Травма. Травма. Страх поездки за рулём (выходить из дома и пр.)
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  12.03.2023.



Страхи и фобии настоящего зачастую являются проросшими зёрнами негативного или травматического опыта прошлого. Выработанные схемы поведения требуют пересмотра, иначе они могут незаметно перетечь в повседневность, стопоря процесс развития человека и не давая ему выйти из старой колеи и найти новый путь.

Отвечаю по поводу ситуации. Если представить, что человек садился в машину и рядом был кто-то, кто на человека кричал во время вождения, то у него мог сформировать страх садиться за руль. И в последующем этот страх будет мешать вождению. Таких ситуаций на самом деле очень много. Человеку было больно в больнице, он теперь не может туда ходить. Молодой человек познакомился с девушкой, с ней ничего не получилось, и теперь у него на многие годы остаётся страх, что и дальше ничего не будет получаться.

На этот вопрос можно ответить двумя мыслями. Первая мысль уже во многих беседах достаточно подробно разбиралась. Ответ состоит в описании теории академика Ухтомского о доминанте. Доминанта является стойким очагом в коре головного мозга, который обладает несколькими свойствами: 1) во время действия доминанты все импульсы, поступающие в сознание, стягиваются к текущему очагу, усиливая его; 2) прочие отделы коры головного мозга тормозятся; 3) доминанта является маховым колесом, избавляющим опыт от пестроты. То есть окружающую реальность человек интерпретирует в русле текущей доминанты. Например, если человек был кем-то обижен и развил в себе эту обиду, то мир воспринимается им как скопище неблагодарных агрессивных людей.

В случае с вождением можно сказать, что произошло в микродозе то, что происходит с людьми, например, попавшими на поля сражения, или оказавшихся в концентрационных лагерях. Человек некоторое время находился в угрожающей его жизни ситуации, на него направляли дуло пистолета, может быть даже избивали. Во время нахождения в этой экстремальной ситуации у него сформировалось определённое состояние нервной системы, то есть комплекс внутренних состояний. И этот комплекс закрепился в нервных центрах. Война закончилась, человек вернулся домой, например, в свою деревню, и кто-то вдруг задаёт ему вопрос, связанный с какими-то бытовыми условиями. И человек, вынужденный отвечать, мгновенно может вспомнить ту ситуацию, когда ему приходилось отвечать под дулом пистолета. У него автоматически всплывает весь комплекс внутренних условий, которые сформировались в те тревожные годы. Он может впасть в состояние ступора или паники. Ну или девушка, например, которая жила в семье, в которой было много скандалов. Она привыкла, как только скандалы начинаются, уходить в комнату и захлопывать за собой дверь. Вот она выросла, вышла замуж. Её муж не скандалит. Но его простой вопрос на тему домашнего быта может включить у неё весь комплекс механизмов, которые были сформированы ранее. То есть вопрос, помыла ли она посуду, может нажать на кнопку, запускающую эти механизмы, и она может уйти, хлопнув дверью, а муж так и не поймёт, что произошло. И она, кстати, сама может не понять, что произошло, если не осмыслит свой текущий опыт сквозь призму опыта прошлого.

По мысли академика Ухтомского мы можем травматическую доминанту перевести в область сознания и разрушить её. Мы можем, в первую очередь, осознать, что нами владеет негативный опыт. Разрушение доминанты происходит не в следствие того, что мы её критически опровергаем. Ухтомский считал, что штурмовать доминанту в лоб не всегда целесообразно. Потому что, как было отмечено, в момент возбуждения доминанты импульсы, поступающие в сознание, притягиваются к текущему очагу. Иногда бывает так, что, критикуя сложившуюся доминанту человек парадоксальным образом её усиливает. Например, человек, принимавший наркотики, если будет долго говорить себе, что наркотики – это плохо, возможно разрыхлит наркотическую доминанту и захочет пойти употребить их. Поэтому Ухтомский считает, что более целесообразно воспитывать новую бодрую доминанту. Подробнее тема раскрывалась во многих беседах, но вкратце ещё раз основную мысль повторю.

«Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» – тексты и беседы иеромонаха Прокопия (Пащенко)».

Речь идёт о переинтеграции доминанты. В определённых условиях, когда всплывает прошлый опыт, мы можем его перестроить. Пока опыт прошлый не всплыл, трудно его подцепить, потому что он лежит в глубоких слоях психики.

В можно вспомнить слова преподобного Макария Оптинского, который давал объяснение словам Псалтыря «Внегда прозябоша грешницы яко трава, и проникоша вси делающии беззаконие, и яко да потребятся в век века» (Пс 91 8). Своими словами пересказывая и комментируя слова преп. Макария Оптинского, можно представить дело следующим образом: трудно сделать так, чтобы трава не прорастала, потому что мы не можем найти семена травы в земле. Но когда она даёт всходы. Мы может аккуратненько раскопать землю и увидеть, как от травинки, показавшейся на поверхности земли, уходит корешок вглубь. И этот корешок можно уже из земли вырвать. Так же когда какая-то страсть приходит в движение, а страсть – это усвоившийся навык, тогда если мы в данный момент обращаемся к противоположной добродетели, мы искореняем страсть.

В подборке на тему преодоления травматического опыта указано такое могущественное средство как Псалтирь. В Псалтири содержится множество мыслей, ассоциирующихся с подавленностью, паникой, отчаянием. Не говорю, что напрямую описываются данные состояния, но ассоциируются. Такие идеи как «воды затопили меня» человек, читающий Псалтирь, воспринимает слова воды, как скорби, цепи адовы облегли вокруг меня. Когда человек читает псалмы, некоторые мысли ложатся на его состояние подавленности, но там заключены и идеи, которые выводят человека из такого состояния в иное – состояние надежды. То есть переводят мысль в иной контекст, конструктивный.

Здесь надо знать историю царя Давида. По велению Божию он был помазан в цари святым пророком Самуилом, но царём он стал не сразу после помазания. Долгое время Давид был гоним, а убийцы царя Саула преследовали его. Казалось бы, ситуация была безнадёжной, но Господь помогал своему избраннику. Когда пришло время освободительной войны с филистимлянами, накопленный опыт партизанской борьбы, который царь Давид приобрёл во время своих скитаний, помог ему и всему народу прийти к победе. Иными слова, когда человек видит, как из его земли вырастают травинки негативных состояний, он может эту землю раскапывать. Травматическая доминанта приходит в движение, но по мысли академика Ухтомского, она переинтегрируется за счёт того, что в неё вносятся новые смыслы.

Одна из задач доминанты – предоставить человеку весь прошлый опыт. Человек приходит, например, на своё рабочее место, и мгновенно включается в процесс, хотя, казалось бы, ещё пять минут назад он думал совсем о другом. Если в момент паники и отчаяния человек внёс в своё состояние новые смыслы, то эти новые смыслы вспомнятся и тогда, когда он в следующий раз попадёт в похожее состояние. То есть если человек садится за руль, а у него состояние паники, но он читает псалмы, отсылающие к надежде, то в следующий раз, когда он сядет за руль, эти слова сами собой вспомнятся. Здесь присутствует следующий принцип работы мозга: одновременно активирующиеся нейроны связываются.

В части 2.1 текста «Преодоление травматического опыта: Христианские и психологические аспекты», в главе «Травматический опыт как приходящая в движение (возобновляемая) доминанта» травматическая доминанта описывалась на примере паники, родившейся у человека во время падения самолёта в воздушную яму.

Во второй части можно рассказать о том, что случилось с одним молодым человеком. Этот случай стоит в ряду обсуждаемых тем. Речь шла о том, что однажды он услышал от одного врача, что есть такие паразиты – лямблии. Они поселяются в печени и разрушают её. Врач говорил, что лямблии есть у тех людей, которые пользуются общественной посудой. И юноша с пылким воображением, наслушавшись таких речей стал как-то очень живо развивать в воображении эту тему. Дело дошло уже до какой-то фобии. Он не мог есть из посуды, которая предлагается в общественных местах, у него возникла идея иметь свою ложку, кружку, тарелку.

Однажды он рассказал о своей фобии своему духовнику, но не для того, чтобы спросить совета, а предлагая ему поступать так же. На что духовник сказал ему отказаться от такой затеи. Но юноша настолько вошёл в русло этой травматической доминанты, что он уже не мог воспринимать альтернативные взгляды. Выбранная им стратегия казалась ему естественной, и он не принимал доводов, говорящих о том, что можно поступать по-другому. Слава Богу, была некая степень доверия к духовнику, иначе юноша рисковал провалиться в патологию. И духовник посоветовал ему перед тем как идти кушать туда, где ему придётся есть из посуды многоразового использования, прочитать 90 псалом «Живый в помощи вышняго», молитву «Да воскреснет Бог» и покропить себя святой водой. Юноша сопротивлялся, даже возмущался, считал, что совет духовника несёт в себе какой-то элемент бессмысленности, мол, какой толк от того, что он прочитает молитвы, покропит себя святой водой и пойдёт есть из посуды, от которой, как ему казалось, он заразиться лямблиями. Но тут возникла ситуация, где его растревоженная мысль столкнулась с уважением к духовнику, и он всё-таки выбрал второе.

Он рассказывал, когда он шёл кушать, его буквально крючило, ломало. Когда он брал чистую тарелку, которая использовалась кем-то другим, (она была, конечно же, помыта), он чуть ли не живо представлял, как с этой тарелки он получает порцию лямблий. Но постепенно через молитву его доминанта мышления стала потихоньку разворачиваться в другую сторону, а потом вся фобия самоликвидировалась. В народе говорят так: его отпустило. Ему стало очень легко и хорошо. Он перестал бояться кушать в общественных местах, испытал настоящее облегчение, когда фобия отступила. Когда он находился в этом, как говорят, загоне, ему он казался естественным. И только выйдя из этого потока мыслей он понял, что то, что казалось ему естественным, было настоящей «дичью».

Может быть и человек, который садится за руль, испытывает паническое состояние, потому что кто-то когда-то на него кричал, когда он был за рулём, и у него сформировалось впечатление, что он неудачник и никогда не сможет ездить. Он может так же попробовать поступать, как вышеописанный юноша.

Данный травматический механизм лежит в основе многих ситуаций. Человек, однажды столкнувшийся с насилием на улице, стремится остаться дома. Ему страшно выходить, потому что он считает, что опять повториться та же самая ситуация, что произошла какое-то время назад. То есть он считает, что опять на него нападут. И чем больше человек думает на данную тему, тем больше закрепляется его травматическая доминанта, потому что доминанта, очаг возбуждения в коре головного мозга, способна аккумулировать импульсы. Если человек сегодня подумал, что с ним должно произойти что-то плохое, завтра подумал, что произойдёт что-то плохое, то надо понимать, что завтра он будет думать не с «0», а с того основания, которое он выработал сегодня.

Учение академика Ухтомского о доминанте согласуется с учением святых отцов. Святитель Игнатий (Брянчининов) говорил, что каждая мысль накладывает на нас определённый отпечаток.

О словах святителя Игнатия (Брянчанинова) применительно к практической стороне жизни и в контексте данных аддиктологии см. в главе «Аддиктивная личность и система навыков» из текста «АКЦЕНТЫ К БЕСЕДАМ О ПРЕОДОЛЕНИИ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ (алкоголь, иные ПАВ, игра и пр.)».

Если, сев за руль, человек вспоминает того другого, который кричал на него во время вождения, то можно читать молитву за этого другого. Потому что страх перед вождением может чередоваться с яростью по отношению к другому человеку, который, как кажется, послужил причиной этой своего рода инвалидности. Мы испытываем глухую ярость в отношении того человека, обвиняя его в наших неудачах, и чтобы выйти из этого русла мы можем молиться за него: «Господи, крестом твоим удали от меня страсть неприязни, помоги мне полюбить своего обидчика, спаси меня его святыми молитвами». По мере того, как состояние загона пройдёт, можно уже не читать 90 псалом и «Да воскреснет Бог» перед каждым приёмом пищи, перед каждой поездкой. Но было бы здорово выучить 90 псалом на память и читать его трижды в день, может быть даже и во время дел утром, после обеда и вечером. Можно идя от стоянки до дома или идя от дома до машины, поднимаясь в лифте, умываясь, чистя зубы и т.д. «Да воскреснет Бог» читать перед тем как отходить ко сну, перекрестить все стороны света и верх (потолок) крестом и одновременно читать молитву. Это можно делать, кропя себя святой водой в те минуты, когда чувствуется страх.