Зависимость. Зависимость. Жене деспотичного зависимого мужа. Ч. 2
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  11.09.2023.



Начало см. в ответе «Зависимость. Жене деспотичного зависимого мужа. Ч. 1».

Гордый человек привык полагаться только на свой разум, но эта стратегия – проигрышная. Когда ты не признаешь, что миром управляет Промысел Божий, и пытаешься все рассчитать рационально, – ты везде видишь опасности, и твои собственные мысли становятся твоими палачами. Некоторые аномальные состояния кратковременно могут овладевать любым человеком, но важно помнить о существовании духовного мира, о том, что иногда на нас воздействуют падшие духи, и о том, что не все, происходящее в нашей голове, – правда. Из этих состояний помогают выйти смирение, признание благого Промысла Божия о тебе и всех обстоятельствах твоей жизни, хранение своего внутреннего мира, стремление находиться в Божьем луче и не терять связь со Христом.

Каждый человек временами может переживать измененные состояния сознания, например, вспышки отчаяния

В работах по психиатрии обычно пишут о каких-то больших нарушениях, но в микродозах у нас у всех могут быть кратковременные или несколько протяженные во времени измененные состояния сознания, которые могут выражаться, например, во вспышках отчаяния. Сложно классифицировать их. Возможно, у психиатров есть какие-то названия для этих состояний: например, у российского психиатра П.Б. Гуннушкина есть описанные реакции шока и проч. Но речь идет о реакциях духовного опыта Святых Отцов – их можно описать. Когда человек внешне не совершает каких-то нелепых действий, но вследствие того, что душа пришла в движение, потеряв равновесие, человек может плотно войти в измененное состояние сознания, которое воспринимается как невыносимое. В таком состоянии люди иногда кончают с собой. Опасность в том, что если у человека ни разу не было опыта вхождения в это состояние и выхода из него, то догадаться о том, что сейчас ты находишься в этом мороке, практически нереально. Каким-то образом Господь, конечно, милует человека и дает ему возможность выйти из этого состояния. Это состояние базируется на том, что человек попадает в капсулу каких-то собственных идей, в закольцованность ложных мыслей, и он не может посмотреть на ситуацию извне. Эту самозамкнутость можно преодолеть двумя путями: молитвой или актом милосердия к другому человеку, когда мы входим в жизнь другого, отрываемся тем самым от ориентации на собственные ощущения.

Иногда то, что происходит в нашей голове – результат воздействия падших духов

Часто в состоянии отчаяния кажется, что эта полная чернота – будет всегда. Это похоже на героев фантастических фильмов, которые попадают в искривленное пространство: в этом пространстве весь твой жизненный опыт тебе не может помочь, могут помочь только навыки. В уме все начинает проходить сквозь кривую линзу: духовные авторы считают, что это падший дух начинает каким-то образом воздействовать на человека, полностью искажая все его системы оценки. И тот, кто не верит в иное бытие или воспринимает падших духов на уровне мультиков, как смешного чертенка, тот, конечно, не сможет защититься от этого состояния. И только когда мы понимаем реальность духовного мира, тогда мы можем хотя бы принять во внимание, что то, что сейчас в нашей голове происходит, – это все неправда. В это, трудно, конечно, поверить, потому что в современной цивилизации мы воспитываемся с мыслью, что все, что в нашей голове происходит – это идеально и гениально. Свт. Василий, епископ Кинешемский, что возмездие для горделивого ума – то, что человек считает свои мысли самыми лучшими. Если человек думает, мол, я гений, а эта мысль в моей голове проходит, значит, она гениальна. Якобы факт того, что она возникла в его голове, делает эту мысль достойной того, чтобы ее развивать. И как только в нашем сознании появляется какая-то бредовая идея, мы за нее хватаемся, и в этом есть некое ядовитое наслаждение. Мы попадаем в этот круг, где наша собственная погибель в этом искривлении пространства кажется нам чем-то вожделенным, мы чуть ли не упиваемся наблюдением за тем, как мы погибаем. Один знакомый монах рассказывал, что, находясь в таком состоянии, поведал о нем своему духовнику, и духовник посоветовал не обращать внимания, мол, это искушение, и оно пройдет через столько-то дней. Монах возразил, мол, как же не обращать внимания, когда вся жизнь рухнула, не знаешь, как дальше жить. Когда же действительно все прошло через столько дней, сколько назвал духовник, монах рассказывал: после этого искушения смотришь по сторонам и даже трудно вспомнить, что именно тебя так беспокоило. Потому что иногда трудно восстановить даже сам ход размышления о том, что тебя беспокоило. Таким образом, когда люди попадают в такое состояние, может оказаться гибельной попытка через какие-то псевдо-гипотезы свои мысли раскрутить. Потому что чем больше человек будет этот морок раскручивать, тем больше он в нем будет увязать. Наверное, впору написать об этом какую-нибудь сказку наподобие «Королевства кривых зеркал», где ты оказываешься в подземелье, окруженный призраками, и каждый из них пытается тебя утянуть за собой, но если ты с ними заговоришь, то навсегда останешься в этом подземелье. Подобный сюжет в более благочестивом выражении встречается у Амвросия Оптинского в наставлении про Иисусову молитву. Прп. Амвросий дает такой образ: мужичок едет по рынку, погоняет свою лошадку, а кругом торговцы предлагают один – одно, другой – другое, и важно не встрять рядом с кем-то и не начать разглагольствовать.

Каким образом «раскачивается» душа

Итак, во-первых, важно просто знать, что эти состояния бывают. Эти состояния бывают и когда душа пришла в равновесие, но при внимательной жизни в течение нескольких лет можно научиться их более или менее избегать. В статье «Внешняя жизнь и мир мыслей. Ч. 4» и некоторых других работах есть история зависимой девушки, которая каждый раз впадала в алкогольную зависимость, потому что происходило так: то живет более-менее ничего, а то раз – и вдруг возникает какой-то внутренний водоворот, и этот водоворот ее уводит. Так, в принципе, обстоят дела со многими зависимыми: примерно раз в месяц их этот водоворот поглощает. Но и у родственников зависимых, о которых мы сейчас говорим, происходит то же самое: длительное время нарастает внутреннее напряжение, и в какой-то момент они понимают, что больше не могут так жить, то есть что-то в душе сдвигается, и наступает кризисный момент. Так происходит во время рукопашной борьбы: если противник крупнее тебя и сильнее физически, но ты его хотя бы на сантиметр качнул, ты его уже сможешь бросить. Душа наша может качнуться по разным поводам: вот, мы нахохотались, или объелись сладкого, или напились, часто душа может качнуться из-за осуждения. И, как в борьбе, ты можешь качнуться, отклониться и устоять, но если продолжить движение еще на сантиметр, то ты упадешь. Это не значит, что нельзя смотреть, смеяться или есть сладкое, просто если мы выпадаем из какой-то меры, например, заедаем сладким печаль, то душа идет в это движение, сходит с основ, и через несколько часов – мы даже не отдаем себе отчет – может начаться вхождение в это состояние, когда, уже ближе к вечеру, жизнь начинает казаться невыносимой, безвыходной. Поначалу в этих состояниях мы находимся несколько дней, неделю, но со временем все чаще и чаще мы понимаем, что это некий колпак, который на нас одели, и учимся распознавать проявление этого состояния, чтобы тут же встряхнуться. И даже если мы унываем, а внутри себе бубним, мол, так дальше жить невыносимо, что же это такое, и потихоньку приближаемся к этой черной речке, в которой сейчас потонем, то сам опыт нахождения в таком состоянии помогает нам остановить этот процесс. Если в черную речку войти – она будет нести нас своим течением, бить нас об острые камни, и пройдет какое-то время, пока мы оттуда не выползем.

О психопатизированном поведении некоторых людей: как прийти в равновесие в общении с ними

Конечно, здесь крайне важно никого не осуждать, даже своих условных мучителей. Опыт тех, кто выжил в концлагерях, как раз свидетельствует о том, что выжить можно только тогда, когда ты ни на кого не злишься.

Важно преодолеть ненависть, иначе она будет разрушать даже в том случае, если тот, кого ненавидим, неправ. См. главу «Вопрос о недостатках» во 2-ой части текста «Подводная часть айсберга. Ч. 2: о соблазне церковного РАСКОЛА».

Даже в борьбе побеждает тот, кто более спокоен. Есть люди, которые питаются человеческими эмоциями, мы сейчас не ставим диагнозы и не разбираем, откуда берется феномен психопатии, но есть такие люди психопатизированные, то есть не с врожденными психиатрическими аномалиями, а приобретенными, когда у человека начинают отключаться человеческие эмоции. Как объяснял один духовник, человеку с 30-ти до 40-ка лет дается период выбора, и если он решает не в пользу заповедей, а в пользу, например, корысти, то в течение следующих лет, когда ему дается какое-то испытание, он ломает свою совесть (которая является гласом Божиим или, как некоторые говорят, – голосом Ангела Хранителя). Когда человек теряет совесть, от него отступает свет, и формируется то, что в научной литературе описывается как «глаза рептилии», ледяной взгляд. Такой человек может задавать какие-то нелогичные вопросы, специально выводя на эмоции, словно раскачивая нашу душу, как борец, который примеряется с приемом. И если мы качнемся, то ноги оторвутся от земли, и мы полетим в воздушное пространство. Поэтому здесь очень важно сохранить равновесие, даже на уровне диалогов, потому что, когда человек находится в состоянии равновесия, у него есть какая-то творческая способность ответить на какой-то вопрос неочевидным путем. А когда человека раскачивают и специально унижают, естественно начинаются ответы, мол, сколько ты будешь надо мной издеваться и т.д. Но, если человек начинает отвечать в этом ключе, значит, он уже попал в эту ловушку, и дальше его будет утаскивать все глубже. Сложно сказать, ради чего другой человек это делает: может быть, он этими эмоциями питается, какое-то болезненное удовольствие получает.

Одна девушка рассказывала, что, когда она пришла к внутреннему миру, она удивилась, насколько у другого человека перестало получаться манипулировать ею, как он это делал раньше. Там не все было безнадежно – они даже в брак хотели вступить – просто молодой человек, сознательно или бессознательно пользовался какими-то приемами, а она чувствительная, она на эти крючки попадалась. Но сейчас, когда она стала понимать, что человек должен свою внутреннюю связь со Христом хранить, внутренний мир постепенно стал, как скала, о которую все эти приемы разбиваются. Мы просто начинаем их видеть и нейтрализовывать, и они перестают срабатывать, потому что, чтобы они срабатывали, нужно, чтобы в нас загорелась обида, печаль, досада. И как только эти эмоции начинают гореть, они просто тащат нас за собой.

Материалы на тему общения с людьми, находящимися в сложном психическом состоянии:

– Из цикла «Сектантское не только в сектах».
1.1 Сектантские принципы воздействия, тренинги, сетевые технологии и т.п. Общение с людьми из секты.
1.2 Принципы общения с людьми, попавшими в секты. Любовь – абсолютное оружие. Навязчивое влечение к другому.

– Ответ «Конфликт. Нападки со стороны нестабильного в психическом отношении человека».

– Некоторые материалы про преодоление чувства неприязни и обиды. «ОБИДА, ГНЕВ, ЗЛОСТЬ… ПРОЩЕНИЕ. Лекции, тексты – иеромонаха Прокопия (также – иных авторов)».

– Беседы на тему, как общаться с людьми, которые находятся в сложном психическом состоянии.

Из цикла бесед «Зазеркалье»:

Беседа 65b. Врастание в Истину. С терпением отнестись к человеку, находящемся в измененном состоянии сознания (ИСС).
Беседа 66.1. Общение с людьми в измененном состоянии сознания.
Беседа 66.2. О общении с людьми в измененном состоянии сознания.

– В беседах упоминался чин пения 12 избранных псалмов. См. «Чин 12-ти избранных псалмов».

– Также были беседы в рамках цикла «Проблема отклоняющего поведения: Родственникам, родителям, педагогам». О беседах см. в первой части ответа «Жене деспотичного зависимого мужа».

Чтобы прийти в равновесие, нужно перестать надеяться только на рациональную способность и помнить о Промысле Божием

Одно из самых главных наблюдений состоит в том, что, чтобы выйти из этого состояния, нужно в хорошем смысле слова разочароваться в собственном разуме. Это не значит, что нужно, как в популярных американских эзотерических практиках, развивать осознанность через блокировку собственной разумной деятельности. Мы не должны блокировать свой разум. Просто нужно понимать, что если человек действует только исходя из рациональных способностей, то он не избавится от тревожности никогда, потому что в момент измененного состояния сознания человеку кажется, что выхода никогда не будет, и здесь рациональная способность ему изменяет. Потому что если человек действует только разумом, а разум говорит, что выхода никакого нет, то что нам остается: только отчаяться и пустить себе пулю в лоб? А если у нас есть хоть доля смирения – от слова «мир» – мы понимаем, что есть мир как внутреннее состояние, а есть мир внешний, и мир внешний все-таки гораздо сложнее, чем мы можем себе представить. В этом мире иногда происходят неожиданные повороты как в худшую сторону, так и к периодам благоденствия. Худшие периоды призывают нас не гордиться, мы не обескураживаемся ими, потому что знаем, что есть Промысел Божий, что, если мы живем по совести, Господь нас не оставит. Точно так же в состоянии отчаяния мы понимаем, что все может измениться мгновенно.

История прот. Михаила Труханова

Очень полезно в этом контексте читать мемуары людей, которые прошли гонения, в частности, «Воспоминания: Первые сорок лет моей жизни» прот. Михаила Труханова. В годы гонений на верующих его на 15 лет отправили в лагеря, на него оказывалось давление и во время лагерей, и после. Много в его жизни было моментов, когда казалось, что это погибель, но потом выяснялось, что это приобретение. Например, он всегда мечтал учиться в семинарии, но по возрасту его уже не могли взять на обучение: так вышло, потому что он провел молодость в лагерях за свою веру. Но Господь его желание исполнил таким образом. В советские годы священников, которые вокруг себя собирали народ, старались удалять на какие-то дальние приходы, и была такая должность – «уполномоченный по делам религии». [То есть человек из какой-то властной структуры пытался контролировать жизнь Церкви, чтобы не допускать ее оживления. Формально гонений после 1943-го года не было, потому что Церковь призывала народ к освободительной борьбе во время Великой Отечественной войны. Руководство страны прекратило уничтожать священников, но и особо хода после войны не давало]. И из-аз давления уполномоченного настоятель прихода, где служил о. Михаил Труханов, написал на последнего донос, якобы тот нарушает Евхаристический канон, то есть искажает самую главную часть литургии, а также пьянствует и дебоширит в алтаре. Из-за доноса о. Михаила запретили в служении, отстранили от службы. Но когда этот донос попал к патриарху Алексию I, тот посмотрел: мол, что это за настоятель такой, у которого на приходе какой-то священник искажает самую главную часть литургии, пьянствует, дебоширит в алтаре, и это происходит несколько лет – почему настоятель не предпринимал никаких мер? Мол, самого настоятеля надо отправить в запрет. Патриарх вызвал настоятеля, и тот понял, что попал в ту яму, которую сам же выкопал. Он стал просить прощения, объяснять, в чем была подлинная причина, и таким образом Алексий I узнал о прот. Михаиле Труханове, вызвал его к себе и после разговора увидел, что он истинный раб Божий. И тогда о. Михаил высказал свое давнишнее желание – поступить в семинарию. Его прошение было удовлетворено, и он был принят в семинарию, даже, кажется, без экзаменов или по какой-то облегченной схеме. Так Господь исполнил его желание.

Если есть Бог, то почему случился Освенцим?

Поэтому, когда люди говорят про несправедливость, мол, почему мы это терпим, то надо понимать, что такие люди просто воспринимают Бога как слугу, который должен нам все обеспечить. В послевоенные годы была такая философия, которая ставила вопрос: если есть Бог, то почему был Освенцим? Кто-то говорил более радикально: если был Освенцим, значит, Бога нет. Но эти люди воспринимали Бога как уборщика, который должен бегать и собирать банки, которые мы раскидали. Ведь этот вопрос на самом деле нужно переформулирую так: а где же был Бог в сердцах людей? Может быть, Его не стало в сердцах людей, поэтому Освенцим и случился.

Когда Ницше провозгласил, что Бог умер, многие люди радостно это приветствовали, потому что им казалось, что смертью Бога, провозглашенной философом, они освобождаются от необходимости следовать заповедям Божиим. Казалось бы, если заповеди Божии с тебя снимают, ты должен быть свободен и радостен, как предполагали люди типа Фрейда. Но оказалось, что, пока у тебя были заповеди, ты держался и все-таки считал себя чадом в доме любящего Отца. Ты понимал, что Завет с Богом – это послушание за послушание: ты слушаешься Бога, а Бог слушает тебя. Но когда человек отверг Бога, свободу он не обрел, потому что мир начал воспринимать иначе. Если человек раньше понимал, что он живет под покровом Промысла Божия в мире, который был устроен благим, но исказился в результате грехопадения людей, то он знал и то, что этим миром управляют не жидомасоны, а Божий Промысел. Этот мир, конечно, все равно воспринимался человеком, как говорят Святые Отцы, местом изгнания, но, тем не менее, и тем местом, где есть Божественный Промысел, который ведет тебя ко спасению, устраивает в твоей жизни такие обстоятельства, чтобы ты мог максимально удобно для себя избавиться от страстей, которые тебя деформируют, и стяжать то состояние, которое ты же берешь с собой вечность. К тому же, у человека была картина мира не только внешнего: он понимал, что если он переживает какие-то искушения, то это то, что его шлифует, помогает войти в вечность. Соответственно, внутренний мир человека был понятен: есть совесть – голос Божий – а есть искушения лукавого; лукавый действует через мысли, которые не надо принимать. То есть, когда у человека была картина, позволяющая ему оценить свой внутренний мир, внутренний мир был понятен; а когда Бога не стало в жизни человека, внутренний мир сразу стал угрожающим, потому что учение о совести как о голосе Божием было отброшено, учение о падших духах тоже было отброшено. Соответственно, внутренний мир стал представляться человеку как область таинственного бессознательного, которое непостижимо и которое постоянно тебя атакует. Естественно, человек не может найти объяснение этому, появляется масса гипотез, мол, бессознательное атакует нас вытесненными материалами, но тем не менее все это только гипотезы, ведь на уровне мозга мы не можем проследить, что куда вытесняется. Эта постоянная угроза, которую человек ощущает теперь из глубин своего сознания, собственных мыслей, – заставляет его искать избавления в алкоголе, наркотиках, чтобы просто не быть наедине с самим собой.

Когда люди пришли к этой «смерти Бога», то есть убили Его в себе, отказались от Него, конечно, Освенцим и произошел. Но если мы понимаем, что есть Промысел Божий, который нам попускает что-то, то мы понимаем и то, что Промысел не хочет нашей погибели. И если нам даже попускаются какие-то запредельные обстоятельства, возможно, они призваны нас как-то сформировать. Конечно, мы сопротивляемся, отчаянно ропщем, как дети, которые сидят на руках у мамы, не хотят ходить, потом – не хотят плавать, потом – не хотят идти в первый класс, потому что им комфортнее было в детском саду, и так далее. Один человек заметил, что страшно не то, что мы взрослые, а то, что взрослые – это мы. Еще вчера ты был ребенком, прятался за спиной родителей, и вдруг сегодня ты узнаешь, что родитель – это ты. Что теперь не ты за спиной родителей, а наоборот, это они за твоей спиной: теперь ты им должен помочь, потому что они состарились. Бывает, что человек принимает этот новый шаг своей жизни, а кто-то – прячется, не хочет с этим мириться, ему хочется дальше оставаться в этом состоянии анабиоза, состоянии ребенка, который только получает материнское молоко.

Важно поверять свои мысли – мыслями Святых Отцов

И вот, человек, проходя возрастание в жизни земной, учатся врастать в небо, и без этого врастания в небо жизнь не понять. Речь идет не о том, что мы, дескать, живем для неба: важно помнить, что, когда речь идет о религиозной жизни, очень важно совмещать свою точку зрения с точкой зрения святоотеческой, потому что есть разные изречения, которые принимают форму лозунгов: они, в принципе, просты и понятны, но они немного уводят от сути. Когда говорят, например, что мы живем только для вечности, очень важно все-таки найти слова Святых Отцов, которые на сто процентов комментируют эту мысль. А если мы таких изречений не можем найти, значит, может быть, мы недостаточно правильно выразили мысль. У св. праведного Иоанна Кронштадского есть мысль о том, что человек, который стяжал милосердие, и в вечной жизни будет блажен. Потому что вечная жизнь Святыми Отцами понимается не как предмет купли-продажи: мол, ты ее заработал и получаешь в этом расписку. Но – в жизни земной ты формируешь в себе то внутреннее состояние, которое ты заберешь в вечность. Что значит: блаженны милостивые? Что твое сердце стало милостивым, и милосердие стало качеством твоей души, а значит, тебе на ровном месте уже будет хорошо. Соответственно, чтобы прийти к этому милосердию, нужно победить свой эгоизм. Но человек, который побеждает эгоизм, не только в вечной жизни будет блажен, он уже здесь получает обратную связь от людей, он не будет одиноким.

Водоворот эмоций мешает воспринимать жизнь в полноте

Если посмотреть на людей, которые старались жить по заповедям, они еще здесь, в жизни, обретали какое-то равновесие. То есть эта жизнь не воспринималась ими как нечто неудовлетворительное. Они каким-то образом ощущали радость, благодатность жизни: ее трудно поймать; трудно уловить, что можно жить в этом Божьем луче, но, когда человек живет в этом луче, трудности не воспринимаются им как таковые. Соответственно, чтобы нас научить этой форме жизни, когда мы познаем мир, познаем Бога, других людей, развиваемся, познаем себя как того человека, который призван войти в вечность, – то эта жизнь все-таки воспринимается с позиции полноты. Конечно, к этому невозможно прийти сразу, потому что нам мешает водоворот наших эмоций. То нам – не так, это нам – не то. У группы «Триада» есть песня «Все не так», в ней такие слова:

Ой, да были на Карибах ваших – и там жарко.
В Китае на китайском говорят, а так жалко,
Что радовало раннее, теперь не торт,
Столько вкладывал и вкалывал – каков итог?
Виноват народ, и царь, виноват и Бог,
Если же прогнил вельбот, то мы обвиняем порт.
Все не так, все не то.

Важно не заражаться личной ненавистью

Этот водоворот эмоций, который проявляется в том, что мы хотим навязать свою позицию людям, миру – лишает нас внутреннего покоя, потому что это недовольство, этот ворох эмоций мешает нашей способности просто радоваться жизни. Речь идет не о том, чтобы не думать, не действовать, нет, пробивная сила нужна. В статье «ТРИ СИЛЫ: Цель жизни и развязавшееся стремление к игре (казино, гонки, игра по жизни)» рассматривалось, например, что из себя представляет гнев с точки зрения Святых Отцов. Гнев – это сила напряжения, данная нам для преодоления препятствий. Аскетический идеал состоит в том, что у нас должна остаться пробивная сила, чтобы преодолевать препятствия и стремиться к цели, но при этом эту силу нельзя направлять на раздражительность в отношении людей. Иногда бывает, что необходимо как-то вступить во взаимодействие с человеком, даже как-то остановить его, как воину нужно остановить зло. И если воин лично не ненавидит противника, тогда он не будет страдать от ПТСР – посттравматического стрессового расстройства. Знакомый человек рассказывал, что к нему на день рождения пришел один работник силовых ведомств. Видимо, там была уже какая-то профессиональная деформация: он немножко выпил, не закусывая, и ему стало казаться, что среди гостей находится террорист. И он во время дня рождения начал операцию по обезвреживанию террориста. Мужчина, у которого был день рождения, увидел, что в качестве террориста избрали его товарища, и надо было как-то успокоить того человека, который выпил. И он на него слегка гаркнул. Причем он говорит, что не вкладывал в это гнева, злобы, он просто немножко воздействовал, и другой человек это понял. Но именинник не потерял внутреннего мира. Так же начальнику нужно иногда воздействовать на коллег, на подчиненных, но при этом не заражаясь личной ненавистью.

То есть, чтобы научиться жить в Божьем луче, мы должны и цели земные как-то реализовывать, и духовные не терять. И когда человек таким путем идет, даже если сейчас так сложилось, что нужно находиться рядом с тем, кто ведет себя аномально, то у такого человека есть хотя бы зацепка. Он понимает, что нужно держаться внутреннего мира, что это скала, о которую разобьются все манипуляции.

Откуда берется тревожность и как ее победить

Есть очень хорошая книжка архим. Фаддея Витовницкого «Мир и радость в Духе Святом».  Ее автор был настоятелем сельских монастырей в период Великой Отечественной войны: его могли расстрелять и коммунисты, и фашисты, и от переживаний он даже закурил, у него началась депрессия. И когда он понял, что умрет от переживаний, ему было откровение: пусть все идет, как идет, не бери на себя слишком много, храни свой мир и жизнь с Богом. Это не значит: ничего не делай – ему как настоятелю нужно было делать очень много, чтобы было топливо, дрова, чтобы монастырь мог существовать. Просто мы со своим интеллектом так привыкли, мы хотим просчитать все на десять лет вперед, и, если у нас что-то не получается, мы сразу думаем, что эта цепочка пойдет дальше, и через два года ничего не получится, и через три. И мы сами себя убеждаем, что у нас отчаянное положение, и входим в это измененное состояние сознания. Начинается страх, тревожность.

В материалах про страх и тревожность приводились слова прп. Исаака Сирина, где он говорил, что люди, которые думают, что Промысла Божия нет и все происходит только так, как они считают, – они не смогут избавиться от тревожности. Хотя, конечно, на первых порах, вроде, комфортно в нашем сердце, зараженном страстями, не соотносить себя с заповедями Божиими. Но на втором этапе, когда мы реализовали все плотские потребности: кому – поесть, кому – наркотики, эротика и т.д. – наше представление о мире начинает расширяться. Мы начинаем понимать, что есть вещи, которые мы контролировать не можем: глобальные рынки, заключение и расторжение мира, боевые действия. Исаак Сирин писал, что человек, который живет только соответственно своему рассудку, везде видит опасности, и они начинают его просто пожирать, потому что выхода из них он не видит.

Материалы о страхе и тревожности:

– Эфир «Страх принимать самостоятельные решения. Я не верю в себя. Тревога».

– Эфир «Имея веру, не боишься. В чем причины неуверенности в себе?»

– Эфир «Эмоции и интеллект. Эмоциональный интеллект? Страхи». Часть 5 (25 эфир).

– Ответ «Страх. Страх потерять, что имеешь. Прочие страхи».

– Ответ «Страх. Дополнение к ответу про страх. Отсутствие страха патологическое и нормальное».

– Ответ «Страх. Тяжелые мысли – противопоставить пение».

– Ответ «Травма. Страх поездки за рулём (выходить из дома и пр.)»

– Страхования – приступы страха.
Часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5.

– Что делать, когда человек испытывает насилие негативной мысли?
Часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8.

Крестом рвутся все сети вражии, которые нас окружают. Нужно крестить крестом на восток, запад, юг и север утром и вечером и во всех трудных обстоятельствах  жизни (когда разгневаешься, испугаешься, поспоришь с кем-нибудь, плохой сон приснится и т.д.), читая молитву сию: «КРЕСТ ХРИСТОВ НА ВЕСЬ МИР ОСВЯЩЕННЫЙ БЛАГОДАТИЮ И КРОВИЮ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА ДАН НАМ ОРУЖИЕ НА ВСЕХ ВРАГОВ НАШИХ ВИДИМЫХ И НЕВИДИМЫХ ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА. АМИНЬ».

Вкушай натощак утром св. просфору со св. водою Крещенской. Святую воду пей по всякой нужде, хотя бы и поел (когда внезапно заболеешь, разгневаешься, испугаешься, плохой сон приснится и т.д.).

Кропи святой водой Крещенской на все 4 стороны (также потолок и пол) и говори: «ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА ОКРОПЛЕНИЕМ ВОДЫ СИЯ СВЯЩЕННЫЯ В БЕГСТВО ДА ПРЕВРАТИТСЯ ВСЕ ЛУКАВОЕ, БЕСОВСКОЕ ДЕЙСТВО. АМИНЬ».

(Использованы материалы брошюры «Покаяния двери отверзи ми двери… Молитвы и святоотеческие наставления готовящемуся к святой исповеди» (издательство «Светоч». С. 43–44).

Есть такой роман, «Остров обреченных», где автор, очевидно, проецируя себя на одного из героев, рассказывает о своем полном отчаянии. Там нет никакой зацепки за жизнь. На этом острове у людей есть еда, они теоретически могут ее найти, но они умирают добровольной смертью. И автор считает, что это высшее достижение жизни. Есть категория людей, которые, по своей гордости, считают, что их позиция – самая правильная. Лоуренс Гонсалес, автор книги «Остаться в живых. Психология поведения в экстремальных ситуациях», отмечает, что люди, которые оказались в катастрофических ситуациях, умирают, хотя рядом с ними – даже не распечатанная еда. В таком измененном состоянии сознания человеку кажется, что мир ужасен, что все безвыходно. Когда нет Христа, человек не видит смысла.

Но второй тип ведения, по Исааку Сирину, – когда мы признаем, что есть Промысел Божий, что мы не одиноки в этом мире. В части 1.3 текста «Доминанта жизни и самоубийство» упоминалась история Джека Лондона. Ему казалось, что он увидел подкладку мира, но на самом деле, начитавшись книг по упрощенной биологии, он стал видеть женщин самками, а всю жизнь на земле – борьбой за ресурсы. Естественно, здесь нет никакой зацепки, чтобы жить. А зацепка появляется у людей, которые находятся под каким-то прессингом анормальной обстановки, если они все-таки начинают зреть Христа. Зреть Христа именно как Сына Божия, как второе Лицо Пресвятой Троицы, а не просто как одного из учителей. Ведь и оккультисты не отрицают Христа, но считают его лишь одним из учителей. Но когда ты не признаешь Его как Сына Божия, тогда ты не ощущаешь Его помощи. Когда мы начинаем Его зреть, тогда начинает появляться и смысл.

Недавно мы издали книжечу «Воину-христианину», в ней есть фрагмент, где один инструктор по рукопашному бою говорит, что, если воин оказывается в экстремальной обстановке, но все-таки приходит к вере, тогда в нем рождается понимание смысла этой обстановки и рождается понимание выхода из нее. И тогда не формируется отчаяние, как в этом романе «Остров обреченных», где человек оказывается в каких-то экстремальных условиях, но при этом отказывается от борьбы. Это не борьба социалистического человека со стихиями, а борьба за этот свет в себе, борьба за то, чтобы его не потерять. Когда человек борется за этот свет, он не входит в измененное состояние сознания. А как только входит – тогда это состояние обреченности и беспомощности наваливается.

Много об этом писал прп. Иустин (Попович). Он говорил, что, когда люди живут без Христа, тогда мысли становятся палачами, потому что твои мысли регистрируют только распад мира, в котором ты находишься: и это плохо, и то плохо, а выхода никакого нет… Это как ребенок: пока он в первом классе, он даже теоретически не может представить, что он будет учиться в институте. И пока ты находишься на этой стадии своей жизни, если ты со смирением к ней относишься, то ты понимаешь, что сейчас тебе плохо, но, с другой стороны, ты ведь даже не можешь представить, как оно будет дальше: вполне возможно, это состояние когда-то изменится. Гордый же человек сразу говорит: я очень легко могу себе все представить: все будет так и так, все будет отвратительно, потому что все люди отвратительны. И тогда это, получается, безвыходная ситуация. Если человек все-таки приходит к пониманию того, что все, что происходит – это не просто так, тогда он из этого водоворота, который тянет его в страшную трубу, выходит.

Тогда есть возможность найти свой путь, путь в мире.