Голгофо-Распятский скит



История

Современность

Праздники скита

Проезд

Расписание богослужений

Контакты 

Банковские реквизиты и пожертвования в скит

ИСТОРИЯ

На протяжении веков у подножия высокой горы, расположенной примерно в четырех верстах от Свято-Троицкого скита, в центре острова, селились отшельники.

В начале XVIII века здесь находилась келья иеродиакона Свято-Троицкого скита Паисия, куда он часто удалялся для богомыслия. Иногда его навещал строитель скита преподобный Иов, один из самых деятельных и образованных руководителей в его истории. В свое время он был духовником Петра I и членов царской семьи, но по доносу попал в опалу, в 1701 году был сослан в Соловецкий монастырь, где принял пострижение, в 1702 году перешел в скит на Анзер. В одно из таких посещений, в среду 18 июня 1712 года, совершилось чудесное событие. В келье Паисия преподобному Иову «в тонком сне» явилась Пресвятая Богородица с преподобным Елеазаром и сказала, что «сия гора нарекается Голгофою. На ней же имать быти великая церковь Распятия Господня на верху горы и скитом Распятским назовется». Вскоре преподобный Иов переселился на гору Голгофу с намерением построить здесь храм. Это удалось осуществить в 1715 году. С помощью соловецких монахов за одно лето была построена деревянная церковь в честь Распятия Господня. Царица Параскева Феодоровна от себя и дочерей пожертвовала для храма книги, облачения, церковную утварь.

Постепенно к подвижнику начали собираться желающие учиться пустынножительству. Устав скита был таков: принимали всякого приходящего, но предупреждали о трудностях иноческой жизни. Желавшему поступить в скит надлежало своими руками построить себе келью. Пища была самая скудная, послушание признавалось первой из всех добродетелей.

Скитская жизнь постепенно налаживалась, но в 1718 году на скит напали разбойники и, избив братию, разграбили все имущество.

6 марта 1720 года преподобный Иов в возрасте 85 лет преставился ко Господу и был погребен у входа в церковь. Над могилой поставили небольшую деревянную часовню. Вскоре скит совсем запустел, и сюда лишь удалялись  поодиночке или по двое  на безмолвие насельники Соловецкого монастыря и Свято-Троицкого скита.

В начале XIX века настоятель Соловецкого монастыря архимандрит Досифей (Немчинов) решил возобновить Голгофо-Распятский скит и с просьбой об этом обратился в Святейший Синод. Разрешение было получено, и в 1828 году начались работы. За одно лето проложили хорошую дорогу от Свято-Троицкого скита, а на горе возвели большой двухъярусный пятиглавый храм в честь Распятия Господня с папертью, сенями и кельями. В следующие два лета завершено было внутреннее убранство храма и построена колокольня. 13 сентября 1830 года храм был освящен, в том же году завершили его отделку, а 24 октября освятили престол каменного теплого придела в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Вслед за церковью, в 1831 году, на северном склоне горы была построена первая гостиница, а в 1833 году, на южном склоне,  двухэтажный каменный корпус с тремя кельями и кухней внизу и трапезной на втором этаже. В том же году старая деревянная церковь с горы была перенесена на то самое место, где когда-то стояла келья Паисия и 14 июля 1835 года освящена в честь Воскресения Господня.

В скиту возобновилась иноческая жизнь. Устав скита составил архимандрит Досифей. Он напоминал братии, что в скиту при жизни преподобного Иова пища была самая постная, иноки никогда не вкушали рыбы и масла, но немощи ради разрешил рыбу и постное масло по праздникам. Согласно уставу «служба Божия должна отправляема быть не леностно, не скоро, но чинно, читать не торопясь, единогласно службу Божию исполнять, яко пред самим лицем Божиим».

К концу XIX века в скиту проживало 18 человек братии, летом приезжали паломники. 18 июня 1912 года торжественно, при большом стечении гостей, отметили 200-летие со дня основания скита.

После закрытия монастыря скиты острова Анзер вначале перешли в ведение совхоза, а в 1923 году  в распоряжение Соловецкого лагеря особого назначения и стали его VI отделением. Туда в основном посылали больных и слабосильных заключенных. В 1925 году были вскрыты и вывезены в музей Соловецкого общества краеведения святые мощи преподобного Елеазара. Во время эпидемии тифа, во второй половине 20-х годов, в Голгофо-Распятском скиту был устроен один из тифозных карантинов. Только за восемь месяцев 1929-1930 годов здесь умерло 979 человек. На Голгофе скончались и священномученики Петр (Зверев; †7 февраля 1929) и Владимир (Введенский; † 3 апреля 1931). В 1937 году после реорганизации СЛОНа в Соловецкую тюрьму ГУГБ НКВД, остров Анзер стал IV отделением тюрьмы.

В военные и послевоенные годы остров использовался как сенокосные угодья. Еще в середине 1960-х годов остров Анзер был объявлен заказником, в 1970-е  «особо охраняемой территорией», и въезд на него был ограничен.

Современность

3 июля  1994 года, в праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, архимандритом Иосифом (Братищевым) с Соловецкой братией у подножия горы Голгофы был  установлен девятиметровый поклонный крест в память Новомучеников  Соловецких.

По благословению  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси  Алексия II в 1999 году при Синодальной комиссии была создана  рабочая группа по канонизации святых под руководством  игумена (тогда иеромонаха) Дамаскина (Орлова)  и  игумена Германа (Чеботаря).  17 июня 1999 года за алтарем храма Воскресения Христова на острове Анзер были обретены мощи священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского и Задонского, скончавшегося на горе Голгофе от тифа 7 февраля 1929 года. Сначала мощи были перенесены в Воскресенскую церковь. Епископ Петр был прославлен в лике Святых  в августе 2000 года.

11 июня 2000 года в Успенском приделе Распятского храма на горе Голгофе были обретены находившиеся под спудом мощи преподобного Иова (в схиме Иисуса) Анзерского.

На юбилейном Архиерейском Соборе, проходившем 13-16 августа, установлено общецерковное почитание преподобного Иова. Тогда же, вместе с владыкой Петром,  свыше 30 соловецких узников и страдальцев были причислены к лику святых. Среди них бывшие насельники Соловецкого монастыря - преподобномученики архимандрит Вениамин (Кононов), иеромонах Никифор (Кучин), монах Моисей (Кожин) и священномученик Василий (Виноградов). К началу 2010 года число прославленных новомучеников и исповедников Соловецких возросло до 60-ти.

В обители был установлен новый праздник  Собор новомучеников и исповедников Соловецких, который отмечается 23 августа.

В течение лета в Голгофо-Распятском скиту на острове Анзер были завершены начавшиеся в 1995 году работы по реставрации деревянного храма Воскресения Христова XVIII века. Работы проводились на средства архангельского предпринимателя В. З. Анциферова. Его стараниями к северу от Воскресенской церкви тем же летом был сооружен из бруса новый келейный корпус для проживания монашествующей братии.

На праздник Успения Пресвятой Богородицы иеромонах Евлогий вместе с игуменом Германом по благословению священноначалия монастыря совершили в этом храме праздничное всенощное бдение и Божественную литургию.

В феврале 2000 года Святейший Патриарх Алексий II благословил возобновление монашеской жизни на острове Анзер.

15 марта, в день празднования иконы Божией Матери «Державная», Святейший Патриарх подписал указ о назначении иеромонаха (ныне игумена) Евлогия (Стручалина) скитоначальником возобновляемого анзерского Голгофо-Распятского скита.

В мае 2001 года  распоряжением Министерства культуры и Министерства госимущества РФ постройки скитов острова Анзер переданы монастырю в безвозмездное пользование сроком на 49 лет.

В течение лета 2002 года  в Голгофо-Распятском скиту на острове Анзер, на месте погребения священномученика Петра (Зверева), была сооружена деревянная часовня. В ней находятся икона священномученика и деревянное надгробие.

Летом  2005 года на острове Анзер были завершены основные реставрационные работы в южном братском корпусе на вершине горы Голгофы, после чего он начал заселяться братией Голгофо-Распятского скита, а в пустыни преподобного Елеазара воссоздана в прежнем облике (по старинным рисункам и фотографиям) деревянная часовня. В этом же году в Голгофо-Распятском скиту на острове Анзер, к северо-востоку от церкви Воскресения Христова, на скитском кладбище был установлен поклонный крест.

В октябре 2007 года  были освящены и подняты колокола на колокольню церкви Распятия Господня в Голгофо-Распятском скиту на острове Анзер. Колокола были отлиты на средства благотворителей.

В воскресенье, 11 / 24 августа 2008 года, совершилось долгожданное событие, к которому насельники скита готовились несколько лет - Великое освящение храма Распятия Господня.

К этому дню здание церкви полностью отреставрировали, иконостас украсили заново написанными иконами.По благословению священноархимандрита Соловецкой обители, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, чин освящения храма Распятия Господня совершил Высокопреосвященнейший Алексий, архиепископ Орехово-Зуевский.

Храм, реставрация которого началась в 2002 году, был к тому времени полностью восстановлен, создан новый иконостас, звонница украсилась новыми колоколами. Владыке сослужили исполняющий обязанности наместника Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Мефодий, благочинный Соловецкой обители игумен Ианнуарий, настоятель Голгофо-Распятского скита игумен Евлогий, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, председатель синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московского Патриархата протоиерей Димитрий Смирнов, декан факультета церковного искусства Свято-Тихоновского университета протоиерей Александр Салтыков, другие клирики Московской епархии. По завершении чина освящения храма была торжественно совершена первая Божественная литургия. Десятки паломников из разных городов России, а также ближнего и дальнего Зарубежья причастились Святых Христовых Таин.

По окончании богослужения радушная анзерская братия пригласила высоких гостей и всех паломников на трапезу. Каждый богомолец получил в дар икону преподобного Иова, Анзерского чудотворца, основателя Голгофо-Распятского скита, и набор памятных изданий, подготовленных специально к этому торжественному дню. На острове работали журналисты центрального и областного телевидения, всероссийских информационных компаний и газет. Репортажи о Великом освящении храма Распятия Господня транслировались по пяти телеканалам. Освящение храма на вершине горы Голгофы острова Анзер стало событием всероссийского масштаба.

Летом 2008 года на острове Анзер были установлены два резных поклонных креста. Один, с изображением Распятия,  у дороги вблизи пустыни преподобного Елеазара. Другой, с резными иконами анзерских святых,  на берегу Капорской морской губы.

22 августа 2009 года Святейший Патриарх  Московский и всея Руси Кирилл посетил Голгофо-Распятский и Свято-Троицкий скиты на острове Анзер. Побывав в Воскресенском храме и часовне, построенной на месте обретения мощей священномученика Петра (Зверева), Святейший отслужил литию у поклонного креста, что поставлен на братской могиле заключенных. В храме Распятия Господня на вершине горы Голгофы Святейший Патриарх совершил молебен новомученикам и исповедникам Соловецким.

Второй пастырский визит  Святейшего Патриарха Кирилла  на остров Анзер состоялся в августе 2010 года, третий – в августе 2014 года.

Праздники скита

Первый воскресный день после  24 января / 6 февраля  собор новомучеников и исповедников Российских; 25 января / 7 февраля - священномученика Петра (Зверева); 6 / 19 марта  преподобного Иова (в схиме Иисуса) Анзерского; 18 июня / 1 июля  Явление Божией Матери преподобному Иову Анзерскому; Крестопоклонная неделя (3-е воскресение Великого поста) – престольный праздник  церкви в честь  Распятия Господня; Понедельник Светлой седмицы – престольный праздник церкви в честь Воскресения Христова; 29 мая / 11 июня  обретение мощей преподобного  Иова (в схиме Иисуса) Анзерского; 15 / 28 августа  – престольный праздник придела в честь Успения Пресвятой Богородицы.

За время действия скита насельниками и трудниками были

Воссозданы часовни преп. Кирилла Новоезерского в Кирилловой губе; Покрова Пресвятой Богородицы в Капорской губе; преп. Елеазара в одноименной пу́стыни.

Освящены и установлены поклонные кресты в Кирилловой губе, Капорской губе, на Троицкой Спасательной станции, на мысе Кеньга, в Елеазаровой  пу́стыни, на Братском кладбище. Также, в посёлках на Летнем берегу  «Золоти́це» и «Пу́шлохте».

Проезд

До Соловков обычным способом, далее нужно обратиться в паломническую службу монастыря и записаться на удобный рейс. В летний сезон корабли на Анзер ходят почти каждый день, кроме дней воскресеных и Великих церковных праздников. Посещение Анзера - только организованное, в сопровождении монастырского экскурсовода.

В связи с тем, что скит на острове Анзер является действующим, еще и еще раз просим и умоляем  не фотографировать и не снимать на видео насельников скита, приходить в приличной одежде (не полунагими), не курить,  и т.д., что всегда запрещается в монастырях.

Расписание богослужений

Обычный режим

13:00 – 9-й час, Вечерня. 

23:00 – Полунощница (в Воскресные дни и Полиелейные праздники – в 22:30), затем утреня, 1-й час, Литургия. 

Великий пост 

(Понедельник – Пятница)

23:00 – Полунощница, Утреня, 1-й час.

11:00 – 3-й, 6-й, 9-й часы, Изобразительны, Вечерня (когда положено – с Преждеосвященной Литургией)

17:00 – Великое Повечерие. 

Суббота, Воскресенье – как обычно

Под двунадесятые и некоторые великие праздники служится Всенощное бдение (начало в 20:30), непосредственно за которым следует Литургия.

Контакты

 Банковские реквизиты и пожертвования в скит

Религиозная организация «Подворье Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря Голгофо-Распятский Анзерский скит Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»

ИНН 2921007571

КПП 292101001

Р/с 40703810000000000443 в «ИНТЕРПРОГРЕССБАНК» (Акционерное общество), г. Москва

к/с 30101810100000000402

БИК 044525402

Назначение платежа: Пожертвование на уставную деятельность Голгофо-Распятского Анзерского скита. НДС не облагается.

О других способах пожертовования в Голгофо-Распятский скит можно посмотреть здесь.