Психология. Психология. Женщине о концепции созависимости. Ч. 2
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  01.05.2022.



Начало ответа: «Психология. Женщине о концепциях созависимости, самооценке и внутреннем ребенке. Ч. 1».

Продолжая ответ, можно несколько слов сказать о преодолении того комплекса предпосылок, которые некоторые называют созависимостью. В первой части ответа было отмечено, что сам концепция созависимости является спорной.

См. также главу «Созависимость – правомочен ли этот термин?» во второй части статьи «Преодоление зависимого поведения. Ч. 2. Родственникам, близким».

Когда мы понимаем, что, кроме нашей точки зрения на ближнего, существует множество процессов, действующих независимо от нас, – мы предоставляем человеку определённую свободу. Когда же этого понимания нет, нет глубины мудрости, то даже если мы посещаем курсы, где нам говорят, что близкого, любимого человека нужно оставить, возникает болезненная и неприятная для нас ситуация, чувство разрыва, чувство, что мы любимого человека бросили. А это так и есть. Хотя нам твердят, что мы поступили правильно, но душа-то наша не успокаивается. Только если мы понимаем, что существовали объективные предпосылки для того, чтобы несколько отстраниться на время, болезненное ощущения не появляется. Выход здесь в том, что, когда человек расширяет свои представления о мире, обогащает и углубляет внутреннюю жизнь, он начинает понимать многообразие жизненных ситуаций, осознает, что одинаковых ситуаций не бывает. Главная проблема концепции созависимости в том, что она схематична. Может быть, действительно, для человека, который находится в кризисной ситуации, необходимо применить радикальные меры по схеме (подобно тому, как в полевом госпитале, где множество раненых, хирурги решительно ампутируют конечность, пораженную гангреной). Но все-таки душа в этом случае огрубляется, становится механизмом, похожим на другие такие же механизмы. Кстати, говоря о военной хирургии, можно вспомнить эпизод из жизни митрополита Антония Сурожского, когда он был еще врачом. Оперируя во Франции пленного немца, будущий владыка приложил немало усилий и сохранил раненому палец на руке, потому что немец умолял его об этом, так как надеялся, что сможет после войны снова работать часовщиком, как и прежде. Хотя, конечно, отрезать палец, с точки зрения военно-полевых условий, было гораздо быстрее и проще.

Когда человек начинает внутренне расти и развиваться, принимать искру Божию и пропитываться ею, он начинает более тонко и глубоко понимать каждую ситуацию: в одном случае можно спокойно сделать замечание, а в другом – лучше тактично смолчать. Все многообразие ситуаций потихоньку становится понятным, начинает уходить тревога. Соответственно, когда есть понимание, решение вытекает не из тревожности, а из других посылов, ситуация и внешне начинает выправляться.

Завершая ответ, хочется снова подчеркнуть, что сама концепция созависимости и учение, в которое она входит, всё-таки не очень верны. Говоря исключительно о наследственности и врождённой предрасположенности, они не учитывают многие факторы, способные повлиять на личность. Например, ведущая в программе «12 шагов» на первом занятии утверждала, что зависимые люди просто такими родились, такая уж у них биология, но на следующих занятиях рассказывала, как воспитать ребенка, чтобы он не стал зависимым. Причем она сама этого противоречия даже не чувствовала, не замечала.

Для наглядности возьмем положение, в котором часто оказывается современный, зачастую систематически выпивающий, мужчина. С одной стороны – в семье он должен что-то говорить, но его никто не слышит, должен за что-то отвечать, но ни на что не влияет…С него спрашивают, но внутри семьи он не имеет никаких рычагов воздействия …Фактически семьи в России – матриархальные. Одна из проблем современности – утрата женщиной женственности. Начиная решать не свойственные ей проблемы, женщина невольно ожесточается. Нередко, пытаясь как-то компенсировать утраченную женственность, чему-то научиться, что-то восполнить, она отправляется за помощью на всевозможные курсы и тренинги, где легко можно угодить в какие-либо эзотерические сети и ловушки.

Очень хорошо о женственности рассказывала монахиня Нина (Крыгина), психолог, пришедшая в православие зрелым человеком. Она объясняла, что, когда женщина становится агрессивной, мужчина теряет надежду найти с ней общий язык и уходит в алкоголизм. Понятно, что это тоже не выход, и, к сожалению, его тоже никто не учил, что можно предпринять в этой ситуации. Если же на курсах для созависимых женщине внушают, что алкоголизм – это генетическое заболевание и в этом нет и не может быть никакой ее малейшей вины, то ситуация, конечно, только ухудшается. Чем сильнее женщина пытается давить на мужа, тем глубже он уходит в алкоголь. Круг замыкается. Разорвать этот круг можно путем понимания ситуации и путем внутренних изменений, вследствие которых будут происходить изменения внешние.

Чтобы понять, как действовать в каждой конкретной ситуации, нужно развивать в себе какие-то основополагающие принципы: слышать и слушать других, внимать собственной совести. Тогда человек настолько обогащается, расширяет прежние представления, что через некоторое время становится способным решать сложнейшие вопросы.

Напоследок хотелось бы сказать, что любые кризисные ситуации тоже попускает Бог, чтобы мы, столкнувшись с какой-то стеной, пришли к пониманию тщетности собственных усилий, но не для того, чтобы нас принизить, а чтобы нас «развернуло» в конструктивном направлении. Когда человек действительно начинает меняться в соответствии с евангельскими заповедями – тогда начинает появляться какой-то коридор. На эту тему была написана статья «Внешняя жизнь и мир мыслей. ч. 2: Работник и путь посреди трудностей».

Просвет в жизни начинает появляться, когда человек начинает меняться. Если при этом он еще читает Псалтирь и Евангелие, и ум его просветится и станет способным видеть ситуацию в истинном свете, тогда и поступки человека будут более конструктивными. Например, некоторые из тех людей, кто начал читать регулярно «Чин пения 12-ти избранных псалмов», отмечали, что происходят перемены вовне и внутри, что невыносимая ситуация начинает улучшаться, проясняться. Точнее, возникает более спокойное и осознанное отношение к ней: «пули бьют, но ты в бронежилете, и они тебя не пробивают навылет…» Псалмы так напитывают душу человека, что в критической ситуации человек не теряет самообладания. Господь дает понимание ситуации – и внешних обстоятельств, и своего внутреннего состояния. Приходит осознание, что будет, если поступишь так или иначе.

Чтобы полностью прочесть чин 12-ти псалмов, нужно приблизительно 45 минут. При недостатке времени можно сократить, не читая повторяющиеся между псалмами молитвы с «Трисвятого» по «Отче наш», или же прочитывать чин не за один день, а за два-три.

Небольшое дополнение о созависимости. В цикле бесед для родственников зависимых людей, начиная с пункта 3, речь идет именно о концепции созависимости, ее «уязвимости», о том, как все же вести себя, если ваш близкий человек имеет какую-то зависимость, ведет себя неадекватно. Все материалы, и аудио, и тексты, собраны в посте «Родственникам зависимых: справедлива ли концепция созависимости?» (лекция иеромонаха Прокопия). Так же в данный раздел включена лекция другого автора «Любовь и нейрофизиология», где речь идет о том, что выход заключается в любви, а в концепции созависимости происходит подмена понятия «любовь» понятием «внушаемости». Человек, не имеющий мировоззрения, неизбежно подчиняется внешнему влиянию. Далее скажем , что проблема не в том, что человек кого-то любит, а в том, что не знает, как выразить свою любовь, и, например, пытается контролировать и звонить каждые полчаса. Когда такой человек приходит на курсы для созависимых, ему могут сказать про ассертивное поведение – поведение, предполагающее отстаивание своей точки зрения. Сама проблема от этого не исчезает, она просто переводится в другую плоскость. У человека нет определённой картины мира, вертикали, четкого понимания жизни – и на этом фоне он начинает развивать ассертивность, которая превращается в тупую агрессивность. Он начинает навязывать свою линию поведения окружающим.

Про ассертивность, а также про спорность рекомендаций, существующих в концепции созависимости, рассказано в статье «Преодоление травматического опыта, христианский и психологический аспекты». Ч. 4.3.

Там приводятся истории нескольких девушек, у которых было очень трудное детство, и на их примере показано, как они выходили из кризисного состояния путем духовного развития, обогащения. Содержатся также комментарии к этим историям, а в части 4.2 – обоснование того пути, который они воплотили. Первая история была написана девушкой, у которой пил папа. Она искала ответы на свои вопросы в разных книгах, в т.ч. и в концепции созависимости. Но ответ приходит, когда мы действительно начинаем вникать в то, что говорит нам Господь через Священное Писание, через обстоятельства нашей жизни, начинаем смотреть, что происходит в мире, что говорят нам люди. И мы начинаем понимать, что помимо нашего взгляда на мир есть и другие взгляды, а то, что мы придумали о своем пьющем родственнике – неправильно. Нельзя вести себя так, как ведём себя мы, иногда нужно отстраниться, но не ради самоотстранения, как это часто советуют на группах «для созависимых». Надо понимать, что есть Промысел Божий, что у другого человека есть совесть, что у него есть жизнь, что Господь печется и о нем, а мы не можем и не должны пытаться стать «всем» и играть роль бога в жизни другого человека.

В качестве постскриптума можно посоветовать посмотреть выпуск программы «Парсуна» Владимира Легойды с участием Юлианы Владимировны Никитиной. Она является исполнительным директором центра святителя Василия Великого. В этом центре проходят социальную адаптацию сложные подростки из сложных семей – ребята, имеющие опыт употребления и торговли наркотиками, конфликты с законом. Они умеют манипулировать другими людьми, могут создавать ожидаемый образ, понимая, какими их хотят видеть, прикидываясь ангелочками. Опираясь на концепцию о созависимости и прочие теории, педагоги центра не смогли бы помочь подобным детям, а между тем 80% всех прошедших реабилитацию в этом центре успешно социализируются, порывают с преступной жизнью, заводят семьи. В основе подхода к таким людям лежит любовь, но любовь «зрячая», осмысленная: насколько поможет человеку та или иная наша конкретная реакция на его конкретный поступок. Например, в наказание за то, что ругается матом, подросток должен выучить стихотворение. Однако это ни в коем случае не должно быть стандартной схемой на все случаи жизни. Скорее взамопроникновение в ситуацию, если так можно выразиться, хотя это слово здесь слабо отражает суть. Перед ребятами ставят задачи, но и доверяют им, помогают найти свой путь в жизни. Первые месяцы человек отвыкает от криминального образа жизни, употребления наркотиков. Но это еще не достижение цели. Важно выработать новый подход к жизни, понять недопустимость насилия, научиться общению с людьми.

Если интересно, подробнее обо всем можно узнать из лекций и статей «Родителям и детям о воспитании» (иеромонаха Прокопия (Пащенко)). Там есть ссылки на статьи ч.4.2 и 4.3, посвященные принципам работы центра святителя Василия Великого. В определённом смысле совокупность этих принципов, их разноплановость и многогранность может помочь в поисках решения, как следует вести себя с зависимым человеком.

См. также беседы, указанные выше, начиная с 3-го пункта.