Призвание. Призвание. Девушке-медику, сомневающейся в призвании вследствие того, что не найти работу
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  10.06.2023.



Когда человек сталкивается с трудностями в деле, которым занимаетсяв такие моменты закрадываются сомнения в правильности выбранного пути. В моменты кризиса всё, что наработано, может казаться напрасным. Но как раз жизненные испытания и делают нас мудрее и сильнее, с Божьей помощью поднимая нас на новый уровень и заново рождая.

См. «Врачи, медицинские работники, люди социальных профессий – лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)», ВК.

Определить, по воле Божьей человек живёт или нет бывает довольно сложно. В этом вопросе можно обратить внимание на такой фактор как время. Если человек исповедуется, причащается, старается жить по заповедям, то на короткой дистанции ещё можно его обмануть каким-то образом, ввести его в изменённое состояние сознания – неважно, какими средствами: человеческими или инфернальными. Но на длинной дистанции продолжать такую манипуляцию вряд ли возможно. Если человек живёт по заповедям – значит, он общается с людьми и с интересом вникает во что-то помимо собственной персоны, поэтому он не находится в таком закапсулированном состоянии. Обеспечен постоянный приток к его сознанию того, что напрямую связано с реальной жизнью. Таким человеком невозможно управлять и невозможно держать его в изменённом состоянии долго, в состоянии захвата его психики. Захват психики может поддерживаться, когда человек отсечён от бытия и помещён в какой-то сектор.

На длительной дистанции ложь разоблачается. На короткой же дистанции человек, подверженный лжи, испытывает такую бестолковую эйфорию, что-то типа такого маниакального состояния, когда его аж потрясывает. Его голова наполняется идеей всемогущества или, как сейчас принято говорить, грандиозности. На короткой дистанции можно себя убедить в том, что то, что сейчас в голове происходит – это нормально. Но эти ложные состояния на длительной дистанции человека очень утомляют, так что человек практически сгорает.

Конечно, если бы человек не участвовал в Таинствах (в Исповеди, Причастии…), если бы он не молился, – то, возможно, он и длительное время в этом состоянии находился бы. Горел бы, истощался, и, может быть, так и не догадался бы, что живёт во лжи. Но если есть момент прикрепления к чему-то конструктивному, к объективной картине мира через Таинства, через приобщение божественной благодати, через общение с людьми, – тогда человек выскакивает из своей капсулы.

Если человек в течении нескольких лет старается жить по совести, старается реализовывать божественные заповеди, участвовать в таинствах, и если, при таком образе жизни, в течение нескольких лет у него держится убеждённость, что нужно идти именно туда, – то возможно, что эта убеждённость верна. Но, высказывая одну мысль, надо компенсировать её и другой. Как говорил мой духовник человеку, который имеет благословение на определённое дело: «Не думай, что ты делаешь по воле Божьей». Хотя, казалось бы, – как это возможно? Человека ведь благословляют, и в то же время – нет? Объясняется это тем, что хотя ты и знаешь, что живёшь по воле Божьей и в хорошем смысле уверен в том, что идёшь правильно, имеешь такую крепкую позицию, но даже зная, что в целом твоё дело верно, у тебя нет гарантий, что ты все стадии процесса реализуешь верно. В целом твоё дело правильное, но слишком акцентируя внимание на собственной правоте, ты ведь можешь допустить ошибку. Поэтому стоит вспоминать о чём-то таком: вдруг то, что я делаю именно сейчас – это не по воле Божьей? А если для человека этот вопрос снялся, он раз и навсегда убедил себя в том, что то, чем он живёт – это Божье дело, то тут кто-то может дойти и до абсурда.

Одна женщина, например, отрезала голову ребенку и объяснила свой поступок тем, что ей, мол, «Бог» так «сказал». В годы гонений на веру гонители тоже были убеждены, что делали правильное дело, поэтому уже не церемонились с православными, и методы их были насильственные.

Архимандрит Софроний (Сахаров) говорил, что даже если через человека чудеса совершаются, всё равно не надо думать, что Бог печётся о тебе. Конечно, мы знаем, что Бог о нас промышляет, что все волосы на голове сосчитаны, но смысл таков: когда мы близко к сердцу принимаем мысль о том, что Бог печётся о нас, отсюда недалеко уже до мысли, что Бог печётся о нас, потому что мы особые и мы чем-то это заслужили. Но Он-то это делает по своей любви и милосердию, а не из-за наших каких-то особых заслуг.

Ещё вариант, почему в долгосрочной перспективе человек начинает сомневаться: потому что это наша земная логика – если мальчик стих хорошо рассказал, то «на тебе конфетку». А в реальности человеку иногда нужно и перегореть, и даже если он что-то делает по воле Божьей, нужно столкнуться с непреодолимыми препятствиями, чтобы самость просто в порошок стёрлась, чтобы человек родился заново, но уже в другом качестве. Так, кстати, и со священниками бывает. Есть воля Божья ему стать священником, есть воля Божья ему на этот приход попасть, но приход он начинает развивать, исходя из каких-то эгоистических представлений о жизни. Он считает, что сейчас он в течение короткого времени всех воцерковит, все станут его прихожанами. Как вдруг начинаются трудности практически непреодолимые. И если священник не готов смириться, (об этом архимандрит Тихон (Агриков) писал в своих лекциях по Пастырскому богослужению), то может вообще уехать и разочароваться в добре.

У Исаака Сирина было Слово 79. Слово о врагах Божьих, людях гордых. В нас всех так или иначе гордость присутствует. Он говорит, что искушение свойственное для друзей Божьих – это лишение помощи. Человек попадает в такие обстоятельства, в которых он не может опереться на силу земную, и он вынужден уже искать божественной помощи. Через такие искушения Господь своих друзей привлекает к себе. А есть искушения врагов Божьих. Если человек пронизан гордостью, то ему приходится сталкиваться с сокрушительным падением со скал. Я раньше думал, как это связано, гордость и сокрушительное падение со скал. Но потом познакомился с массой примеров, когда люди горделивые не могут испытать радости жизни, потому что они так эгоистически настроены. Им чтобы испытать радость в жизни нужны скоростные спуски, прыжки откуда-то. Соответственно происходят какие-то травмы. И это согласуется с тем, что писал Исаак Сирин, говоря, что сокрушительное падение со скал бывает следствием гордости. Люди впутываются в какие-то обстоятельства, из которых трудно выпутаться, притом им приходится вращаться среди людей безбожных и злых. Плюс у человека забираются силы терпения, и он придаётся в руки малодушию. Выражаясь современным языком, у него начинается тревожная депрессия. И насколько эти искушения в нас проникают, настолько мы должны познать, что мы одержимы гордостью. То есть человек, который считал, что только он всё решает на этой земле, сталкивается с бетонной стеной, которую пробить не может. А встретившись с ней он начинает потихоньку пересматривать свои точки зрения, начинает учиться, у него рождаются новые глаза, чтобы видеть, новые уши, чтобы слышать.

Друзья Божьи сталкиваются с лишением ресурсов человеческой помощи. Как кто-то сказал, что современные монастыри подвешены на нитку, но эта нитка никогда не оборвётся. То есть людей мало, ресурсов нет, вот-вот закроемся, но что-то происходит такое, что мы двигаемся дальше. Это я к тому, что лишение помощи ещё не означает то, что человек противодействует воле Божьей, и что Бог его оставил. Наоборот, через эти трудности Бог бывает привлекает человека к себе. Как я уже говорил, мы просто линейно воспринимаем реальность. Так по протестантскому типу, что если, мол, Бог тебя любит, то ты сразу должен иметь много денег.

Хотя в реальности, если Бог тебя любит, он может послать какие-то испытания, которые, как один духовник говорит, «рожки оботрут». Он дарил паломникам стёклышки, найденные на берегу моря, которые обточились о камни за долгое время, потеряли острые углы, стали гладкими. Через это многие проходят.

В цикле бесед «Разноголосица мыслей» там мы этот момент разбирали, что у мирян своя история у монахов – своя, но суть, как будто, похожа. На несколько лет даётся какое-то такое искушение, когда ты можешь кричать, если тебе хочется, если тебе не жалко своего голоса сорвать, но ты ничего не сделаешь. Либо тебе с ума сойти, либо из монастыря уходить, либо смириться. Но смириться в течение нескольких лет не получается. И в этом искушении перегорает какая-то в плохом смысле слова самость  та, что в русле эгоизма).

Цикл бесед «Разноголосица мыслей»

18.2 Избыток интеллекта. Схемы мышления. Нарцисс. Мозг бушует. Страх. Финансист, жизнь со содранной кожей
18.3 Финансист – гордость, смирение, обида на Бога, молитва. Soft skills, навыки. Помощь, не по плану
19.1 
Необходимость развития. Смирение – не пассивно. История финансиста – трудности, вера, одиночество
19.2 История финансиста – антихрупкость, решение и накопление навыков. Перехват разрушительной мысли. Деньги

У светских людей – своё. Один финансист рассказывал, что в течение нескольких лет была такая полоса, когда вошёл в какую-то проблемную ситуацию, а выйти уже не можешь. Хочется кричать, но это ни к чему не приведёт, потому что у тебя нет ресурса изменить эту ситуацию никакого. Но ты несколько лет должен в ней существовать. И, самое главное, – когда человек всё-таки смирится, –  всё тогда кажется необыкновенно легко. Как, например, взять и с шести метров попасть из пистолета в мишень – кажется, что это легче лёгкого, когда рука уже набита. А это «хоть криком кричи» – в разных областях по-своему происходит, но это длительное, затяжное, где-то в чём-то безысходное искушение, в котором проверяется, кто мы есть, чем мы дышим. Потом оно отступает. Иногда оно время от времени всё равно даёт человеку просвет, потом вновь отступает, но человек уже оказывается владельцем мудрости, какого-то некого духовного знания. Не абстрактного на уровне какой-то формулировки, а знания, как способа восприятия действительности. Человек за эти годы понял, что жизнь такова. И это не какие-то грёзы, это реально. И он может даже перепроверить потом на других обстоятельствах своё видение мира.

Поэтому сейчас, если ты отучилась и не можешь найти работу, это не значит, что ты училась зря и что медицина – не твоё. Может быть сейчас период испытаний, где ты должна немного угомониться. Вот ты – красавица, спортсменка, разве что не комсомолка.

Святитель Игнатий говорит (хотя он писал об использовании в молитве определённых приёмов, но можно его мысли употребить и в других сферах жизни): если человек использует какие-то приёмы и вдруг у него что-то получается – он не может не дать этому цену. Конечно, мы даём этому цену, но опасность тщеславия в том, что деформируется мышление человека, он потом перестаёт различать реальность. И, может быть, будет полезным человеку при всех своих талантах столкнуться с бетонной стеной, из-за которой ни одна из его стратегий не работает. Нужно не то чтобы отказаться, но научиться взаимодействовать (если дерзко так сказать) в паре с Богом, но делая это именно со смирением. Делай то же самое, что и делала раньше, но со смирением – и результат будет уже совсем другой.

 Ты не приписываешь успех в деле или свои таланты себе – и в этом нет никакой ущербности или пассивности. Некоторые считают, что смирение – это путь к пассивности. Нет. Не приписывать себе – это и когда ты спокойно отнесёшься, если войдёшь в какой-то минус, или произойдёт какая-то катастрофа. «Господь дал – Господь и взял». Человек остаётся в рабочем бодром состоянии, даже когда происходит катастрофа.

Духовник может благословлять какое-то дело и по ходу его выполнения – делать замечания. Даже пост такой подготовил на тему – всегда ли два противоречивых утверждения рождают в людях основу для невроза?

Две взаимоисключающие мысли: Часть 1Часть 2Часть 3Часть 4Часть 5.

 На самом деле – не обязательно, потому что человек два противоположных утверждения может объединить на неком ином, высшем уровне. Но, чтобы это произошло, чтобы дойти до этой мысли, должно пройти время (может, несколько лет).

В том, что духовик сначала благословляет, а потом ругает – в этом нет противоречия. Он благословляет делать дело, но делать его со смирением. То есть не полагать себя источником. Кстати, это полезно, потому что когда человек всё возлагает только на себя, – то получает в итоге страшное отчаяние.

То, что у тебя происходит, иногда происходит на церковных приходах. Приходит молодой батюшка, ему кажется, что сейчас он всех приведёт к Богу, но действует своими судорожными, эмоциональными усилиями, сталкивается с препятствием, и, если не смиряется – то уезжает. Но в каком-то смысле при столкновении с этим препятствием возможен другой исход. То есть здесь пережигается то, что батюшка считал себя чуть ли не гением, но вот он учится давать место благодати Божьей, учится слушать людей, понимая, что жизнь его паствы двигается не по его каким-то лекалам, что жизнь не двигается по звонкам сотового телефона, что в жизни действуют определённые законы, и ты не являешься хозяином жизни.

Хотя и говорят на разных тренингах, что человек, мол, должен верить в себя, но мне один человек рассказывал (финансист тот самый), что смирению его научил серфинг. Он говорил, что когда ты ведёшь себя как хозяин – ты не можешь выбрать ту волну, которая максимально долго будет тебя нести. А когда ты встаёшь на доску со смирением – что-то такое в тебе появляется, что ту волну, которая максимально тебя будет нести, ты её узнаёшь. И она тебя несёт. И не заканчивается твой импульс.

Так бы я ответил. Ведь если человек молится, исповедуется, причащается, воспринимает Христа, как спасителя, ищет воли Божьей, – то, как преподобный авва Дорофей говорил, Господь найдёт как человека вразумить.

Если ты несколько лет старалась жить по воле Божьей и тебя эта ситуация привела к медицине, – ситуация, когда ты, в том числе, получила образование, но не можешь работать по специальности, вовсе не означает, что весь предыдущий путь был неправильным. Такое даже трудно представить, что человек, который всё же ждал от Бога вразумления, несколько лет развивался в совершенно ложном направлении.

Конечно, бывает и такое, бывают и ложные мысли. Были зафиксированы такие случаи  – кажется, в книге «Отечник». Несколько лет посещала некоего великого аскета одна мысль, но потом он её проверил – и она оказалась ложной. То есть длительность времени ещё не гарантирует, что мысль правильная. Но у тебя же была не только мысль, у тебя были ежедневные поездки, общение с людьми. То есть, были миллионы сигналов. Если учесть, что у человека чуткая совесть, то трудно рассматривать ситуацию с той позиции, что за эти много лет определённые сигналы были ложными. Человек с чуткой совестью разве не заметил бы их ложность?

С другой стороны, бывают колебания, когда человек принял верное более или менее направление. Это нормально – где-то на краю ума оставлять место для сомнения. Если же человек если вдруг пришёл к выводу, что его направление верно, он в этом абсолютно и непоколебимо утверждён, то на пути реализации этого дела возникают вопросы, в которых есть опасность в чём-то не разобраться. Человек, абсолютно убежденный в собственной правоте, может не увидеть некоторых тонкостей и допустить ошибку. Поэтому полезно будет помнить, что все мы люди, все имеем склонность ошибаться.

В процессе подготовки бесед находятся люди, которые время от времени выказывают какой-то скепсис. И я полностью понимаю, что они бывают правы. Здесь тоже есть элемент монашеского смирения, когда прислушиваешься. Бывает так, что думаешь: «Ладно, может и правда надо всё это оставить, кому это всё надо?» Ведь много времени и сил уходит на подготовку. И как только собираешься перестать – находится человек, который всё это слушал, которому помогло. И с ним завязывается общение…

В общем, полезно делать то большое дело, которому ты себя посвятил, но важно помнить и о своём несовершенстве. Даже архимандрит Софроний (Сахаров) говорил (правда, он говорил это про монахов, которые могли совершать чудеса), что такие люди должны быть очень смиренными, как провода. С одной стороны, по проводам течёт ток, который может двигать заводами, а с другой стороны – на проводах сидят птички. Человек, который может совершать великие дела, снаружи может и не выглядеть великим. Очень важно воспитать качество смирения, которое в практическом выражении (если, например, у кого-то из атеистов возникнут вопросы) является способностью отодвинуть свои субъективные эмоции ради движения к истине.

Человек понимает, что надо идти вперёд, потому что сейчас воля Божья такова, хотя вперёд идти страшно. Всё внутри тебя дрожит, но смирение помогает тебе отодвинуть страхи, сомнения, и идти вперёд. Поэтому даже если человек ведёт правильное дело, может быть, замысел Божий состоит в том, что он на несколько лет должен столкнуться с кризисом, который будет постоянно его дело очищать от примесей лжи, тщеславия и т.п.

Андрей Бледный, один из солистов группы «25/17», говорил, что не получалось бросить психоактивные вещества, сколько бы он не пытался. И вот однажды у него был День рождения, и он попросил Бога об этом подарке. И говорит, что его жизнь разделилась на «до» и на «после». Может быть, ему нужно было это пройти. Дойти до предела, где все человеческие ресурсы иссякнут. И когда что-то сдвигается с мёртвой точки – ты понимаешь, что это не твоя заслуга.

Один святой говорил, что человек, научившийся художеству сам, кичится. В монашеской традиции смирение достигается, в том числе, через духовника. Монах понимает, что не сам достиг молитвенных ступеней или преодолел какие-то страсти, а это духовник объяснил, как к этому прийти, помог. Если человек начинает гордиться – он теряет всё своё духовное преуспеяние, всё, что скопил трудами, неимоверными усилиями.

Поэтому, если подытожить, твои трудности не означают, что ты делала всё неправильно. Может быть, нужно было пройти период этих испытаний. Выработать какое-то новое душевное качество, новый взгляд на мироздание.

Есть беседы о призвании, которые также рекомендую по теме. Они были проведены в рамках цикла «Внешняя жизнь и мир мыслей» (есть и другие).

Призвание професс./призвание Вечности. Человек втягивается компанией. Смирение практич. суть | 8.1.
Профессия и только? 5 уровней корпоративной культуры. Труд и мотивация. Рассуждение | 8.2
5.1.Человек, призвание, работа | Вернуться домой, спасение. Цельность, не выгореть, мир. Призвание.
5.3. Призвание и работа | О “здесь и сейчас”. Время. Только работа – катастрофа. Что-то помимо работы.