История Соловецкого монастыря в XVIII веке

1700

28 июня певчий царский дьяк Федор Казанец донес в Преображенский приказ о книгописце Гришке Талицком, который распространял про государя Петра I «непристойные тетрадки» [41. С. 59].

Полгода спустя по этому делу был приговорен к высылке в Соловецкий монастырь оклеветанный духовник царской семьи, священник домовой государевой голгофской церкви Иоанн Иоаннович (иеромонах Иов, преподобный Анзерский).

1701

Зимой на Соловки был доставлен священник Иоанн Иоаннович, ложно обвиненный в заговоре против государя.

4 апреля соловецкий архимандрит Фирс докладывал владыке Афанасию: «В нынешнем году по указу государя Петра Алексеевича и по Вашей архиепископской грамоте прислан к нам в монастырь распяцкой поп Иван Иванов, который привезен с Москвы по сыскному делу вора Гришки Талицкого, и велено его, приняв у нас в монастырь, постричь в монашеской чин, и отдать под начало старцу доброму, и быть ему у нас в монастыре до кончины живота его неисходно в монастырских трудах. И по указу вышеупомянутый поп Иван к нам привезен. И приняли его в монастырь, и постригли, и под начальство старцу монаху бывшему казначею Ионе отдать велели, а монашеское имя ему Иов» [42. Л. 157].

В тот же год «с получением известия о нахождении шведских неприятельских кораблей в городе Архангельске попечительностью великого государя Петра Алексеевича заблаговременно приняты были все меры острожности. По царскому указу прислан был с Двины в вотчины Соловецкого монастыря, в Сумской и Кемский остроги, с тремястами человек воинских людей капитан Алексей Капранов. Шведы после неудачного сражения под новопостроенной Новодвинской крепостью, на обратном пути крейсируя по Белому морю из западного берега оного, сожгли соляной Куйский промысел, принадлежащий Соловецкому монастырю, и семнадцать крестьянских дворов, но потом вскоре, будучи устрашены нечаянным нападением крестьян, поспешно удалились» [4. С. 85].

1702

В августе царь Петр I во второй раз посетил Соловецкий монастырь. Военная эскадра из 13 кораблей (более 4000 человек) сначала остановилась между островами Анзер и Муксалма. На трех островах: Большом Соловецком, Анзере и Муксалме, – были сооружены «три городка, или большие кучи насыпей земли с каменьями». Каждый из «городков» был увенчан крестом. «В продолжении сих дней великий государь нередко выезжал и на Заяцкий остров, где приказал соорудить деревянную церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного», которая была построена под руководством верховного уставщика Иоанна Степановича Торжнева.

10 августа государь «с ближними своими людьми изволил прибыть в монастырь за полтора часа до вечера. И вышел его царское величество на брег, помолился против монастыря и принял у архимандрита благословение; и архимандрит великого государя целовал руку, а он, великий государь, – у архимандрита. Келарь не со многою братиею подошли с подносом с образом, хлебом и рыбою, и великий государь благодарил и изволил сказать: “Будем у вас”, – а прочая братия все стояли по чину, вышед мало из Святых ворот. Благочестивый же государь не пошел ко вратам, но изволил идти кругом ограды монастырской на правую сторону и, обшедши, вошел Святыми враты в монастырь. Изволил идти в соборную церковь без благовесту, и звону не было, а в соборной церкви помолился; и изволил его царское величество идти в церковь к преподобным чудотворцам и там у гробов преподобных прикладывался. Потом изволил идти в ризницу, и во оружейную казну, и в трапезу… Потом пожаловал он, великий государь, к архимандриту в келлию и благоволил в тот вечер у архимандрита кушать».

11 августа «благоволил великий государь придти слушать литургию без благовесту и звону, служил иеромонах со диаконом, пели великаго государя певчие… По литургии слушал молебен (отпущал священник с диаконом) и благоволил на молебне дачю (вклад) пожаловать. И, отслушав молебен ради благоверного государя царевича (Алексея Петровича государь взял с собой в поход), изволил ходить паки в ризницу, и во оружейную палату, и в прочие службы; и благоволил великий государь в трапезе кушать… Он, великий государь, такожде и благоверный царевич, сидели купно с боляры и ближними людьми и, откушав, благоволил по монастырю ходить и по тюрьмам, и благоволил быть у архимандрита в келье».

12 августа царь «изволил придти в малом судне без царевича, и в гостиной кельи легкое кушанье было монастырское, и, покушав, изволил ехать верхами на лошадях на кирпичные заводы с своими ближними людьми. И, приехав, был паки в гостиной кельи».

13 августа «с кораблей великий государь не сходил, и ему, великому государю, подносу от пищи и пития из монастыря не было, только послано было на всякой корабль по десяти хлебов, да по бочке сельдей».

14 августа «пред малою вечернею изволил великий государь… <быть> в гостиной келье… и указал малую вечерню петь и молебен по монастырскому обыкновению… И благо-верный царевич с корабля в малом судне прибыл и указал благовесту быть за час до вечера

ко всенощной. И изволил он, великий государь, и царевич в церковь придти, и было все-нощное пение, и великий государь с певчими стоял на правом крылосе и изволил петь, а на другом крылосе его ж, великого государя, певчие пели. Пение все было греческого роспеву… И, по доношению архимандрита, изволил великий государь смотреть грамот праотеческих и отца своего, царя Алексея Михайловича, о чести монастыря, что архимандриту велено служить со осенением, и указал великий государь служить во всем против архимандрита… Да в прибавление к тому дано ему, архимандриту Фирсу, носить мантию со скрижальми, посох с яблоками».

15 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы, «по чину к литургии благовест был в пятом часу дни… и по указу служил архимандрит так, как его царское величество указал. Он же, великий государь, стоял и пел на правом крылосе, благочестивый царевич стоял за архимандричьим местом. И по святей литургии изволил его царское величество идти в гостиную келью, там и кушал со благоверным царевичем. И, откушав, изволил быть на монастыре и посетить старца Лаврентия Александровича, понеже он не выходил никуда, ниже в церковь, разве причащения ради… И в той же день… в 9-м часу, прииде к великому государю посланной с ведомостью с моря, что в кораблях идти возможно, и великий государь у гостиной кельи архимандрита к ручке пожаловал, принял у него благословение, и со благоверным царевичем… благоволил идти в малых судах на корабли».

16 августа государь «благоволил идти рано, за полчаса до дни подняв парусы; даде Господь благополучен ветр, и к вечеру приидоша к пристани к соловецкому усолью Нюхче (в Карелии) … Архимандрит же, приехав в монастырь, не входя в келью, пел молебен со всею братиею в церкви у Преображения Господня с благовестом и звоном за его, великого государя, и за благоверного царевича, и за путешествующих с ними» [12. Л. 23–28].

Затем Петр I с войском «предпринял путешествие до Повенецкой пристани лесами, мхами и болотами, расстоянием от Нюхчи 160 верст, где деланы были мосты Соловецкого монастыря крестьянами из Сумского острога и Кемского городка, которые и с лошадьми продолжали ту работу до зимы. По сей сделанной ими дороге протянуты людьми две яхты до Повенецкой пристани, от которой его величество озером Онегою и рекою Свирью на судах поплыл в область Новгородскую» [4. С. 102–103] и осадил шведскую крепость Нотебург (Шлиссельбург).

11 октября русские войска взяли приступом шведскую крепость.

Осенью того же года после встречи с государем преподобный Иов Анзерский, по благословению архимандрита Фирса, переселился в Свято-Троицкий скит.

1704

«Монастырская Нехоцкая волость, Сумский и Кемский остроги и Керецкий слюдяной промысел с принадлежащими к ним крестьянами» по указу царя и по приказанию князя Александра Меншикова «отписаны были в казенное ведомство под Олонецкий Алексеев-ский железный завод» [4. С. 103].

1705

3 февраля государь Петр Алексеевич подтвердил грамотой царское повеление от 1651 года о совершении литургии в Соловецкой обители «полной архимандрическою службою.

А мантию с поматами и посох с яблоками носить ему, архимандриту, против как и у чудовского архимандрита. Да и впредь по нем будущим архимандритам в Соловецком монастыре и его братии священнослужение исправлять полною архимандрическою службою и мантию носить по тому ж, как писано выше сие» [6. С. 218].

1706

Преподобный Иов по благословению архиепископа Холмогорского Сильвестра назначен строителем Свято-Троицкого скита на острове Анзер [43. С. 37–38].

1708

Монастырю угрожало нападение неприятеля. «Вследствие донесения… о военных приуготовлениях шведской эскадры, из 18 кораблей состоящей, которая со многими воинскими людьми вышла в море для нападения на город Архангельск и на прочие поморские места, немедленно повелено было приказным старцам Соловецкого монастыря, находящимся в Сумском остроге и Кемском городке, не токмо всемерно оберегаться от нечаянного нападения неприятельских кораблей, но и о всяких известиях о них доносить» [6. С. 181–182]).

1710

Летом преподобный Иов Анзерский был пострижен архимандритом Фирсом в схиму с именем Иисус в честь Иисуса Навина [1. С. 120].

В том же году по указу архиепископа Холмогорского Рафаила под руководством Фирса, архимандрита соловецкого, было произведено (второе после 1668 г.) освидетельствование мощей преподобного Елисея Сумского. Тогда же соорудили раку и написали икону преподобного Елисея [39. С. 37].

1711

Нехоцкая волость, Сумский и Кемский остроги и Керецкий слюдяной промысел возвращены во владение монастыря [4. С. 103].

1712

18 июня у высокой горы посредине острова Анзер было преподобному Иову (в схиме Иисусу) явление Пресвятой Богородицы с преподобным Елеазаром. Владычица Небесная прорекла: «Эта гора отныне назовется второю Голгофою; на ней будет устроена великая каменная церковь распятия Сына Моего и Господа и учредится скит… Скит назовется Распятским, соберется к тебе множество монахов и прославится имя Божие. Я Сама буду посещать гору и пребуду с вами во веки» [1. С. 121]. Этим чудесным явлением было положено начало Голгофо-Распятскому скиту.

1713

15 июля архиепископ Холмогорский и Важский Варнава принял в Холмогорах преподобного Иова (в схиме Иисуса) Анзерского с монахом Макарием и благословил основать Голгофо-Распятский скит. «В челобитной вашей написано: пребываете вы на Анзерском острову, в скиту, и имеете намерение ради душевной своей и других… пользы быть от Анзерского (Свято-Троицкого) скита во отшельном безмолвном житии…

И быть вам и хотящим с вами жительствовати особо от того Анзерского скита в своем управлении и пищу и одежду стяжать от своих трудов… (И мы благословляем вас)… отойти жить на указанную гору… и построить на ней церковь в честь Распятия Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Успения Пресвятыя Богородицы каменные, и зватися ради оной Распятской церкви той горе Голгофой и скитом Распятским» [6. С. 364–365].

1714

По письму князя А. Д. Меншикова архимандрит Фирс «требован был ко двору великого государя Петра Алексеевича в Санкт-Петербург для договора о поставке в казну соли, вывариваемой на монастырских варницах», для нужд Олонецкого Алексеевского железного завода. Монастырская соль в большом количестве начала поступать на завод, но через пять лет «по причине дороговизны жизненных потребностей и недостатку дров варницы пришли в совершенный упадок» [4. С. 104; 3. С. 119].

В том же году на берегу озера Гагарьего выстроена «кожевенная каменная палата о двух ярусах со сводами» (ныне часть здания бывшего агар-завода).

18 сентября архиепископ Варнава благословил преподобного Иова «на горе Голгофе поспешения ради построить малую деревянную церковь с алтарем и с трапезою во имя святого Иоанна Предтечи – честныя его главы усекновения. На то строение лес ронить, и всякие припасы готовить, и тем лесом и припасы строить новую деревянную церковь, теплую с трапезою» [6. С. 367].

1715

16 августа архимандритом Фирсом была освящена вновь построенная в Голгофо-Распятском скиту на острове Анзер деревянная церковь в честь Страстей Христовых [44. Л. 31].

По указу царя Петра I из монастырских вотчин, Кемского городка и Сумского острога «для укомплектования флота отправлены были в Санкт-Петербург поголовно все к службе годные и здоровые люди, до 85 человек, с полным обмундированием. Оставшихся же от тех взятых рекрутов детей, престарелых родителей и жен повелено пропитывать на общественный счет монастырских крестьян» [6. С. 183].

1716

3 февраля скончался митрополит Новгородский Иов. В духовном завещании архимандриту Фирсу он наказывал: «Во всех соловецких в монастыре церквах и в скиту Анзерском пети Литургию во все шесть недель неизменно и за душу мою грешную… В Анзерский скит обретающейся братии на 17 человек на платье дать по 2 рубля человеку. В церкви сорокоустия на шесть недель – 5 рублей, а келлии мои в братство отдать».

1717

Зимой во время пожара в Успенском соборном храме и трапезной сгорели деревянные крыши и купола, особенно сильно пострадали верхние приделы святого Иоанна Предтечи и великомученика Димитрия Солунского [118. С. 18].

1718

6 марта скончался в Санкт-Петербурге настоятель соловецкий, архимандрит Фирс. «По заступлению благоверныя государыни царицы и великия княгини Параскевы Феодоровны (супруги царя Иоанна Алексеевича) указом Правительствующего Сената из Санкт-Петербурга тело его… привезено в Соловецкой монастырь и погребено честно… против Спаской церкви, с западной стороны, близ паперти» [12. Л. 28 об.]. Архимандрит Фирс управлял обителью 28 лет, 8 месяцев и 6 дней.

1719

В январе владыкой Холмогорским Варнавой был произведен в архимандриты постриженник соловецкий, иеромонах Иона.

7 февраля настоятель Соловецкий Иона преставился в Холмогорах, тело его было привезено в Соловецкий монастырь и погребено к югу от Спасо-Преображенского собора.

2 августа владыкой Варнавой в архимандриты был произведен постриженник соловецкий, иеромонах Маркиан (Ярцев) [12. Л. 29].

1720

6 марта мирно отошел ко Господу подвижник соловецкий, преподобный Иов (в схиме Иисус) Анзерский. На гробницу его положили доску с надписью: «Здесь скончался… преподобный Иов (в схиме Иисус), строитель прежде бывший Анзерский, а потом Голгофский, рожденный 1635 года. В монашество поступил 1701 года. В Анзерский скит перешел на безмолвие 1702 года. Строительство анзерское принял 1706 года. В схиму постригся в 1710 году. На Голгофу пришел жить строителем в 1710 году. Показавший образ добродетелей словом и житием, любовию и духом, верою и чистотою сердечною. От рождения жития его было 85 лет. 1720 года марта 9-го погребен здесь» [1. С. 133].

27 апреля скончался постриженник соловецкий архимандрит Маркиан (Ярцев). Настоятелем соловецким был 8 месяцев и 20 дней [12. Л. 29].

3 сентября «по Маркиане указом государя Петра Алексеевича в архимандриты посвящен в Санкт-Петербурге преосвященным Стефаном, митрополитом Рязанским и Муромским, из Троицкого Александро-Невского монастыря иеромонах Варсонофий, постриженник Соловецкого монастыря», будущий архиепископ Архангелогородский.

В октябре архимандрит Варсонофий прибыл в обитель [12. Л. 29–29 об.].

В конце года «от Санкт-Петербургской конторы Соляного правления требованы были подробные ведомости о всех поморских монастырских варницах, с тем чтобы обязать настоятелей соловецких увеличить соляные промыслы и поставлять в казну соль по назначаемой от оной конторы цене. Архимандрит Варсонофий на это объявил, что по возвысившейся цене на жизненные потребности и по недостатку дров заводить вновь варницы монастырь не в состоянии» [6. С. 182].

1723

23 июня Святейший Синод указом определил: «Распятский скит приписать к Анзерскому Троицкому скиту, а имение, деньги и все вещи, даже и келейное имущество строителя Иисуса (оставшиеся после его кончины в 1720 году) прислать в Московскую канцелярию Синода, что и было исполнено. Таким образом, прежняя независимость Распятского скита и средства к многолюдному в оном обитанию иночествующих кончились» [6. С. 376].

1730

Архимандрит Варсонофий ездил в Москву для поклонения новоизбранной Верховным тайным советом императрице Анне Иоанновне, дочери царя Иоанна Алексеевича.

В том же году по ходатайству настоятеля Соловецкого был издан указ, разрешающий монастырю строить «староманерные суда» [46. С. 27].

В том же году «старанием келаря иеромонаха Геннадия (Дроздовского) начали в монастыре жечь уголье, которое прежде сего доставляемо было из прибрежных поморских волостей» [4. С. 107].

1733

Настоятель Соловецкий, архимандрит Варсонофий был назначен членом Святейшего Синода.

1734

Келарем Геннадием устроено было производство канатов, а до того канаты покупали в Архангельске. Кроме того, был построен на Сельдяном мысу амбар для смоления канатов с подвалом и чаном для смолы.

В том же году погорели монастырские мельницы [12. Л. 29 об.].

1740

13 июня указом императрицы Анны Иоанновны архимандрит Варсонофий был возведен в сан архиепископа Архангелогородского и Холмогорского. Место настоятеля обители занял келарь Геннадий (Дроздовский) [12. Л. 30].

1741

15 февраля архиепископом Варсонофием в Москве келарь Геннадий был посвящен в архимандрита соловецкого.

1744

К Святым вратам Соловецкой обители со стороны гавани была пристроена «на каменных столбах паперть с кровлею и главою, с обеих сторон коей вставлены окна со слюдою. На восточной стене изображен живописью иконостас. А крыльцо и пол устроены из тесаного дикого камня и чугуна» (каменные резные столбы и ныне стоят у Святых ворот, закрытые деревянными ящиками) [6. С. 257].

1745

11 февраля «в ночи погорела церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и келлии архимандричьи. Архимандрита Геннадия тогда в монастыре не было».

15 октября освящена восстановленная Благовещенская церковь, архимандричьи покои перестроены [12. Л. 30].

1748

20 ноября в Сумском остроге архимандритом Геннадием освящена отремонтированная церковь Успения Пресвятой Богородицы.

1749

«Чудотворцовой церкви (преподобных Зосимы и Савватия) колокольня вновь поправлена, и круг часовой со словами переделан новой. У нового амбара, на пристани, каменная пристань сделана и для выгрузки хлеба из ладей гафель».

В мае в Сумском остроге «перенесен крест Господень на каменный фундамент с горы погребальной расстоянием 5 сажен за ветхостию и осыпкою горы» [31. С. 90].

1752

На Соловках побывал капитан 4-го гренадерского пехотного полка Яков Яковлевич Мордвинов, оставивший заметки о своем путешествии [90. С. 1–40].

1753

В июле, при архимандрите Геннадии, пристроены «к паперти Успенской братской трапезы своды каменные и под ними два чулана; мост по переходам выстлан плитным белым камением, а к Чудотворной церкви, вместо деревянных, построены на сводах каменные переходы».

В том же году «построены в монастыре две часовни каменные вместо прежних деревянных: одна четвероугольная с осьмериком, а другая приделана к церкви чудотворцев Зосимы и Савватия. В первой погребены преподобный Герман с прочими святыми, а в последней преподобный Иринарх с прочими святыми же» [4. С. 111]. Руководил строительством холмогорец Михайло Авксентьев, на работах было занято тридцать человек.

1754

«В городе Архангельске выгорело все деревянное строение Соловецкого подворья и потом вскоре возобновлено» [4. С. 112].

1756

Высочайшим указом Святейшего Синода повелено старинные орудия во всех монастырях сдать. «Но так как в Соловецком монастыре состояла в то время на собственном содержании воинская команда из 67 человек и имела надобность в оружии на случай нечаянных вражеских нападений, то вместо взятых из него 178 сабель из оружейной конторы выдано 89 старинных шведских шпаг, а взамен монастырского пороха, пришедшего от долговременного лежания в негодность и отосланного на пороховые заводы на переделку, доставлено из архангельской артиллерийской команды годного для пушечной и мушкетной стрельбы 394 пуда» [3. С. 120].

1757

При строительстве нового каменного храма в Свято-Троицком скиту на острове Анзер были обретены мощи первоначальника скита – преподобного Елеазара Анзерского.

1758

16 августа архиепископ Архангелогородский Варсонофий направил в Свято-Троицкий Анзерский скит, где были обретены мощи преподобного Елеазара, следующее распоряжение: святые мощи «положить во уготованную в каменной часовне могилу и покрыть брусьем и досками или каменным сводом. И поставить над тоею могилою в память преподобного Елеазара присланную от нас гробницу, которую железною решеткою и покровами закрывать, а при положении вышеозначенных мощей петь вам о преподобном Елеазаре молебен и о прочих почивших в том скиту братьях панихиду. И в той часовне на восточную стену поставить святые образы» [45. Л. 64 об.–65].

25 августа на берегу гавани Благополучия тщанием архимандрита Геннадия с братией была возобновлена «часовня каменная осьмигранная во имя святых апостолов Петра и Павла… Часовня сия внутри украшена святыми иконами и историческими картинами деяний» царя Петра I [8. С. 105–106].

1761

19 июля архимандрит Геннадий по прошению уволен на покой в Архангелогородский монастырь, пробыв настоятелем соловецким 20 лет, 5 месяцев и 2 дня. Он был ревнителем строгого порядка и отличным хозяином. При нем построена «у кожевенной палаты, у края озера Гагарьего, поварня каменная для варения краски на крашение кож. В разные лета шесть башен перекрыты новым тесом», отремонтированы многие храмы и келейные корпуса. Новым настоятелем обители стал архимандрит Досифей I, переведенный из настоятелей Галицкого Новоезерского Авраамиева монастыря [12. Л. 30 об.–31].

1762

Изготовлен в монастыре колокол в 995 пудов, названный Преображенским, который «лили наемные, на монастырский кошт присланные из Москвы мастера Афонасей Прохоров с товарищи, три человека» [12. Л. 31].

1764

В ходе секуляризации церковного имущества «от монастырей вотчины со крестьяны взяты в ведомство Коллегии экономии и учинены монастырям штаты. Соловецкой монастырь положен в первой класс». Для описи вотчин прислан был поручик Архангелогородской губернской канцелярии Матфей Кукушкин. Монастырю оставлен был в Сумском остроге «загородной двор со скотом и для прокорму оного сенные десятины».

В августе «присланным от Коллегии экономии капитаном Алексеем Владыкиным взяты из Соловецкаго монастыря осталые от росходов прежних годов деньги – 35 030 рублев 60 копеек».

В тот же год приписан к Соловецкому монастырю Анзерский скит и 12 человек братии.

На Заяцком острове построены новые келлии [12. Л. 31 об.].

1765

«В Соловецкой обители с Высочайшего императрицы Екатерины II соизволения по грамоте Святейшего Синода утверждена ставропигия, а вместе с тем подтверждены все преимущества в священнослужении настоятелей ее по силе грамоты императора Петра I.

Таким образом, монастырь изъят из епархиального управления. Монастырские подворья: Архангельское, Вологодское, Устюжское, Кемское и Сороцкое – отданы монастырю на его содержание» [3. С. 131].

1766

«Сделан в Москве в Преображенский собор напрестольный великолепный среброзлащеный ковчег с финифтяными образами и с каменьем весом 28 фунтов 20 золотников» (более 11,5 кг) [4. С. 115].

1770

25 июня в Архангелогородском монастыре скончался бывший архимандрит соловецкий, старец Геннадий [4. С. 112].

1771

«Вылиты два колокола: первый – литийный в 527 пудов (8632 кг), второй – полиелейный в 284 пуда (4652 кг). Мастер был колоколенный санкт-петербурский купец Петр Димитриев, сын Евдокимов» [12. Л. 32 об.].

1772

Известную гравюру Соловецкого монастыря выполнил Лука Зубков, художник-иконописец, мальчиком обучавшийся в иконописной мастерской обители [86. С. 304].

В том же году на Соловках побывал известный путешественник, натуралист, академик Иван Иванович Лепехин [89. С. 1–83].

1773

Раскололся Преображенский колокол весом 995 пудов, отлитый на Соловках в 1762 году.

1774

Старанием архимандрита Досифея I «расколовшийся большой колокол, вылитый прежде в 995 пудов, с прибавкою меди и олова перелит в 1100 пудов мастером Евдокимовым» [4. С. 116].

21 июля был отправлен в ссылку на Соловки настоятель Санаксарского монастыря, преподобный старец Феодор (Ушаков), обвиненный в противогосударственных поступках [47. С. 23].

1775

Отлит в монастыре мастером Евдокимовым «вседневный соборный колокол весом 283 пуда и 16 фунтов» (более 4,6 т) [4. С. 116].

1776

Начато строительство каменной соборной колокольни.

1777

22 июня отказался за старостью от настоятельства архимандрит Досифей I. Он управлял монастырем 16 лет, 2 месяца и 20 дней. «При сем настоятеле в разные годы построены четыре мореходные ладьи, а за монастырем разныя деревянныя службы; также от Савватиевой и до Сосновой пустыни прочищена для езды дорога расстоянием 7 верст» [4. С. 116].

8 октября по указу Священного Синода митрополитом Санкт-Петербургским Гавриилом в архимандрита обители посвящен Иероним, бывший ранее соловецким казначеем.

8 декабря в Сумском остроге скончался и был погребен в Соловецкой обители бывший настоятель, архимандрит Досифей I.

В сентябре закончено строительство и подняты колокола на каменную колокольню «в два яруса, вышиною 27 сажен до креста» (59,4 м) [4. C. 116].

1781

Воинская команда, бывшая с давних лет на содержании монастыря и под начальством настоятелей соловецких, передана в полное распоряжение военного командования. «Прислан в Соловецкий монастырь архангельского 1-го батальона прапорщик Василий Иванов, коему предписано ордером соловецких солдат и их детей, приняв в свою команду, употреблять в караулах и прочему к службе касающемуся независимо от настоятелей того монастыря, коих и принято им по списку всего 109 человек» [12. Л. 33 об.].

1783

Высочайшим указом, по ходатайству архиепископа Гавриила, возвращен в родной Санаксарский монастырь преподобный Феодор (Ушаков), девять лет проведший в ссылке в Соловецкой обители по неправедному обвинению в измене [47. С. 26].

«Построена при монастыре мореходная лодья, именуемая “Святый Филипп митрополит”, на которое строение потребный лес добыван на Соловецком острову, о трех мачтах, грузу носит 42 ласта» (около 50 т) [12. Л. 34].

1784

4 марта по прошению архимандрита Иеронима императрица Екатерина II издала рескрипт на имя генерал-прокурора князя Вяземского: «На содержание при ставропигиальном Соловецком монастыре мореходных судов и наем к оным людей повелеваем отпускать ежегодно по 500 рублей в полное распоряжение монастыря и начать сию дачу с 1 генваря сего года» [4. С. 118; 8. С. 241–242].

1790

25 мая «повелением императрицы Екатерины II по причине войны со Швецией прибыли в Соловецкий монастырь военные чиновники для приведения крепости в оборонительное состояние: надворный советник Арсентьев, премьер-майор Беляев, секунд-майор Вашков, капитан Алексеев, инженер-поручик Васильев, а с ними рядовые Архангелогородского гарнизона, петрозаводские канонеры и егеря в числе 175, а всего с соловецкой командой было их 250 человек. Они по проекту инженер-поручика по башням и по куртинам платформы для орудий привели в исправное действие, а за крепостью с трех сторон построили вновь земляные батареи с амбразурами и платформами. По прекращении войны в том же году сии чиновники с прибывшими нижними чинами возвратились на свои места» [6. С. 188].

В том же году архимандрит Иероним по усердию своему к обители построил на свой кошт мореходную ладью во имя преподобного Зосимы. Большое мореходное трехмачтовое судно с двумя каютами, камбузом и трюмом, грузоподъемностью около 130 тонн, предназначенное для плавания в северных морях, строилось в Сумском остроге артелью поморов под руководством мастера Федора Рюхина в течение трех лет. Стоимость строительства ладьи составила 400 рублей [4. С. 118; 46].

1791

19 февраля в Санаксарском монастыре мирно отошел ко Господу старец Феодор (Ушаков), преподобный Санаксарский, подвижник соловецкий [47. С. 29].

Летом Соловки посетил писатель Петр Иванович Челищев, опубликовавший затем дневник путешествия [92. С. 36–57].

В том же году по повелению Олонецкого и Архангельского генерал-губернатора солдат соловецкой команды разделили на две части: 33 человека взято в город Кемь, а другая половина оставлена при монастыре. Дети солдатские определены в кемскую градскую школу.

«Жалованье, провиант и амуницию велено на обе команды производить от кемских городнических дел» [12. Л. 35 об.–36].

1793

«Архимандрит Иероним прошением, представленным Святейшему Правительствующему Синоду, за старостию и изнеможением от настоятельства и правления монастырского отказался и определен на спокойное пребывание в Онежский Крестный монастырь» с выплатой на содержание по 250 рублей в год [4. С. 120].

В марте «на Иеронимово место по указу Святейшего Правительствующего Синода произведен во архимандрита преосвященным Гавриилом, митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским, из Свято-Троицкого монастыря наместник игумен Герасим (Ионин), постриженник Тисмянского, что в Валахии, монастыря».

В том же году архимандритом Герасимом Сумской монастырский двор был упразднен и все движимое имущество вывезено в монастырь. «Лошади, бывшие там, с прибавкою из монастыря за излишеством, кроме вывезенных 35, проданы, а коровы перевезены на Муксалмский остров, и устроен там скотской двор с келлиями» [12. Л. 36 об.].

В тот же годсгорело деревянное строение Соловецкого подворья в Архангельске.

1795

«Пристроен к Зосимо-Савватиевской церкви алтарь и к церковной паперти прибавлено в ширину 12 аршин (около 8,5 м), а в длину 22 аршина (около 16 м). Под сею же церковью устроено две кладовые, в алтаре, церкви и паперти полы настланы из белых каменных плит».

В том же году «сделан в Москве на монастырскую сумму в Преображенский собор запрестольный выносной серебряный чеканный крест, местами золоченый и украшенный стразами, весом 13 фунтов с половиною (около 5,5 кг). В три церкви – Успенскую, Филипповскую и Зосимо-Савватиевскую – построены столярные иконостасы, гладкие, с накладкою резьбы, да в Зосимо-Савватиевской церкви над раками преподобных устроена на вызолоченных столпах сень» [4. С. 121–122].

1796

По болезни и собственному прошению уволен от настоятельства соловецкий архимандрит Герасим (Ионин), постриженник и ученик великого старца – преподобного Паисия (Величковского). Архимандрит Герасим был прислан в Соловецкий монастырь митрополитом Петербургским Гавриилом, который желал обновить иночество в России при посредстве учеников старца Паисия. По прибытии в монастырь настоятель нашел, «что древнее общежитие, завещанное преподобными основателями обители, не существует, и что беспорядки особенно умножились с 1765 года, когда указом Святейшего Синода дозволено было производить раздел между братиями остаточных годовых доходов. Архимандрит доносил Синоду, что поводом к расстройству общежития послужил именно этот раздел, имевший следствием совершенное небрежение об общем благе монастыря, и испрашивал разрешения на будущее время разделяемую между братством сумму обращать в общую пользу обители» [3. С. 134]. «Стараниями архимандрита Герасима было возобновлено в обители общежитие на основании устава, завещанного преподобным Зосимой, при этом порядок расходования сумм остаточных годовых доходов был оставлен согласно уставу общежития. Тем же настоятелем были изданы для иноков правила, которыми братия призывалась к подражанию святым отцам. Лицам, не желавшим подчиняться изданным правилам, архимандрит Герасим предоставил право удаляться из монастыря» [5. С. 62–63].

20 апреля того же года наместник Новгородского Клопского монастыря игумен Иона был посвящен митрополитом Петербургским Гавриилом во архимандриты и назначен настоятелем Соловецкого монастыря.

В том же году в Архангельске архимандрит Иона II «по братскому приговору купил у тамошнего гражданина для Соловецкого подворья вместо погоревшего деревянного строения каменный двухэтажный дом со двором по набережной улице» [4. С. 122–123].

1797

Новый архимандрит начал обновлять обитель: «на западной стороне монастыря, прямою линией от настоятельских, перестроены на старом фундаменте каменные братские келлии о двух этажах. Под соборною колокольней устроена палата со сводами для помещения монастырской библиотеки; в соборной Преображения Господня церкви переделан каменный пол лучшим образом, из белых и красных плит, шахматною фигурой соединенных, в стенах на правой и левой сторонах, близ иконостаса, устроены две арки, в первой из них помещена рака святителя Филиппа, митрополита Московского, а в другой – плащаница».

16 июня, в отсутствие архимандрита в монастыре, ударила молния в купол Спасо-Преображенского собора. «В церкви носился дым и серный запах, а на полу против среднего купола вышибло тем ударом несколько кирпичей; в то время на том месте работавшие новый пол два каменщика были испуганы, но не повреждены, а воспаление в главе церковной немедленно угашено» [4. С. 126].

В этом же году «сделана из монастырского серебра в Москве сребропозлащенная с черневыми штуками риза на местный образ Спасов в Зосимо-Савватиевскую церковь весом 11 фунтов» (около 4,5 кг) [4. С. 124–125].

1798

В мае начато строительство новой Филипповской церкви к югу от Преображенского собора.

Вместе с крестом высота храма составила 40 метров. При церкви была устроена больница.

В тот же год «сделаны в Москве из монастырского серебра чеканные сребропозлащенные ризы: 1-я – на местный образ Святой Троицы в Преображенский собор весом 36 фунтов 60 золотников (около 15 кг), 2-я – на местный же образ Иверской Богородицы, 24 фунта 84 золотника (10 кг), в Успенский собор. Также сделаны в монастыре из монастырского серебра чеканные белые четыре ризы на местные иконы: 1-я – на Деисус, стоящий в Преображенском соборе, против правого клироса, весом 22 фунта 27 золотников (9 кг); 2-я – на (икону) Успения Богородицы против левого клироса, 20 фунтов (8 кг.); 3-я – на (икону) Спасителеву у царских врат, 18 фунтов 10 золотников (7,5 кг); 4-я на (икону) Троицу, 17 фунтов и 72 золотника (7 кг); две последние находятся в Успенском соборе» [4. С. 126–127].

В том же году здание Иконописной палаты в Северном дворике монастыря приспосабливается под государственную тюрьму [14. С. 259].

1799

В мае «найден под Соловецким островом в Березовой губе, в узком проходе, затертый на мели льдом морской зверь кит длиною 13 саженей (28 м.), из которого, по приведении его по воде буксиром в ближнюю под монастырем губу, вынуто чистого сала 1300 пудов» (2,2 т).

5 июля по указу государя Павла I прибыла в Соловецкий монастырь из Архангельска «военная артиллерийская команда, состоящая в одном поручике, 3 фейерверкерах и 23 рядовых канонирах. Оному поручику… немедленно сданы все имеющиеся в монастыре орудия и порох… Поправлены за монастырем построенные в минувшую шведскую войну три батареи».

В том же году перестроены двухэтажные наместнические келлии, «от поваренных келлий и до келарской на проездной арке построены каменные переходы… Против Никольского алтаря перестроена на старом фундаменте со сводами просфоренная палата с кельями просфорников; также переправлены келлии казначейские, свечные и мастерская слесарная, с принадлежащими к ним кладовыми и чуланами, а в верхе пространная кладовая казначейская палата». Начата постройка морского дока-гавани к югу от монастыря.

16 октября освящены архимандритом Ионой вновь построенная церковь во имя Филиппа, митрополита Московского, и примыкающий больничный корпус.

Сделана в монастыре чеканная белая риза из серебра весом 10 фунтов 40 золотников (более 4 кг.) на местный образ Богоматери греческого списка, стоящий против левого клироса в Спасо-Преображенском соборе. Сделана в Москве из монастырского ломаного серебра чеканная, позолоченная, украшенная хрустальными стразами риза на местный образ Преображения Господня в Спасо-Преображенском соборе, весом 36 фунтов 36 золотников (около 15 кг) [4. С. 127–129].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Cоловецкий патерик. Репр. с изд. 1906. М., 1991.

3. История первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря. Репр. с изд. 1899 г. М., 2004.

4. Досифей (Немчинов), архимандрит. Летописец Соловецкий на четыре столетия от основания Соловецкого монастыря до настоящего времени, то есть с 1429 по 1833 год. 3-е изд. М., 1833.

5. Краткая история ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. Репр. 1899 г. // Соловки: Монастырь на островах. М., 2004.

6. Досифей (Немчинов), архимандрит. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. Ч. 1–2. М., 1836.

8. Мелетий, архимандрит. Историческое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. М., 1881.

12. Летописец Соловецкий. XVIII в. Рук. ОР НБРК.

14. Колчин М. Ссыльные и заточенные в острог Соловецкого монастыря в XVIXIX вв. Репр. 1908 // Соловки: Монастырь на островах. М., 2004.

31. Бороздин А. К. Летописец Соловецкого монастыря… по 1760 год. М., 1790.

39. Никодим, иеромонах. Верное и краткое изчисление сколь можно было собрать преподобных отец соловецких… СПб., 1900.

41. Есипов Г. Раскольничьи дела XVIII столетия. СПб., 1861.

42. СПб. ИИ. Кол. 2. Оп. 1. Д. 151.

43. Мелетий, архимандрит. Историческое описание Голгофо-Распятского скита на Анзерском острове. М., 1882.

44. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 480.

45. РНБ. Солов. 1129/1239. Устав Свято-Троицкого Анзерского скита.

46. Филин П. А. Судостроение Соловецкого монастыря: лодья «Преподобный Зосима» М., 2004.

47. Преподобный Феодор Санаксарский. Наставления духовным чадам. Саранск, 2003.

89. Лепехин И. И. Дневные записки путешествий доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства… Ч. 4. СПб, 1805.

90. Мордвинов Я. Я. Записки капитана Якова Яковлевича Мордвинова: Журнал о походах в Соловки и на Валаам острова (в 1744, 1752, 1764, 1777 и 1784 гг.). СПб., 1888.

92. Челищев П. И. Путешествие по Северу России в 1791 году. СПб., 1886.

118. Скопин В. В., Щенникова Л. А. Архитектурно-художественный ансамбль Соловецкого монастыря. М., 1982.

Цит. по: Столяров В. П. Страницы истории Соловков (XV – начало XXI века) // Соловецкие Острова Духовное, Культурное И Природное Наследие Указатели, пояснительный текст к карте, справочные сведения Труды МАКЭ под общей редакцией П. В. Боярского и В. П. Столярова. – М., 2006. – С. 576–587.