Зависимость. Зависимость. Маме, сын которой употребляет ПАВ. Срывается. Кого ведет Господь? Ч. 3
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  17.05.2023.



См. начало в ответе:
«Зависимость. Маме, сын которой употребляет ПАВ. Ч. 1. Также – женам, детям – о т.н. созависимости».
«Зависимость. Маме, сын которой употребляет ПАВ. Срывается. Ч. 2».

Вы говорите, что Господь ведёт сына. Даже когда человек находится в глубине падения, он всё равно продолжает сохранять в себе призвание к богообщению. Апостол Пётр в своём послании озвучил мысль, что человек может стать причастником божественного естества. Этот призыв сохраняется в человеке, даже когда он находится в состоянии отпадения от Бога. Даже когда человек находится в состоянии страсти, Бог продолжает его призывать. Эти призывы могут ощущаться, как внушение совести, как чувство неудовлетворённости. Что-то внутри не дает покоя, мучает даже среди страстей, которые обещают человеку наслаждение, соблазняя его. Что-то в душе подсказывает, что жизнь нужно менять. Но, бывает, человек затаптывает эту Божью искру.

Об этом хорошо рассказывал преподобный Авва Дорофей в своей книге «Душеполезные поучения». Бог дал человеку совесть, как некий светильник, который просвещает человека, но когда он игнорирует внушения совести, делая нечто противоположное, то он заваливает этот светильник сверху слоем земли и мусора. И тогда этот светильник уже не так ясно подсказывает человеку, что ему делать. Речь идет не только о нравственных вещах. Когда человек слушает свою совесть, она подсказывает ему выход из запутанных ситуаций. По мысли преподобного Софрония (Сахарова), когда человек даже в мелочах старается жить без греха, оказавшись в сложной ситуации, он мгновенно может в ней разобраться. Совесть – это не интеллект, прислушиваясь к ней, мы учимся с каждым разом реагировать на ситуацию всё быстрее и точнее. А когда человек добровольно себя слепил в отношении нравственной жизни – напился, не выполнил своих обещаний, украл у кого-то деньги и добровольно глушит своё сознание, отказываясь признавать, что он творит безнравственные поступки и не видит очевидного, то он не сможет разобраться в жизни. Такой человек будет по жизни попадать в передряги, потому что воспринимает ситуацию искажённо.

Иногда таким образом Бог призывает человека, попуская какие-то скорби. Например, человек нацелился напиться или связаться с замужней женщиной, и он попадает в какую-то переделку – кто-то может его побить или он оказывается в заключении. Человек мечтать, что он приобретёт сейчас наркотики и несколько дней сможет провести дома под кайфом, а происходит что-то непредвиденное, и он печалится, что кайф поломан. Таким образом попущенные препятствия тормозят человека на пути его страсти, показывая ему, что выбранный путь – неправильный. Один священник даже считал, что скорби, с которыми сталкивается пьющий человек, замерзая на земле, будучи избитым, Господь принимает, как некое искупление.

Внести ясность в вопросах попущения Божьего можно на основе 79 слова из книги преподобного Исаака Сирина «Слова Подвижнические», где пишется об искушениях Божьих, характерных для людей гордых. Вначале он пишет об искушениях, которые случаются с друзьями божьими. Если человек стремится к исполнению заповедей, то Господь попускает ему такие испытания, которые приближают человека к Богу. Такой человек может вдруг ощутить нехватку средств, нехватку человеческой помощи, и в этих затрудненных обстоятельствах он в молитве приближается к Богу, становится ещё ближе и ещё больше учится полагаться не на человеческую помощь, а на помощь Божию. Но эти искушения не разрывают души человека. 

Если человек заражается страстью гордостью, то ему пропускаются искушения иного порядка. Человек впутывается в ситуации, из которых не может выпутаться. Ему приходится общаться с людьми безбожными и злыми, он испытывает сокрушительное падение со скал, у него отнимается сила терпения, и он придаётся в руки малодушия. Если сказать современными словами, то у него начинается тревожная депрессия, и обычная ситуация, в которой в нормальное время он реагирует спокойно, начинает вызывать взрыв эмоций и страхов. Божественная сила, которая хранила человека, отступает, показывая, что он движется не в сторону Бога. С человеком начинают случаться болезненные для него припадки, он оказывается в каких-то запредельных ситуациях, в которых сталкивается с обстоятельствами, превышающими его способность терпеть и как-то с этими обстоятельствами справляться.

Человек, охваченный гордостью, оказывается в ситуации, где его силы и интеллект ему уже не помогают, охраняющая сила Божия отступает. Но здесь ещё есть надежда, если человек сам осознает, что причиной этих искушений является гордость, он может начать путь к смирению. Беда в том, что гордые люди, когда им говорят про смирение, воспринимают эти слова, как некую пассивность. Такой человек гневается и считает, что его хотят сделать безвольной пешкой, марионеткой. Но смирение заключается в способности прислушаться к чужому мнению, к совету. Например, когда гордому человеку дают книжку, он считает, что она ему не нужна, он и так все знает. Люди пьющие очень горды, такой человек не может устроиться на работу, обвиняя начальника, а когда ему дают какие-то советы, воспринимает их с протестом. Смирение заключается не в том, что человек становится пассивным, а в том, что он начинает хотя бы прислушиваться к советам, отодвигая свои страстные отклики ума.

В этом смысле даже запредельные страдания могут быть назидательными для человека, если он усвоит этот урок. В одной монашеской повести, написанной в древности об ученике одного аскета, которые первое время старался, а потом возненавидел своего авву, и, в конечном итоге, ушёл от него. Со временем он стал одержимым, начал есть свою плоть, и его принесли обратно к авве, умоляя, чтобы тот простил своего ученика. Авва подошёл к ученику, который был в весьма жалком состоянии, и спросил его, понял ли тот, что гордость является злом. И когда ученик смирился и согласился, тогда авва помолился, и ученик выздоровел. О том, как скорби могут менять людей, очень хорошо описано  в книге «Отец Арсений». Можете послушать аудиокнигу. Сам отец Арсений, когда в годы репрессии был заключён в концлагере, многое о себе понял. Раньше он считал себя действительно праведником, и, находясь в лагере, понял, что даже в тех людях, которых он считал в каком-то смысле отпавшими от Бога, оказывается, жил огонёк веры.

Если человек оставался верен Богу, пройдя сквозь череду искушений лагерной жизни, он делался необыкновенно опытным. Даже один из духовных лиц говорил, что прошел в концлагере духовную академию. Эти скорбные испытания учат человека тому, что не познать из книжек. Духовники, которые побывали в концлагерях, пройдя скорби и испытания, настолько очищали свою душу, настолько становились мудрыми, что, выходя из лагеря, могли духовно руководить другими людьми, которые находились в очень непростых условиях жизни в тоталитарном государстве.

Если Вы правильно отнесётесь к своим скорбям, то это Вас не разрушит, а умудрит. Могу также посоветовать Вам почитать письма игумена Воробьёва «Нам оставлено покаяния». Его жизненный путь чем-то напоминает путь Игнатием Брянчанинова. Он был очень одаренным интеллектуально и, изучая человеческие науки, пришёл к тому, что они не дают его душе покоя. Тогда, встав на духовный путь, он стал проповедником покаяния. Только о покаянии он говорил не с теоретической точки зрения, а с практической. Мы часто не можем преодолеть свои страсти, а гнев, неприязнь, обиды на сына – это тоже страсти. Мы знаем, что с помощью покаяния можно наши страсти преодолеть. Если мы впадаем в какую-то страсть, мы просим прощения у Бога и стараемся исправиться, делая что-то противоположное страсти. Но мы не находим в себе иногда силы, чтобы действительно реализовывать этот путь. Отец Никон предлагает два инструмента: не роптать и не осуждать.

Избавиться от страсти можно только по милости Божией. Например, человек начинает ходить на программу «Анонимные алкоголики», бросает пить, но может стать деспотом, может стать невыносимым в общении. Священник Антоний (Голынский) говорил, что без Бога можно предпринимать против страстей все что угодно, но результат тут же будет расхищен другой страстью. Человек вроде бы поборол зависимость к алкоголю, но потом стал гордиться, что у него получилось бросить пить, начал учить ближних. Либо его чувство неудовлетворённости, которое толкало его в алкоголизацию, начинает толкать его во что-то другое – бесконечные телефонные разговоры, интернет-зависимость, конфликты с близкими. Есть замечательная статья, написаная архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) «Семь падших духов». Человек может бросить пить, но он не исцеляется от гордости, не воздаёт славы Богу, не благодарит его за свое исцеление. Когда человек бросает пить с Богом, он вообще приходит к добродетели, становится спокойным, ровным. Человек может бросать пить с целью построения карьеры, а в нём растут другие страсти. Он заражается гордостью, начинает учить ближних жить, рушит с ними отношения, они начинают защищаться от его навязчивого поучения, а он обижается. Человек, находящийся в состоянии страстного помрачения, если он добровольно закрыл на что-то глаза, не может понять жизнь в целом. Когда  человека окружает обломки его жизни, в душу, словно кисель, заползает уныние, и человек снова возвращается к алкоголю. По милости Божьей человек избавляется от страстей, он не просто бросает пить, а становится более терпимым к людям, более ровным в общении, спокойным. Даже если человек не может победить в себе страсть, но хотя бы начинает следить за этими двумя вещами – за ропотом и осуждением, то тогда он начинает развиваться.

Один священник рассказывал, что, направляясь на одно светское мероприятие, где нужно было послужить литию о упокоении, он начал мысленно раздражаться, что при наличии стольких неверующих людей это вовсе не имеет смысла. Сетуя, что его сюда отправили, он готовился встретиться с лицемерием и фарсом. И вдруг, вспомнив о совете Никона Воробьёва, он спохватился и понял, что ропщет и осуждает. И как только он это осознал, он через молитву и покаяние, стал отодвигаться от этих мыслей. Тут же все прояснилось, в голову пришла какая-то светлая мысль, получилось сказать доброе слово и помолиться. Он понял, что неправ в своей уверенности в людском безразличии и, вполне возможно, чью-то душу тронет молитва. Потом его пригласили на концерт, он увидел, что люди к нему расположены, и произошел какой-то контакт. А если бы он продолжал дальше осуждать и роптать, он бы отсёк от себя этих людей, и они бы в нём почувствовали внутреннюю неприязнь. Поэтому и Вы возьмите на вооружение, что как только заметите, что начинается ропот и осуждение по поводу ситуации с сыном, сразу постарайтесь понять, что в этом состоянии у Вас не будет ни светлых мыслей, ни решения проблемы, Вы ни к чему не придёте. А если начнёте с этими двумя вещами бороться, то неожиданным образом даже в негативной ситуации начнут приходить мысли, и что-то начнет сдвигаться в лучшую сторону. Запускается какая-то цепочка событий, которая нас ведет к благоприятному развитию. Ваша задача – это преодолеть неприязнь, обиду, раздражение в отношений сына. Опыт наших духовников и мирян, прошедших заключения, показывает, что, когда человек оказывается в тяжёлых условиях, но при этом старается смотреть на происходящее духовными очами, тогда даже в самых тяжёлых условиях, он непрестанно возрастает. Меняется его взгляд на происходящее, и сами обстоятельства уже воспринимаются иначе. Речь не о банальной фразе «сменить угол зрения». Человек может посмотреть на ситуацию иначе, только если он сам стал другим. Когда Вы причащаетесь, жизнь перестаёт восприниматься как невыносимая, Вы силой причастия становитесь другой, хотя бы на время. Потом мы опять начинаем злиться, раздражаться, утрачиваем Благодать, и всё вновь кажется невыносимым.

Геннадий Русский писал об изоляторе на Секирной горе, куда посылали заключенных для ещё больших мучений. Когда одному из заключенных жизнь стала совсем невыносимой, он захотел разбежаться и прыгнуть с обрыва, но на пути увидел дух преподобного Савватия. Между заключённым и преподобным завязалась немая беседа, и заключённый попросил явить чудо, а преподобный Савватий спросил, зачем в чуде человек просит чудо. И тогда он понял, что чудо в том и состоит, что с ним сейчас разговаривает дух преподобного Савватия. Он вернулся в камеру и ощутил, что чудо было сотворено – всё осталось по-прежнему: те же непосильные работы, те же страдания, голод и холод, но при этом в душе царил нерушимый мир. Это и было чудо, о котором он просил.

Надо привыкать, что, как только Вы чувствуете раздражение к сыну или к какому-либо другому человеку, нужно читать молитву схиигумена Савва (Остапенко), которую он советовал читать своим духовным чадам: «Господи, Крестом Твоим удали от меня страсть неприязни, помоги мне полюбить своего обидчика. Спаси меня его святыми молитвами». Молитва, текст и беседы про гнев и обиду приводятся в подборке «Гнев, злость, обида, прощения», лекции, тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко). Когда чувствуете в себе какие-то негативные  эмоции, не погружайтесь в них, а сразу произносите: «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя».

Ко дню 9 мая была подготовленна статья «Победа не только на войне, но и над войной в себе». В этой статье описываются некоторые физиологические аспекты посттравматического стрессового расстройства. Хотя Вы не находитесь в состоянии войны, но это имеет отношение и к Вам. Диагноз «комплексное ПТСР» может иметь отношение и к человеку, который находился в состоянии длительного психологического насилия, даже домашнего. Может быть, человека не били, но постоянно на него давили. В таких условиях психика может сломаться точно так же, как у человека,  находящегося на фронте. Смысл заключается в том, что когда у человека появляется смысловая вертикаль, то даже в этой сложной обстановке он становится сильнее. Существует даже светское выражение: « Что не убивает нас, делает нас сильнее». Только у светских людей нет той самой смысловой вертикали. Конечно, светские писатели могут констатировать факт, что некоторые люди в экстремальной обстановке становятся сильнее, но у них нет понимания, почему это происходит и как человеку помочь стать сильнее. Мы помним, что Апостол Павел писал, что любящим Бога вся поспешествуют во благо.

Если человек действительно определённым образом настроится, он понимает, что, раздражаясь, он закрепляет и формирует тот багаж, который заберёт в вечность. А в вечности он уже вследствие своего раздражения будет отчуждён от Бога, потому что то направление, которое человек выбирает при жизни, он развивает и после смерти. Если человек вошёл в состояние раздражения и в этом состоянии совершил переход, то он дальше начинает развиваться в этом направлении. Пока человек жив, он может изменить вектор своей жизни благодаря посту, молитве, реализации Евангельских заповедей, преодолевая страсти и воспитывая добродетели. По мысли преподобного Исаака Сирина, когда человек умирает к его жизни как бы прикладывается царская печать и ничего уже нельзя ни вписать, ни изменить.

Вы можете почитать, как люди настраивались на войне, может быть, что-то для себя почерпнете, потому что у Вас тоже своего рода брань, только духовная. Если бы люди, находящиеся на фронте или в экстремальных условиях, мыслили бы в негативном ключе, им бы оставалось только сойти с ума. Поэтому если у человека появлялась смысловая вертикаль, вера, то это помогает ему выжить и преодолеть негативные предпосылки даже в физиологическом смысле, на основании которых возникает ПТСР.  ПТСР – это некая модель поведения,  определённое состояние мозга, в котором человек фиксируется и всё видит в мрачных тонах. Когда он оказывается в экстремальных ситуациях, ему становится плохо, и это состояние закрепляется. Есть моменты физиологические, когда у человека появляется смысловая вертикаль, активируется вторая сигнальная система, о которой писал академик Павлов. Но есть моменты и духовные, которые были описаны в рассказе Геннадия Русского, когда человек старается не поддаваться гневу, ненависти, обиде, а старается не разрывать свою связь с Богом, через молитву ее поддерживать. Бывает, что Господь даёт человеку ощутить прикосновение Божественной благодати, и в душе его поселяется мир. Этот мир может оставаться даже несмотря на какие-то тяжёлые внешние условия. Как только мы приходим в состояние мира, то и другие люди успокаиваются. Когда мама начинает плакать и стыдить сына, который употребляет алкоголь, наркотики, его это может только распалять. А когда человек находится в состоянии внутреннего мира, то этот мир может передаваться и человеку агрессивному, и он успокаивается. Это не должна быть какая-то елейность и нарочитое спокойствие, которое наоборот может раздражать. А когда Вы говорите естественно, но с мирным духом, тогда человек перенастраивается.Так общался один духовник и, так как он был более укоренен в своем духовном состоянии, то со временем это настроение передавалось даже человеку, который находился в раздражении.

В статье «Преодоление боевой травмы и выход из посттравматического стрессового расстройства. Теория, практика, подходы» приводится мысль профессора Василюка из его статьи «Типы религиозного совладания». Он справедливо замечает, что для неверующего человека кризисная ситуация является проблемой, через которую он хочет перешагнуть, а для человека верующего она становится разломом, обнажающим вопросы, которые человек прежде перед собой не ставил. Человек преодолевает кризисную ситуацию перерастая себя прежнего. Соответственно от того, как человек настроится, такое воздействие и будут оказывать на него скорби. В книжечке проповедей протоиерея Валериан Кречетов «Проси — и Господь поможет» пишет о том, что козни дьявольские побеждаются молитвой и постом. Он упоминает про Иисусову молитву, советуя, как только есть возможность, молиться: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Он советует чаще творить эту молитву: «Раздражились – читаете, иначе не успокоитесь. Что-нибудь  вас расстраивает – читайте. Начинаете за кого-то волноваться – молитесь. Начинаются какие-то мысли, смятение – читайте. Прежде всего ограждайте себя молитвой и крестным знамением». Таким образом любая скорбная ситуация будет человека возвышать.

В годы гонения в лагерях, чтобы уничтожить заключённых использовался метод бессмысленной работы. Труд должен быть осмысленным, иначе человек начинает угасать. Поэтому использовалась такие пытки, как, например, собрать стену из кирпича и разобрать, рубить лёд, черпать воду из одной полыньи и выливать в другую. И человек начинал разрушаться психически. А если он читал Иисусову молитву, он развивался несмотря на скорбные условия, сохраняя связь с Богом. Господь давал такому человеку внутренний мир даже посреди скорбных испытаний.