Из истории обители

Освоение Соловецких островов началось в глубокой древности – здесь стали появляться древние обитатели Поморья – протосаамы; летом они промышляли морского зверя (тюленей и белух) и ловили рыбу. Во II–I тысячелетии до н.э. протосаамы хоронили на Соловках умерших соплеменников, складывая над останками валунные насыпи – курганы. В средние века архипелаг превратился в место совершения языческих обрядов, здесь были культовые сооружения лопарей (саамов) – курганы, лабиринты и разнообразные символические выкладки из небольших валунов.

Возможно, лопари еще совершали на островах свои языческие обряды, когда в начале XV столетия на Соловках появились первые иноки. Труды соловецких монахов превратили языческий край в средоточие Православия на Русском севере.

Основанный в 1436 году на далеких «краесветных» островах Белого моря, Соловецкий монастырь со временем стал одним из самых известных и почитаемых в России. В монастырских святцах более 50 имен подвижников благочестия, совершавших свой духовный подвиг на Соловках. Глубоко почитаемы имена основателей монастыря преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Анзерских чудотворцев Елеазара и Иова, а также святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, который, почти 30 лет прожив в Соловецком монастыре – 18 из них в качестве настоятеля, много сделал для его укрепления и процветания. Став митрополитом, святитель Филипп смело выступил против злодеяний опричнины и принял мученическую кончину. Из соловецких пострижеников вышли два патриарха – Иоасаф I (1634–1641) и Никон (1652–1658), шесть митрополитов, несколько архиепископов и епископов, множество подвижников, прославившихся святостью и чудотворениями, а также видные исторические деятели Авраамий (Палицын), Александр (Булатников) и др.

Монастырь много сделал для просвещения язычников на далеких окраинах России. Одним из самых первых выдающихся подвижников Крайнего Севера был блаженный Феодорит Кольский. Соловецкий постриженик архимандрит Феодорит за свою долгую 90-летнюю жизнь просветил евангельским словом и привел к христианству тысячи лопарей (саамов). Большой заслугой Соловецкого монастыря было распространение в Поморье грамотности и ремесленных знаний.

Одним из самых трагических периодов монастырской истории по праву считается время Соловецкого сидения (1668–1676). Бунт братии, несогласной с церковными реформами патриарха Никона, вылился в противостояние царскому войску. Соловецкое восстание, подавленное воеводой И. А. Мещериновым, который вел осаду по всем правилам войны, привело к значительным человеческим жертвам с обеих сторон, а также ослабило духовные традиции и экономическое положение островного монастыря.

С Соловецким монастырем связано основание, возобновление и существование семи северных монастырей, в его ведении находились до 30 приходских церквей. Тысячи богомольцев ежегодно приезжали в монастырь и получали здесь духовную помощь. В 1765 году монастырь стал ставропигиальным, то есть перешел в непосредственное подчинение Святейшего Синода.

Монастырь был не только духовным, но и крупнейшим культурным центром. Он обладал одной из лучших в те времена библиотек, где хранились, переписывались и создавались новые произведения. Здесь трудились такие выдающиеся писатели-книжники, постриженики Соловецкого монастыря, как игумен Досифей, инициатор составления в начале XVI века жития преподобных Зосимы и Савватия, священноинок Сергий (Шелонин), живший в монастыре в 1619-1664 годах (исследованием его трудов ученые занимаются уже более 100 лет), инок Епифаний и др. Книжный знак соловецкой библиотеки считается первым экслибрисом в России. Монастырская ризница была хранилищем богатейшего собрания древних икон, облачений, богослужебных сосудов, предметов древнерусского искусства. Многие из них свидетельствуют о теснейших связях монастыря с царским домом и российскими патриархами, виднейшими деятелями русской истории. Тысячи ценнейших икон находились в храмах монастыря.

Бесценны для науки документы монастырского архива. В оружейной палате монастыря хранилось интереснейшее собрание древнего оружия. Постройки монастыря вошли в сокровищницу мировой архитектуры и представляют собой чудеса строительного дела.

Соловецкий монастырь совмещал свой монашеский подвиг с гражданским долгом: начиная с конца ХVI века, он становится защитником северных рубежей России.

Многие его настоятели не только исполняли свое непосредственное послушание, но и проявили себя как искусные политики и государственные деятели. При настоятеле игумене Иакове (1581–1597), ученике святителя Филиппа, была построена каменная крепость, укреплен Сумской острог. Игумен Антоний (1605–1614) в Смутное время показал себя истинным патриотом и стойким борцом за интересы России, «его благоразумием была спасена обитель Соловецкая, а с ней и все Поморье, от шведов». Известна переписка игумена Антония со шведским королем Карлом IХ, в которой он последовательно отстаивал интересы государства. Много сделал для защиты Беломорья от врагов игумен Иринарх (1614–1626). Близкое соседство и частые военные столкновения, в которых соловецкие стрельцы и поморские крестьяне одерживали победы, внушали шведам уважение к монастырю.

В 1854 году во время Крымской войны, когда английские суда в течение девяти часов обстреливали монастырь, братия и все жившие в монастыре под руководством настоятеля, архимандрита Александра (Павловича), проявив величайшее мужество и героизм, отстояли обитель.

Соловецкий монастырь был и важным экономическим центром, его вотчины в XVIVIII веках, не ограничиваясь Поморьем, простирались до Онежского озера. В вотчинах монастырь вываривал соль, являясь ее крупнейшим поставщиком соли на внутреннем рынке, а также добывал слюду, жемчуг, железную руду, ловил морского зверя и рыбу. По словам историка В. О. Ключевского, вместе с монастырем «возник центр и двигатель разнообразной деятельности в окружающем его Беломорском крае».

После секуляризации монастырских земель в 1764 году монастырь начал более интенсивно развивать монастырское хозяйство на островах, где находилось до 40 различных производств. В результате разумного хозяйствования и природопользования острова Соловецкого архипелага достигли весьма высокой степени благоустройства. К началу ХХ века у монастыря было 10 скитов и пустыней, 17 храмов (31 престол), около 30 часовен. До самого своего закрытия в 1920 году Соловецкий монастырь был одним из самых почитаемых в России.

  • 5 мая 2023 г.

    Ианнуарий (Недачин), архим. Особенности устава Соловецкого монастыря (XV – нач. XX в.)

    Тезисы доклада для Синодальной комиссии по делам монастырей, 2010 г.

  • 1 декабря 2021 г.

    Чумичева О.В. Соловецкое восстание 1667–1676 гг.

    Соловецкое восстание – одно из ключевых событий российской истории XVII в., чрезвычайно остро поставившее проблему взаимоотношений Церкви и государства, традиций и новаций в духовной жизни общества. На основании трудов предшественников и новых архивных материалов в книге воссоздается самая полная на сегодняшний день картина восстания, показываются его причины, ход и результаты, анализируется идеология. Новое издание содержит дополнительные архивные материалы, часть из которых публикуется впервые, и учитывает научные труды, появившиеся в последнее время.

  • 5 сентября 2021 г.

    Никона (Осипенко), мон. Соловецкая обитель: история святыни. Книга паломника (2017)

    Книга «Соловецкая обитель: история святыни», предлагаемая вниманию читателя, рассказывает о шести веках жизни одной из древнейших обителей Русского Севера. История Соловецкого монастыря порою светлая, а порою – трагическая, представлена как совокупность жизни святых и подвижников, которые в этой обители совершали путь спасения. Жизнеописания Соловецких насельников разных времен объединены по хронологическому принципу, содержат цитаты из исторических источников (патериковых повествований, архивных документов, следственных дел) с комментариями, учитывающими результаты современных исследований Соловецкого наследия. Помимо представления широкой панорамы почти шестисотлетней истории монастыря, книга включает описания скитов и пустыней. В особом разделе помещены песнопения и молитвы святым, особо почитаемым в Соловецкой обители. Книга будет полезна всем, кто интересуется историей Православия в России, историей Русского Севера, и в особенности тем читателям, кто готовится или совершил паломническую поездку в монастырь. 

  • 15 июня 2021 г.

    Кремли и крепости Земли Русской. СОЛОВКИ

    Вышел в свет 20-й номер журнала «Кремли и крепости Земли Русской», который посвящен рассказу о Соловках.

  • 30 марта 2020 г.

    Станулевич В. С императором на Соловки, от «Императора» и погиб

    Самое известное событие Крымской войны 1853−1856 гг. – оборона Севастополя. Второе – оборона Соловецкого монастыря. 18−19 июля 1854 года к Соловецкому архипелагу подошли английские пароходофрегаты «Бриск» и «Миранда» коммодора Омманея. Без предъявления ультиматума англичане открыли огонь и на следующее утро продолжили обстрел обители. Неприятелю отвечала русская батарея из двух полевых орудий. Один из пароходофрегатов подошел к стенам монастыря и выстрелом из орудия попытался выбить ворота. Затем Омманей отправил ультиматум о сдаче – защитники отказались. Снова последовал обстрел, со стен отвечали восемь присланных из Архангельска орудий. Под неприятельскими ядрами архимандрит повел братию по стенам крестным ходом. Бомбардировка закончилась ничем – среди защитников никто не пострадал, у англичан оказались один убитый и несколько раненых.

  • 3 сентября 2018 г.

    Волков А. Соловки. Краткая история монастыря

    Миссионерский медиа-проект «ВПравославии» предлагает вниманию серию фильмов, посвященных Соловецким островам. Постоянный ведущий нашего канала катехизатор Алексей Волков, восемь лет работавший на Соловках экскурсоводом, менее чем за 20 минут в живой увлекательной форме расскажет историю этого удивительного места.

  • 18 февраля 2016 г.

    Богданова А.В. Секуляризация церковных имуществ 1764 г. и Соловецкий монастырь (последняя треть XVIII в.)

    16 февраля 2016 года на историческом факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова состоялась защита диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук «Секуляризация церковных имуществ 1764 г. и Соловецкий монастырь (последняя треть XVIII в.)».

  • 15 февраля 2016 г.

    Соловки. Преображение

    Картина охватывает столетний период истории Соловецкого архипелага: с середины XIX до 40-х гг. XX в. В ее основе – три знаковых эпизода. Крымская война, которая по признанию авторитетных историков явилась прообразом Мировой войны. Соловецкое мужицкое царство второй половины XIX в., земной рай, где все трудятся во славу Божью. И, наконец, масштабный эксперимент ХХ в. по построению коммунистического рая на земле, когда здесь, на Соловках, выковывался Новый Человек, неведомый и непредсказуемый…

  • 23 декабря 2015 г.

    У истоков Русской Арктики

    Российский институт стратегических исследований при Администрации Президента РФ представляет фильм «У истоков Русской Арктики». По мнению создателей и участников картины именно под властью Московской Руси в XVI веке, и даже еще раньше, началось планомерное освоение этого региона.

  • 28 января 2015 г.

    Рябиков В.В. Наследие Соловецкого архипелага как сложная человекоразмерная система: постановка проблемы

    В статье предпринята попытка дать описание Соловецкого архипелага как сложной мультикомпонентной самоорганизующийся системы, неразрывно связанной как с природой, так и с деятельностью человека. Такие системы получили название человекоразмерные. Они требуют особых стратегий деятельности. Эти системы наделены синергетическими характеристиками, в них существенную роль начинают играть несиловые взаимодействия, основанные на кооперативных эффектах.