Обида. Обида. Обида на родителей, что не додали любви, на Бога – что допустил. Считает себя травмированной
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  20.11.2023.



См. также ответ «Созависимость. Ходит на группы созависимых, чтобы разграничить ответственность с мамой, победить обиду и чувство вины».

Вы пишете, что у вас обида на родителей: они не додали любви, во всём ограничивали из-за страха небезопасности, вдруг что случится. У вас сильная зажатость и гнев, из-за сильного контроля личность так и не сформировалась. Детские потребности у вас остались не удовлетворенными. Вам кажется, что вы ищете мать, которая дала бы тепло и поддержку. Вы считаете, что остались последствия такого воспитания, и на Бога у вас обида, что он попустил всё это. Обида на род, на то, что какие-то условия вылились в дурную наследственность, и вы порушились. Вы спрашиваете, может, у вас природа горделивых падших духов, которым Божий свет не мил. Ведь было время, когда ваша душа стремилась и жаждала Бога, было желание очиститься, наполниться светом. А теперь жажды нет, любви тоже. Теперь уже не до высоты, всё больше о плотском. Пишете, что не хватает веры, жизнь как будто остановилась; готовы на доброе дело, но не знаете, с чего начать. Но осознаёте, что вам нужно сердечное покаяние.

Вначале хотелось бы сказать, что большое значение имеет та классификация, которой люди придерживаются для постановки диагноза психологического или психиатрического порядка. «Недолюбленные родителями» тоже стало модой и своего рода психологическим диагнозом.

Один специалист, который занимается доказательной психиатрией, отмечал: кто контролирует стандарты, тот контролирует рынок. Классификации, которые приходят с запада, декларируют, что они создадут некий единый язык, который будет понятен всем. Но по факту происходит процесс совсем другой. Когда появляется определённая строка классификации, когда появляется определённый диагноз, человек узнаёт, что он болен. Если раньше человек с СДВГ мог быть просто хулиганом, теперь он, оказывается, больной.

Этот специалист отмечал, что люди хотят быть диагностируемыми, потому что в патогенном обществе классификация является вариантом алиби, оправдания. Люди отказываются от борьбы, от разумного исправления себя, становясь рабами систематики. Систематика позволяет навязывать людям определённые формы лечения, медикаменты, вплоть до того, что человек подвергается недобровольной госпитализации на основании того, что его поведение не соответствует какой-то строчке в классификации.

По вашему языку видно, что вы уже начитались психологической литературы, видимо, пытаясь разобраться в себе. На ум приходит один забавный эпизод, который произошёл с молодым человеком, у которого после операции болела челюсть. Со временем она перестала болеть, ему прописали обезболивающий препарат, который котируется у людей, злоупотребляющих психоактивными веществами. Прочитав спектр побочных действий, он удивился, насколько их много, и обратился к другому врачу с недоумением. Врач ответил по поводу боязни проявления побочных действий, о которых говорилось в инструкции, что они проявляются примерно у 2% людей, принимающих этот препарат. Но, к сожалению, молодой человек уже прочитал инструкцию, поэтому риск проявления симптомов увеличился в 2 раза. В итоге он не стал принимать этот препарат.

Если человек уже подначитался психологической литературы, освоил терминологию, «недолюбленный ребенок» и прочее, свои проблемные ситуации, которые в принципе решаемы, он начинает рассматривать с фатальных позиций: «Всё, я искалечен, ничего со мной не поделаешь». Виктор Франкл говорил, что задача терапии состоит в том, чтобы преодолеть социальность судьбы. Как-то он беседовал с одной женщиной, которая считала себя ребёнком определённого типажа, о котором писал Адлер. Он говорил ей, что задача состоит в выходе из этих рамок, в преодолении социальной судьбы, того, что человеку предрекают классификации, прогнозы[1].

Поэтому, во-первых, если вы сумеете просто простить своих родителей, то многие мучительные истории для вас закончатся. Если же начнёте двигаться в русле психологических техник, будете пытаться преодолеть душевный груз с помощью рассмотрения прошлого, то вы будете только завинчиваться в ощущении себя как больного человека.

Конечно, не всё так просто, и отрицать эту проблему тоже не надо. В этом отношении могу поделиться некоторыми историями, которые написали Соловецкие паломницы. Эти истории размещены в тексте «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты», в части 4.3. У кого-то из них были очень жёсткие проблемы в детстве, можно было погрузиться надолго в плач о себе и застрять в ощущении больного человека. Но потихоньку люди развивались, преодолевая обиду на родителей, возвышались над собой прежним. В итоге истории, которые их мучили, оставались в прошлом.

Ввиду того, что на эту тему уже есть большой ответ из двух частей, здесь дам ссылку на него, ниже не повторяя всего, что там было сказано. Приведу одну мысль из него насчёт того, что, если человек не прощает родителей, история начинает усугубляться.

Ещё академик Ухтомский, ссылаясь на Кречмера, говорил о возникновении бредовой системы и объяснении согласно этой системе того, что происходит. Если человек в какой-то момент жизни оказался неподготовленным, «сдрейфил», совершил поступок, противоречащий внутренним устоям, то единая система восприятия жизни раскалывается на две ветки. Часть человека любит маму, а другая – ненавидит и обижается. Эти ветки растаскивают сознание, что крайне мучительно. Чтобы объединить расходящиеся ветки, возникает бредовая система, которая создаёт специфическое восприятие реальности. В её рамках человек видит себя объектом преследования: он не виноват, виноваты все остальные. Естественно, при наличии бредовой системы, человек даёт себе какое-то объяснение в отношении истории из детства. Легче от этого ему не становится, счастливым он не становится. Но если он пытается идти этим путём, путём изменения собственного сознания, через продуцирование той позиции, что он жертва насилия со стороны родителей, для себя он получает некие оправдания, но в социальную жизнь войти не может. Окружающие не могут с ним общаться, потому что постоянно натыкаются на бредовую систему.

Если человек в отношении родителей стал так мыслить – нечто похожее он будет воспроизводить и общаясь с другими людьми. Это будет невыносимо для других. Но это будет как-то объясняться для него, в рамках его собственной системы, например: другие люди от него отворачиваются, потому что они такие же предатели как мама, как папа. Все люди в мире злые, никому нельзя доверять. А то, что люди прекращают общение, потому что не могут слушать бесконечные обвинения кого-то, на ум такому человеку не приходит.

В части 4.2 текста «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» разбирался вопрос о преодолении определённых моделей, сформированных в детстве. В частности, одна девушка жила в семье, где был пьющий отец. Когда отец начинал кричать, она закрывалась в комнате и прекращала общение. Вот она вышла замуж, её муж не пьёт, не кричит. Но когда он обращается к ней с вопросом, у девушки активируется тот комплекс механизмов, который был сформирован в годы юности в родительском доме. Она уходит в комнату, закрывается, отказывается выслушивать мужа.

Это очень напоминает типичный военный синдром и ПТСР, которые присущи людям, пережившим концлагеря. В одной книге на тему травматического опыта рассказывается история ветерана: когда он услышал звуки фейерверка – в нём запустились комплексы рефлексов, сформированные в годы войны, и он тут же побежал к своей машине в поисках пистолета.

Если человек понимает основные принципы духовной жизни – он становится способным преодолеть патологическую модель.

Во-первых, нужно по вечерам 5-10-15 минут вспоминать, как прошёл день, отмечая, где было запущено неадекватное восприятие реальности. К вам кто-то обратился, у вас начались слёзы, обиды, ощущение, что этот человек тоже плохой, как и мама. Запустился комплекс, который был сформирован в детстве. Надо учиться отмечать его действие, со временем – тормозить это действие и противопоставлять ему другую, конструктивную реакцию. Непосредственно в самом моменте это будет тяжело, вряд ли вообще будет получаться. Поэтому надо научиться отмечать действие этой паталогической модели вечером, в спокойной обстановке. И постепенно представления по данному вопросу накопятся и станут автоматически воспроизводиться во время действия паталогической модели. Когда она придёт в движение, тут же одновременно придут в движение те навыки, которые вы воспитывали во время вечернего разбора дня.

Если не получается противопоставить паталогической модели здоровое поведение, мы хотя бы разбираем, формируя систему взглядов с помощью разума, пытаясь представить, как может выглядеть здоровая реакция. И постепенно у человека появляется альтернатива.

Советую потихоньку выходить из психологической терминологии, инструментария. В ответе, о котором я говорю, есть мысль: надо начинать двигаться к милосердию, к прощению обид, и душа постепенно выпрямится.

В современной секулярной психологии, как видится, нет возможности избавиться от негативного опыта прошлого. В частности, в отношении травматического расстройства ссылаются на различные подходы, суть которых – научить человека контролировать себя во время наплыва тяжелых воспоминаний. Но на деле этот подход не делает человека здоровым, счастливым. Он просто позволяет ему без явно выраженных слёз вспоминать о прошлом. У человека есть травматическое переживание, хотя вы не переворачивались в машине, не были на войне, в вас не попадала пуля, вы не подвергались тюремному заключению, избиению. У вас некий психологический надлом. Но вашу историю и истории людей с ярко выраженным ПТСР можно сопоставить.

То есть, согласно некоторых подходам, человек должен подробно рассказывать об опыте прошлого, подробно останавливаясь на тех фактах, которые наиболее его смущают. Если бы это было в рамках Исповеди, и человек бы рассказывал о том, что его смущает, с тем, чтобы просить у Бога прощения, здесь был бы какой-то выход. Но в данном случае человек просто привыкает к этим мыслям: его убеждают, что эти мысли не сводят его с ума, что и с ними можно жить. Он, что называется, просто к ним принюхивается. Они становятся частью его жизни. Но это далеко стоит от исцеления. Прошлое просто не так активно и болезненно сигнализирует.

Добродетель здесь можно воспринимать не только с точки зрения нравственной идеи, а с точки зрения физиологической. Страсти являются типом реакции на происходящее: унылый в состоянии форс-мажора будет унывать, гневливый – гневаться. Здесь можно по-разному выстраивать техники, но унылый останется унылым, а гневливый останется гневливым, просто осознавая, что он гневается, но не в таком огненном варианте, как раньше. Его научат более сдержанным реакциям. Но реакция не поменяет вектор.

Добродетель, которую многие современные психологи презирают саму по себе, является иным типом реакции совсем другого качества. В той ситуации, где человек унывал, вдруг он начинает благодарить. Человек преодолевает обиду – например, у него была обида на родителей, он за них молился, не просто читал правило по книжке, а по-настоящему. Приходит мысль ненависти, а человек с усилием продолжает молиться за них, прося у Бога помощи в преодолении неприязни. И потихоньку даже нейрофизиология человека меняет свой вектор. Формируется иная доминанта. Если человек прошёл школу борьбы со своими страстями, то глядя на ближнего, к которому раньше он испытывал неприязнь, теперь он испытывает другое чувство. Он понимает, что и это человек со своими проблемами, у него тоже не всё в жизни сложилось хорошо. Да, родителей можно обвинять, но, с другой стороны, кто их учил, как надо обращаться с детьми? К тому же, уровень знаний: это сейчас есть множество центров, курсов – не факт, что все они помогают – но раньше вообще не было даже самой идеи.

Я проводил лекцию в Москве в центре «Благосфера», раньше там был пункт питания для светских служащих. Считалось, что человеку нечего тратить время на приём пищи в кругу семьи. Даже есть версия, что в квартирах делали очень маленькие кухни, потому что, дескать, “нечего людям собираться на кухнях”.

Когда человек смотрит на того, к кому он испытывал неприязнь, и если эта неприязнь уже преодолена, то в душе возникает чувство утешения. Глядя на другого, ты понимаешь, что ты не поддался, пошёл путём Заповедей Божиих. Как писал святитель Игнатий (Брянчанинов), те, кто пытается на Заповедях основать свою жизнь, приобщаются к силе, которая заключена в этих Заповедях. Есть же слова Христа: «Блаженны милостивые», – если ты стараешься быть милостивым по отношению к человеку, на которого имел обиду, то одно воспоминание о борьбе, которую ты поднял, уже сопровождается чувством утешения. Тогда душа начинает раскрываться.

Когда человек встаёт на путь добродетелей, его жизнь можно уподобить плаванию корабля, в паруса которого задул ветер. Много говорят о благодати Святого Духа, но ведь важно ещё настроить образ жизни, свою психо-физическую полноту, чтобы быть способным приобщаться к Его дыханию.

Когда человек сообщается с благодатью Святого Духа, не на уровне чтения молитвы, а на уровне образа жизни, когда Заповеди Божии становятся естественными реакциями человека, тогда он становится способным усваивать благодать. Тогда он чувствует, что не только плечи его распрямляются, но и во всём его теле, в уме начинает циркулировать жизнь. Никого не хочу обидеть, но психология здесь напоминает фен, которым пытаются сделать паруса хоть немного трепыхающимися. Одно дело, если шарик надули, и он весь расправился от своих морщинок, и другое дело, если шарик недодут, и он лежит на земле, и кто-то пытается растянуть один участок, чтобы исчезли морщинки.

Как бы это ни казалось парадоксально, но в первую очередь нужно уходить от психологической терминологии, которую вы в себя накачали. Размышляя в себе этими терминами, «внутренний ребёнок», «в заточении», – подумайте как взрослый человек: где вообще находится этот внутренний ребёнок, что это такое? Метафорически можно сказать, что в каждом взрослом живёт ребёнок, который хочет поиграть, как в песне Юрия Шатунова: «А я хочу опять по крышам бегать и голубей гонять». Но проблема в том, что если мы придаем метафоре слишком пристальное значение и пытаемся воспринимать её не как приблизительный образ, а как конкретное выражение реальности, тогда возникают проблемы. Если мы в прямом смысле говорим о «внутреннем ребёнке», нужно выделить локализацию, где расположены эти нейронные сети, что такое «внутренний ребёнок», функциональная система или что-то ещё?

Здесь человек начинает не столько обращать внимание на реальные шаги, которые нужно предпринять, сколько начинает метаться между такими фиктивными образованиями как «внутренний ребёнок», «отпустить». А что значит отпустить? Вы можете взять и сесть на шпагат? Или попасть из пистолета в цель на расстоянии 60 метров? Так же и «отпустить». Когда люди выражаются языком психологии, у них возникает ошибочное мнение, что отпустить – это некая интеллектуальная процедура. Хотя на практике, чтобы сесть на шпагат, мало понимать это умом, нужно ещё физически тренироваться. Так же и чтобы быть способным простить другого человека – нужно тоже тренироваться, чтобы однажды это сделать. Молиться за него, вначале с трудом, но потом всё легче и легче, потом появится сострадание к нему. Когда появляется сострадание, этот груз от нас отцепляется. Это всё равно, что у вас в голове находилась машина, в салоне которой орала музыка, и вы не могли избавиться от этого шума. И вдруг оказывается, что эта машина не в голове, а рядом на трассе, и она уезжает. И этот шум всё тише и тише, и вдруг совсем исчезает.

Но чтобы однажды стать способным выйти из круга этих патологических состояний, нужно воспитывать в себе определённые свойства, качества. И когда появятся те качества, которые оцениваются в православной культуре как добродетели, груз прошлого оставит эти обиды. Человек в затемнённости грехом, как говорят духовные авторы, более склонен обвинять Бога в своих злоключениях, (хотя слово «наказание» переводится как «научение»). И чаще всего можно говорить, что в результате определённых выборов человека возникает его несчастное положение, такова причинно-следственная связь. Но человек в изменённом состоянии сознания не способен это понять.

Убеждённость в том, что человек плохой внутри, иногда может быть связана с тем, что он избыточно ориентируется на внешние оценки. Если мама не любила, значит, я плохая. Но с чего вы так решили? Мама могла не любить по своим причинам, она могла быть не научена, были свои проблемы. Когда у человека появляется нравственное ядро, внутренняя жизнь, появляется и внутренняя свобода. Он перестаёт целиком и полностью зависеть от внешних оценок. Он понимает, что, если окружающие оценивают его так, это ещё не значит, что он действительно такой.

В годы гонений на веру христиане воспринимались атеистами, людьми, которые вообще не должны жить. Если бы те христиане опирались на концепции, которые есть в современной психологии, вроде «чтобы ребёнок был счастлив, он должен быть любим, иначе у него формируется недолюбленность», они бы, наверное, все умерли от перегрузок.

Феофила, Христа ради юродивого, мать пыталась утопить. Если исходить от того, что образ восприятия себя формируется материнским отношением к ребёнку, что ему нужно было делать?

Нужно освобождаться от иллюзий ума, от концепций, которые уводят нас от понимания собственной жизни. В беседах «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» целый блок был отведён разбору современных концепций, декларирующих, что нелюбовь матери является фактором психологической инвалидизации ребёнка. Да, это влияет, но лишь до тех пор, пока у человека не появится собственная внутренняя жизнь. Когда она начинает зарождаться, человек становится способен с Божией помощью преодолеть все негативные влияния, которые на него транслируются окружающей средой, окружающими людьми.

Тотальное одиночество тоже является некой формой эгоизма, как и ощущение себя плохим – это тоже оборотная сторона гордыни. В своих мечтах человек возносит себя на высоту, считает, что он должен быть и таким, и сяким, и быстрым, и разумным. Кстати, на это нацелены многие психологические техники – визуализировать себя таким, каким бы ты хотел себя видеть. Но в реальности другая картина – возникает разрыв между реальным и воображаемым. У человека печаль. Есть и другие концепции, которые говорят человеку: «Прими себя». И эта концепция тоже может иметь знак минус. Одно дело, когда человек родился склонным к полноте и принимает, что это с ним происходит. Совершенно другое – когда человек сознательно объедается и требует, чтобы другие приняли его, и он закрывает глаза на то, что он сам себя разрушает. Человек рисует себе в мечтах некий идеальный образ самого себя. И, когда он совершает в реальности какую-то ошибку, он испытывает сильное смущение. Ему кажется, что его должен покрыть позор.

Один молодой человек рассказывал, что в своих мечтах он был ловким, успешным, активным. Но в итоге у него началась такая стеснительность, что в компании ребят он даже не мог ничего сказать и тем ставил себя в неловкое положение. Потом он понял, что его уста замыкались от того, что он исходил не из реальности, а из своих грёз, которым он не соответствовал. Если бы он обращал внимание на живых людей, он бы мог найти с ними общий язык.

Девочка, которая думает, что всем есть до неё дело, может очень сильно переживать из-за прыщика, который у неё вскочил, думая, что все непременно должны на неё смотреть и видеть, какая она плохая. Будто другим людям нечем больше заняться.

Одиночество часто является следствием эгоизма, когда между человеком и окружающими стоит преграда в виде его концепций, как говорится, заморочек. Здесь очень помогает учиться слышать голос другого человека. Ты можешь быть очень робким, но если другой человек нуждается в совете, ты должен отложить свою робость и сказать человеку, и если у него есть всего две минуты, уложиться в эти две минуты, забыть, что ты медлительный. Любовь способна преображать человека.

Пора выйти в реальную жизнь, вступить в реальные взаимодействия с людьми, воспитывать в своей душе определённые способности к добру. Пока вы ограничены собственным умом, интеллектом и книжками по психологии, это будет хождением по кругу из года в год.

Психиатр, на которого я ссылался в начале, говорил, что в современной психологии увлекает имитация прогресса. Какие-то явления называют новыми словами. Раз появился новый термин, у людей возникает ощущение, что мы к чему-то идём. Но мы ни к чему не идём, мы стоим на месте, если не пытаемся понять суть явления.

Готовил как-то материалы «Одиночество и изоляция (беседы и тексты иеромонаха Прокопия)», где представлены примеры людей, которые начинали жить по принципам, изложенным в материалах. Их жизнь выравнивалась, их паруса натягивались упругим ветром.

Этот ответ перекликается с материалами:

Ответ «Человеку, считающему (допускающему), что его травмировали родители»;
Ответы 335.1, 335.2 «Психология. Женщине, желающей понять, что в ней не так».

Текст «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты», глава «Посттравматический рост. Примеры преодоления моделей поведения, сформированных под воздействием травматического опыта. Трудное детство и прощение родителей».

Цикл бесед «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты».
20a. Стремление преодолеть кризис через ОБВИНЕНИЕ МАМЫ, признание собственной САМОЦЕННОСТИ (ж), воспитание МАСКУЛИНОСТИ (м)
20b. Упоение обвинением мамы. Катастрофа вследствие приобщения к ложной модели и узко-физиологической концепции
20c. Восстановил в кабинете психолога воспоминания о детской травме. Можно ли им доверять?
20d. Восстановил в кабинете психолога воспоминания о детской травме. Можно ли им доверять?
20e. Травма – и что все-таки делать? Все ли проблемы – от детских травм?
20f. Не только влияние родителей. Перестроить опыт, выбирать отношение к происходящему
20g. Если и было, что травма от родителей. Примеры деформации и примеры восстановления
20h. Если и было, что травма от родителей. Перестроить систему реакций. Прощение, исцеление
20i. Спекуляция на теме вины родителей, игнорирование иных причин. Институт детства
20j. СУТЬ. Если и было от родителей, выйти из колеи обиды. Картина мира, построенная не на ненависти
20k. СУТЬ. Если и было от родителей, преодолеть модели. История девушки, мама-психопатия
20l. СУТЬ. Если было от родителей, простить, строить жизнь. Ненависть сжигает, примеры
20m. Родители. Слом личности. Созависимость – ложность концепции. Иначе настроиться
20n. Родители. Спорность концепции вытеснения в бессознательное. Мозг. Тренинги, риски
20o. Родители. Спорность концепции т.н. внутреннего ребенка, техники стирания в бессознательном
21a. Стремление преодолеть внутренние проблемы с помощью психологических моделей и новый виток проблемы. О преодолении фатализма
21b. О преодолении травматического опыта (кратко)
21c. ГОРДОСТЬ И СМИРЕНИЕ. Горделивое самоуничижение и страх. Смиренное осознание ошибок и перспективы развития
21d. Трагедия гордости (живой опыт заслоняется моделями; закоснение в ошибках). Смирение и развитие
21e. Гордость и потеря адекватного взгляда на мир и себя
21ee. О преодолении травм. См. цикл «Доминанта жизни и самоубийство», пункт 3.3
21eee. О преодолении травм. См. ответ Мучительные воспоминания о прошлом (обиды на родителей и на Бога)
21f. История мужчины, считавшего, что ему нужно развивать маскулиность
21g. История о человеке, который хочет внутренним проблемам найти объяснение в психологической литературе и запутывается
22a. Через мечты о себе – к измененному состоянию сознания. Учение свт. Игнатия (Брячанинова) о состоянии самообольщения
22b. РАЗБОР ПИСЕМ О МАСКУЛИНОСТИ (заповедь о щеке, воины-христиане, вопрос о женщинах, вопрос о отношении к злу)
22c. РАЗБОР ПИСЕМ (о смирении, мешает ли смирение и христианство жить; о духовниках из монашествующих)
22d. РАЗБОР ПИСЕМ (о смирении, об отношении к женщинам)
22e. РАЗБОР ПИСЕМ (замкнутость на идее – начало расстройства, выход – услышать другого, выбрав любовь)
23a. Гордость как путь к регрессии и порабощению ложным образам. Смирение (самоукорение) как путь к развитию, перспективе
23b. Проф. Иоанн Корнаракис и его мысли о фантастическом человеке (живущим с ложным образом самого себя)
23c. Проф. Иоанн Корнаракис о постпатристическом богословии (измена Святому Духу)
23d. ПОСТ-КНИГИ, которые никуда не ведут (ложная картина мира, вместо стремления к подлинному – движение к психологической фикции)
23e. ПОСТ-КНИГИ (стандартизация проблем, которые индивидуальны, ложные интерпретации, шизофренизация сознания, взращивание эго)
24a. ПОСТ-КНИГИ. Упоение собой (ощущения подтягиваются к ложным мыслям). Замкнутая конструкция, в которой ты – прав
24b. Стремление освободиться от страха, вычитая из себя человеческое. Отчуждение. Не найти общий язык. Искаженное восприятие
24c. Чувство вины и его преодоление
24d. Правда ли, что осуждение других и их неприятие – от неприятия себя
25a. Групповая психотерапия и фильм «Бойцовский клуб». Не видно выхода – термины объединяют явления, которые в природе разделены
25b. Иеромонах Серафим (Роуз) о духовной жизни и ее подмене. Подмена – не к подлинным целям стремления, а к фикциям и сугубо земному

Статья «Детям – жизнь от родителей или родителям – жизнь от детей?».

Аудио-ответ: «Мучительные воспоминания о прошлом (обиды на родителей и на Бога, сожаление об упущенных возможностях и проч.)».

[1] «Под впечатлением от неверно понятых и истолкованных идей индивидуальной психологии невротический фатализм начинает ссылаться также на воспитание и влияние среды, которые «сделали» из него то или се, превратились в его судьбу и т. д. Это лишь способ снять с себя ответственность за изъяны своего характера. Люди принимают свои слабости как данность, а должны бы видеть в них задачу перевоспитания или самовоспитания. Попавшая в нервную клинику после покушения на самоубийство пациентка на все увещания психотерапевта отвечала: «Что вы от меня хотите? Я типичный “единственный ребенок”, в точности по Альфреду Адлеру». Да ведь речь о том и идет, чтобы освободиться от типического! Если правильно понять этос индивидуальной психологии, то она как раз требует от человека полностью освободиться от типичных изъянов и слабостей характера, какие могла вызвать среда или ситуация воспитания, и пусть никто не сможет разгадать в нем «единственное дитя» или кем он там был» [из книги Виктора Франкла «Доктор и душа: Логотерапия и экзистенциальный анализ» (переводчик Любовь Сумм)].