Анонимные алкоголики. Программа АА/АН. Два примера. Люди проходили программу, но внутренние проблемы давали о себе знать. Ч. 2
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  03.02.2023.



Начало ответа – «Программа АА/АН. Правда ли, что зависимый болен прогрессирующей болезнью? Является ли зависимость болезнью?»

В качестве иллюстрации приведу два примера. На них видны болевые точки, остающиеся у тех, кто прошел программу.

Довелось общаться с одним мужчиной. Он был запойным алкоголиком. Просыпался понятно где и непонятно с кем. С алкоголизмом начал бороться. Стал посещать программу АА. Попросил у товарища денег для бизнеса. Бизнес они начали вести вместе. Стало получаться. Не зря говорят, что дьявол кроется в деталях. Совместный бизнес стал сопровождаться дискуссиями на тему веры.

Прокомментирую. Стоит отметить, что весьма спорной кажется следующая идея АА – раз они говорят о высшей силе, то неминуемо приходят к Богу. Человек приходит к Богу вследствие участия в программе, если живет на территории России. Здесь высшая сила у большинства населения ассоциируется со Христом. Но совершенно не факт, что так обстоят дела по всему миру. В частности, в статье священника Максима Плетнева показано, как люди посредством доктрины АА приходят к оккультизму. Высшая сила, в Штатах, например, у многих ассоциируется с Люцифером. Одна из пропагандистов данного учения в России, являющаяся православной христианкой и занимающаяся реабилитацией наркозависимых, признает высшей силой – Христа. Тогда почему сразу не обозначить этот момент? Характерна некая двойственность положения в том случае, если группа собирается под крышей Храма, но при этом полное отсутствие вопросов, если собрание проходит на светской площадке. Ситуация двоемыслия (собрание в Храме, но размышления далеки от Бога) описана Джорджем Оруэллом – министерство, которое заведовало пытками, называлось министерством любви.

Примечательно, что ситуация начинается с неправды. В Штатах состоялись суды, признавшие программу религиозной. То есть АА позиционирует себя, как светскую идею, но в определенных случаях (с целью привлечения верующей аудитории) ее адепты признают религиозный компонент. Так религиозна программа или нет? Есть такое предположение, что попытка признать программу светской имеет целью проникновение в светские учреждения, где по приговору суда людям назначается прохождение определенного количества часов. Например, человек совершил ДТП в нетрезвом виде и приговор суда назначил некое количество часов собеседований в программе АА.

Возвращаемся к примеру. Для простоты – человека, проходящего программу, назовем Антоном. Православного Христианина – Петром. Петр крупный инвестор. Он пережил многочисленные кризисы и остался на плаву. У него, кстати, была очень интересная история обращения к Богу. 2008 год. Рушатся рынки. Потеря активов. Еще немного и он потерял бы все. Он был в одном шаге от чего-то страшного. Уже был готов. Ему становилась понятна логика самоубийц (как ему казалось). На каком-то этапе он взвыл. Психика не выдерживала. Сам собой из глубин вырвался вопль – Господи, моя жизнь в Твоих руках и делай с ней что хочешь. Предаю свою жизнь Тебе. И после он этого успокоился. Началось движение. Он приехал на Соловки. Крестился. Трудности были. Трейдинг – каждый день, как на плахе. Ты зарабатываешь, но можешь в одно мгновение потерять все. Как-то Господь стал его поддерживать. Несмотря на тяжелейшие кризисы у него внутри пульсировала некая духовная жилка, которая подсказывала как и куда совершить следующий шаг. Примечательно, до принятия Православия он был агрессивной финансовой акулой. Мог быть безжалостным. Даже бесчеловечным. Напряжение накапливалось. Он ездил по миру, но это не помогало. Приняв Православие, он заметил, что напряжение стало спадать. Радость появилась в жизни. Он понял – через Исповедь и Причастие он приближается к смирению. Смирение для многих людей ассоциируется с пассивностью, но это не так. Смирение до Православия он понимал через серфинг, например. Открывается возможность пойти на доске по нескольким волнам. Но ты заранее не знаешь какая волна будет нести, а какая умрет, то есть потеряет инерцию. То есть входя в ситуацию, как «хозяин мира», ты не можешь выбрать волну. Но смирившись внутренне человек начинает чувствовать нечто такое, что позволяет совершить правильный выбор. Что-то помогало совершить тот шаг, который позволил остаться на плаву. Его компаньон (он не показывал высоких результатов, а иногда по его вине компания несла серьезные финансовые потери) говорил, что тот зря тратит время на молитвы, когда нужно читать финансовые отчеты. Петр жил разносторонне. И детям себя отдавал. И радоваться жизни умел. Молиться успевал и не считал пустой тратой времени.

Будучи неофитом, Петр пытался поделиться своим опытом. Он говорил правду. Когда человек приходит к Православию многие проблемы начинают решаться сами собой. Человеку становится радостно жить. Он начинает видеть красоту. Рождается изумление перед жизнью. Пропадает чувство апатии, когда тебе ничего не хочется. Иногда он такие вещи ненавязчиво высказывал Антону, но тот был против идеи Бога (в любом виде). Когда Петр выздоровел после ковида, то Антон язвительно отметил – Боженька помог.

Кстати, к вопросу о приходе адептов АА к Богу. Один человек, проходивший реабилитацию, отмечал, что был единственным посетителем часовни, расположенной на территории Центра. Справедливости ради отмечу, что он еще до процесса реабилитации был Православным Христианином.

Если участники АА и приходят в храм, то остаются в основном только те, у кого был семейный опыт, опыт самопожертвования (по мнению пропагандистов, упомянутых выше). Если человек приходит к Богу и воспринимает Его, как высшую силу, которая должна помочь избавиться от алкоголизма, где же здесь поиск Истины? Когда мы ищем во Христе Истину, понимаем, что за Ним надо идти, даже когда ты идешь по терновнику и сталкиваешься с трудностями. Как новомученики священники и миряне в годы гонений за веру кровью засвидетельствовали свою верность Христу. Человек, пришедший в Церковь искать чего-то кроме Христа, перед лицом трудностей отпадает. Святые отцы говорили, что пришедшему к Вере дается предваряющая благодать. Человек вдруг испытывает полноту благодати, которую святые получали вследствие больших своих трудов. Они очищали свою душу, избавлялись от страстей и становились способными получить Божественную благодать. А человек в самом начале своего пути получает это даром и несколько лет просто летает, как на крыльях. Ему легко поститься. Легко молиться. Об этом писал протоиерей Владимир Воробьев в работе «Покаяние, исповедь, духовное руководство». Эта тема поднята в беседах «Горение сердца» (на основе бесед создан одноименный текст с подолнениями; «Горение сердца») , проводимых в реабилитационном центре. В это время словно само собой все получается. Страсти словно отступают. Человек понимает – Господь его простил и избавил от страстей (бывает, что страсти его и не трогают). Человек всем естеством постигает – Бог есть. Потом Боженька ставит его на ножки. Иначе он так и не станет самостоятельным. Теперь надо учиться ходить самому. И вновь становится тяжело. Еще вчера всех хотелось любить, а сегодня просыпается ко всем неприязнь и тебе надо бороться с этим, но уже с помощью Божией. Теперь ты знаешь о молитвах, Исповеди и Причастии. Знаешь о святых отцах. Понимаешь зачем нужен духовник. И теперь тебе с помощью тех инструментов, о которых ты узнал, нужно побеждать свои страсти, свои немощи. Если люди еще будучи в браке, например, привыкли смирять свои желания друг перед другом, то придя в Храм и столкнувшись с определенными трудностями во время духовной жизни, по любви к Богу могут преодолеть их. Те, кто пришел искать комфорта или «таблетку» от алкоголя перед лицом трудностей могут отпасть.

Антон ходил на курсы АА и Петру, как компаньону говорил, что тот напряжен. Упоминал о необходимости расслабиться, выговориться. Многие давали советы изменить супруге. Дескать верность делает его напряженным, а надо жить полегче (не будем расшифровывать этот момент). Петр же считал своего компаньона другом. Ввел его в круг личной жизни (дни рождения, праздники, на которые не принято звать всех, кого знаешь по работе). Петр так же приглашал одного знакомого священника. При всех Антон (игнорируя общение за столом) начал дискуссию, обратил внимание на себя и предъявил претензии священнику. Ситуация сама собой разрядилась. Антон обиделся, ведь его не поняли. Он ушел. Во время совместных мероприятий, когда присутствовал священник, Антон позволял себе достаточно агрессивные выпады, но и это покрывалось любовью поскольку батюшка дружил с Петром. Все разрешалось шуткой. Потом пути Антона и Петра разошлись. Антон выдвинул свою версию происходящего – его уничижали, ставили в подчиненное положение, заставляли слушать рассказы про веру (а пресечь эти разговоры не мог, поскольку опасался не получить денег для бизнеса). Его версия полностью противоречила Истине. На самом деле он был другом. Он позволял себе такие вещи, которые малопозволительны. Все понимали, что это близкий человек, а от близкого можно и потерпеть.

Разговоры по поводу АА ни к чему не приводили. Антон стал мрачнеть. Внутреннее напряжение и хаос, которые человек пытается закрыть улыбками, тренингами, время от времени прорываются наружу. Следующая претензия – его не устраивает зарплата, хотя материально он был неплохо обеспечен. Надо сказать, что Антон на предприятии работал руками, а продвижением занимался Петр. Помогали его связи. Договоренности. Поиск каналов. Антон сам увеличил себе зарплату. Петр предложил пересмотреть доли бизнеса (уже не 50:50, а другая процентовка). Надо сказать, что поступил Петр по-христиански. Когда другой человек просил у него денег, он же мог назначить свои бесчеловечные условия, немыслимую ренту, каннибальский процент (как раньше были барщина и оброк). Он мог воспользоваться тем, что у человека нет выхода. Не хочу делать акцент, что прав Петр, потому что он Православный. Говорю, как есть. После этой ситуации Петр сделал вывод, что в будущем, если он решит организовать совместный бизнес, то для всех будет лучше, если основные положения четко прописать в документации. Петр не утратил верю в людей. Он просто оставил ситуацию на волю Божию. Антон предложил вернуть те деньги, что брал у Петра (сумма была взята два года назад). Вернуть сумму без учета инфляции и личного вклада Петра трудом и временем. Петр же сказал, что его труд не имеет значение, когда Антон ставит себя в такое опасное положение. Вся его жизнь сейчас на кону. Антон признавал, что лучшего партнера уже больше не будет в его жизни. Он считал себя правым. Но спать ночью не мог и в уме постоянно спорил с Петром (в том числе и о вере).

Здесь остановлюсь и прокомментирую известный психологический прием отмены предписания. Если ребенок с точки зрения психолога был травмирован, он должен вообразить свою мать и сказать ей, что он человек достойный и выбирает жизнь сам. Этот момент был хорошо описан у святых отцов. В книге «Моя жизнь со старцем Иосифом» отец Ефрем рассказывал, что приехал на Афон по любви к старцу Иосифу Исихасту. На каком-то этапе у него стали появляться хульные мысли в отношении отца Иосифа. Понятно, что это инфернальное воздействие, чтобы отбить ученика от наставника. Поначалу отец Ефрем пытался с этими мыслями спорить. Действительно, если брань несильная, то можно иногда помыслам противопоставить конструктив. Например, прп. Иоанн Лествичник говорил – держи незабвенными добродетели духовного отца и когда демоны начнут в твоем уме хулить его (мысль высказана своими словами) восставь в памяти эти добродетели. Один духовник говорил, что мыслям удается нечто противопоставить, если брань несильная. Но бывает иначе – словно бульдозером раздвигают твой ум, сердце, чувства, в тебе открывается кран, из которого начинает литься матерная брань на все, что тебе дорого. Здесь уже не надо бороться с помощью интеллекта. Игнатий Брянчанинов в главах «Первый образ борьбы с падшими ангелами» и «Второй образ борьбы с падшими ангелами» книги «Приношение современному монашеству» запрещает вступать в полемику с помыслами. Необходимо сосредоточиться на молитве. Демон живет много тысяч лет и все равно человека переспорит. Те, кто считает, что Демона нет – безрассудно смелы. Тот, кого нет, тебя переспорит. Тот, существование которого ты отвергаешь, тебя переспорит. Отец Иосиф дал совет своему духовному сыну, то есть отцу Ефрему, не противоречить мыслям, а сосредоточиться на молитве. Задача демонов оторвать человека от молитвы. Какое-то время отец Ефрем еще пытался действовать по-своему. Случилось то, о чем отец Иосиф предупреждал. Он переключился на «бубнежку». Есть люди, кто ходят и бормочут себе под нос, спорят со своими мыслями. Демонам этого и надо. Их задача втянуть в диалог с собой, оторвать человека от всего конструктивного, от молитвы в том числе. Но потом понял, что в этом и состоит уловка, отец Ефрем стал переключаться на молитву.

Практика предписаний не работает. На самом деле неприязнь и гнев побеждаются любовью. Когда человек нас в чем-то критикует, мы с ним говорим по существу, если тот готов внимать нашим ответам. Если мы стоим на Истине и поступаем по совести, у нас есть внутренняя убежденность, что мы говорим не пустые вещи. Чувство собственно правоты основано не на эго, а на приобщении к Истине. Посыл постоянно думать об этом человеке побеждается любовью. Получается, что этих бессонных ночей нет. Начиная практику отмены предписаний, человек втягивается в болезненную историю. Прп. Иоанн Лествичник говорил, что знал гневливых монахов, которые спорили «как наседки» будучи в своих келиях. Речь вот о чем. Если подойти к келье подобного аскета, то слышно, как он спорит с тем, к кому у него чувство неприязни. Человек живет один, но гнев распирает настолько, что он яростно ведет дискуссию и даже не в уме, на языке. Все бы решилось, начни он молиться за обидчика. Господи, Крестом Твоим удали от меня страсть неприязни, помоги мне полюбить моего обидчика, спаси меня его Святыми молитвами. И брань заканчивается. Ты прощаешь человека. Ведь простить человека можно даже тогда, когда он неправ. Прощая его ты не подтверждаешь, что его идеи верны. Мы не санкционируем зло, не соглашаемся с ним, но мы говорим, что не обязаны рушить свою жизнь, заражать себя гневом.

Здесь можно привести пример Василия Ломаченко. Это, кстати, православный христианин и боксер, аналогов которому нет в истории бокса. Первый свой бой на титул чемпиона мира он проиграл (говорят, что его противник использовал подлые приемы). Так сложилось, что у Василия был технический проигрыш (нокаута не было). Зрители понимали, что противнику победа досталась нечестным образом. Василий рассказывал (документальный фильм «Team LOMA (команда ЛОМА)», что первое время после поражения он просто бредил идеей реванша. Тренировался и имел желание встретиться с тем, кому проиграл. Развиваясь, он вышел на такой уровень, где противник перестал быть интересен. Во всех направлениях. Финансово. Карьерно. Он перерос эту проблему. Так же, если кто-то нас критикует. Человек имеет свою точку зрения. Но развиваясь конструктивно мы эту проблему перерастаем. Когда человек начинает практиковать отмену предписания, то остается на своем уровне и не может идти дальше. Он постоянно спорит. Это характерно для протестантов.

На тему реабилитации наркозависимых есть замечательный фильм «Повторяющие реальность». Трое подростков оказываются в одном и том же дне. Возможно, это некая метафора состояния дереализации – состояния, при котором человек испытывает изменения окружающего мира. Часто идет в комплексе с деперсонализацией (изменение ощущения самого себя) и депрессией. Человек воспринимает свою жизнь словно мультфильм, который он видит со стороны и при этом ничего не чувствует. Очень тягостное состояние. Человек себя ощущает отделенным стеной от реальной жизни. По этой причине люди принимают наркотики, участвуют в экстремальной активности, чтобы пробить эту пленку отчуждения. Ты словно застрял жизни. Ты погружаешься в болото. Ничего не происходит. Это же состояние в виде метафоры – люди попали в кольцо, которое повторяется раз за разом. Каждому нужно решить свою проблему. Девочка приходит к папе. Она не может войти в палату. Отец ее изнасиловал. Она, по всей видимости, не может его простить. Каждый вечер отец умирает. Однажды она заходит в палату и говорит, что в ней нет ненависти. Она должна это сказать, иначе не сможет идти дальше, ее жизнь не выйдет из застрявшего состояния. Здесь нет отмены предписаний. Она сколько угодно могла сидеть на тренингах и говорить, что отец был неправ в отношении нее и искалечил ее жизнь. Но прощая отца она развязывается с этой историей. Двое ребят поняли, что день повторяется не с проста. Третий же пошел во все тяжкие. Раз день повторяется, то и убийство ничего не изменит, ведь день перейдет на новый виток и тот, кого он убил вчера, будет сегодня жив.

Так же и Антон. Если бы он мог поступить по любви. Ну не верит Антон в Бога, а Петр верит. Ну и все. У каждого есть свой набор мнений. Мысли разные. Но мы можем вместе строить бизнес. Созидать совместную историю исходя из того, что у нас есть общего. Не факт, что после разрыва отношений эти бессонные ночи закончатся. Один монах рассказывал, что хотел уйти из монастыря. У него была ненависть к духовному отцу, ей казалось, что Бог молчит. Бессонные ночи. Кстати, опубликованы ответы, которые готовил по данному поводу (на момент написание данного ответа пока не переведены в текст).

293.1.Кризис. На вопрос про кажущееся молчание Бога и молчание духовника (не отвечает на вопросы).
293.2.Кризис. Готовилась к работе, но не смогла устроиться. Бессонница от переживаний (см. 286).

Кажется, что Бог молчит. Духовник молчит. Там эта история приведена. Он яростно спорил в уме со своим духовником и не мог спать. Он хотел было разорвать с духовником отношения. Даже поговорил с другим священником, чтобы тот стал его духовным отцом. Но потом монаху стало понятно (открылось внутри), если он сейчас эту ситуацию не пройдет как надо, то на всю жизнь застрянет в этом состоянии (по аналогии с фильмом «Повторяющие реальность»). Раз такое искушение настало, надо его пройти так, как Господь хочет, чтобы ты его прошел. Со временем он понял, что основа бессонных ночей – самолюбие. На каком-то этапе он пришел к очевидным вещам. Да, духовник не может ответить на все твои вопросы. Он не может жить так, как тебе думается правильным. Но вы можете взаимно покрывать друг друга любовью. Ты будешь покрывать духовника в его немощах. Он будет покрывать тебя в твоих немощах. Ты можешь брать от него то, что он может тебе дать – любовь, понимание, готовность выслушать в любое время на Исповеди. Бери это и будь благодарен, ведь у тебя есть человек, которому ты можешь открыться. Да, он тебе не расскажет, как отнестись к тем или иным вещам, но ты можешь освободить свою душу от гнева в Исповеди. Твоя душа, освободившись от гнева, получит возможность понять то, что было непонятно. Этот монах стал священником. Со временем понял, что не нужно гневаться на своего духовника, если он не может дать ответа. Даже если он молчит, то по твоему смирению в уме появляется мысли как решить ту или иную ситуацию.

На прощание Петр посоветовал следовать духовным законам, тогда бизнес не лопнет. Но встав на опасную дорогу, может произойти все, что угодно. Началась вторая волна локдаунов. Возврат денег был отложен. Петру это оказалось безразличным. Он пошел дальше. Конечно, жаль, что человек выбрал такой путь. К чему это? Технологии АА не дали человеку мира души. Здесь можно вспомнить статью профессора Короленко и академика Дмитриевой «Психодинамика сект». В работе секты описаны не сточки зрения внешней атрибутики, а с позиции психологических механизмов. Один из них – сакрализация психологии, то есть отношение к психологическим инструментам, как к священному принципу. Тогда психология возводится на статус ей не свойственный. Вера в то, что с помощью психологических методик можно достичь высших состояний, озарений и так далее. В АА тоже читается этот момент. Люди, которые вчера еще не отличались трезвостью, начитавшись популистских брошюр, написанных на языке имитирующий психологический, начинают размышлять о психологии, Фрейде, инстинктах. Но ведь у них нет никакой реальной базы для ведения подобных разговоров (никого не хочу обидеть). Один миссионер отмечал, что знание, падающее на «сырые» мозги, сводят человека с ума. Он в пример приводил времена активного продвижения гербалайфа (то же своего рода секта, финансовая пирамида). Он отозвался на призыв поговорить женщины со значком «Хочешь похудеть – спроси меня как». Он увидел, что идеи клеточного питания свели женщину с ума. Женщина от сохи, простая. Человек с медицинским образованием сумел бы адаптироваться к подобному знанию. Да, для одних людей это актуально, а для других – нет и вот по таким причинам. При отсутствии у человека контраргументов идея клеточного питания просто потрясает и становится доминантой, буквально сводя с ума. Так же сектантские идеи, которые человеку сообщают чувство превосходства.

Второй случай. Женщина советовалась со священником по поводу АА. Она проходила программу совместно с супругом. Муж так же участвовал в программе ВДА (взрослые дети алкоголиков). Человеку более 40 лет. Он до сих пор ходит на группы ВДА. Если бы программа помогала, вопрос давно был бы решен. Его учили проговаривать свои чувства. Когда на душе поднималась некая боль, он начинал говорить (как это было с Антоном). Кому проговаривать? Жене. И не важно спит она или чем-то занята. Говорил часами, выливал на нее свой гной. Если она не хочет слушать – она плохая жена, она не дает жить по программе, не дает выздоравливать. Семейная жизнь рушилась. Попытки священника донести мысль, что разрушение семьи связано с «пропитыванием» членов семьи идеями АА ни к чему не привели. Эта программа жестко индивидуализирует, акцентируя внимание на себе самом. Важно лишь собственное психологическое состояние, которое человек (не имея базы) начинает интерпретировать в русле достаточно упрощенных формулировок. Эта женщина попыталась психологически решить свои проблемы с мужем. Стала смотреть видео про «нарциссов». Священник отвечал на эти вопросы. Упоминал о необходимости перестать навешивать на супруга диагнозы. Как найти с ним общий язык, называя его «нарциссом»? Примечательно, описывая свою семейную жизнь, эта дама не применяла категорий общекультурных. Что это такое? Она Женщина. Ей нужно найти взаимопонимание. Нужно сохранить любовь. Все описывалось в терминах – принять на себя ответственность, поднять самооценку. Она спрашивала на счет аффирмаций (о них было сказано выше). Совету священника женщина не вняла и отправилась на курсы. Сама идея созависимости ложная. Подчеркну, что у человека не было основы для адекватного ответ на те психологические постулаты, что выдаются программой за норму. Примечательно, что ее муж высказал достаточно здравые и понятные претензии, послужившие основой для развода. Не было любви. Действительно, откуда ей взяться, если все внутрисемейные отношения разбираются не с общечеловеческой позиции, а исходя из психологических замороченных схем. Священник пытался объяснить, что нужно учиться слушать совесть, общаться с мужем. Батюшка предложил начать вести дневник, чтобы увидеть разницу между состоянием до и после. Выяснилось, что дневник она ведет и прислала страшный, пугающий скан. Дневник, составленный из вопросов, канализирующих мышление в определенном направлении. Задача дневника в чем? Человек формулирует свои мысли. Пытается разобраться в том, что происходит. А здесь (в таком дневнике) все вопросы за тебя продуманы «автором». Тебе не надо даже погружаться в свой внутренний мир. Ты на поверхностном уровне ставишь галочки и считаешь, что провел самоанализ.

Она задавала вопросы на счет своего сына. Повторяться не буду. Этот ответ опубликован. «Семья. Молился о браке, если не складывается, собирается идти в хаотизированный интим. О программе 12 шагов (АА/АН)».  Он тоже проходил программу АА и решил жениться на девушке, которая даже не закончила школу. С одной стороны, он хотел перестать жить в интимном хаосе. Но с другой, если жениться не удастся, то он пойдет во все тяжкие. Такое отношение к Богу, возможно, и обусловлено тем, что внедрено в сознание программой АА.

Женщина эта написала священнику, чтобы он навсегда прекратил (и этим напомнила Антона) свои размышления о программе, в которой он ничего не понимает. Может быть, люди в программе проходят тренинг относительно тактики поведения в случае критики в их адрес (на подобии того, как это происходит в сектах). У сайентологов любой, кто пытается до тебя достучаться, объявляется подавляющей личностью и уже не грех с ним сделать что-то страшное. Дама отметила, что священник наносит ей травму, вынуждая слушать свои размышления. Она словно забыла, что сама спрашивала. В случае неудобного ответа человек просто вычеркнут из жизни. Подобная позиция выглядит следующим образом: если я к тебе обращаюсь и ты мне даешь поддержку и ответ – мы дружим, если что-то идет не по моему плану – я тебя не знаю. Но ведь настоящая дружба и настоящая любовь возможны, когда мы сталкиваемся и с отличной от нашей точкой зрения. Любящий нас человек может нам сказать, что мы поступаем неверно. Иногда это бывает больно и обидно, но любовь призывает нас смириться. Не берем патологические случаи, когда люди, имитирующие любовь, начинают нами манипулировать используя данную идею. Сейчас рассматриваем нормальную ситуацию. Человек, который заточен на эгоизм, не способен сосуществовать с людьми. Он может контактировать только с теми, кто ходит на группы. Но вне этого кружка человек становится агрессивным, деспотичным (по крайней мере есть такая вероятность). Он навязывает свою точку зрения. И если с ним кто-то не согласен, то жестко реагирует в ответ.

Женщине и ее сыну был дан совет прочесть книгу Марка Льюиса «Биология желания. Зависимость не болезнь». Началась волна страха. Она испугалась, что после чтения сын разочаруется в АА, а разочаровавшись в АА, уйдет из программы и станет употреблять. Но ведь Истина освобождает. Если же человек цепляется за что-то свое, полагая, что это (то, за что он цепляется) и есть полнота истины, если он не хочет слышать ничего иного, он замыкается в своей доктрине. Помочь ему крайне трудно. С окружающими людьми он поддерживать отношения не способен. Он постоянно наталкивается на точки зрения отличные от своей, а вот конструктивно по-человечески вести диалог там, где слышит иные точки зрения, он не умеет. Начинается агрессия. Дискуссии. Нападки. Он чувствует себя более или менее комфортно только в кружке «своих». Формируется процесс, который очень напоминает сектантский. Все находящиеся вне кружка и программы объявляются непросвещёнными, недоразвитыми. А все, кто в кружке – просвещенными и познавшими.

Кстати, ты сама отмечаешь, что, начав читать Марка Льюиса, поняла, что мозг пластичен. Ты обратила внимание, как меняется восприятие в лучшую сторону. Вместо того, чтобы жалеть себя ты научилась переключаться, думать о хорошем, благодарить. Хотя раньше очень любила страдать и доводила себя специально до истерик и слез.

Понятно, на двух историях нельзя основать серьезных выводов. Выборка слишком мала. Но они показывают, что многое в программе только лишь декларируется. Свобода. Открытость. У программы нет реальных инструментов для достижения этих целей. Конечно, здесь можно возразить и сказать, что человек может вложить в доктрину и свое содержание. Если у человека есть столь большой жизненный опыт, он перестает нуждаться в методических рекомендациях программы. Актуален в данном случае вопрос – помогает сама доктрина или то содержание, что человек влагает от себя?

В отношении двух историй можно логическую точку обрисовать. На психологизмы АА можно посмотреть, как на некие металлоконструкции, которые позволяют выбраться человеку из болота. Они неверны и говоря это я не высказываю согласия! Просто, возможно, так задумано в системе. Кстати, чем отличается психология от психологизма? Виктор Франкл в книге «Воля к смыслу» писал о стремлении некоторых специалистов упростить человека. Он говорит, что сравнение человека с компьютером в каких-то смыслах может быть адекватным. Ошибкой будет утверждение, что человек – это только компьютер. Человек шире компьютера, но некоторые моменты психики можно описать с помощью этой аналогии. Когда ученый забывает, что человек глубже и шире того, что можно сказать с помощью науки, тогда биология превращается в биологизм, а психология в психологизм. Так вот человек выбрался из болота. Ему хочется создать семью. Работать. И что? Ему и дальше по жизни ходить с этой пристегнутой к нему металлической лестницей, при помощи которой он выбирался из болота? На эту ситуацию можно посмотреть, как на систему психологических рычагов с помощью которых человек пытается перенаправить то психологическое напряжение, которое в нем нарастает. В предыдущей части упоминал про аддиктивную систему. Она характеризуется тем, что толкает человека в измененное состояние сознания. Мишенью является не само конкретное вещество (алкоголь или наркотики), а аддиктивная система. Она производит напряжение психологическое и человек напивается. Здесь же с помощью психологических рычагов внутренний гной идет по другому каналу – человек не напивается, а начинает проговаривать чувства своей жене, доводя ее до истерики. Аддиктивная система никуда не делась.

В некоторых работах приводил выдержки из тоненькой, но очень ёмкой по смыслу книжечки «С чистого листа». В этой книжечке приводятся истории людей, живших на подворье Свято-Елисаветенского монастыря, что – в Белоруси (подворье находится в деревне Лысая Гора). На подворье находят приют живут люди, освободившиеся из мест заключение, люди с наркотическим, алкогольным, преступным прошлым. Описан случай Александра, который читал Блаватскую. Он был конфликтным. Фанатично относился к спорту. По временам он впадал в такую иступленную ярость, из которой не мог выйти и глушил себя водкой. Действие аддиктивной системы приводило к тому, что человек напивается. Чем человеку поможет объяснение, что это действует в нем болезнь?

Эта история вместе с прочими мыслями, комментирующими ее, приводится в главе «“Тирания мозга” может корениться в позиции, которую человек занимает по отношению к самому себе, другим людям и миру» из текста из текста «Тирания мысли и алкоголь: О выходе из состояния “тирании мысли” и преодолении того, что толкает человека к алкоголю».

Он напиваться перестанет и начнет канализировать свои эмоциональные состояния в другую сторону, но сама «фабрика» по их производству останется со всеми вытекающими последствиями. Человек и дальше будет совершать ошибки по жизни. Но с помощью доктрины АА его проступки будут переинтерпретированы таким образом, чтобы человек не воспринимал их как ошибки.

Здесь можно провести одну аналогию. Жан-Клод Ларше в книге «Духовное бессознательное», анализируя работы Карла Юнга и описывая почему эти работы для православных христиан неприемлемы, отметил, что с точки зрения Юнга достижение в целом психического здоровья необязательно. Достаточно, чтобы человек, начавший практиковать данные подходы, считал себя выздоровевшим.