Аутизм. Особые дети. Детский аутизм. Муж не может принять, что у ребёнка особенности
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  07.07.2023.



Начало в ответах…
«Особые дети. Детский аутизм. Ч. 2»
«Детский аутизм»

Возможно, такая черта, как склонность к негативизму, тянется из детства, но человек и самостоятельно прикладывает усилия для её развития. Хотя психологи и говорят, что все мы родом из детства, но мы не полностью определяемся материалом, усвоенным в детстве. Если мы этому материалу следуем и подкрепляем его собственными действиями – конечно, он держится. Но если мы делаем что-то противоположное ему – то мы можем перевоспитывать свои привычки. Как говорил академик Ухтомский, природа наша возделываема.

Как помочь исправиться мужу, который срывается на детей или имеет неприязненное чувство к ребёнку, который болеет?

Здесь речь идёт об общих советах на тему преодоления гнева. Могу порекомендовать работу, которую писал на основе идей наших паломниц: «Преодоление травматического опыта», часть 4.3 https://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2194/ В предыдущих частях статьи говорится о том, как формируется эта патологическая заточенность не только на негативизм, но и на другие варианты доминант. В части 4.3 разбирался вопрос о том, как быть, если сформировались патологические модели в детстве, как их перерабатывать, если человек в сознательном возрасте пришёл к пониманию того, что это мешает ему жить.

Есть подборка «Гнев, злость, обида, прощение» с беседами и ответами.

Помимо них, в подборке приводится молитва, которую своим духовным чадам советовал читать схиигумен Савва: «Господи, Крестом Твоим отдали от меня страсть неприязни и помоги мне полюбить моего обидчика и спаси меня его святыми молитвами». Есть другая молитва: «Господи, и меня спаси, и (имя ребёнка)», и при этом целовать крестик, если никого рядом нет. Если кто-то рядом – можно читать про себя. Подробнее – по ссылке.

Общий принцип борьбы со страстями таков: мы тормозим страстное, но не ограничиваемся этим, а стремимся к противоположной добродетели. Тогда ничего не вытесняется, мы занимаемся перевоспитанием своей души, нейронных сетей. Кто-то считает, что мозг является инструментом, через который действует душа. Евгений Тихомиров в своей книге «Загробная жизнь, или последняя участь человека» писал, что движениям души соответствуют и определённые физиологические процессы. Взаимосвязь души и тела таинственна, мы не можем описать её целиком. Но даже светские авторы считают, что мозгом работа сознания не ограничивается. Материалы на эту тему собраны Михаилом Хосьминким в статье «Взгляд современной науки: Существует ли душа, и бессмертно ли Сознание?»

 Есть и такой принцип: если мы по отношению к одному человеку успокаиваемся – то и этот человек успокаивается по отношению к нам. Если человек в нашем присутствии собирается в комок, напрягается, чувствует опасность – то, если мы изменим своё к нему отношение, он чувствует, что от нас исходит другое состояние. Трудно сказать, каким образом мы это чувствуем. Духовные авторы считают, что людям дана такая способность. Конечно, её надо всегда проверять. В нашей душе, в сознании есть много процессов. Можно провести аналогию с зубной болью: кажется, что болит один зуб, а болит-то другой. Надо быть очень аккуратным. Если в присутствии какого-то человека у нас возникает негативное чувство – это не всегда означает, что он по отношению к нам думает плохое. Может, у нас есть некая страсть или обида в отношении него. Это нужно исследовать, чтобы не попасть на крючок этим процессам.

В отношении того, что муж воспринимает новости в негативном ключе, и в целом подмечает негативные стороны.

В эфирах о боевых действиях мы разбирали, каким образом у человека формируются представления о реальности. Если человек понимает, как формируется образ реальности – он может прийти к выводу, что реальность не такая угрожающая и отвратительная. Образ угрожающей и отвратительной реальности формируется вследствие того, что наше сознание, исходя из действующей доминанты, отбирает то, что для этой доминанты биологически более интересно. Чтобы в сознании образ реальности не стал уродливым, человек должен перестраивать свои привычки, своё отношение к жизни. Тогда лицо реальности станет другим.

Ты замечала, что у мужа в родстве был человек с шизофренией. Ты считаешь, что склонность к негативизму – это шизофреническая черта, но муж исповедуется и причащается, проговаривает на Исповеди то, что его тащит как гарпун, и это помогает ему держаться на плаву, не уходить целиком в болезнь.

Не знаю, насколько справедливо то, что ты говоришь о муже. Но могу привести слова Виктора Франкла, который рассказывал, что знал человека с очень серьёзным диагнозом, но при этом человек не был затоплен патологической симптоматикой. Своими словами перескажу историю: в разговоре с этим человеком Виктор Франкл спросил, каким образом ему удаётся сохранять здравомыслие при серьёзном диагнозе. Человек ответил, что он старается быть хорошим перед Богом.

Понимание, что ты предстоишь перед Богом, даёт тебе основание, несмотря на то, что в данный момент что-то разрывает тебя на части, оставаться верным принципам. У тебя возникает возможность не пойти вслед аномальных нелепых мыслей. Появляется точка отсчёта в жизни, понимание, что есть чёрное и есть белое. По крайней мере, может сохраняться критика своего состояния. Когда точка отсчёта утрачиваетсячеловек идёт вслед своих нелепых мыслей и достаточно быстро теряет понимание, что он находится в аномальной зоне.

По инструкции безопасности, если человек падает с яхты в море во время волнения – кто-то должен поднять руку и постоянно указывать пальцем на человека, который то появляется, то скрывается за волнами. Один человек, который имеет яхтенный опыт, говорил: «В таких случаях, стоит на секунду отвернуть голову, потянуться за каким-то предметом, теряешь утопающего из вида буквально на секунду, поворачиваешь голову обратно и уже не можешь его найти».

Существуют невероятно тонкие хирургические нитки, которыми зашивают разрезы. Такую нить видно, только когда ты сконцентрирован на ней. Стоит мельчайшим движением отвести глаза в сторону – и ты уже не можешь её найти.

Когда мы умными очами созерцаем Бога (умными не в смысле зримых образов, а когда осознаём, что Господь смотрит на нас), то мы понимаем, что есть что-то по одну сторону, а есть – по другую. Есть что-то справа и слева, есть добро и есть зло. Появляется точка отсчёта. Человек уже может не скатываться в «дичь» в своём поведении.

Если возникнет желание, так как первые эфиры переведены в текст, можно разобрать, как формируется патологическая доминанта, в частности, в эфире «Как справиться с тревогой, с ПТСР (часть 2)» приводится суть. Эфир, текст.

В отношении новостей – как формируется восприятие мира. В работе о травматическом опыте сделан акцент на преодоление травматических моделей, а в эфирах на тему тревоги по поводу боевых действий, – акцент на восприятие новостей, на отношение к масштабным событиям, связанным с боевыми действиями. Прочие эфиры по теме.

Если человек знает, как у него формируются определённые процессы – он может как-то регулировать то, что в нём происходит, может начать отгребаться от негатива.

Опыт родителей говорит о том, что поначалу тяжело смириться с рождением особенного ребенка. Но со временем приходит понимание, что с появлением этого ребенка жизнь самих родителей начинает меняться, появляются новые грани в жизни. Такой ребенок приходит в семью, чтобы помочь выбраться родителям из своей скорлупы. Здорового ребенка можно растить, действуя в русле какого-то алгоритма, покупая сладости, планшеты. А ребенок особый расцветает, когда ему даётся любовь. Если начинается формализованное общение, он угасает.

Промысел Божий даёт такие ситуации, чтобы мы максимально избавлялись от страстей, по выражению святителя Феофана Затворника. Если в нашу жизнь приходит какая-то ситуация – то острота этой ситуации начинает снижаться, когда мы усваиваем урок, который нам даётся, если в нас начались положительные изменения. Если человек скукоживается, запирается в своей душе, не хочет признать, что что-то в реальности произошло – легче ему не становится. А когда он начинает смотреть с высших позиций, с позиции Вечности, с позиции того, что у человека есть душа – то эта ситуация разворачивается перед человеком с других углов. Рождается новое понимание, человек меняется, исцеляется. Вследствие изменений в нём начинает меняться и ситуация.