Соловки Сергея Веретенникова

Фотохудожник Сергей Веретенников родился в Подмосковье в 1973 году. Удивительный мир подмосковной природы, с её уникальными красками, пастельными ранней весной и поздней, осенью, и напротив яркими летом, сформировал внутренний мир художника. Восходы и закаты простор обилие рек и озер всё это воспитывало мировосприятие представляемого Вашему вниманию автора.

В 1992 году Сергей окончил Калининградский (ныне город Королёв) Механико-Технологический техникум по специальности конструктор-модельер верхней женской одежды. Постоянные поездки на пленер, работа в разной живописной и прикладной технике явились толчком для продолжения учёбы в высшем учебном заведении. В 1992 году автор поступает в ГАСБУ – Государственную академию сферы быта и услуг на кафедру прикладного искусства по специальности художник декоративно-прикладного искусства. В 1993 году автор в период практики впервые посещает Север России, знакомится с памятниками деревянного зодчества в Малых Корелах г. Архангельск и посещает Святыню Русского Севера, известные всему миру, Соловки. Автору открывается прекрасный неизреченный мир природы и рукотворных архитектурных памятников, созданных руками многих поколений иноков-подвижников, которые очень гармонично и художественно вплетали каменное кружево строений в окружающее пространство. Видя впервые это великолепие русской старины в период белых ночей, можно представить с какой жадностью творчества автор стал впитывать в себя эту сказочную красоту. Руки не успевали воспроизводить все те дивные образы, с которыми по воле Бога соприкоснулся своей чуткой душёй автор. Наверно уже тогда Сергей, пытаясь удержать, в художественной памяти, эти быстро исчезающие образы и тающие краски задумывался, над тем как их сохранить. В 1997 году окончил высшее учебное заведение и в этом же году посещает Соловки вторично, привезя с собой не только этюдник, краски, холсты и бумагу, но и фотоаппарат «Зенит» с которым в мир фотографии вступало большинство фотографов тогдашней России. Он надеялся сохранить на пленке все те исчезающие мгновения, для дальнейшей их реализации в живописи, но творчество светописи так захватило автора, что стало самостоятельным искусством. Я познакомился с автором на Соловках, мы жили, тогда в древних кельях знаменитого и прославленного своей святостью монастыря. Для автора тогда наступил период углубленного искания своего места в духовной жизни и в творчестве. Хорошо помню наши частые походы по островам, беседы о красоте Божьего мира, о творчестве, о фотографии, мир которой мы оба открывали для себя. Монастырские будни предполагали физический труд и молитву, пост и от этого воздержания и радостной усталости так светлы и радостны были праздничные дни. Такое может испытать человек, проживший в монастыре год и более, меньший срок не даст возможности должным образом настроиться на монастырский лад. В связи с этим стоит вспомнить традицию т.н. «годовиков» – когда по обету люди в течении года трудились на Преподобных Зосиму, Савватия и Германа Соловецких вкладывая свою посильную трудовую лепту на благо Святой обители. Период духовного и творческого становления автора выпадает на годы, проведённые на Соловках. Несколько лет фотохудожник нёс послушание певчего и монастырского фотографа. Стоит отметить, что это был самый плодотворный и творчески насыщенный отрезок жизни автора. Окружающий мир настолько благодарен и благодатен, что нельзя было не воспользоваться данным богатством. Автор не стал иноком по образу жизни. Господь ведйт каждого по-разному и благо, что у человека есть выбор… Стоит привести слова русского философа В. Ильина «для того, кто хочет и может видеть далее грубой коры вещества, чёрный монашеский клобук над русской живописью, поэзией, музыкой, философией будет всегда виднеться как бы в тонком сне… И если это видение не улавливается, то значит, что либо считающий себя видящим в действительности слеп, духовно слеп, либо автор произведения отклонился как блудный сын, ушёл на сторону далече…»

В настоящее время автор работает фотографом в Даниловом монастыре города Москвы и тесно сотрудничает со своей «альма-матер» – Соловецким монастырем и его Подворьем в г. Москве. Представленные соловецкие фотографии были сделаны в разное время с 1999 по 2010 гг.

Участвовал в изданых альбомах: «Крест в России»; «Новый Иерусалим. Образы дольнего и горнего»; «Новый Иерусалим» альбом-антология; А. Комеч «Русские монастыри. История и культура » (2011 г.)

Участник выставок: «Россия Православная» (Сирия, 2010); «Соловки. Голгофа и Воскресение» (Соборный храм Христа Спасителя, Москва, 2010); Выставка-форум «Православная Русь» (Манеж, Москва, 2010); «Соловки. Голгофа и Воскресение. Соловецкое наследие в прошлом, настоящем и будущем России» (Смольный собор, СПб, 2012).

Авторская выставка: «Соловецкие острова – отражение небесного» (Ханты-Мансийск, 2011); «Соловецкие острова – отражение небесного» (Рим, Италия, 2012).