Семья. Семья. Домохозяйке, унывающей вследствие многих трудностей
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  10.09.2022.



Связь внутренняя со Христом дает человеку возможность сделать насыщенной и однообразную внешнюю обстановку. Это плод внутренней работы человека, направленный в Вечность. Господь благословляет труды тех, кто старается жить по Его Заповедям.

Один человек рассказывал, что в жизни его был период монотонной работы. Трудностей много. Возможностей переключиться (в распространенном понимании этого слова) мало. С утра до вечера однообразная работа. В некотором смысле это были лучшие годы его жизни, ведь он ощущал присутствие Божие. Это чувство скрашивало всю обстановку, а ведь годы были тяжелые. Каждый следующий день тяжек, как и предыдущий. Стало очевидно, что каждое маленькое действие, выполненное по Заповедям, дает ощущение связи с Тем, Кто является источником Евангелия.

В Обители нашей был послушником чадо отца Иоанна (Крестьянкина). Однажды, поздравляя Духовника с каким-то праздником, он дал одному брату возможность послушать то, что отец Иоанн говорит в трубку. Тот брат слушал всего несколько секунд, но они были драгоценны. Старец сказал, что Господь дал нам великое утешение – послушание.

Еще пример. Однажды состоялся разговор с другим послушником Обители, который в свое время был полковником ВДВ. Он рассказывал, что время поступления в монастырь было тяжелым. Он был командиром, а в монастыре приходится смиряться. К определенному возрасту человек уже сформировался в своем мировоззрении, а тут надо проявлять послушание. Непросто. Точно выполняя советы Духовника, он ощущал приток утешения. Понятно, ты не в монастыре. Но в определенном смысле с монастырской жизнью можно сопоставить и круг семейных и профессиональных, рабочих обязанностей. Человек попадает в более или менее закрытый коллектив, в круг определенных обязанностей, повторяющихся событий. Сознание перестает насыщаться стимуляцией. Кто-то уходит в грезы. Кто-то ищет развлечений. Но человек, живущий по Заповедям, все возникающие в жизни однообразные ситуации проживает всегда по-другому. Если возникает раздражение, он не рефлекторно, на уровне животного реагирования (это не оскорбление животных, а устойчивое выражение) проходит ситуацию, а следит за своим сердцем. Чувствует, что закипает от гнева и пытается во имя Божие бороться, чтобы не потерять связь с Богом. Тогда внешняя однообразная обстановка сопровождается внутренней насыщенностью. Эта насыщенность является не просто эмоциональной стимуляцией, направленной в никуда, не грезами, но плодом внутренней работы, нацеленной в вечность. То состояние, что человек формирует сейчас, в данную конкретную секунду в своем внутреннем мире, он заберет в жизнь вечную. Некоторые мысли по данной теме отражены в работе «Интеллектуальная деятельность, как стратегия выживания в условиях тотального давления». В качестве примера узники, погруженные в однообразную атмосферу, обстановку, что нацелена на формирование внутри узников состояния стресса, ужаса, подавленности. Внешняя обстановка не давала возможности узникам для зацепок и поэтому человек переключался (при отсутствии внутренней жизни) на переживание внутренних страхов или анализ внешних ужасных явлений. Но связь со Христом открывала человеку внутренний путь, формировала мировоззрение, учитывающее происходящее вовне, но не подчиненное внешней системе. В чем же катастрофа узников? С помощью определенных процедур (естественно, они были эффективны только при условии внутренней пассивности, отсутствия духовной жизни) блокировалась способность принимать самостоятельные решения. То, чем мы не пользуемся – постепенно атрофируется. Так мы устроены. Бруно Беттельгейм в книге «Просвещенное сердце» изложил опыт подавления узников в немецких концентрационных лагерях. Если гаснет разумная деятельность (согласно мысли академика И.П. Павлова ее можно сопоставить со второй сигнальной системой), то открывается возможности для формирования условного рефлекса. Человек переключается на внешний регламент. Со временем теряется осмысленность. Работа воспринимается механически. Сам человек «тупеет». Отсутствует собственная рефлексия. Если же человек имел связь со Христом, то и в регламентированных условиях, в полностью однообразной обстановке внутри него шла насыщенная жизнь, которая не отрицала всего, что происходит во вне, но одновременно и не обуславливалась целиком внешней деятельностью. Вершина подавления – все внутренние побуждения человека предписываются внешней средой. Люди пытались из этой ситуации выйти. Кто-то уходил в грезы, но таким образом разрывал связь между собой и средой. Такой человек в нужный момент оказывался неспособным совершить нечто для своего выживания. Грезы уводили прочь от адекватного восприятия себя и реальности. Это путь в никуда. Человек, ведущий внутреннюю жизнь, не отрицает внешней обстановки, но имеет собственную интерпретацию происходящего. Он фиксирует и свое внутреннее состояния, и то, что происходит вокруг. Он непрестанно развивается. Он формирует круг представлений, навыков, которые учитывают внешнюю реальность, но целиком не замыкаются на ней. Его сознание, ум, душа развиваются (в хорошем смысле) и живут. Внешняя среда не может оказать ошеломляющего воздействия на такого человека.

Уместно здесь упомянуть книгу «Цитадель» Экзюпери. Много мыслей в ней – овцы в газоне, жена на кровати, а жизнь не мила. Экзюпери описывает угасание человека, сосредоточенного на самих вещах, когда вещи перестают быть «транспортом» к чему-то большему, высшему. Уходит работа души. Возникает пассивность. Кстати, в ответе «Вера. Вера и социальная жизнь. Духовность, радость и предметный мир» речь о том, что еда, являясь «транспортом» к чему-то большему, не вредит человеку. Например, она дает возможность людям собраться вместе за общим столом. Если же человек сосредоточен на еде ради нее самой, тогда пища может послужить одной из причин деградации.

Важно выстроить деятельность вокруг связи со Христом. А раз так, то подобный труд сопровождается притоком благодатного переживания. Человеку словно открывается новое измерение жизни. Он перестает видеть жизнь, как столкновение случайностей, как бесконечное страдание, вызванное повторяемостью одних и тех же событий.

Максим Исповедник сравнивал человека, имеющего ум Христов, с мечом, раскаленным в огне. Оружие не теряет своих свойств. Наоборот, меч приобретает новые свойства – теперь он может прожигать. Так же и человек. Он не теряет себя, не утрачивает своего самосознания. Сознание озарено Божественным светом – отступает отчаяние, человек начинает понимать окружающую обстановку, самого себя, свое участие. Жизнь перестает быть бессмысленной.

У Экзюпери есть такие слова – «Покоем веет от наполненных закромов, уснувших овец, сложенного белья, от добросовестно сделанного дела, ставшего подарком Господу. И я понял: человек – та же крепость. Вот он ломает стены, мечтая вырваться на свободу, но звезды смотрят на беспомощные руины. Мечтая вырваться на свободу, он ломает стены, но что кроме жалких развалин остается под взглядом звезд? И как же ему тоскливо среди развалин. Так пусть он увидит смысл в сжигании высохшей лозы, в стрижке овец. Смысл добывается день за днем, и колодец, который копают и копают, пробиваясь к воде, становится глубже. Взгляд, перебегающий с одного на другое, теряет из вида Господа. И не та, что жила переменами, откликаясь на посулы ночи, – о Боге ведает та, что, смирившись, копила себя, сидя за прялкой. Крепость моя, я построю тебя в человеческом сердце». Он говорил, что одиночество прекращается, когда человек видит сквозь дробные вещи мира цельную картину. Есть некий Божественный узел, связывающий все воедино. Человек начинает видеть смысл в простых вещах. Каждая из этих вещей является кладью, повозкой, неким транспортом к цели, к какой-то высшей цели. Естественно, речь не о белье, как таковом. Но если для человека глажка белья и его укладка – путь служения Господу, тогда труд воспринимается иначе. Проходя даже эти обыденные земные дела, человек может совершенствоваться духовно. На определенном этапе он преодолевает те факты и факторы, что раньше разрывали его изнутри, смиряется (речь не о пассивности, корь слова смирение – мир) и успокаивается. Он обретает тот самый Божественный узел, который связывает все воедино. Сквозь дробные черты мира проступает единая картина и изумляет его.

Не стоит стыдиться, что «правильный» подход к жизни мы когда-то помнили, а теперь забыли. Мы постоянно будет его терять и обретать. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что иногда предмет любви видится нами ясно, а иногда скрывается и снова нужно прокапывать к нему путь слезами и молитвой (мысль высказана своими словами) и это от греха. Знание физического мира нами более или менее помнится, но знание любви иногда забывается. Например, мы разозлились, восприняли агрессивную информацию, сердце наполнилось соответствующими образами и вот мы забываем все, о чем думали, находясь под воздействием духа Божиего. Чтобы помнить о том, что питает нашу душу необходимо находиться в определенном ключе, выстраивать свою жизнь, время от времени обновлять свое восприятие. Со временем, если мы работаем над собой духовно, питающие нас представления укоренятся в сознании, постепенно станут центром и ядром нашей жизни, нашим дыханием, тем, без чего мы себя не мыслим. Но пока мы к этому не пришли необходимо внимание за собой, дисциплина.

Применим к данной теме и образ, упомянутый в статье «Преодолеть отчуждение (в том числе, – и о депрессии). Ч. 1: Депрессия и отчуждение от глубинных основ личности». В тексте речь о депрессии, где помимо прочего упомянута одна медицинская сестра, работающая и из идейных соображений в том числе. На каком-то этапе ее настигла депрессия. Она стала думать о развлечении, чтобы организовать противовес депрессии. Возможно, предложен неверный взгляд на ее проблему, но ситуация видится следующим образом. В начале трудовой деятельности в ее сознании были живы Евангельские представления, но стоит им испариться из сознания, как человек погружается в ежедневную рутину и уже сквозь иную призму смотрит на происходящее. Академик Ухтомский говорил, что колорит, которым окрашиваются люди и окружающий мир, зависит от наших доминант, то есть состояния нашей нервной системы. Если центром конструктивной доминанты является связь со Христом, тон будет соответствующий. Например, смерть воспринимается не как прекращение жизни, не как повод к отчаянию, а как переход в Вечность. По выражению одного священника, выгорание – следствие испарение Бога посреди суеты. Человек смотрит на мир сквозь призму собственного опустошения. Тогда на первый план выходят дрязги между персоналом, нехватка средств и так далее. Вся эта круговерть повторяется ежедневно по одной и той же схеме. Нет ни конца, ни края. Нарастает депрессия и наступает выгорание. Кстати, вопросам выгорания посвящены труды «Врачи, медицинские работник, люди социальных профессий – лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)» и ответ одной девушке, включенный в цикл «С чего начать христианскую жизнь».

В лекциях по Священной Библейской Истории Миронович упоминал 28 главу из книги «Второзаконие» - «и придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего. Благословен ты в городе и благословен на поле. Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих. Благословенны житницы твои и кладовые твои» (Втор 28. 2-5). Миронович комментировал эти слова размышлением. «Спорости сейчас ни в чём нет. За безбожие! Через пророка Аггея Господь скажет: Сеете много, а получаете мало; едите и не наедаетесь; пьете и не напиваетесь; зарабатываете для дырявого кошелька. Спорости ни в чём нет» («спорость» - человек успевает все, делает быстро и толково). Дело не в том, чтобы человек был богат, если любим Господом. Мы знаем, что и праведникам, в частности Иову, были попущены испытания. Речь не о том, что деньги – свидетельство любви Бога. Мы знаем многих людей угодных Богу, но, тем не менее, они не отличались богатством. Применительно к нашей теме можно сказать, что Господь благословляет труды тех, кто старается жить по Заповедям.

К данной теме применимы и мысли о выживании в условиях города. Если человек хранит искру Света, данную Господом, то она (искра) обучает его. Об этом рассказывается в ряде постов «Духовная жизнь в условиях города и агрессивной информации» (первый пост; постепенно будет публиковаться продолжение).