Интервью

Матонин В.Н. «Без надежды надеюсь»

22 апреля 2013 г.

Интервью кандидата исторических наук, доцента САФУ, председателя Совета Товарищества Северного Мореходства и главного редактора альманаха «Соловецкое море» Василия Николаевича Матонина сайту Соловецкого монастыря.

– Василий Николаевич, каковы итоги минувшего межсезонья лично для Вас и всего того, что связанно с проявлениями Вашей на удивление разносторонней деятельности?

– В ноябре-феврале на выставочных площадках двух российских столиц повторены сразу четыре выставки Соловецкого Морского Музея, впервые показанные публике на Соловках в 2010–2012 гг. 25 ноября в Санкт-Петербурге на ледоколе «Красин» (Музей Мирового океана) представлены «Ранние морские чудеса соловецких святых. Конец XV – середина XVII вв.» (выставка действовала до 10 января 2013 г.). 5 декабря в Мраморном зале Российской Государственной библиотеки (г. Москва) открылась выставка «Крест и маяк» (экспонировалась до 17 февраля). Наконец, 26 декабря в знаменитом московском «Фотоцентре» на Гоголевском бульваре в рамках диптих-фотопроекта «Возрождение Соловков» столичные зрители увидели выставки «Новый день: Соловки 60-х» и «Афон-Соловки: радость и надежда / Ἅγιον Ὅρος καί Σολόφσκι: τόποι κατάνυξης καί ἐλπίδος» (они были открыты до 20 января).

Зимой продолжалось строительство Соловецкой реплики исторической государевой яхты «Святой Петр». 10 апреля с благословения архимандрита Порфирия судостроители вывели корабль из верфи и поставили на берегу возле слипа. Эта работа была для нас праздником и большой радостью.

В Морском Музее (в бывшем Амбаре для гребных судов) в межсезонье идет беспокойная и счастливая жизнь. Дети и взрослые рисуют, школьники строгают деревянные кораблики, лепят из глины красивые игрушки и сувениры, что-то выпиливают из дерева, склеивают, расписывают скворечники. Малыши танцуют, ученики Воскресной школы изучают Закон Божий. К Благовещению ученики испекли из теста «жаворонков» и одаривали ими всех, кто пришел на праздничную службу в Филипповскую церковь.

16 апреля в Москве сдан в печать двенадцатый выпуск альманаха «Соловецкое море», и в этот же день я получил в издательстве САФУ авторские экземпляры монографии «Наше море – наше поле. Социокультурное пространство северной деревни: генезис, структура, семантика».

В конце марта мы с друзьями побывали на Кольском полуострове, а также в местах служения преподобного Трифона Печенгского. Из этого путешествия я вернулся с мыслями о том, что людям севера не свойствен дух мелочности и корыстолюбия.

– Все перечисленное относится к изучению духовных и культурных традиций. Насколько, по Вашему мнению, важно популяризировать все, что связанно с Соловками?

– У русской культуры северный характер. Она познается «через монастырь»: по отношению к иноческим ценностям и в их отражении. Паломник, обращенный лицом к северу, не может не заметить Соловецкого монастыря. Линия жизни и линия судьбы Русского Севера проходят через «ладонь» Соловецкого архипелага.

– Что является «нервом» этого духовного и исторического центра?

– На Соловецких островах укрупняются явления мирской жизни, приобретая образный и символический смысл. Все переломные события отечественной истории связаны с Соловками как местом гибели или спасения: тюрьмой или монастырем. «Монастырь» и «тюрьма» – противоположные формы инобытийности. В одном случае Остров усиливает ощущение несвободы, а в другом – освобождает от мирских страстей и привязанностей. До конца XVII века, а формально – до секуляризации 1764 года земельные владения Соловецкого монастыря на северо-западе России простирались на Кольский полуостров к реке Печенге. Соловецкий монастырь владел вотчинами на берегах Белого моря и Онеги, в Двинской земле. Это, образно говоря, была большая страна, живущая по монастырскому уставу.

– Профессиональный историк, Вы, одновременно, являетесь автором и редактором историко-литературного издания. Как эти виды деятельности коррелируют с Вашей научной работой? В каком амплуа Вы выступите в очередном выпуске альманаха?

– В «Соловецком море» № 12 будут опубликованы мои путевые заметки об экспедиции по реке Лене и небольшие рассказы об островной жизни начала 90-х годов. Имеют ли они отношение к диссертации? – Да, наверное. Нет смысла заниматься делами, которые разрывают нас изнутри. Это непроизводительно. Изучаю самого себя, как наиболее доступный объект исследования, прислушиваюсь к людям, пробую реальность на вкус, рассматриваю настоящее сквозь призму прошлого. Интуиция ведет к размышлениям о северном характере отечественной культуры, об идее Русского Севера, о Поморье и поморах.

– Чего ожидать посетителям Морского музея этим летом? Какова дальнейшая судьба «Святого Петра» и соловецкой верфи? Что входит в ближайшие издательские планы ТСМ?

– Гости Морского музея увидят новые выставки и концерты, услышат популярные лекции, примут участие в творческих встречах, познакомятся с новыми фильмами о Русском Севере. Надеюсь, что «Святой Петр» расширит горизонты деятельности Товарищества. У нас есть общие планы и у каждого свои упования, но я опасаюсь публично заявлять о них. Боюсь, что весь «пар» уйдет в гудок. В 28–30 июля мы планируем освящение «Святого Петра» и празднование Дня рождения верфи. Я хотел бы в этом году подготовить к публикации военные дневники 1941–1945 гг. Виктора Мамонтова и Егора Поташева, а также издать книгу стихов и прозы Юли Матониной. Что касается отдаленного будущего, то, как говорится, «поживем – увидим». Увидим – и поживем.

– Можно ли назвать возрождением то, что сегодня происходит на Соловках?

– Возрождение Монастыря – процесс закономерный и неизбежный. Вопрос в том, что считать «возрождением»? На мой взгляд, это восстановление молитвенной жизни иноков и паломничество мирян к Соловецким святыням. Организация разумного природопользования, создание образцового хозяйства и живого Музея как научного и культурного центра. Это избавление от мусора в головах и в душах людей, утилизация отходов, наше стремление к благоустройству своего быта и родного Острова. Насколько мне известно, целевая федеральная Программа возрождения Соловков предполагает освоение значительных денежных средств. О чем-то подобном напоминают мне Соловецкие руины конца 80-х – начала 90-х годов прошлого тысячелетия. В массовом сознании утвердилось убеждение, что с помощью денег можно решить любые проблемы. Мы с упорством язычников верим в силу технологической магии: в «лекарство», излечивающее больного без какого-либо усилия с его стороны. Финансовые инвестиции – не «кровь экономики», а допинг для пьяного богатыря. По отношению к ресурсам первичны идеалы, идеология, идеи.

Как духовная граница, Соловки были, есть и будут местом борьбы или неустойчивого баланса противостоящих сил. Возрастающая роль Монастыря в непрекращающейся брани духовной, наша вера в чудесное спасение и слабая, рационально не обоснованная надежда на возрождение России как великой державы не обещают безмятежности и покоя, но и не дают повода для уныния.

– Вы упомянули надежду…

– «Без надежды надеюсь», – говорил Соловецкий историк и философ Морозов Сергей Васильевич… Все будет. Все будет хорошо.

Тип: Интервью