Зависимость. Зависимость. Маме, сын которой употребляет ПАВ. Также – женам, детям – о т н. созависимости. Ч. 1
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  18.02.2023.



Задача не блокировать эмпатию, стремление к сопереживанию, а вернуть силе исконное значение (в соответствии с замыслом Божиим о человеке) и встроить ее в контекст. Дать человеку достоинство и даже так называемую «самооценку» может сформированное ядро личности, духовная грамотность, конструктивные навыки.

См. также ответы, не вошедшие в книгу:

«Игромания. Сын играет, когда мама делает ему замечание (пытается приструнить) поднимает руку. Что делать?»
«Игромания. Сын играет, не хочет входить в жизнь семьи. Ч. 1: Некоторые особенности поведения подростков»
«Игромания. Сын играет, не хочет входить в жизнь семьи. Ч. 2: Советы родителям, материалы для родственников зависимых людей»
«Как молиться за детей. Приложение к ответу “Игромания. Сын играет, не хочет входить в жизнь семьи”».

Предварительно хочу отослать вас к материалам, в которых разбираются вопросы зависимого поведения:

1. Преодоление зависимого поведения. Ч. 2: Родственникам и близким. Иеромонах Прокопий (Пащенко).

2. Подборка материалов «Родственникам зависимых (справедлива ли концепция «созависимости»?)» Лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)

Также можно обратить внимание на Чин пения 12-ти избранных псалмов. Подробнее об этом Чине здесь:

3. Третий пункт материала «Отношения, общение с зависимым родственником. О чувстве вины, о концепции т.н. созависимости». Иеромонах Прокопий (Пащенко).

Я сам читал это правило два года, когда у меня были большие внутренние скорби и внешне неразрешимые ситуации, и потихоньку непостижимым образом все стало исправляться и сдвигаться. С тех пор многим людям советую читать это правило. Одна мама рассказывала, что ее дочь перестала ходить в школу, легла с телефоном на кровать, перестала с ней общаться кроме как криком. Мама стала читать Чин пения 12-ти избранных псалмов, и через какое-то время девочка вступила с ней в диалог. Если вы уже читаете свою кафизму, добавлять к ней чин 12-ти псалмов – возможно, будет уже слишком много. Но можно читать какой-нибудь один псалом, например, из списка «Псалмы на всякую потребу». Этот список составлен по советам нескольких святых. В нем псалмы распределены по темам, и в зависимости от ситуации можно читать какой-то из них. Если же будете читать Чин пения 12-ти псалмов, можете разделить его на три дня. Можно его несколько сократить таким образом: в начале чина читать «Трисвятое» - «Отче наш», а между псалмами эти молитвы опускать. Также можно опускать те блоки, где молитва «Господи, помилуй» читается 30 раз. Получается в общей сложности 25 минут – это посильно. Если разделить чин на три дня – по 8 минут в день.

По поводу 12-тишаговой программы. Сама идея созависимости, на которой построена эта программа – ложная. Нужно понимать, что программа эта возникла в обществе, где людей с улыбкой увольняют, в обществе, где уже не осталось духовных и культурных средств для стабилизации ситуации там, где утрачено равновесие. Единственный возможный инструмент, который остался в этом обществе – отсечение, ампутация. А наша ментальность все-таки другая. Одна профессор рассказывала, что русский человек, входящий в программу, испытывает конфликт данных идей с собственными представлениями. Так происходит, например, с понятием материнского инстинкта. В рамках 12-тишаговой программы материнский инстинкт, в контексте которого забота о другом – это нормальная ситуация, объявляется чуть ли не диагнозом, заболеванием. Понятно, бывают случаи патологической увлеченности жизнью другого, когда человек уже никоим образом не мыслит свою жизнь отдельно, целиком пытаясь структурировать ее содержание вокруг ближнего. В аддиктологии есть даже термин для этого явления – «точка кристаллизации». Но такие случаи не столь часты. К примеру, у тех, кто пережил насилие, да и вообще у людей, так или иначе переживших аннигиляцию личности, когда патологически не хватает другого человека, а в нем – некоего спасителя. И этим «спасителем» может быть собственный ребенок. Но все-таки в большинстве случаев у матерей возникает вполне законный вопрос: как помочь своему зависимому ребенку? Ведь если не мать – то, кто поможет? И этот вопрос в рамках программы 12-ти шагов обесценивается.

Очевидным становится различие культур и не только в отношении зависимости, но и в отношении, например, детей с диагнозом аутизм. Западные специалисты (не утверждаю, что все) считают, что с такими детками должны заниматься специально обученные люди. Но у них (специально обученных людей) нет той «настоящей» эмпатии, чтобы одарить ребенка теплом. В нашей ментальности более естественной видится та ситуация, когда малышу с аутистическими тенденциями помогают, заботятся о нем, участвуют в процессе не столько его реабилитации, сколько абилитации. Термин «реабилитация» подразумевает возвращение к утраченному равновесию, а его изначально не было.

Возвращаясь к мнению женщины профессора, можно сказать следующее – либо мама понимает, что программа вступает в конфликт с чем-то очень глубоко внутренним и выходит из нее, либо ломает это внутреннее и становится практически неотличима от других адептов доктрины. Возникает такое ощущение, что обрубаются индивидуальные особенности человека (не буду вникать в различие терминов личность и индивид, в данном случае под индивидуальным подразумеваю хорошее) и люди начинают напоминать одинаковые «чурбачки». Они пишут практически идентичные посты о преодолении зависимости.

В опубликованных по этой теме материалах приводится мысль о ложности самой идеи созависимости. Если у человека не выстроена картина мира, если он всю жизнь занимался только работой и никогда не думал о душе, если он и услышит слова «займись собой», то скорее всего сумеет реализовать их лишь на уровне хобби или с таким же гиперувлечением (с каким раньше вовлекался в проблемы своего ребенка) может заняться изучением программы. Возникает феномен некой перезависимости. В Православии есть термин «внемли себе», но он подразумевает наличие духовной вертикали. Кто ты? К чему ты призван? С возникновения вертикали начинаются ответы на вопрос – Почему со мной произошло то, что произошло? Так появляется выход из создавшейся ситуации.

Для православного понимания естественно следующее положение дел – если человек развивается, то со временем перестает нуждаться в духовнике (это в прямую не прописано, но подразумевается). Вначале духовник помогает человеку разобраться в картине мира, понять действие универсальных законов, на основании которых развивается мироздание, на их основе могут быть созданы предпосылки начала духовной жизни. Человек усваивает это знание. Пробуждается совесть. Если он сталкивается с ситуациями, для решения которых ему не хватает опыта и навыков, советуется с духовником. Но постепенно он накапливает представления. Все более укрепляется его способность находить самостоятельные решения. Поэтому, если человек перестал нуждаться в духовнике не по причине ссор, не по причине призрения к духовнику – это нормально. В 12-тишаговой и прочих подобных программах ситуация обстоит противоположным образом. Человек всю жизнь должен быть привязанным к данной доктрине. Возникает закономерный вопрос – Помогает ли она?

В рамках программы участники обмениваются мнениями, помогаю друг другу выздоравливать (как они это понимают), но с другими людьми, находящимися за пределами программы, могут вести себя достаточно жестко. Если, к примеру, на каком-либо приходе существует некий «кружок», где обсуждается проблема зависимости, но не с позиции 12-ти шагов, а со святоотеческой точки зрения, они могут начать вести себя агрессивно, навязывая и продавливая свою точку зрения, как единственно возможную. В книге профессора Ц.П. Короленко и академика Н.В. Дмитриевой «Психосоциальная аддиктология» сказано, что 12-тишаговая программа основана не на научных данных, а на мнениях. Если кто-то хочет идти этим путем – его право, его свобода выбора. Но к самой программе возникает множество закономерных вопросов. Где исследования? Где цифры? Где данные? Их нет. Программа анонимная. В Православных реабилитационных центрах (например, центр «Соперное» или центр свт. Василия Великого) зафиксировано, что 80% прошедших реабилитацию не возвращаются к аддиктивному образу жизни.

Общепризнано, что показателем успешной реабилитации является социализация. В данном случае, женщина, которая была сосредоточена только на проблемах сына, начинает взаимодействовать с окружающими, пробуждается ее духовная жизнь. Если круг ее общения ограничить только «созиками» (так называют себя участники программы), то ее реабилитация (возможно термин этот не совсем уместен) под вопросом. Здесь скорее речь идет об отсутствии у человека конструктивной доминанты. Если не сформировано некое ядро личности, человек гиперфиксируется на внешние объекты (ребенок, страхи или даже удовольствие). Любое яркое событие привлекает, потому что нет киля, нет опоры, как у матрешки (матрешка качнётся, но восстанавливает равновесие и встает на место). Человеку вместо опоры, которая ассоциируется с ценностями, конструктивными навыками, помогающими созидать в любви, программа предлагает опору на самого себя в практически классическом понимании эгоизма, что влечет его к новым проблемам, к конфликту с окружающими и собственной совестью. Подобный конфликт часто разрешается в пользу программных лозунгов, ломая, по сути, на глубоком уровне то, что мы называем саморефлексией. Совесть в данном случае буквально подменяется программными лозунгами.

Переживания матери о ребенке, который ушел в зависимость, естественны и законны. Но бывает, что эта реакция становится избыточной и разрушительной. Можно привести аналогию с чрезмерной реакцией организма, которая наблюдалась во время эпидемии короновируса. Цитокиновый шторм. По сути, организм разрушает сам себя. Здесь надо понимать святоотеческое учение о страстях. Оно великолепно озвучено богословом Жан-Клодом Ларше. Он суммировал святоотеческое мнение о человеке и изложил в целостной концепции, но уже с учетом современного языка и понимания нынешней среды. С точки зрения духовных авторов, страсти – извращенные добродетели. Изначально Богом человеку даны душевные силы и процессы для достижения конструктивных целей. Когда жизнь человека устремлена к Богу, когда в человеке не взращиваются страсти, силы его души находятся в гармонии и уравновешивают одна другую. Например, любовь к ближнему уравновешивается пониманием той черты, которую нельзя переступать. Если близкий склоняет тебя ко греху, то необходимо разомкнуть общение с этим человеком. Ради любви к ближнему нельзя пренебречь любовью к Богу. Например, мы знаем, что здоровая любознательность может уйти в бесплодное любопытство. Сила напряжения Тимос, данная Богом для преодоления препятствий, в случае греховной зараженности человека может стать разрушительной силой гнева. Такой человек гневом пожигает не собственную лень, а с яростью обрушивается на тех, кто встал на его пути. Но ведь возможно, что человек этот стремится к греховным целям. Сопереживание, в случае если не выстроены остальные силы души, может начать человека разрушать. Не нужно блокировать эту силу души, как действует 12-тишаговая программа в отношении так называемых созависимых, а вернуть ей (силе) первоначальное значение – то, которое предполагалось Божественным замыслом о человеке. Встроить ее в контекст других сил души, которые будут друг друга взаимно уравновешивать. Здесь уместно вспомнить известный образ психиатра Льва Выготского – в косичке пряди сплетены в некое гармоничное целое. Проблема начинается, когда происходит гиперфиксация на одной из них. Прядь выбивается и воспринимается человеком изолированно. Автор с помощью этой аналогии объясняет идею психических функций. Они должны быть взаимно друг другом уравновешены. Что такое выбившаяся прядь? Например, обжорство. Есть функция питания, но она должна уравновешиваться другими, к примеру умственной деятельностью. Свт. Игнатий Брянчанинов говорил, что пост – дисциплина не столько тела, сколько ума. Если человек стремится к молитве, то само это стремление регулирует и вопрос питания. Прп. Силуан Афонский советует выбрать такую меру питания, чтобы после обеда хотелось молиться. Человеку нужно много работать, быть активным и если он много ест, то не может проявлять должную активность. Наличие конкурирующих сетей (если берем функциональные системы мозга) или конкурирующих жизненных паттернов позволяет ему уравновесить и сферу питания. Когда человек начинает все воспринимать изолированно, то питание становится обжорством. Так и забота о детях. Когда мама понимает, что ее забота не должна губить детей, она не проваливается в это влечение к одной единственной цели. Еще раз повторю – задача не блокировать эмпатию, стремление к сопереживанию, а вернуть силе исконное значение и встроить ее в контекст.

Упомяну о четырех значениях любви, как они описаны в греческом языке. Эрос – эротическое влечение. Филия – абстрактная любовь (например, любовь к еде). Агапе – любовь дружественная. Сторге – родственная любовь. По мысли священника Павла Флоренского Христианство очистило и возвысило эти понятия. Он размышляет об этих четырех значениях в книге «Столп и утверждение истины». Мысли Павла Флоренского дополню размышлениями академика Ухтомского, который понимал любовь, как деятельное внимание к ближнему. В статье «ОБРАЩЕНИЕ К ПОЛНОТЕ. Ч. 3: Обращение к полноте и доминанта на лицо другого» показано, что внимание к ближнему – сила, позволяющая оторваться от наркотической зависимости, которая характеризуется концентрацией человека вокруг собственной персоны. Человеку, зависимому от ПАВ (психоактивных веществ) интересен только он сам, его переживания – где взять деньги, вещество и как это скрыть от других. При наличии определенной иерархии, соподчиненности между типами любви не возникает того явления, о котором сейчас идет речь. Если любовь к Богу стоит на первом месте, то выравниваются и остальные виды любви. Беда начинается, когда Сторге становится на первое место.

В качестве комментария можно упомянуть те случаи, когда родственная любовь столь сильна, что человек игнорирует истину, объективные вещи. Он словно слепнет по отношению ко всему остальному. Так один Папа, узнав о зависимости сына, стал сам покупать ему ПАВ. Он ошибочно полагал, что тем самым поможет ребенку, если тот не будете самостоятельно обращаться к дилерам. Это было еще в те времена, когда наркотиками торговали не через закладки, а дилеры имели прямой контакт с покупателями. Сын же был в наркотической теме давно. То, что он рассказывал папе не соответствовало реальности. Отец был введен в заблуждение. Папа стал лишь одним из способов добычи наркотиков. Чтобы родитель не думал, он не способствовал выходу сына из зависимости. Или другой эпизод. Состоятельный отец. Его дочь взрослая и у нее есть ребенок. Большую сумму денег (от аренды квартиры) он отдает на их содержание. Она даже не забирает деньги сама, он ей отвозит. Он ее устраивает на работу (благодаря своим связям), но ее отовсюду увольняют, потому что она ничего не делает. Она заявляет отцу, что ей требуется дорогостоящее лечение (причем на этапе оплаты счетов). Перед отцом дочь не несет никакого отчета. Его предупреждали – он губит ее. В ответ – Я ее люблю. Эта любовь в отрыве от Истины. Когда же любовь с Истиной соединяется, отец понимает, что своими действиями загоняет дочь в тупик, способствует ее деградации. Она разлагается не только телесно, но и духовно, душевно и в этом состоянии войдет в жизнь вечную. Возможно, она не только в рамках земной жизни станет неспособной к социализации, но будет неспособной к жизни вечной. В связи с Истиной и родительское чувство обретает веру и вес. Курс созависимых предлагает это вовсе обрубить. Отставить мужчину с ампутированной душой. В каком-то смысле логика программы понятна. Общество, где утрачена вертикаль смыслов и иерархия идей, подлинная религиозность, общество, которое способно о религии размышлять только на уровне абстрактной высшей силы, не может дать человеку систему координат, чтобы силы его души могли быть уравновешены в соответствии с Божественным замыслом о человеке. Оно способно предложить только лишь ампутацию.

К чему данный комментарий? Есть люди, которые серьезно провалились в аномальные отношения. Одна женщина вместе с сыном приехала в отделение челюстно-лицевой хирургии. Вначале предполагалось, что у него внутреннее кровотечение. Оказалось, что этот человек очень давно не посещал у стоматолога. У него во рту находились острые осколки зубов и им были травмированы десны и слизистая щек. Мама ходила за ним по пятам. Она говорила с врачом вместо сына. Такое ощущение, что у мужчины уже отсутствовала та этическая грань, которая помогает людям выживать, не опускаться до животного уровня. Например, он полоскал рот в общей для всех пациентов палаты раковине и раковину после себя не мыл. Подобный пример – мама, которая уже не способна объективно оценить реальность – достаточно редкий. Словесно не передать ощущения выпадения матери из реальности.

Во многих случаях сопереживание не является болезнью. Напротив, это нормальная естественная реакция, которая может принимать избыточные формы, потому что у человека не выстроен душевный дом добродетелей (если так можно сказать), не сформирована вертикаль. У прп. Иоанна Кассиана Римлянина есть образ строителя купола (человек, с веревкой в руках). Весь отсчет начинается с единственной точки и точка эта Христос. Даже избыточные реакции в каком-то смысле законны. Нельзя их низводить на уровень диагноза. Не нужно блокировать чувство, необходимо дать человеку базу, чтобы он мог встроить движения души в конструктивный контекст.

На тему созависимых жен. Можно поражаться отсутствием в программе хотя бы просто человеческого отношения к женщине. Например, в рамках модели созависимости (может быть есть и другие взгляды) выбор женщиной пьющего мужа свершается исходя из понятия психологической выгоды. То есть женщина превращается в маргинала, который только и думает как бы иметь некую выгоду. Например, она жила в семье, где пил папа. У нее воспиталась привычка заботиться о пьющем отце. Теперь данную привычку пытается спроецировать и находит себе мужа-алкоголика. На бумаге, в виде метафоры для кого-то это может показаться убедительным, но в реальности все иначе. Сколько людей прожив с пьющим агрессивным отцом воспитали в себе привычку заботиться о нем? Совершенно игнорируется тот факт, что многие браки заключались по любви. Как выглядят в институте парни, которые в будущем сорвутся в алкоголь? Это красивые, нормальны, коммуникабельные ребята, способные прийти на помощь. Они оптимистичны и готовы поддержать в проблемной ситуации. Но! Полная духовная безграмотность, отсутствие понимания греховных навыков. Вследствие открытости сердца они, например, вовлекаются в падение. Мама одного такого мужчины говорила, что после его рождения прочла все книги о воспитании, которые смогла найти. Действительно, до 30 лет он был «золотым» человеком. Его все любили. Ответственный и пунктуальный. Любящий супруг и папа. И вновь духовная безграмотность. В чем она выражается? Есть страсти и, если с ними человек не борется, они его деформируют. Он работал в силовых ведомствах. Атмосфера насилия и агрессии (может быть исходящая и не от тебя, а в твой адрес) ложится на душу пеплом. Тяжело так жить. Хочется себя очистить. Но если человек не знает, как очистить себя через Таинство Исповеди, в молитве, тогда он просто глушит себя алкоголем. Со временем, с годами начинается метаморфоза. Человек сначала изредка входит в измененное состояние сознания. Вдруг после какой-то вечеринки в нем проявились аномальные черты. Это пугает. Раньше подобного не было. Но потом все чаще и чаще. Все глубже они прорастают в личность. Так на сколько точно можно предположить, глядя на студента, что он станет алкоголиком? Согласно концепции созависимости со 100% точностью в обоих описанных случаях.

Сама эта концепция обесценивает женщину и чувства. Часто вступая в брак молодые люди поступают искренне. Но полное отсутствие представлений о духовной жизни приводит к ошибкам, имеющим катастрофические последствия. Еще одна иллюстрация духовной безграмотности. Молодой человек как-то начал на кухне махать ножом нанося удары и поражая воображаемого противника. Через некоторое время с ним начало происходить нечто. Он боялся заходить в лифт с кем бы то ни было. Возникало желание задушить другого пассажира. Вплоть до того, что молодой человек прятал руки за спиной. Отсутствие здоровых представлений о духовной жизни привело к тому, что он не смог провести связь там, где она была очевидна. Если ты убиваешь в воображении людей, то взращиваешь в себе эту доминанту, некий навык кровожадности, который начинает действовать и за пределами кухни. Люди считают, что держат все под контролем. Да, они контролируют ситуацию умом, а вот физиологический навык формируется.

Читая литературу подобного плана, женщина приходит к обесцениванию себя. Она даже может заставить себя поверить, что была движима психологической выгодой. Сами эти гипотезы ложны. В описанной выше книге профессора Ц. П. Короленко и академика Н.В. Дмитриевой речь о детях из семей, где пьющие родители. В обществе существует стереотип, что они непременно должны стать алкоголиками. Но видя до какого уровня опускаются родители может выработаться очень мощный иммунитет против алкоголизма. Насмотревшись такого, дети сами не желают употреблять. Есть девушки, которые видя подобную проблематику в семье, выходили замуж за нормальных непьющих парней. И вовсе они не обязаны воспроизводить в собственной семье все то, что наблюдали в детстве. Речь о схемах крайне упрощенных, недоказанных. Но на группах созависимых они представлены, как единственно возможный вариант развития событий. В силу нехватки знаний, недостатка образования и жизненного опыта складывается ощущение, что иначе реальность и не может быть воспринята. Ощущение многогранности забыто, палитра утрачена. Формируется черно-белое мышление. Об этом можно говорить подробнее. Это лишь некий штрих, указывающий на внутреннюю несостоятельность программы.

О группах ВДА (взрослые дети алкоголиков). Если человек жил в семье на протяжении 20 лет с пьющим родителем, а затем 20 лет ходит на программу, возникает вопрос – помогает ли она? Для достижения устойчивых впечатлений 5–7 лет вполне достаточно. Конечно, это только гипотеза, но за это время могут быть перестроены нейронные сети. Если человек движется в конструктивном ключе, за 5–7 лет у него может сформироваться иная парадигма мышления. Здесь срок больше. Где результат? Если его нет, откуда тогда уверенность, что дальнейшее посещение групп принесет выздоровление? Посещение группы многие годы может как раз свидетельствует об отсутствии помощи. Человек переключается на общение, бесконечные тестирования, но сама помощь отсутствует. В той же книге «Психосоциальная аддиктология» приведена ссылка на данные Джорджа Вэйланда. Исследованию подвергли две группы. Одна из них оздоравливалась по 12-тишаговой программе с посещением психотерапевта и предписанными мероприятиями. Другие участники (вторая группа) выздоравливали сами. Результат одинаковый. Вывод исследования – мы недооцениваем естественные позывы людей, которые пытаются справиться с алкогольной зависимостью.

Цитату из книги «Психосоциальная аддиктология» насчет исследования Вэйланда см. в сноске к ответу «Программа АА/АН. Правда ли, что зависимый болен прогрессирующей болезнью? Является ли зависимость болезнью?».

По поводу цифр. Доводилось видеть результаты научных исследований (статистические данные) по поводу анонимных игроков. Процент реабилитации невысок. Одно дело – заявлять с трибуны, другое – реальные данные.

Существует гипотеза о жизнестойких детях. Конечно, это лишь гипотеза. Она кажется логичной. В популяции 10% людей обладают ярко выраженными личностными особенностями. Эта цифра (10%) встречается и в гипотезе креативного класса, то есть качествами креативности обладает 10% населения. Соответственно, если такого жизнестойкого ребенка втянуть в секту, алкоголь, наркотики – он выберется. Выберется в силу того, что его личность не приемлет в себя мероприятий, нацеленных на деформацию. Каков вывод практический? Даже в группе, проходящей самую «убийственную» программу реабилитации, найдутся люди, кто выйдет из зависимости, но не с помощью программных идей, а в силу собственной харизматичность, в силу наличия у них внутреннего ядра. Программа, даже если она была в корне ошибочна, могла подтолкнуть их к собственным размышлениям на тему освобождения от зависимости.

Проведен цикл бесед «Программа АА/АН. Какие к ней возникают вопросы. Ч 1.1: Является ли зависимость болезнью? Достаточно ли для выздоровления одной борьбы с зависимостью?» было несколько ответов на тему идей, что постулируются в программе.

Программе свойственна игра понятиями – женщина выбирает пьющего мужчину, потому что таким образом стремиться поднять свою самооценку. В данной модели любые попытки одного человека помочь другому трактуются, как проявление маргинальных черт характера. Кстати, вопрос по поводу самооценки разбирается в ответе «Психология. Женщине о концепциях созависимости, самооценке и внутреннем ребенке (часть 1)». И «Психология. Женщине о концепции созависимости. Ч. 2».

В заключении еще один пример. Однажды на прием к доктору пришла красивая женщина с пожилым мужчиной. В результате общения врач вспомнил, что видел ее раньше, но тогда этот взрослый мужчина был молодым человеком. Он выпивал. Потом у него случилось заболевание, в результате чего он стал как дитя. Кстати, один духовник говорил, что иногда Господь таким образом помогает людям перестать грешить, чтобы им войти в вечность. Чтобы человек мог быть спасен, Господь погружает его в состояние некоего детского ума. Он перестает грешить сознательно. Она его любила, заботилась. Эта забота о другом (как бы эту заботу не пытались маргинализовать в программе) сохранила ее.

Еще раз подчеркиваю – программа создана в обществе, где любовь людей друг к другу если не умерла, то находится в состоянии регрессии, где люди находятся в жестко индивидуализированном состоянии. Сошлюсь на книгу Роберта Кигана и Лайзы Лейхи «Неприятие перемен», где упоминается следующий факт – нейробиологи США на полном серьезе считают, что новые нейронные сети после 20 лет не формируются. Авторы доказали обратное. Если человек выбирает жесткую индивидуалистическую позицию, то ему незачем развиваться, незачем обращать внимание на других. Кстати, вся книга – по сути объясняет человеку то, что православный христианин впитывает с молоком матери. Команду Роберта Кигана приглашали крупные компании и общественные организации, где наступил системный кризис. Они пытались привить работникам идеи, что человек не долен воспринимать себя как единственную величину на этой планете. Книга хорошо ложится на идею покаяния, как она понимается в Православии. Есть проблемы, носящие функциональный характер. Например, сломалась у стола ножка – нужно починить. Но существую проблемы адаптационные. Возникает системный кризис и выйти из него человек может только, если изменит свое отношение к миру. Когда он отнесется к своему сознанию не как к субъекту (тот, кто познает), а как к объекту (то, что познается). Перед человеком встает вопрос – правильно ли я понимаю мир? Может моя картина мира ошибочна? Ставя вопросы человек, добирается до истоков кризиса, охватившего его жизнь. Перед ним открывается возможность что-то исправить. С описания этой книги и начинается 2 часть текста «Преодоление зависимого поведения».

Вследствие жесткого индивидуализма человеку незачем развиваться. Если он готов прислушаться к ближнему, его мозг находится в состоянии постоянного развития (в хорошем смысле этого слова). Люди, живущие с любовью, практически не стареют. Пока человеку есть к чему стремиться, есть о чем думать и о ком заботиться, он живет и развивается. Один специалист реабилитации военнослужащих говорил: хочешь помочь человеку выжить – заставь его заботиться о другом. Это все выходит за рамки ответа. Хотелось отметить, что программа маргинализует фактор заботы о другом, превращая его в патологию и диагноз. Может быть, в США такая форма отношений между людьми является нормой, но в России ментальность иная. Если человек приходит к отрицанию конструктивного взаимодействия между людьми, то сталкивается с вытекающими последствиями – его мозг перестает развиваться. Возможно, отчасти поэтому у людей, прошедших программу, черно-белое мышление. Они практически не способны к разговору о вещах, выходящих за рамками этой идеи.

Еще один комментарий. Опубликована книга, «рекламирующая» принципы 12-тишаговой программы – Робин Норвуд «Женщины, которые любят слишком сильно». Труд данный нацелен на тему не столько химической зависимости, сколько зависимости от отношений. Автор книги великолепно собирает данные, учитывает симптомы, но выводы ее спорны. Робин Норвуд исходит из ментальности, основанной на индивидуализме. Речь о женщинах, которые проваливаются в отношения с мужчинами. Если проанализировать (некоторые из истории разобраны в рамках цикла «Любовная зависимость»), то можно сказать следующее – речь идет о женщинах, ориентированных на модели, а не на живое восприятие ситуации. Либо она заточена на модель успешной женщины. Либо воспитывалась в доме, где были привиты жесткие стандарты поведения при отсутствии самостоятельной рефлексии. Иными словами, когда человек привыкает на ситуации, возникающие в жизни, реагировать как человек, то постоянно развивается. Здесь нужны принципы жизненные. Евангелие дает принципы, но как воплотить их надо думать самим. В Писании не прописано каким образом осуществлять социальное взаимодействие. Но если мы не хотим разрушаться, то нужно следовать этим принципам и законам. Это не повеление. Это предупреждение, что при несоблюдении начнется деструкция.

Когда человек выбирает путь алгоритма (ему так проще), то некоторые структуры психики не развиваются. Пока человек живет в стандартизированной ситуации, он еще способен ориентироваться. Но как только ситуация меняется (человек выходит из родительского дома, переезжает в другой город, переходит на новое место работы), то оказывается в новой для себя обстановке, а механизмов адаптации не выработано. Подобное писал Насим Талеб в книге «Антихрупкость». Отсутствие стрессоров – не есть здоровье. Если ребенка поместить в больничный бокс, где все продезинфицировано, временно он болеть не будет. Но отсутствие болезни – еще не здоровье. Любой контакт с инфекцией обнаружит отсутствие иммунитета.

В каком-то смысле 12-тишаговая программа тоже ориентация на модели. Человека не столько учат жизни, сколько научают втискивать себя в фиктивные модели. Что такое «здесь и сейчас»? Что такое самооценка? Это труднообъяснимые понятия. Получается, что авторы программы пытаются объяснить труднообъяснимую жизнь через труднообъяснимые понятия. Почему женщина проваливается в отношения? У нее не сформировано ядра личности (конкурирующие сети). Любовь к Богу, опора на духовные ценности дали бы возможность и способность понять, что любовь любовью, но есть вещи, через которые нельзя переступить. Наблюдая такую женщину со стороны, мы скажем, что у нее есть чувство собственного достоинства. Такую женщина считают той, у кого есть самооценка. Беда в том, что в программе пытаются скопировать лишь внешнее поведение, игнорируя факт, что основано оно на ценностях, на вере в Бога. Не в абстрактную высшую силу, с которой трудно вступить в отношения. Мы знаем, когда Бог конкретен, возникает понимание и жизненного пути своего. Военные говорят, что без стратегии нет и тактики. Если мы понимаем, что Иисус Христос Сын Божий, тогда понимаем Его слова «как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин 13. 34). Он дает меру любви в своей личности. Мы понимаем, что и мы призваны любить так, как любил Он. Под понятием абстрактной высшей силы может скрываться все, что угодно. Не факт, что человек, обращаясь к абстрактной высшей силе, встретится с Богом. Она будет отличаться от человека, но не являться Божественной. Человек вступает в общение с Люцифером. Эта сила со знаком минус напитывает его темной энергией. Человек может даже бросить пить, но станет фанатиком другой в области.

Если у человека нет вертикали, он с остервенением бросается во внешнюю область, переключается на новый объект. Задача, понимаемая в Православии – дать человеку внутренний центр. Тогда появляется достоинство. Например, Павел Груздев был гоним за Веру. Претерпел заключение. Он увидел женщину, у которой украли еду. Он предложил ей свой хлеб, но она отказалась. Женщина подумала, что в замен хлеба от нее потребуют сексуальных услуг. Павел Груздев был восхищен, что, даже находясь в состоянии голода, эта женщина ставила целомудрие выше физического насыщения. В психотехниках такой настрой пытаются создать не через воспитание личности, а через внешние, искусственные, психотехнические приемы (например, через стимуляцию воображения). Человеку дают уверенность, что он уже достиг всего того, что делает его Человеком с большой буквы. В православной же традиции стимуляция воображения ассоциируется с учением о прелести, приведенным в книге «Аскетические опыты» том 1. Вторая часть главы «Разговор старца с учеником о молитве Иисусовой» посвящена прелести. Люди, имеющие движение духовной жизни, начинают ощущать цельность, умиротворенность, даже блаженство. Люди, не сформировавшие данных навыков в жизни реальной, но желающие пережить нечто подобное, в своем сознании искусственно выстраивают ощущения, словно они их достигли и запутываются в силках воображения. Через некоторое время подключаются падшие духи. Человек верит в собственную святость, исключительность и непогрешимость, но при этом совершает дикие поступки в жизни социальной.

То, что раньше аскеты понимали, как путь прелести, сегодня психология взяла на вооружение. В популистских книгах дают советы – представить, вообразить, что ты уже чем-то обладаешь. Свт. Игнатий Брянчанинов отмечал, что люди, находящиеся в прелести, непреступны для покаяния. На рациональном уровне им невозможно ничего объяснить. Они убеждены в собственной непогрешимости. Это характерно отчасти и для людей, прошедших программу. Подобный пример приведен в ответе о АА «Два примера. Люди проходили программу, но внутренние проблемы давали о себе знать (часть 2)».

Анонимные алкоголики. АА. В отношении дискуссии вокруг движения АА на вопрос, что значит в Православии – исцеление чувств.

Анонимные алкоголики. АА. Правда ли, что зависимый болен прогрессирующей болезнью? Является ли зависимость болезнью?

Анонимные алкоголики. Два примера. Люди проходили программу, но внутренние проблемы давали о себе знать (часть 2)