Соловецкий листок

Прокопий (Пащенко), иером. Врачи, медицинские работник, люди социальных профессий – лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)

23 декабря 2021 г.

Преамбула

Некоторые из материалов, о которых идет речь, появились вследствие запроса со стороны врачей. Пребывание нередко – в состоянии жесткого психоэмоционального стресса, почти полная регламентированность действий, жесткая лимитированность времени контакта с пациентом, жалобы со стороны пациентов и их родственников, смерть пациентов и эмоциональные вспышки родственников, – эти и прочие явления приводят некоторых врачей на некую условную «скамью», они сами начинают нуждаться в помощи.

С подобными явлениями сталкиваются не только врачи, но и, если сказать шире, – люди социальных профессий. Все те, кто имеют дело с морем человеческого горя, те, кто, пытаются найти его берега. Те, кто друг, как это произошло с знаменитым персонажем книги «Архиерей» (автор  иеромонах Тихон (Барсуков)) отцом Герасимом, понимают, что это море – безбрежно. Его история слома и воскресения – в первой своей части узнается некоторыми, во второй части – зовет всех.

Образ отца Герасима из книги «Архиерей» – слом (выгорание) и воскресение

Врачи, медицинские работники, люди социальных профессий стоят перед массой вопросов, один из которых тянет другие. Со временем они сталкиваются с тем, что кто-то называет выгоранием. Перспектива выгорания ставит вопрос: куда идти дальше? – в очерствение, цинизм или – развиваться в любви. Если выбрать второе, то возникают следующие вопросы. Как рационально подтвердить интуитивно ощущаемое, что в любви – выход? Как пережить гибель пациентов, если их любить? И ворохом наматывается – усталость, разочарование, отупение и одеревенение.

В текстах и лекциях предпринята попытка начать разматывать клубок вопросов, беря за основу опыт людей, переживших экстремальные обстоятельства. Например, выживших в концентрационных лагерях (среди узников которых были, кстати, и врачи). При более тщательном рассмотрении данной проблемы становится очевидно, что «выгорание» врачей происходит вовсе не за счет утери профессиональных навыков и компетенций, а в результате утраты жизненных ориентиров, общечеловеческих качеств. Профессиональное выгорание можно рассматривать как вхождение в некое измененное состояние сознания.

Хотя, конечно, никто не сбрасывает со счетов уровень нагрузки, изматывающие рабочие дни, непрекращающийся поток людей (не отрицаются и благотворные воздействия таких проверенных средств как, например, корня солодки, «друга» всех людей социальных профессий, активно отдающих себя другим  у представителей соц. профессий вследствие частых и масштабных переживаний происходит истощение функции надпочечников, солодка питает надпочечники, поддерживает их). Да, все это есть, но с другой стороны важно понять, почему не все в подобных условиях ломаются? Что за пружина есть у тех, кто остается стоять на ногах?

Когда человек приходит работать в социальную сферу, у него, как правило, есть какая-либо внутренняя идея, мотивация. Важно со временем не забыть, не утратить её, сохранить основной смысл, главный мотив. Необходимо выработать собственный взгляд на регламентированную рутину и протоколы лечения, чтобы сознание жило. Уход от рутины достигается за счет подстраивания, в хорошем смысле, под каждого пациента, который воспринимается не как часть потока, а как личность, вносящая в твой опыт нечто новое для осмысления. Также – создание своих рабочих процессов, которые в свою очередь стремятся помочь каждому отдельному человеку. Важно не допустить восприятия пациента как некоей статистической единицы, чтобы люди не превратились в механический поток. Тогда вместо живого чуткого сердца внутри появляется деревянное, издающее глухой стук. Это приводит к выгоранию. Если нет любви к пациенту, врач себя теряет.

Выгорание как результат утраты смысла, регрессии человеческих качеств

При бездушном отношении хирург превращается в патологоанатома даже при условии блестящего профессионального проведения манипуляций (Виктор Франкл; вольный пересказ его мыслей, содержащихся в главе «Техника общего знаменателя в экзистенциальном анализе» из книги «Доктор и душа»). Человек со временем становится машиной.

Создание своих собственных шаблонов для усовершенствования работы с пациентами (заготовки для скорейшего и более содержательного описания результатов обследования пациента, запись собственных видеоуроков и видеолекций для пациентов и т.п.) может значительно облегчить работу самого врача, сделать его труд более эффективным в условиях жесткого лимитирования по времени, тайм-прессинга. А индивидуальный подход к каждому пациенту как к отдельной личности, со своей судьбой, особенностями характера и восприятия окружающей действительности, а не механической части потока, вносит в опыт самого врача нечто новое для осмысления.

Необходимо воспитать такой тип восприятия реальности, при которой встречный человек рассматривался бы в качестве собеседника, воспитать готовность прислушаться к его аргументации.

Как было отмечено, рано или поздно каждый врач в рамках защиты собственного сознания становится перед дилеммой: это либо цинизм, как кажущаяся защита, но со временем деформирующая позиция, либо излишняя чувствительность, которая сказывается на здоровье самого врача, порой катастрофически.

Но верный – средний золотой путь любви. Она защищает от очерствения и боли сердце врача. Важно не потерять себя, свой внутренний огонь на определенном этапе социальной деятельности; сохранить в себе любовь и милосердие – значит сохранить способность выжить. Сохранение в себе любви и милосердия дает способность выжить, сохранить себя физически и психологически.

Любовь – путь познания истины. Когда есть симпатия, интерес, тогда есть тяга к познанию предмета. Отсутствие любви приводит к угасанию деятельности мозга. Человек, утративший любовь, теряет способность воспринимать реальность такой, какая она есть. Любовь дает способности и силы выжить.

Человек должен помнить смысл, ради которого он живет, когда начинаются скорби и страдания. Временные трудности не обескураживают, если соотносить свою земную жизнь с вечной.

Без веры человека настигают разочарование, отчаяние и горечь. Интерес к миру и радость общения теряются. Поток пациентов превращается в мучительную тягость.

Когда соблюдается молитвенное правило, ум человека находится в разумной колее, тогда человек способен более-менее с собой совладать. Даже небольшое молитвенное правило – самая важная составляющая антидота отчаянию, унынию, выгоранию. Например, молитва Иисусова перед началом приема каждого пациента, перед тем, как идти на вызов – «Отче Наш». И всё управляется чудным образом. Примеров тому множество из врачебной практики.

Один духовник сказал своей духовной дочери – врачу скорой помощи, не бежать, сломя голову, а читать молитву «Богородице Дево». И что-то стало меняться, например, женщина-врач приезжала на вызов к ребенку, проглотившему кость, а он к приезду врача, уже кость выплюнул.

Вот еще, к примеру, что рассказывает духовная дочь старца-мирянина Феодоро Соколова: «В одно из своих посещений старец жил у меня несколько дней. Вечерами и ночью “ско­рая помощь” часто приезжала за мной, чтобы отвезти к больным детям. Я очень быстро соби­ралась. Божией помощи не просила и поспеш­но ехала к больному ребенку. Старец несколько раз пронаблюдал за мной и сказал: “Так нельзя делать: в такой суете и спешке нельзя подходить к больному. Надо наперед прочитать молитвы, хотя бы “Отче наш”, сделать три поклона, и тог­да ехать, и дорогой читать молитвы, и просить Господа, чтобы Он помог. И пока ты едешь к больному, Господь все сделает, так что ты и не будешь там нужна”. После этого вразумления меня старцем так и получалось: я приеду, а Гос­подь уже исцелил больного ребенка. Родители и близкие изумлялись, что происходила такая перемена в состоянии больного»[1].

Духовная жизнь помогает преодолеть уныние. Опасность для врача – приобрести уныние как злой навык.

Некоторые аналогии между жизнь людей социальных профессий и принципами психологического выживания узников

Вопрос о выживании человека ставится в лекциях и сопровождающем одноименном тексте «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря». Под выживанием подразумевается сохранение личности, а не только выживание психологическое и биологическое (как лекции, так и текст состоят из нескольких частей). Учитывая контекст материала лекций и текста, рассматривается возможность сравнения современного врача с узником, проводя параллели с разрушением сознания человека в концлагере.

Классический концлагерь – это полностью регламентированная обстановка, где все алгоритмизировано и все прописано, и человек не имеет свободы сделать что-либо тогда, когда он этого хочет. Это приводит к тому, что люди начинают тупеть, сигналов, поступающих в мозг, становится все меньше и меньше, и если у человека внутренней жизни нет (например, молитвенной), происходит регрессия сознания. На первых порах может помочь наличие фантазии, которая понижает уровень скорби, но со временем нарушается связь с реальностью. И когда придет время адаптироваться к реальной обстановке, человек становится все менее и менее способен принять какое-то значимое решение, которое поможет выжить. Поэтому если внутреннего источника жизни нет, то человек соответственно свойствам обстоятельств вынужден либо пережевывать внешние какие-то ситуации (как правило, негативные события и эмоции, или же примитивные факты типа рисунка обоев или гвоздя на стене), либо переживать внутренние. А что внутри? Страх, депрессия, чувство безысходности. Соответственно, человек зацикливается и постоянно думает об этом. Подобная ситуация может повториться и в условно-открытом обществе – гражданском.

В этих условиях для людей критически важно иметь некий источник внутреннего движения (внутренней жизни).

Существенно помогает чтение Священного писания, молитвенная жизнь, постоянное памятование о Господе. А также – обретение источника внутреннего движения.

Есть известные принципы: не верь, не бойся, не проси. Опытные заключенные, которые старались жить по совести, избирали еще четвертый принцип: делай что-либо отличное от других, чтобы хотя бы минимально сохранить свободу и отвлечься от цепочки строго регламентированных внешних событий, препятствующих попаданию в мозг новых данных и приводящих к нарушениям мышления и переключению на внешний регламент. Человек начинает мыслить монотонно, теряет способность анализировать приказы и указания, поступающие извне, «тупо» выполняет даже совершенно бессмысленные приказы, деградирует. Появляется мыслительный коридор, за пределы которого человек выйти не может (как флажки ограничивают зону передвижения волков, и коридор в свете фар – траекторию движения зайца, лишая возможности выпрыгнуть за указанные пределы, условные границы).

Вторая возможность выжить – это любовь.

Сегодняшняя лавина информации разрывает человеку мозг. Но любовь способна сохранить его. Если перед тобой есть Человек, ближний, которого ты воспринимаешь как уникальную личность, мозг начинает подстраиваться под каждого, адаптироваться, приходит в движение и начинает жить. Соответственно процесса стагнации (регресса) не происходит. А возможность для формирования условного рефлекса открывается именно в условиях стагнации, т.е. при блокировании функций мозга посредством шока, насилия, бессмысленной работы и так далее.

Третья возможность сохранить себя в этом мире – благодатная, благочестивая жизнь.

Когда человек впервые ощутил веяние Святого Духа, а оно же реально, но он совершает поступок, который противоречит Евангельским смыслам (а Евангелие по сути описывает духовные законы, по которым может и должен существовать человек, чтобы приобщиться к Царствию Божиему), то в результате этого он ощущает внутреннюю потерю. И человек начинает думать (причем, думать независимо от того, что навязывает ему администрация): в связи с чем произошла потеря Святого Духа, анализировать свои поступки, мысли (возможно, я был груб с ближним и т.д). И таким образом реализует свою собственную стратегию вне зависимости от внешних условий.

В статье «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты (ч. 3)» рассматривался дополнительный афферентный комплекс, который вырабатывается во время «ежедневной» жизни, если она проходит в стремлении сохранить связь с Христом. В результате реализации этого стремления происходит непрестанный процесс формирования нового опыта, навыков, нейронных связей, новых синаптических полей, которые формируют здоровый акцептор действия.

Если человек стремится не потерять связь со Христом, необходимо выработать огромное количество навыков, ему нужно научиться без конфликтов общаться с разными людьми так, чтобы не утратить мир душевный. Также необходимо научиться хранить везде и во всем «золотую середину»: и с людьми общаться, и избегать человекоугодия; если ты начальник, то и подчиненных мотивировать на труд, но так, чтобы при том не прогневаться; и дело делать (если будешь бездействовать, совесть будет обличать, и в доступной тебе мере чисто молиться не получится) и не уходить в дело, что называется, «с головой» (в этом случае возникает сильное рассеяние ума, что также отразится на молитве).

Нужно научиться находить баланс между работой и своей внутренней духовной жизнью. Когда врач много работает, то постепенно начинает пренебрегать своим духовным состоянием и впадает в состояние тоски.

Преподобный Феодор Студит применимо к монашествующим говорил о том, что не должно быть ни в чем недостатка: чтобы ни молитва не ущемлялась делами, ни дела не страдали от того, что человек уделяет слишком много времени духовному развитию. Должна быть некая гармония.

Найти этот баланс чрезвычайно трудно. Идея в том, что у человека в течение нескольких лет должна идти некая созидательная конструктивная работа, которая не замкнута на внешние условия. Откуда же человеку взять такую систему? Ее самому не изобрести.

Жизнь в Боге является единственным источником нашей жизни. Если человек пытается в экстремальных ситуациях стимулировать деятельность своего мозга, но она напрямую не связана с его личностью, то это в дальнейшем приводит по сути к такой же регрессии и обезличиванию, которые возникают под давлением окружающей обстановки. Например, механическая попытка спасти свой мозг, вспоминая школьные формулы из физики, не даст результата (см. «Интеллектуальная деятельность как стратегия выживания в условиях тотального давления»).

Наша внутренняя жизнь, когда мы молимся с любовью к ближнему и действительно пытаемся сохранить связь со Христом, не является чем-то статичным, раз и навсегда достигнутым, обретенным и сохраняющимся на том же уровне. Она напоминает спуск с ледяной горы, когда ты едешь и постоянно балансируешь, пытаясь сохранить равновесие. Достигнутый уровень нужно постоянно восстанавливать, трудиться над собой, заниматься построением целостности своей личности.

Горение духа нужно в себе поддерживать, подкладывать дров в костер, трудиться, чтобы сохранить в сердце любовь.

На основании реализации описанных процессов может быть решен и вопрос выбора: как поступить в той или иной ситуации. Человек находится, например, в состоянии измененного сознания (психоза) и не может определить, что ему делать и как ему жить. Он полностью потерян, дезориентирован.

Если потихоньку, не берясь сразу за попытку ответить на главные вопросы жизни, он будет настраивать свои ежедневные «бытовые» действия, ориентируясь на принцип сохранения связи с Христом, то преобразования, начавшиеся на периферии, постепенно достигнут «центра». Начнут выкристаллизовываться и проясняться главные вопросы жизни.

Вследствие реализации связи со Христом у человека формируется иммунитет к переживаниям травматического характера, а также устанавливается процесс непрестанного развития.

Идея непрестанного развития является основой системы выживания, проявившейся в мемуарах людей, которые прошли через запредельные по своему травматическому потенциалу обстоятельства.

Когда люди попадают в условия запредельного стресса, у многих блокируется деятельность сознания, в результате чего люди не могут противостоять травмирующим впечатлениям, которые транслирует окружающая среда и рождает собственный паникующий внутренний мир. Когда люди переключаются на этот поток панических, подавляющих сознание впечатлений, открывается возможность для формирования условного рефлекса. Стоит услышать новость, увидеть образ, как человек с ходу начинает бояться и расстраиваться. Он мгновенно подчиняется сигналам, притекающим из внешней среды и внутреннего паникующего мира. Непрекращающийся круговорот депрессивных мыслей все более и более углубляет депрессию, постоянно воспроизводя и укрепляя депрессивную доминанту (доминанта – состояние нервной системы, организующее работу всего организма в едином ритме).

Благо, если под руками оказываются книги, вчитываясь в которые, можно на время отключить свое внимание от вовлеченности в мертвые воды депрессивной доминанты. Но не всегда у людей есть возможность читать.

Ситуация усугубляется отсутствием положительных изменений во внешней обстановке. Если она однообразна и ее однообразие носит угрожающий характер, то человеку нечего осмыслять, нечего обдумывать, кроме количества рядов колючей проволоки, отрезающих путь от свободы. Если речь идет об офисе, то – нечего обдумывать, кроме проблематики рабочего процесса. В условиях, когда бизнес-процессы прописаны (офис, некоммерческие организации из сферы медицины и образования) и обстоятельства жизни строго регламентированы (офис-концлагерь), мозг человека, не имеющий внутреннего источника движения, рискует войти в полосу регрессии, и тогда даже уже имеющиеся понятия начинают распадаться (см. главу «О некоторых идеях Л. Выготского» из второй части статьи «Мозаика идей»).

Если же человек стремится сохранить связь с Христом, то его мозг всегда находится в здоровом движении, в процессе выработки новых решений. В результате мозг не входит в полосу регрессии и не подчиняется травматическому опыту.

Этот дополнительный афферентный комплекс формируется через чтение, размышление, работу над собой, через деятельную жизнь в стремлении сохранить реально существующую связь со Христом, которую можно утратить через действия, противоречащие совести и нечестные поступки. И вот, стремясь восстановить эту драгоценную для нас связь, мы учимся уточнять нервный импульс, рождающийся при виде какого-либо соблазна. Прежняя парадигма призывает принять соблазн, но дополнительный афферентный комплекс напоминает, что в этом случае мы потеряем связь со Христом. Такова и механика принятия нервного импульса, призывающего поддаться панике, унынию.

Нервным импульсом, как пишет С.Л. Рубинштейн, еще не определяется моторный акт. Моторный акт корректируется и уточняется афферентацией (т.е. уточняется на основании поступающих в центральную нервную систему импульсов, идущих от органов чувств). «Благодаря этому воздействию афферентации моторный акт может пластично приспособляться к изменяющимся внешним условиям».

То есть сам по себе импульс не определяет реакцию. Например, если замахнуться на неподготовленного в бойцовском отношении человека, то вполне ожидаема хаотизированная реакция (человек может закрывать лицо руками, метаться). Но если бойцовские навыки отшлифованы, то рассчитав расстояние, отделяющее его от противника, человек может понять, что замах не приведет к опасным последствиям и потому может даже не шелохнуться.

В случае с опытным бойцом можно говорить о появлении добавочного афферентного комплекса.

«Наличие добавочного афферентного комплекса, – как пишет П.К. Анохин, – при любом нашем действии является единственной и универсальной причиной, предупреждающей нас от ошибок или позволяющей нам исправить уже допущенные нами ошибки».

Одна из целей христианской жизни состоит в том, чтобы гармонизировать призванию в вечности своё призвание земное. Эту мысль в своей работе «Вопросы жизни» высказывает известный врач-христианин (хирург) Пирогов Н.И. (комментарии к его мыслям см. в главе «Призвание земное и призвание в вечности» из части 3.2 статьи «Внешняя жизнь и мир мыслей»).

Мы перенесём с собой в вечность своё внутреннее содержание (добродетели, страсти), и всё это будет развиваться там. Если человек воспитает в себе здесь ненависть, то будет мучиться вечно, и никакого костра ему будет не надо (по мысли некоторых духовных авторов, натуралистические описания мук – суть метафоры, обозначающие состояние души, перешедшей в вечность с уже сформированными страстными навыками; см., например, главу «Вымысел ли мытарства?» из книги иеромонаха Серафима (Роуза) «Душа после смерти»). Соответственно, человеку нужно выстраивать свою земную жизнь так, чтобы воспитывать в себе добродетели, а не страсти.

Милостивый человек, воспитавший в себе добродетели, блаженствует уже здесь, на земле, и в жизни вечной.

Страшный суд будет на самом деле самоопределением человека: что он в себе воспитал, то он сам себе и выберет. Возмездие в том, что ваше внутреннее содержание вас покарает «без всякого трезубца».

Лекции, в которых поднимались темы: выгорание, врачи, люди социальных профессий

Лекции размещены на сайте Соловецкого монастыря, в разделе «Пастырская страничка», в подразделе «Беседы о проблемах личности».

«АКТУАЛЬНОСТЬ МИЛОСЕРДИЯ: о социальном служении, врачах, выгорании, поиске пути, любви»
Беседа со студентами Отделения социальной и молодежной работы ПСТГУ (Москва, 9 февраля 2018 г.)

– «Беседы – Врачи, медицинские работники, люди социальных профессий».

1. Мед. работники, выгорание. Стандартизация процедур, регресс сознания. Оживление врачей, пациентов: аудио, видео.

2. Врачи и душепопечение. Чувство (не) удовлетворения. Безработица. Регламент. Труд и регрессия: аудио, видео

– Цикл «Остаться человеком (часть 1): офисы, мегаполисы, конц. лагеря».
Беседа 77. ЧЕЛОВЕК И ДАВЛЕНИЕ СРЕДЫ: КОНЦЛАГЕРЯ, ОФИС, МЕГАПОЛИС. ТРИ СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ: ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, ЛЮБОВЬ, ЖИЗНЬ СЕРДЦА
Беседа 78. ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ. Кризис на примере выгорания врачей. Среда стремится стереть человека. Унификация. Стандартизация
Беседа 79. ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ как стратегия преодоления процессов обнуления. Кризис на примере выгорания врачей
Беседа 80. ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ как стратегия. Кризис на примере выгорания врачей. Крах попытки защититься 

– Цикл «Преодолеть отчуждение (часть 1): Лекции о унынии, депрессии и о причинах ухода в экстремальные активности».
Беседа 60б. ДЕПРЕССИЯ. ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЫХОДА. Дополнение о медсестре. Отрыв деятельности человека от глубинных основ его личности. Потеря смысла. Осмысленный труд превращается в работу.

– Цикл «Остаться человеком (часть 3): офисы, мегаполисы, конц. лагеря».
Беседа 26a. ИТОГИ. Об унынии
Беседа 26b. Подвиг врачей в концентрационных лагерях. Служение врача и реализация призвания

Цикл «Преодолеть отчуждение (часть 1): Лекции о унынии, депрессии и о причинах ухода в экстремальные активности».
См. историю про женщину, которая занималась социальной деятельностью и на определенном этапе своего жизненного пути перестала ощущать себя человеком, а начала ощущать себя «функционером».
Беседа 50, Беседа 51.

Тексты, в которых поднимались темы: выгорание, врачи, люди социальных профессий

– Текст «Преодолеть отчуждение (в том числе, – и о депрессии). Часть 1».
См. история женщины, которая создала крупную благотворительную организацию и со временем начала ощущать себя «функционером» [то есть механизмом, неживым человеком], а также иные истории и мысли, имеющие отношение к врачам, в главах «Отчуждение деятельности и смысл», «Некоторые особенности состояния отчуждения у медицинских работников».

– Текст «Преодолеть отчуждение (в том числе, – и о депрессии). Часть 3».
См. главу «Депрессия и отчуждение деятельности от глубинных основ личности».

– Текст «Внешняя мысль и мир мыслей. Часть 3.2»
Отдельное название части 3.2: «Не только профессиональный труд. Призвание, отношения, что делает человека человеком».
См. главу «Виктор Франкл о работе. Не только функционал, но и личное».

Тексты и лекции, которые можно использовать по аналогии при рассмотрении темы людей социальных профессий.

Лекции «Остаться человеком» (жизнь сердца): офисы, мегаполисы, конц. лагеря. Ч. 2».
В беседах ставится вопрос, как сохранить себя человеку, помещенному в условия, по своим психологическим характеристикам напоминающих условиях концлагеря (полная регламентация почти каждого действия).
Беседы 20a-20e. Вводные беседы, знакомящие с основными понятиями и сутью темы.

К примеру, можно выделить беседу 20d.

Текст «Родители и дети».
В разных частях этого теста, подготовленного на основе бесед, ставится вопрос о принципах, на основании которых может состояться контакт с другим человеком. В текстах в обрезе «другого человека» выступают дети, но «другим человеком» могут быть и коллега, и пациент. Первые две части адресованы социальным педагогам центра социального адаптации во имя святителя Василия Великого (цент социальной адаптации для подростков, находящихся в конфликте с законом). В последних двух частях описаны некоторые принципы работы центра (большинство подростков, прошедших реабилитацию в центре, не возвращаются к криминальной деятельности, создают семьи, становятся вдумчивыми родителями). Две части «посередине» не включены в список, как относящиеся более к отношениям между родителями и детьми.

Часть 1: О принципах общения с «трудными» людьми и воспитании.
Часть 2: Бесполезно ли воспитание?
Часть 4.2. Развитие личности подростка и опыт центра свт. Василия Великого.
В этой части рассказывается, в том числе, о принципах центра свт. Василия Великого (центр социальной адаптации для подростков, находящихся в конфликте с законом).
Принципы центра носят универсальный характер и могут быть взяты «на вооружения» не только педагогами и социальными работниками.
Часть 4.3. Опыт центра свт. Василия Великого, навыки и ядро педагогического процесса.
В этой части ставится вопрос о, если, так можно сказать, «ядре» педагогического процесса.

– Текст «Преодоление зависимого поведения. Часть 2 (Родственникам, близким)».
По аналогии с темой общения с человеком, реализующим зависимое поведение, можно и для лиц социальных профессий поставить следующие вопросы. Как избежать деформации при общении с человеком, внутренние и внешние проблемы которого не только замотали в «воронку» его самого, но стремятся замотать туда же и находящих рядом?

– Лекции цикла «Зазеркалье».
В прилагаемых беседах ставился вопрос о некоторых принципах, помогающих в общении с человеком, который находится в измененном состоянии сознания.

Беседа 65b. Врастание в Истину. С терпением отнестись к человеку, находящемся в измененном состоянии сознания (ИСС)
Беседа 66. О общении с людьми в ИСС (См. лекции Проблемы отклоняющегося поведения, Беседы о воспитании, Преодоление игрового механизма (пункт 6b, 7a)
66.1
66.2

ОБИДА, ГНЕВ, ЗЛОСТЬ… ПРОЩЕНИЕ. Лекции, тексты - иеромонаха Прокопия (также – иных авторов)
Общаясь с человеком, находящимся в измененном состоянии сознания, нужно еще как-то суметь на него не прогневаться.

Цикл бесед «Сектантское не только в сектах».
Беседа 1. Актуальность темы, сектантские принципы воздействия в окружающем мире, о дальнейших лекциях, принципы общения
Во второй части 1-ой беседы ставится вопрос о некоторых принципах общения с человеком, занявшим агрессивную позицию вследствие трансформации сознания учением секты.

[1] Старец-мирянин Феодор Соколов и его окружение / Сост. 1-й части Г. М. Прохоров, 2-й части – мон. Даниила (Никитина). СТСЛ, 2018. С. 92.

Тип: Соловецкий листок