Особые дети. Особые дети. Детский аутизм. Ч. 2
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  07.06.2023.



Ты рассказывала, что иногда приходилось слышать, как сын, оставаясь наедине, издаёт какие-то звуки, что производит впечатление человека, отрешённого от действительности. Когда сыну стало хуже, когда стали появляться явные признаки аутизма, муж сказал, что не сможет этого принять.

Начало см. в ответе «Детский аутизм».
Беседы «Особые дети среди нас»: Беседы 1–4Беседы 5–8.

То, что я скажу первым пунктом, нельзя в полной мере отнести к твоему случаю, но тем не менее. У доктора Вячеслава Боровских, среди его выступлений на радио была беседа о неврозе. Он, в частности, рассказывал про истерический невроз и приводил в пример случай, при котором всё выглядело так, будто это был приступ эпилепсии, но это не было эпилепсией. Стоило мужу выйти из комнаты, приступ сразу прекращался. Приступ происходил, только когда был «зритель». Сейчас мы не разбираем, что такое невроз. По версии Вячеслава Боровских, если поначалу человек волен выбирать – запускать или не запускать (подобную реакцию?), то со временем она настолько закрепляется, что это начинает происходить помимо желания человека. Такое бывает в жизни, но неизвестно, насколько это применимо к твоему случаю. Сейчас не об этом.

По поводу мужа. Многие высказывают мнение, что особенные дети очень чувствительны к состоянию окружающих. Одна знакомая, которая занималась с такими детками, говорила, что они мгновенно считывают твоё состояние, трудно сказать, напрямую эмоционально или через мимику лица. Если папа в присутствии ребёнка напряженный, особенный ребёнок не может этого не чувствовать. Неизвестно, как он это интерпретирует. Может, он считает себя причиной напряжения папы. Если вспомнить себя, когда ты была маленькой, как ты ощущала себя, если была причиной негативного состояния взрослых? Наверное, ты была готова сквозь землю провалиться, перестать существовать, уйти туда, где тебя будет не видно и не слышно.

Когда человек сдаёт экзамен и ему трудно вспомнить информацию, добродушный педагог даёт ему шанс, подталкивает, задаёт наводящие вопросы, помогая припомнить. И тут в памяти происходят сдвиги. Если же педагог сидит с каменным лицом, не реагирует на тебя как на человекато и ты замыкаешься, голова становится как деревянная. Конечно, здесь я утрирую. У человека есть опыт сдачи экзамена, и его можно сдать в любом случае. Но есть ситуации, когда люди эмоционально лабильны и остро реагируют на окружающих.

Папе хорошо бы пересмотреть свою точку зрения, начать иначе относиться к сыну. Это невозможно сделать путём простой интеллектуальной процедуры. Построить иное восприятие можно только с искренним пониманием, когда к этому пониманию надстраивается ещё и благодатное переживание.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, как однажды к нему в кабинет зашёл брат, который искал его головы (хотел убить). Вид его был как Ангела Божия. Свт. Игнатий был в таком молитвенном единении с Богом, что даже вид человека, который пылал к нему неприязнью, сглаживался.

Духовное и физическое

Когда у нас возникает резкая неприязнь к кому-то или к чему-тоэто не всегда связано с конкретным человеком, к которому мы сейчас испытываем неприязнь. Душа человека бывает замороженной, её развитие может быть блокировано осуждением. Например, если человек смотрит новостные каналы резко негативной осуждающей направленности, если для него доминирующей темой является осуждение президента или патриархато и в отношениях с другими людьми он не сможет быть, в хорошем смысле слова, эмоционально гибким. Его душа находится в состоянии ступора, она отравлена этим негативом.

Я не утверждаю, что эмоциональное состояние родителей связано с эмоциональным состоянием детей, но, тем не менее, на наличие этой связи указывают некоторые факты.

Здесь можно воспользоваться объяснением одного из очень известных докторов. Он говорил, что врачи вместо того, чтобы помогать людям, строят гипотезы, которые невозможно проверить. Он призывает не заниматься тем, что невозможно проверить. Мы где-то нащупываем наличие связи, но со стопроцентной точностью описать её не в силах. Что-то выходит за рамки наших познавательных способностей. Здесь речь идёт о законах мирозданья, в которые проникают только чистые сердцем. Но знания о некоторых такого рода связях помогают сказать человеку что-то конкретное, нацеленное на помощь. А пытаться встроить ощущение связи в концепцию, где всё прописано до цифр и процентов, может быть неуместно и невыполнимо.

Одна мама ребёнка с аутизмом, после того, как она прошла полную исповедь и вернулась с Соловков домой, обнаружила, что её сын начал говорить. На глазах что-то произошло с сыном, дело сдвинулось с мёртвой точки. Её пример описан в приложении к статье «Преодоление игрового механизма». Ч. 1

Мы с тобой обсуждали возможное влияние ненависти на ситуацию. Когда человек носит в себе ненависть к кому-тоона однозначно влияет на его жизнь, хотя трудно сказать, как именно. Тебе было предложено не просто в разговоре зарегистрировать факт этой ненависти, а озвучить это в рамках Исповеди. Одно дело – просто осознать, как плохо ненавидеть, и что надо эту позицию в своей жизни менять. И другое дело – раскаяться в своей ненависти на Исповеди. Исповедь – это таинство, в котором через видимые действия человеку невидимо подаётся благодать Святого Духа.

Ты говорила, что стала наблюдать изменения в поведении ребёнка. Он начал что-то говорить.

В книге Нормана Дойджа «Пластичность мозга» приводится одно из объяснений аутизма (конечно, свести всё к одной книге, одной гипотезе не представляется возможным). Речь идёт о детях, которые живут в обстановке белого шума. Когда человек слышит дифференцированные звуки, он может определять свою степень реакции на них. Мышка заскреблась за стеной – это не страшно, можно особо и не реагировать. Медведь бьёт в дверь – это уже что-то серьёзное.

Когда мы воспринимаем звуки дифференцированно, мы учимся включать не «весь мозг», а только отдельный его сегмент. Прислушиваемся к звуку, когда кто-то обсуждает что-то в очереди в магазине – эта информация нас не касается. Как только приняли это решение – будто перестаём слышать эту речь.

Когда же дети растут в обстановке белого шума, отделы мозга, которые ответственны за обработку звуковых сигналов, не дифференцируются. Соответственно, любой мельчайший звук может включать все системы целиком. Что такое белый шум? Исследования проводились в отношении детей, которые жили рядом с аэропортом: постоянный шум, нет состояния тишины. Карта мозга не разрабатывается. Ребёнок с недифференцированной картой мозга в отношении анализа звуков испытывает настоящие страдания: достаточно небольшого звукового сигнала, чтобы в мозге запустилась масштабная реакция. Поэтому, как версия, – дети уходят в комнаты, пытаются отгородиться от внешнего мира, потому что слишком остро воспринимают исходящие из него сигналы.

Как это связано с родителями и детьми? В метафорическом плане, если родители заточены на ненависть, осуждение, – это напоминает форму аутизма. Например, человек ожесточился, ему говорят: «Послушай, у нас в стране не всё так плохо. Конечно, есть недостатки. Но есть и это, и это…» Человек отвечает: «Не хочу ничего слышать, отстаньте от меня».

Что же с ненавистью? Кто-то заразился ненавистью по отношению к другому человеку. Ему говорят: «Вроде он не так плох, уже не считает так, как считал раньше, он изменился. Время прошло». А он отвечает: «Он сделал мне больно, ничего не хочу слышать».

Это похоже на некую форму аутизма. Здесь я исхожу из идеи духовных авторов о том, что физические заболевания иногда являются подобием духовных. Конечно, всю медицину нет возможности свести к этому принципу. Но в некоторых случаях этот принцип может что-то намекнуть. В частности, святой Паисий Святогорец говорил, что раковая опухоль является неким аналогом блуда. Как блуд разрушает душу человека, так раковая опухоль разрушает тело. Мы не можем увидеть поражение души, это могут видеть лишь те, у кого открыты духовные очи. Но мы можем примерно представить, как страсть разрушает душу, глядя на раковую опухоль. Возможно, некоторые нераскаянные грехи отражаются на теле в виде опухолей.

Никто не знает, что такое рак. Один исследователь говорил, что это безумие клеток. Конечно, есть и другие причины: и отравление фармацевтикой, и что-то ещё… Но можно также предположить, что когда наши духовные очи поражены слепотой – какие-то механизмы мирозданья, созданные Богом, направляются на то, чтобы помочь нам осознать наши ошибки. Начинает происходить что-то такое, вследствие чего наша мысль возвращается к той развилке, на которой мы пошли не туда.

Ещё один пример, который упоминал в цикле бесед «Особые дети»

Один священник рассказывал, как он встретил своего знакомого на приходе. Мужчина поздоровался со священником и выразил очень большое желание познакомить его со своей супругой. Вместе они пошли к машине, из которой как раз выходила супруга. У женщины до этого уже был брак, от которого остался ребёнок, у которого диагностировали аутизм. Мужчина подходит к машине, сообщает супруге, что хочет познакомить её со священником. Женщина, глядя на священника, садится обратно в машину и захлопывает дверь. Хотя нельзя сказать, что она отвергает веру – ведь она пошла на службу вместе с супругом. Мужчина оказался в неловком положении, стал извиняться за супругу. Глядя на всё это, священник пришёл к мысли, что всё не так просто. Скорее всего, есть причина, почему у её ребёнка аутизм.

Одна женщина, которая занимается реабилитацией особенных детей (хотя слово «реабилитация» предполагает возвращение к норме, которая была прежде, до травмы; у некоторых же особенных деток такого гармоничного алгоритма не было, и уместнее использовать в их отношении слово «абилитация»), отмечает, что невозможно отрицать наличие связи между эмоциональным состоянием родителей и детей. Как только меняется состояние родителей, меняется и состояние детей. Примеры, которые она озвучивала, также приведены в цикле бесед «Особые дети».

Эта женщина занимается лошадками и гипнотерапией. Она хотела открыть центр в одной местности, где очень хорошие условия для конюшни. Рядом – очень известный монастырь, что было немаловажным пунктом при выборе места. Она замечала: если параллельно с абилитационным процессом ребёнок ещё и причащается – эффективность абилитации возрастает. Люди, которые живут в той же области, что и она, могут раз в неделю приезжать на занятия сами. Но молва об этой женщине пошла дальше, так как дети, которые присутствуют на её занятиях, получают прогресс в развитии. Люди стали приезжать из других городов. Естественно, хочется, чтобы такие люди посетили не только одно занятие. Так родилась идея интенсива для иногородних – неделя ежедневных занятий и проживание в коттеджах. А так как рядом находится известный монастырь – детей можно ежедневно причащать. Родители охотно готовы сделать для ребёнка всё, что угодно. Но когда она спрашивает их: «А вы-то сами?», – родители почему-то отказываются причащаться.

Не утверждаю на 100%, но, возможно, и мужу нужна исповедь или духовная беседа. Что-то нераскаянное может влиять на состояние ребёнка.

В жизнеописании преподобного Иллариона Оптинского были эпизоды, когда он обнаруживал нераскаянный грех у людей, у которых начиналось безумие. Например, человеку казалось, что его хотят убить. Он терял рассудок, родные переживали, что он наложит на себя руки. Подобных эпизодов было несколько. Прп. Илларион при общении у одного из них обнаружил застаревшую обиду на отца. Другой считал, что его мать хочет его отравить, хотя она была очень доброй женщиной…

Связь с нераскаянным грехом может выражаться в виде психического нарушения. Не утверждаю, что это может отражаться на детях. Но есть наблюдения у людей, которые имели дело с аутизмом, что некая связь присутствует. Мы не можем её конкретизировать, но можем сделать всё возможное, что в наших силах. Если у отца есть что-то нераскаянное, надо вытащить эту занозу из души. Даже если не это причина аутизма – отец станет более мирный духом, тогда и ребёнок станет более спокойным в присутствии папы.

Мы разбирали причину ухудшения. Ребёнок, у которого всё было хорошо, вдруг стал терять речь после одного события. Твой знакомый, который помогал при церкви, принёс нечто завёрнутое в бумажку и сказал, что это святые мощи. Ты положила их на полочку, потом не обнаружила в бумажке содержимое. Возможно, кусочек выпал, пока ты была поглощена уборкой. У тебя возникла идея, что ребёнку попущена такая ситуация за твоё пренебрежение к святыне.

После совета с духовником у меня возникли сомнения в твоей идее. Человека, который принёс бумажку, ты описываешь как ироничного по отношению к Церкви. Если бы это были действительно святые мощи и человек был бы благоговейным, трудно представить, что он просто принёс бы их в бумажке и положил на полочку.

Однажды, по редчайшему случаю, мне были подарены мельчайшие частички святых мощей, которые остались, когда меняли ткань на мощах. Мой духовник сказал, что их можно брать в поездку и носить на груди в небольшом кармашке – ладанке. Когда я был в одном реабилитационном центре, на территории которого есть храм, я сказал о частичках настоятелю с предложением оставить их в этом храме. Он принимал частички с предельным благоговением: мы зашли в алтарь, он взял воск со свечи и этим воском ткнул туда, где была россыпь частичек, и сверху закрыл ещё одним кусочком воска. Здесь же непонятно, откуда взялись эти мощи. Человек, который смеётся над Церковью, принёс мощи, ничего не пояснил…

Колдовство, демоническое воздействие

Когда речь заходит о знахарстве или колдовстве, когда люди начинают кого-то подозревать, – я их торможу. Людям неполезно размышлять на эти темы. Православного человека не должно заботить. Колдуны действуют не своей силой, а силой демонической. А эта сила может действовать и без посредства колдунов, сама по себе, если человек открыт для её воздействия. Если православный человек ощущает демоническое воздействие – нужно не колдунов искать, а подумать где он утратил божественную благодать. Может, кого-то возненавидел. Почему он оказался лишённым божественной защиты?

Но в некоторых случаях есть зафиксированные факты. В частности, в жизнеописании святителя Николая Мир Ликийского, чудотворца, есть такой эпизод: на поклонение к его мощам ехала группа паломников. На пристани к кораблю подошёл старец с сосудом елея и попросил по приезде влить этот елей в лампаду рядом с мощами. В море начался страшный шторм. Людям явился святой Николай и велел бросить этот сосуд в море. Когда сосуд был выброшен, явилась некое инфернальное существо в виде морока.

Другой эпизод описан в книге Натальи Соколовой «Под кровом Всевышнего». Кстати, книга эта очень интересная. Дети Натальи выросли глубоко верующими людьми даже в годы официального гонения на веру.

Её муж протежировал одного сироту, который впоследствии был рукоположен в сан священника. Он был направлен в сельскую местность, где жил со своей супругой. Местные жители говорили им не брать никаких продуктов от одной женщины, а её продукты с виду были очень хорошие. Не прислушавшись к совету, священник с женой стали брать от неё продукты, а потом стали замечать, что они ругаются на ровном месте. Тогда они вспомнили предупреждение местных жителей и перестали от этой женщины что-либо брать. Мир в семье восстановился.

Ещё раз подчеркну: я являюсь противником акцентирования внимания на теме колдовства, хотя оно, безусловно, есть. Если человек исповедуется и причащается – то он защищён божественной благодатью. Но бывают исключительные случаи, когда, не делая из этой темы какой-то жупел, надо принять меры.

В один монастырь приезжала некая женщина. Местный священник дал ей почитать некоторые духовные книги – у неё была своеобразная интерпретация Священного Писания. Ночью она написала ему, что он плохой монах и что она возвращает ему книги. Рядом с книгами лежали какие-то крученые тряпки. Священник написал ей смс с вопросом, что это. Она позвонила ему и ответила, что это христианский символ «рыба» и это нельзя выкидывать, потому что это христианский символ. Не имея мысли, куда деть эту тряпочку, священник положил её вместе с книгами. И тут же он поругался со своим духовником в алтаре, как говорится, на ровном месте. Правда, уже вечером они помирились. Он сказал духовнику об этом странном совпадении: была женщина, которая его обругала, у которой были свои причуды насчёт интерпретации Священного Писания. Духовные книги она не захотела читать, но оставила какие-то тряпочки. Духовник посоветовал сжечь эти тряпочки в печке.

Ты можешь также сжечь ту бумажку, в которую были завёрнуты якобы мощи. Мешок от пылесоса, куда могло попасть содержимое бумажки, как ты предполагаешь, также можно сжечь. Покропить святой водой дом. Если есть какая-то негативная сила – она нейтрализуется. Если печки нет – надо закопать, но лучше сжечь.

Недавно я был в Москве. Один монах, узнав, что у меня язва, помазал меня кровью мученика Николая. Этого святого казнили в Греции на дереве. С тех пор, когда к этому дереву подставляют бутылочку, из дерева вытекает как будто некая красная кровь, от которой исцеляются люди. Этот монах, когда помазал меня, сказал, что либо будет исцеление – либо будет найден путь решения проблемы. Не знаю, в результате этого помазания или нет, но факт остаётся фактом – язва у меня затянулась.

Там же, в кафе у меня были сухарики батюшки Серафима. Я брал сухарик, сверху капал капельку крови и – еще один сухарик… Эти сухарики передаю тебе с пожеланием, чтобы и ты и твои дети ощутили помощь.