениях есть какая-то перспектива. Над словами такого человека можно размышлять и размышлять.

В то же время, есть люди «себе на уме», их высказывания часто спорны, резки, внутренне противоречивы. Их слова трудно применить к реальной жизни, их выводы какие-то ограниченные, они ни к чему не ведут, и над ними трудно размышлять, в них нет глубины. Такие люди в своих рассуждениях часто возвращаются к нескольким излюбленным темам, и во время разговора «включают эти пластинки». А.А. Ухтомский говорил, что есть люди, которые любят везде «совать» свою излюбленную теорию.

Дополнить мысль А.А. Ухтомского можно с помощью тех заметок, которые оставил священномученик Фаддей (Успенский), епископ Уфимский в своей работе «Записки по дидактике». Эта книга была написана до революции и не потеряла своей актуальности по сей день. В ней содержатся чрезвычайно лаконичные и краткие заметки о педагогике и воспитании детей. Священномученик Фаддей пишет, что некоторые учителя надеются на свой опыт, но со временем их методы преподавания принимают односторонний характер. Предостерегая учителей от подобного кризиса, епископ Фаддей советует учителям больше читать. Читая, человек знакомится с различными подходами, и, тем самым, обогащает свой опыт.

Осторожность в выборе источников

Об опасности формирования ложной картины мира вследствие погружения в терминологию источников, циркулирующих в сети см. в цикле «Проблемные аспекты обращения к психотерапии», в пунктах 23с-25b. Человек, обладающий картиной мира, основанной на Истине (то есть соответствующей тем причинно-следственным связям, которые есть в реальности), понимает, куда ему идти. Он может вписать себя и свой путь в картину мира. Исходя из этой мысли, можно представить грандиозность объема трудностей, с которыми рискует столкнуться человек, ориентирующийся на ложную картину мира.

В то же время, следует предостеречь читателя от чрезмерного и неразборчивого чтения «всего подряд». Одна из глав сочинения святителя Игнатия Брянчанинова «Аскетические опыты» называется «Хранение себя от книг содержащих в себе лжеучения». Углубляя свои познания и знакомясь с изучаемым предметом с разных сторон, человек не должен терять себя. Современное выражение «расширение сознания» несет в себе опасную тенденцию. Газ, если поместить его в бесконечное пространство, теряет свою плотность и как бы «перестает существовать». Так и человек, безоглядно погружающийся в информационный поток, считает, что расширяет свое сознание, а между тем, теряет себя как личность.

Иван Ильин говорил, что жизненный поток несет в себе массу содержаний и смыслов, и нельзя жить всеми ими, иначе человек потеряет себя. По мнению Ивана Александровича, нужно отказываться от многого ради сравнительно немногого, и это немногое следует беречь и укреплять. В процессе познания человеку помогает опора на истину. Человек должен иметь определенные критерии отбора информации, чтобы не пропускать через себя все подряд. Человек, читающий еретические книги или статьи эзотерического характера с целью разобраться в этих учениях, рискует запачкать свою душу и исказить свое восприятие. Работая со смолой, невозможно не запачкаться. Если человек начинает изучать источники оккультного,  вредоносного характера, они, в свою очередь, оказывают негативное влияние на исследователя и начинают деформировать его личность. 

Огульные толкования источников и «альтернативные» теории свойственны не только язычникам. Один эзотерик высказывал довольно специфические мысли о Каине и Авеле. Как известно, Каин убил Авеля из зависти. Этот человек говорил, что традиционное понимание в корне неверно и нужно трактовать этот эпизод совсем иначе: Авель олицетворяет в Библии иллюзии этого мира, которые эзотерик должен разрушить, и Каин, убивая брата, от них освобождается. Здесь налицо игнорирование Священного писания. В посланиях апостола Иуды (11-16) о ропотниках говорится, что эти люди идут путем Каиновым. Если человек руководствуется только своими домыслами, то какое препятствие может быть положено его фантазии?

Если такой человек, к примеру, прочитает в Ветхом Завете, что Мелхиседек подарил праотцу Аврааму хлеб и вино, он может рассуждать так: если первосвященник Бога Вышнего подарил брату Аврааму вино, значит вино нужно пить, и, наверное, чем больше, тем лучше. Такой человек, например, основывает секту Мелхиседека, члены этой секты напиваются под изображением Мелхиседека. И когда их родственники говорят им: «Что же вы напиваетесь и теряете человеческий образ?», они в оправдание могут сказать: «вот Мелхиседек подарил вино праотцу Аврааму».

С помощью какого аргумента можно опровергнуть учение секты? Этот аргумент находится в книге преподобного Иринея Лионского «Против ересей». Это сочинение состоит из пяти книг и во второй книге есть двадцать седьмая глава «Надлежащее толкование притчей и темных мест Писания». Он говорит, что в Священном Писании есть вещи, которые неочевидны сами по себе, и, толкуя эти места, мы ни в коем случае должны не забывать того, что само по себе очевидно. Например, вот Мелхиседек подарил вино Аврааму, следует ли теперь всем пить вино? Эта мысль не лежит на поверхности указанного фрагмента Библии, но слова Христа сказанные в Евангелии: «Да не пресыщаются сердца ваши объедением и пьянством», понятны и без всякого толкования. И слова апостола Павла: «Не упивайтесь вином в нем же есть блуд», понятны сами по себе, поэтому толкуя повествования о Мелхиседеке, мы не должны забывать об этих цитатах.

Заблуждения гностиков – последователей концепции «тайного знания»

Среди многообразия современных религиозных заблуждений выделяются учения, опирающиеся на концепцию «тайного знания». Они широко распространены как в интернет-пространстве, так и в различных книгах. Эти учения ассоциируются с различными гностическими учениями древности (от слова гносис – знание). Гностицизм представлял собой некую смесь между языческим знанием, восточной мистикой, иногда в этот котел клали и некоторые элементы, заимствованные из христианства (христианские идеи отрывались от своего исконного смысла, в причудливом ключе интерпретировались). Гностики считали, что они обладают неким тайным знанием (есть знание для толпы, а есть особое знание, открывающее широкие перспективы) и рассчитывали с его помощью избавиться от зла и страданий.

Вкратце о гностицизме и о связи некоторых современных течений с гностицизмом см. в главе «Гностические учения древности и современные тенденции» из второй части статьи «Подводная часть айсберга: о соблазне церковного РАСКОЛА». Отдельное название второй части «Ожидание антихриста, гностицизм и его тяжба с епископами».

См. также беседы 4, 5а, 5б в цикле бесед «Преодолеть отчуждение. Часть 1: Лекции о унынии, депрессии и о причинах ухода в экстремальные активности».

Беседеа 4. Идеология Нью-Эйдж – оккультная идеология противостоящая Христианству. Крушение языка и лингвистический поворот. Понимание этих процессов необходимо для осмысления появления виртуальной культуры, утрата возможности познания мира. Человек перестал быть антропологической неприкосновенностью, стали возможными такие явления как интернет, эвтаназия, торговля органами и прочее. Целью глобальной программы XXI века, является воспитание нового человека с новым мышлением и поведением, преодоление в человеке человеческого. Нарушение Евангельских заповедей, выводит человека из-под благодатного покрова Творца.

Христианская церковь отвергла учение гностиков: труд «Против ересей» преподобного Иринея Лионского был написан против тех, кто искал в христианстве скрытые смыслы и знания. Профессор М.Э. Поснов писал, что во времена распространения гностицизма, его последователи встретили христиан и узнали в христианстве истинную религию, но захотели с их точки зрения «расширить» ее.

В наши дни гностическое мировоззрение присуще людям, которые ищут или сами пытаются создать некое синтетическое учение с претензией на охват «всего». Нередко синтетическое учение создается за счет игнорирования существенных черт, присущих тем или иным элементам, включаемым в состав. Некоторые элементы учений причудливо интерпретируются, то есть ощущение единства создается за счет произвольной интерпретации составных элементов (в реальности они могут быть не связаны, но в системе могут связаться за счет сравнения, например, по вторичным признакам; матросы, мол, носят полосатую одежду, следовательно, мол, произошли от пчел). Различия между явлениями замалчиваются, игнорируются. Если ставится вопрос о различиях между явлениями, которые гностик объединяет в целое, он уходит от вопроса, либо объявляется различия мнимыми.

Для современных гностиков, занимающихся физикой, мир пронизан энергией. Когда они начинают изучать оккультизм, то и там сталкиваются с понятием о некоей энергии, из чего некритично делают вывод, что и там, и там дело имеют с одним и тем же. Физики, размышляющие над теорией единого поля, когда начинают изучать индуизм, видят и там идею некоего «Единого». И тогда они совершают поспешный вывод, что и там, и там речь идет примерно о одном и том же.

Современный гностик может, к примеру, утверждать, что знает христианство лучше христиан. Он, дескать высчитал частоты, на которых передается благодать Святого Духа. И, к примеру, сконструированный им модулятор позволяет приобщаться к благодати без молитв и Таинств. То есть гностик некритично переносит представления о мире элементарных частиц на понятия о Боге, забывая, что Бог – вне материи. Более подробно о современной версии гностицизма – о движении «Нью Эйдж» и связанной с этим движением философии трансугманизма, о «теории всего», о гностических идеях в современной научной (околонаучной?) среде рассказывает монах Иоанн (Адливанкин) – ведущий специалист Душепопечительского центра во имя святого Праведного Иоанна Кронштадтского в своей лекции «Беседы о медицине практической и альтернативной».

Казалось бы, гностицизм – это всего лишь древнее еретическое учение, которое изучают богословы и историки, но в действительности идеями гностицизма проникнуты тексты религиозного содержания на многих интернет-сайтах. Поэтому людям, интересующимся заблуждениями гностического толка можно порекомендовать книгу профессора М.Э. Поснова «Гностицизм II века и победа Христианской Церкви над ним». Читая труд, в котором рассматриваются учения первого тысячелетия, невольно поражаешься; складывается ощущение, что читаешь информацию с современных интернет-порталов. Логика мышления, присущая древним гностикам, повторяется во множестве современных книг, статей, концепций. Эта книга с помощью Божией откроет глаза на правду тем людям, которые обольщены идеей так называемого «тайного христианства». Более кратко о гностицизме можно почитать в магистерской диссертации священномученика Илариона Троицкого «История догмата церкви».

Современному человеку быть знакомым с гностическими заблуждениями полезно еще и для того, чтобы не попасться на удочку многочисленных колдунов и экстрасенсов. Ведь они считают себя чуть ли не большими христианами, чем епископы и священники, потому что якобы обладают тайным знанием, которое недоступно непосвященным. Колдуны уж «точно знают», что кресты на православных храмах нужны для сбора космической энергии, а не по какой другой причине. 

Один нарколог писал, что многие многие люди, употреблявшие ранее психоделики, пройдя увлечение його-эзотерическим учением, в советские годы пришли к христианству. Их обращение к Богу было вызвано гибелью большого числа их товарищей, которые кончали жизнь самоубийством, сходили с ума. И те, кто остался в живых, поняли, что из этой духовной трясины нужно выбираться на твердую почву. Эти люди обратились к христианству, но и придя в Церковь, они продолжали строить свою жизнь по тем принципам, которые были им выработаны во время эзотерических исканий. Некоторые стали искать в христианстве «тайное христианство». Один психиатр отмечал, что попытка найти тайну там, где ее не предполагается, делает человека пациентом психиатрической больницы.

Те, кто смирились, стали медленно выходить из состояния, близкого к умопомешательству. Они нашли духовников и начали следовать рекомендациям, которые Православная Церковь дает своим чадам.

Вот, как этот психиатр описывает проблематику обращавшихся к христианству эзотериков. ««Единственными из искателей, которым периодически удавалось найти учителя, были те из них, которые искали истину в христианстве. Чаще всего они стремились попасть к старцам. Старцы существовали и искателей принимали. Некоторые из выбравших христианский путь посвящения становились монахами. Однако большинство искателей традиции не устраивало ортодоксальное православие. Они жаждали прорыва к тому, что считали христианством “тайным”, “эзотерическим”, рвались, не понимая, что такого просто не может существовать, исходя из самой сути христианского учения. То, что им в результате удавалось «найти», представляло собой адскую смесь из обрывков христианских ересей (в первую очередь, все того же гностицизма), ветхозаветной кабалистики, оккультизма и новейшей “экстрасенсорики”. Такие люди очень часто пытались жить в собственном доме, соблюдая христианскую обрядность и продолжая попытки найти ее “тайный смысл”. Образ жизни мгновенно делал их социальными изгоями, а попытка проникнуть в то, чего никогда не существовало в действительности (то самое «воспаленное воображение гностиков», по митрополиту Сергию), закономерно приводила к диссоциации личности. Чаще всего такие искатели очень быстро становились пациентами психиатрических больниц. Некоторые находили “экологические ниши”, пытаясь основать в русской глухомани что-то вроде американских коммун для ведения духовной жизни. Но эти, основанные на психоделической гордыне разума, “христианские” коммуны медленно гнили и распадались, точно так же, как коммуны хиппи по другую сторону Атлантики»[6].

То есть эзотерики пытались как-то выгребать из состояния охватившего их кризиса, но понимания, от чего отталкиваться и чему грести, – не было. Идеи эзотерика имеют неясные, зыбкие основания, в его предположениях отсутствует логическая связь со Священным Писанием. Соответственно размышления теряют основу, не имеют силы помочь человеку найти верное решение.

На тему отсутствия связи со Священным Писанием в размышлениях эзотерика, формально признающего христианство, см. в ответе «Вера. Приходящей к Церкви о происхождение зла (также – о страдании, падших духах)».

А вот, к примеру, как выглядит состояние, из которого, в итоге кому-то приходится выгребать. Один из российских эзоериков рассказывает: «Было такое выражение – “пройти под сатори”, – когда человек уже ну почти-почти совсем “попал”, но в какой-то момент своей возносящейся траектории оказывался, что называется, не готов: или неожиданно глубоко внутренне надламывался, не выдерживая, не вписываясь, что ли, в происходящие с ним изменения и превращения, теряя силы, волю и ориентиры, или погрязал в одинокой бытовой пасечниково-крестьяно-лесной идилии, или, едва-едва балансируя в пограничных психофизических состояниях, вынужденно принимал промельки чистого сознания или приступы эйфории за Искомое, погружаясь при этом в неизбывный глубиннейший внутренний конфликт… Вариации на эту тему и определяли это самое “пройти под сатори”, а в общем-то составляли существенную часть палитры российского эзотеризма. Чего-то «во всем этом» явно не хватало. И возникала сложная такая смесь некоей удрученности, над-рывности, тоскливой грусти, специальной какой-то осторожной, страусиной позиции в жизни (не ухудшить бы карму!), неоправданно бравурного, разудалого пофигизма, и много чего еще в эту атмосферу наворочено было…»[7]

Достижение состояния торможения коры головного мозга с помощью йоги, наркотиков, психотехник

К увлечению «тайным знанием», эзотерикой и оккультизмом, которые оказывают деструктивное воздействие на сознание человека стоит прибавить последствия увлечения медитацией. Что можно сказать о медитации?

Российский мыслитель Л.А. Тихомиров в своей книге «Религиозно-философские основы истории» в главе «Достоверные источники оккультного познания» пишет, что йогические приемы вхождения в медитативное состояние являются приемами самогипноза. Во время медитации происходит торможение коры головного мозга. Отчасти состояние медитативного погружения можно уподобить состоянию сна. Во время сна ассоциации, воспоминания и мысли человека комбинируются причудливым образом. Наяву подобное произвольное переплетение реального и вымышленного происходит в сознании человека, больного шизофренией. 

О различиях между медитацией и православной молитве – в эфире «Измененные состояние сознания и их многообразие. Часть 3». 

Когда человек видит докрасна раскаленную печку, у него может возникнуть следующий ассоциативный ряд: ожог пальца, боль. В состоянии сна или опьянения галлюциногенами в сознании человека разрываются причинно-следственные связи. Ему может в какой-то момент показаться, что если он прикоснется к печке, то из пальца у него вырастет цветок. Один психиатр уподоблял состояние медитации состоянию опьянения галлюциногенами.

Проиллюстрируем сказанное следующим примером. Два человека приняв ЛСД, шли под мостом; под этим же мостом проходила автомобильная трасса. Один из них стал воспринимать звук клаксона причудливым образом, как некий чарующий звук, наподобие пения сирен. Ему вдруг представилось, что он в ореоле света от фар как прекрасная белая птица восседает на капоте несущейся машины, украшая его. Слава Богу, что он эту мысль высказал товарищу, который еще не утратил остатков адекватности. Он сказал: «Это сейчас тебе кажется, что ты - прекрасная белая птица, а через секунду ты будешь валяться на дороге с проломленной грудью». Мысль о предстоящей боли отрезвила человека, сравнивающего себя с прекрасной белой птицей.

 Образ мышления и принципы, на которые опираются в своих рассуждениях наркоман, принявший ЛСД, и какой-нибудь современный автор, создающий синтетическое учение из христианства, буддизма, индуизма, ислама, удивительно схожи. Автор нового «универсального» учения будет выборочно рассматривать какие-то идеи и тезисы, рассматривать не вникая в суть проблемы, а опираясь на свои собственные ассоциации. Эта и вот эта идея мне нравятся, значит, объединяем их в один ряд, а вот здесь и здесь я вижу «дырку», поэтому «предметы с дыркой» объединяем в другой ряд. Складывается впечатление, что многие книги, авторы которых претендуют на обладание универсальной системой знаний о Боге, человеке, мире, пишутся подобным образом.

Нужно также помнить, что ум человека, долго пребывающего в состоянии медитации, привыкает к этому специфическому состоянию.  Понять как мыслит медитирующий человек может тот, кто читал молитвы по молитвослову в состоянии сильного утомления. Есть такие молитвы, например, молитвы ко Святому Причащению, которые христианин перечитывает по молитвослову много раз и достаточно глубоко понимает смысл этих молитв. Он понимает, что в них речь идет о грехах человека, но, несмотря на эти грехи, Господь являет человеку свою милость и готов принять его. А когда человек находится в состоянии сильного утомления, то  в коре его головного мозга происходят процессы торможения, сопоставимые с состоянием медитации.

Все, наверное, замечали, что когда мы не выспались, в нашем сознании разрушается привычный логический ряд, в голове образуется некая каша. Невыспавшийся человек не способен понять обращенных к нему слов. Он везде, в любом самом простом обращении к нему, может увидеть намек на какую-либо обиду. И когда человек в таком состоянии читает молитвы ко Причащению по молитвослову, он начинает открывать в них новые смыслы, но так как он знает, о чем говорится в этих молитвах, то осознает, что мысли, пришедшие ему в голову - это просто «сонный бред». Однако кто-то может принять подобные бредовые мысли, приходящие в голову в состоянии сильного утомления за гениальные проблески, «озарение».

Л.А. Тихомиров, описывая состояние Брахмана, рассматривал процессы торможения коры головного мозга в результате регулярных занятий медитативными практиками[8]. Это состояние заключается в том, что человек видит себя в каждой частице мироздания, и эта частица вмещает в себя все мироздание. Считается, что состояние Брахмана  достигается йогами на очень высоких ступенях развития медитативного состояния. Это ощущение, пишет Л.А. Тихомиров, может возникнуть только в состоянии сна, когда привычные  логические связи между предметами нарушаются. Мысль Тихомирова понятна: во сне можно и упасть наверх. В то же время люди, укореняющие себя в медитативном состоянии (состоянии торможения коры головного мозга) начинают жить в инореальности.

Состояние мозга людей, курящих продукты конопли (марихуану, гашиш) некоторые наркологи и психиатры сравнивают с состоянием мозга, пораженного шизофренистическим процессом. В данном случае психотехники и психоактивные вещества (ЛСД, марихуана) ставятся в один ряд. Связь между ними неслучайна.

В некоторых центрах, называющих себя реабилитационными, наркоманов пытаются лечить с помощью Кундалини-йоги: человека учат моделировать наркотическое состояние при помощи определенных психофизических техник. Конечно, никакой реабилитации здесь нет - человеку просто предлагают альтернативную зависимость.

Известно, что после того, как ЛСД было запрещено в США, психоаналитик Станислав Гроф изобрел технику холотропного дыхания, заключавшуюся в интенсивном дыхании под ритуальную, трансовую музыку. С помощью этой техники конструируется состояние человека, принявшего ЛСД, а именно: торможение коры головного мозга, измененное («расширенное») состояние сознания, сопровождаемое галлюцинациями. Надо сказать, что Станислав Гроф ничего нового не изобретал, эти упражнения были известны еще тысячу лет назад. Гроф заимствовал их из Хатха-йоги.

Связь психотехник и языческих концепций Индии, шаманизма

О связи между расширенным состоянием сознания и проникновением человека в некий мир духов нужно сказать особо. Различные языческие концепции Индии воспринимали бога как некую субстанцию, разлитую в природе, некую духовную первооснову мира, поэтому задачу аскета они видели в освобождении от материального и в соединении с этой первоосновой. Во-вторых, сама материя в Индии понималась как зло, как удаленность от духовной первоосновы мира. И, соответственно, общая тенденция нацелена на совлечение материального, чтобы высвободить духовное (как это духовное понимается в Индии).

См. подробнее первую часть статьи «БРЕШЬ В СТЕНЕ». Отдельное название первой части Об уврачевании последствий эзотерического опыта и преодолении состояния повреждения сознания».
См. главы: «Мысль (догмат) обуславливает характер аскетических приемов, направленных на достижение целей, выраженных в догмате»; «”Пробоина” и соединение с миром падших духов».

Подобное встречалось и в языческих шаманских культах, адепты которых ощущали мир духов, присутствующий рядом. Свою задачу они видели в том, что сейчас называется торможением коры головного мозга. В различных культурах люди по-разному достигали и достигают этого состояния.

Суфийские дервиши одеваются в пестрые халаты и кружатся в ритуальном танце, причем кружится сразу несколько человек, вызывая мельтешение перед глазами. Подобным приемом пользуются цыгане: они носят яркую одежду и «забалтывают» свою жертву[9]. Зрительные и слуховые каналы человека перегружаются, и сознание отключается. В некоторых культурах для достижения состояния торможения коры головного мозга использовались жарко натопленные помещения, где у человека от жары отключалось сознание. Йоги вызывали торможение коры головного мозга с помощью психофизических упражнений (об этом рассказывается в цикле бесед «Зазеркалье», см. раздел 1 «Раскультуривание. Второе “Я” в сознании»). В состоянии торможения коры головного мозга человек утрачивает контроль над своим сознанием, что облегчает доступ падших духов к человеку. 

Некоторые «продвинутые» йоги пишут книги, в которых явственно ощущается отпечаток, накладываемый медитативными практиками. Мысль таких людей лишена гибкости, последовательности, логической стройности. Она, мягко выражаясь, «скачет» иногда с пятого на десятое. Идеи и высказывания «просветленных учителей» можно сравнить с речью людей, курящих продукты конопли. Они говорят очень сбивчиво, непоследовательно, также как йоги перепрыгивают - говорят одно, через несколько секунд другое, в их головах бушует хаос, который им хочется транслировать в окружающий мир, потому, что они считают этот хаос гениальным. Свой сумрак они считают светом, и хотят не просто поделиться им, а просветить людей.

Общение человека с падшими духами

В чем состоит трагедия язычников, индуистов и йогов? Язычники считают богами духов, носящихся в воздухе, или они считают, что сливаются с некой первоосновой мира, а в итоге они сталкиваются с теми, кого Православная церковь называет демонами «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф 6. 12).

Здесь ключевой момент с точки зрения православного вероучения. Святитель Игнатий Брянчанинов в своей книге «О чувственном и духовном видении духов» писал, что Адам до своего грехопадения мог видеть Бога лицом к лицу. Но первородный грех закрыл для Адама и Евы райские двери. В области вне рая обитали падшие духи; если бы Адам с Евой видели их лицом к лицу, (а эта способность у них была, но они лишились ее), то демоны развратили бы первых людей.

Для того, чтобы представить себе состояние человека, который видит демонические образы, достаточно привести в пример людей, однажды принявших ЛСД. Употребив наркотик, они не могут освободиться от ужасающих видений. Даже после того, как действие наркотика заканчивается, их продолжают окружать устрашающие галлюцинации, страдания таких людей очень велики.

Человеку было бы сложно сохранить остатки благочестия, если бы его окружали падшие духи, который он мог бы видеть воочию. Эта мысль совершенно понятна, если мы вспомним факты нашей реальной жизни, когда человек борется с какой-то страстью, например, с тягой к алкоголю. Когда он сидит дома у него есть шанс удержаться, но вот он приходит на день рождения к товарищам, где все при нем выпивают. В такой ситуации ему будет сложно удержаться.

Один человек рассказывал, что у них в школе было даже что-то вроде шутки: к ученику, который писал сочинение, кто-нибудь подсаживался и произносил вслух любое слово, не относящееся к работе, например, «картофель». В определенный момент школьник, пишущий сочинение, писал это слово в тетради.

Поэтому, для того, чтобы избавить людей от прямого воздействия падших духов, Господь дал человеку «кожаные ризы», то есть «обернул» его телесностью. Бог закрыл человека телом, отгородив его тем самым от демонов. Пока человек живет в теле, он может, через следование духовным законам, которые Господь открыл нас в Евангелии, сформировать себя и после смерти своего тела войти в духовный мир подготовленным.

Каждый знает, что прежде чем выйти в реальную жизнь, полную трудностей, люди сначала учатся в школе, потом проходят обучение в ВУЗе, проходят учебно-производственную практику, и то, некоторые родители не сразу отпускают детей в самостоятельную жизнь, а еще какое-то время помогают им встать на ноги.

Уязвимость человеческой природы перед падшими духами – это нюанс, имеющий ключевое значение, который, к сожалению, не осознается и не учитываются последователями эзотерических психопрактик. С их помощью адепты открывают себе доступ в мир, существующий параллельно нашему. Но дело в том, что никто из эзотериков не понимает, что человек, в силу своей страстности, способен к контакту только с падшими духами. В песнопениях Православной Церкви преподобных называют «собеседниками ангелов» потому что они были способны к собеседованию с ангелами в силу своего духовного сродства с небесными силами. В их душах не было лукавства, злости, раздражительности и прочих страстей. Мы в силу своей страстности ненавидим, злимся, ругаемся, и, тем самым, находимся в сродстве с падшими духами, которые первыми встречают людей в духовном мире. Поэтому человек, который прорывается туда с помощью психотехник, похож на матроса, находящегося в измененном состоянии сознания, плывущего в подводной лодке на большой глубине и видящему прекрасную рыбку. Желая взять ее в руки, матрос разбивает иллюминатор, и массы воды под огромным давлением начинают проникать в трюм, круша и разламывая все вокруг.

Вредоносные последствия занятий психотехниками

Многие люди, занимающиеся психотехниками, со временем начинают ощущать то, что многие оккультисты называют «хобот»: человек выходит на связь с духовным миром и со временем ощущает, что «оттуда» протягивается некий шланг. Этот шланг подключается к человеку, и он начинает терять силы. Человек ест, спит, общается с людьми как прежде, но чувствует, что его силы тают. Первое время демоны (а именно с ними человек и выходит на связь) дают ему гамму ярких ощущений, как правило, бессмысленных, какие-то фейерверки восторгов и больше ничего. Но потом, по установившейся связи они начинают вкладывать в его сознание деструктивные эмоции, переживания и состояния (тоска, отчаяние, мысли о самоубийстве).

Почему нам важно рассказать о взаимодействии эзотериков с падшими духами? Потому что в этой статье рассматриваются механизмы возникновения различных лжеучений, а люди, подключенные к инфернальному миру, транслируют внушенные им ложные учения широкой общественности через СМИ и интернет.

Те, кто выходит на связь с духовным миром, называются «контактерами». Такие люди быстро попадают под полное влияние падших духов. Контактеры думают, что принимают самостоятельные решения, на самом деле, за них и думают и решают те, кто управляет ими по установленной связи.

О «контактерах» уже рассказывалось в первой части данной работы в главе «О НЛО и о книге игумена N. “От чего нас хотят “спасти” НЛО, экстрасенсы, оккультисты, маги?” (под псевдонимом «игумен N.» пишет свои книги схиигумен Гавриил «Винонградов-Лакербая). Используя обширный фактический материал, автор раскрывает с научной и православно-церковной точки зрения сущность и происхождение различных аномальных явлений, показывает мотивы, характер воздействия НЛО на человека и общество. Книга позволяет понять не только конечные цели, но также идентифицировать эти разумные силы, ответив на вопрос: кто они?

Отец Гавриил, используя многочисленные примеры из современности, наглядно показывает последствия подобного рода подключений к инфернальному миру не только для самих «контактеров», но и для общества в целом. По мнению Церкви, которое выражает автор книги «От чего нас хотят спасти…» главной целью падших духов является порабощение человечества. Поэтому контактеров, которые добровольно вышли на связь с «аномальными явлениями», демоны с радостью используют для увода человечества от познания истины. Эти люди, считающие себя избранниками, начинают транслировать общественности навязанные демонами ложные учения. Для вовлечения как можно большего количества людей в контакт с инфернальным миром, бесы могут наделить некоторых контактеров способностью показывать различные фокусы (например, иллюзионизм). Такому контактеру создается имидж необыкновенного, владеющего неким даром человека. Этих людей можно узнать по горящим воспаленным глазам, они могут создавать альтернативные теории происхождения Земли.

«Операторы сознания» и «энерго-информационные потоки» – кто и почему скрывается за этими терминами?

Продолжая тему воздействия мира падших духов на человека, следует упомянуть о феномене «передачи». На языке эзотерической терминологии «передача» означает трансляцию некоего эзотерического знания. По мнению эзотериков, человеку стоит лишь отключить свой рассудок, как в него, как нож в масло, войдет некое мистическое знание[10].

О предпосылках, на основании которых совершается контакт с неким «мистическим знанием» трансформирующем человека, см. в главе «Предпосылки захвата личности» см. в третьей части статьи «Преодоление игрового механизма». Отдельное название третьей части «Игра и тень из разлома».

Эзотерическая идея «передачи» находится в тесной взаимосвязи с темой «операторов сознания», которая сейчас активно развивается в интернете. Многие люди, называющие себя учеными, но использующие оккультно-эзотерические методы, а потому фактически ими не являющиеся, выдвигают идею о существовании неких энерго-информационных потоков. В народе это явление раньше имело четкое и недвусмысленное название - демоны или бесы, а сейчас падших духов пытаются представить как «энерго-информационные потоки» или «операторы сознания», которыми пользуются в своих целях определенные круги, пытающиеся повлиять на ход исторического процесса.

Здесь совершается подмена терминов с целью сокрытия смысла: когда люди говорят «демон», они понимают, что речь идет о личности, а если убрать слово, обозначающее личность и назвать явление безликим термином «поток», то у людей возникает иллюзия, будто этим потоком можно управлять. Однако, как мы уже говорили, демонические существа преследуют свою цель - поработить человечество. Для ее достижения бесы могут создавать видимость того, что они дают людям собой управлять. В действительности падшим духам на руку дестабилизация общества, уведение как можно большего числа людей от истины, создание обстановки хаоса и беспорядка. На определенных этапах они будут помогать некоторым людям так или иначе разрушать общественное устройство, но потом демоны неизбежно уничтожат их.

Тот, кто вошел в контакт с демоническими силами, рано или поздно будет этими существами уничтожен, он должен об этом знать. Красноречивым примером на эту тему является личность Иоганна Фауста – мага, жившего в 16-м веке и послужившим прототипом для произведения Гете «Фауст». Реальный Фауст был автором магического трактата, в котором описывал свои отношения с существом по имени Асиель. С помощью магических действий он, по свидетельству современников, мог совершать фантастические вещи. Когда пришло время «платить по счетам», Фауст находился в гостинице. Он сказал хозяину, что ночью будет раздаваться страшный грохот, и гостиница будет ходить ходуном, но, чтобы хозяин не боялся. Наутро Фауста нашли со свернутой шеей[11].

«Операторы сознания», то есть демоны, воздействуют на того человека, который открыт для их воздействия. Они телепатически внушают ему различные мысли и образы. По сути, речь идет как раз о том самом явлении, которое мистики и эзотерики называют «передачей», только демоны привлекая людей к общению с собой, дают им не «мистическое откровение», а ложные, раздувающие в адепте самомнение и чувство собственной исключительности, уводящие  в сторону от истины знания.

Рассмотрим на конкретном примере как действуют операторы сознания. Для этого необходимо обратиться к житию святых мучеников Киприана и Иустины. До своего обращения к Богу Киприан был известнейшим чародеем. Однажды к нему пришел юноша, которого звали Аглаид, он захотел привлечь к блуду девушку-христианку по имени Иустина. Понятно, что Иустина не могла принять безнравственное приглашение Аглаида, поэтому он и обратился за помощью к чародею. Киприан послал демонов, чтобы те обольстили Иустину. В момент, когда демоны приступили к Иустине, она почувствовала бурление крови, в ее сознании появился образ Аглаида. Но защищаемая благодатью Божией, Иустина преодолела искушение. В ходе развивавшейся дальше борьбы Киприан столкнулся с невозможностью победить девушку с помощью своего чародейства. Так он познал силу Христову. Отрекшись от служения сатане, он сделался служителем Божиим.

В уме человека, испытывающего воздействие операторов сознания-демонов, возникают чуждые, несвойственные ему мысли и образы. Дети, например, могут начать писать агрессивные стихи на тему служения языческим идолам. Более подробно поведение людей, вошедших в контакт с падшими духами, разбирается в разделе «Творческая реализация СПМ (существа параллельного мира) уже упомянутой нами книги о. Анатолия “От чего нас хотят спасти…”.

Ключевая мысль автора состоит в том, что демоны могут прорываться к сознанию человека, когда он лишен благодати Божией, которая действует как защитный экран. Люди лишают себя этой защиты вследствие своих поступков, выборов, вступающих в противоречие с законами Творцами, которые лежат в основании мира и описаны в Евангелие.

Причем, важно отметить, что даже, если человек не грешит против 10 заповедей, то обращение к любым “тонким” силам, где человек дает на себя право или как-то иначе взаимодействует, так же является грехом или работает также как грех - Благодать от этого выбора человека его покидает. В качестве примера можно привести образа Левана, трагедию которого архимандрит Рафаил (Карелин) описывал в своем рассказе «Судьба Левана»[12] (в годы юности он дружил с Леваном).   Желая излечивать людей, то есть с самыми благими намерениями, он обратился к тонким силам, занялся целительством и очень мучительно погиб, страдая и душой и телом.

Поиск истины и смысла жизни в современном мире

Современного человека окружает множество различных учений. С появлением интернета эти учения находятся в шаговой доступности. Человек может почитать не только о каких-то концепциях современности, но и о ересях, казалось бы, давно ушедших. У человека возникает ощущение свободы, что он может свободно путешествовать по сети, по библиотекам мира, напитываться теми или иными учениями. Казалось бы, свободный и быстрый доступ к огромным объемам информации должен значительно ускорить и облегчить людям процесс поиска истины, однако в действительности все происходит наоборот.

Чтобы понять ту непростую ситуацию, которая сложилась в наши дни, можно привести пример из банковской сферы 1990-х гг., связанный с хранением и защитой банковских данных. Мы подчеркиваем, что аналогия была взята из банковской сферы, потому что система защиты банковских данных сегодня стала еще совершеннее. Представим себе, что хакер зашел в банковскую систему и находится в корневом каталоге. Через несколько минут он начнет осуществлять незаконные денежные переводы. Хакер думает, что ходит по корневому каталогу, а на самом деле он находится в одном из ложных «карманов». Таких «карманов» в банковской системе может быть сколько угодно. Подлинные банковские данные хранятся в недоступной для хакера зоне, а все что он видит, - это специально сконструированные ложные папки для таких как он. Пока хакер переходит из одной папки в другую, его успевают вычислить и арестовать.

По словам пророка Давида, жизнь человека семьдесят, аще в силах – восемьдесят лет. Из этих семидесяти-восьмидесяти лет первые двадцать-тридцать лет человек учится или находится в раздумьях, потом начинает искать истину. Кто-то начинает искать и раньше (но мы говорим о большинстве), а кто-то начинает искать только тогда, когда попадает в полосу жизненного кризиса. Например, человек сорвался в наркоупотребление и, чтобы вырваться из наркотической трясины, он начинает искать смысл жизни. Но наркотики уничтожают человека очень быстро: если раньше опиаты давали на это пять-семь, кому-то десять лет (если человек не находит смысла жизни, он просто не выбирается из наркотической трясины и умирает), то с появлением синтетических наркотиков срок жизни наркозависимого человека в период употребления резко сократился. У него совсем немного времени, чтобы найти какую-то точку опоры в жизни.

Человек садится за компьютер, начинает искать в бездонных глубинах интернета ответы на вопрос о смысле жизни и сталкивается с тысячью ложных «карманов». Пока наркозависимый человек ходит по этим «карманам», он успевает умереть со всеми вытекающими отсюда последствиями. И хотя теория реинкарнации пытается успокоить человека, мол, в следующей жизни у него все получится и он все-таки сумеет приблизиться к своей цели. Но православие отрезвляет человека. Апостол Павел говорит: «Человеку надлежит один раз умрети, потом же суд» (Евр 9. 27).

О теории реинкарнации см. в цикле бесед «Восточный цикл», в пунктах 17, 21а. 21в.

И что же делать? Уже упомянутый нами монах, в ту пору, когда он еще не был крещен, серьезно увлекался эзотерикой. Однажды он спросил у священника: «Как можно найти истину, если сейчас мы сталкиваемся с таким обилием учений эзотерического толка? Один лишь кодекс Махаяны (ветвь буддизма) в семьсот раз больше Нового Завета, и этот объем информации относится лишь к Махаяне, а помимо нее существует еще Хинаяна, Ваджраяна, Веданта, индуизм, зороастризм и пр. и пр.» Священник ответил, что без Божьей помощи человеку самому найти концы в этом деле – просто нереально.

Действительно человеку очень трудно найти истину в современном мире. Тем кто ищет ответы на свои вопросы о смысле жизни и об истине, возможно, будет интересна книга иеромонаха Дамаскина (Христенсена) «Не от мира сего», которая рассказывает об отце Серафиме (Роузе). Отец Серафим от природы обладал очень пытливым и острым умом, по интеллектуальным способностям и по физическим данным опережал сверстников. Его не удовлетворяли шаблонные доктрины, которые предлагала протестантская Америка того времени. О. Серафим закончил восточную академию, выучил китайский язык и начал переводить с помощью своего научного руководителя Жинь Минь Шеня китайскую словесность на английский язык.

Вот что писал отец Серафим о себе: «Мои знания находятся на самой низшей ступени» (это пишет человек, который переводил произведения китайской классики на английский язык!). Он всю жизнь искал истину, изучил различные концепции эзотерического толка. Когда о. Серафим зашел в православный храм, он не мог понимать слов богослужения, но почувствовал, что пришел домой.

В процессе поиска истины многое зависит от того, есть ли в человеке доминанта «на лицо другого» (согласно принципу доминанты А.А. Ухтомского). Она проявляется в разных аспектах, например, в способности пересмотреть свою концепцию в свете новых фактов.

Сможет ли упомянутый нами эзотерик, который объяснял убийство Авеля Каином тем, что Каин освобождается от иллюзий, пересмотреть свою концепцию в свете нового факта, или он отринет этот факт и останется при своем убеждении? Смогут ли люди, утверждающие, что кресты на храмах ставятся для сбора космической энергии найти в Евангелии хоть одну строчку, где говорится, о чем-то подобном? Это очень и очень важные вопросы. А.А. Ухтомский говорит, что если в человеке жива любовь к правде, то с помощью Божией он найдет истину потому, что такого человека не удовлетворить никакими подменами, пусть даже ловко сконструированными.

Мысли академика Ухтомского о постижении Истины см. в приложении 2 к статье «О вере (часть 3)». Отдельное название третьей части «Как познать Истину?: Что спросил паломник из Великобритании?»

Поиск истины в Православии

Подробнее о постижении Истины см. упомянутую третью часть статье «О вере». 
А также часть 4.1 той же статьи. Отдельное название части 4.1 «Познание Истины и состояние ума». 

Господь в Евангелии дал неложное обетование, которое проливает утешение в души человеческие: ищущий находит и толкущему отверзается. Преподобный Авва Дорофей произносит слова, исполненные надежды. Он говорит: «Если кто хочет истинно, всем сердцем, исполнить волю Божию, то Бог никогда его не оставит, но всячески наставит по воле Своей»[13]. То есть Господь найдет способ вразумить человека, либо через другого, либо через книгу, либо через стечение обстоятельств, но человек не останется без вразумления.

Читать хорошие книги, при Божием содействии – это действительно выход. Человек, который читает хорошие глубокие книги, со временем познает те обольщения, которыми мир пытается его опутать.

Есть книги, в которых вопросы, поставленные авторами рассматриваются фундаментальным образом. Способность автора исчерпывающе ответить на тот или иной вопрос зависит от множества пунктов; здесь хотелось бы отметить только один – способность понести полноту знания. Это значит - отсутствие страха перед новыми фактами, соединенное со стремлением к их осмыслению. Об этой способности упоминал патриарх Сергий (Старгородский) в начале своей работы «Православное учение о спасении» https://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragorodskij/pravoslavnoe-uchenie-o-spasenii/ (см. главу «Вместо предисловия. Вопрос о личном спасении»). Свою работу он основал на очень важном принципе: любое умозрительное учение, как бы оно не было красиво сконструировано, как бы ни были ловко пригнаны части учения друг к другу, может разлететься в пух и прах при соприкосновении с реальной жизнью. Патриарх Сергий говорит, что любую теорию, гипотезу нужно соотносить с реальной жизнью. Если речь идет о религиозном учении, нужно показать, что именно соответствует этому учению в реальной жизни.

Взять хотя бы восточную концепцию об иллюзорности всего существующего. Если, к примеру, господин N считает, что господина К нет, то какой смысл господину N помогать господину К в решении жизненных вопросов (ведь и жизни как таковой тоже нет)? Конечно, на этот вопрос адепты восточных учений ответят, что, несмотря на концепцию об иллюзорности мира, они все-таки помогают друг другу. С точки зрения протестантизма человеку совершенно необязательно совершать добрые дела, он и так спасен верой во Христа. Зачем же тогда протестанты их совершают? Учение не дает ответа на этот вопрос, но они считают, что все-таки это необходимо делать.

Патриарх Сергий объясняет это логическое противоречие следующим образом: В людях есть совесть, которая выставляет свои требования к человеку. Многие учения содержат в себе уступку совести, идущую вразрез с их концепцией. Эта уступка не имеет оправдания (не имеет обоснования в их учении).

Проверка теоретической концепции реальной жизнью как способ защиты от манипуляции

Патриарх Сергий говорит, что как только человек начинает сопоставлять религиозное учение с реальной жизнью, он начинает разбираться что к чему, а обмен цитатами и умозрительными положениями может быть бесперспективным. Подобную мысль развивает профессор С.Г. Кара-Мурза в своей книге «Манипуляция сознанием». В 26-ой главе он перечисляет и коротко характеризует основные механизмы защиты от манипуляции, о которых в предыдущих главах писал пространно. В частности, он отмечает, что разбираемую концепцию нужно попытаться пересказать простым и понятным языком, используя не отвлеченные термины, а понятия, поддающиеся осмыслению. Человеку, который знакомится с той или иной теорией, желательно перевести ее в такие осязаемые категории, такие как жизнь, смерть, рождение[14].

С.Г. Кара-Мурза описывал, как велась работа по развалу Советского Союза, в частности, как в СМИ стала активно пропагандироваться идея о рыночной экономике. Людям трудно было найти ориентацию, так как реальность они воспринимали, исходя из речевых оборотов дикторов ТВ (мысль профессора передается своими словами). Многие люди «клюнули» на транслируемые им идеи, хотя если бы они увидели кадры с развалившимися колхозами, мертвыми коровами, если бы они увидели огромные пространства незасеянных полей, закрывшиеся и разрушенные заводы, то они бы быстро поняли, что стоит за словами диктора телепередачи.

Приложение. Материалы, связанные с данным текстом

Как было отмечено в разделе «Введение», данный текст вплетен в более широкий контекст и связан с другими материалами. Вот некоторые из них.

***

В отношении реабилитации лиц, претерпевших трансформацию сознания вследствие его взлома, – текст «Брешь в стене».

– Часть 1: «Об уврачевании последствий эзотерического опыта и преодолении состояния повреждения сознания».– Часть 2/2: «Некоторые мысли о целостной духовной культуре и выходе из круга патологических состояний».
– Часть 3. «О преодолении мучительных состояний, прелести и демонического воздействия».

***

– Также вопрос реабилитации рассматривался в других текстах:

– «Внешняя жизнь и мир мыслей». Часть 4.1. «Главная проблема конкретного человека и обретение равновесия, внутреннего мира».
– «Преодоление игрового механизма». Часть 4. «Эротомания, игровой психоз и неконтролируемая приверженность».
Часть 3. «Игра и тень из разлома».

***

Отдельные вопросы, связанные с проектом «Мозаики идей…» рассматривались в отдельны ответах:

Эзотерика. Пришедшей из эзотерики к храму, но не ощущающей утешения
Эзотерика. Пришедшей из эзотерики
Эзотерика. Про тексты на восточную тематику, наполненные специфическими терминами
Эзотерика. Изучающей учение Блаватской и Рерихов на ее вопрос, почему православные священники не проповедуют буддизм
Эзотерика. Все ли – во благо? Грань между понятием «ты – ведом» и понятием Промысла
Буддизм. Можно ли утверждать, что буддизм – это специфично понятное христианство?
Помыслы. Пришедшей из эзотерики. Кажется, что – от Бога

[1] См. «От двойника к собеседнику (1927-1929)» из сборника творений Ухтомского А.А. «Доминанта. Статьи разных лет. 1887-1939»; А. Ухтомский. Доминанта души: Из гуманитарного наследия. Рыбинск: Рыбинское подворье, 2000.

[2] Миша Маваши – Послание всем славянам

[3] Алексеев С. Мифы о Крещении Руси // Журнал «Фома». № 7 (123) июль 2013

[4] Документальный фильм «Пробуждение: найти веру предков». 

[5] Кречетов В., прот. Как жить по вере сегодня в России? М.о., п.Кратово: Изд. Храма Державной Божией Матери, 2009. С. 21.

[6] См. «Психоделия в нашем отечестве» из книги А.Г. Данилина «LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости». М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.

[7] Там же.

[8] Тихомиров Л.А. Религиозно-Философские основы Истории 

[9] Феномен цыганского гипноза подробно исследован В.М. Кандыбой в его книге Криминальный гипноз. СПб. 1999.

[10] Природа такого знания объясняется в уже упомянутой нами книге «От чего нас хотят спасти…»

[11] См. главу «Есенин и Фауст. Сходство судеб?» из книги игумена N. «ОТ ЧЕГО НАС ХОТЯТ “СПАСТИ” НЛО, экстрасенсы, оккультисты, маги?». М.: Даниловский благовестник, 2001. 

[12] Этот рассказ содержится в книге архимандрита Рафаила (Карелина) «На пути из времени в вечность». 

[13] См. поучение 5 «О том, что не должно полагаться на свой разум» из книги преподобного аввы Дорофея «Душеполезные поучения».

[14] «Один из главных принципов защиты от манипуляции – отказ от языка, на котором потенциальный манипулятор излагает проблему. Не принимать его язык, его терминологию, его понятия! Пересказать то же самое, но другими словами, избегая всяких идеологических категорий. Пересказать пусть грубо и коряво, но в абсолютных понятиях, которые можно перевести в совершенно земные, осязаемые образы – хлеб, тепло, рождение и смерть» / см. главу 26 из книги профессора Кара-Мурза С.Г. «Манипуляция сознанием».

Тип: Соловецкий листок