-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
8 июня 2022 г. Доверительное чтение
Уважаемые читатели!
Для Соловецкого монастыря крайне ценно то единодушие, которое отличает наши отношения с Товариществом северного мореходства. Причина в том, что участниками этого объединения движет лишённое всякой корысти стремление созидать реальные, а не мнимые культурные ценности, укоренённые и в соловецко-поморской судьбе, и в Православии. В век рационализма, когда холодный расчёт вторгается даже в такие сферы, где ему по самой природе вещей нет места, – христианская культура не вытесняется на обочину истории именно благодаря присутствию таких энтузиастов. Теплом веры и любви, которые носят в себе члены Товарищества и заботливо передают его новым поколениям, веет на всякого человека от прикосновения к плодам их творчества – будь то построенный своими руками корабль, или отреставрированный и населённый архитектурный памятник, или каждая из созданных экспозиций, или печатные издания, включая ежегодный альманах «Соловецкое море».
Одним из традиционных разделов альманаха стало интервью с наместником Соловецкого монастыря. Уже более 10 лет я выполняю это церковное послушание, и на протяжении всех этих лет был рад возможности углублённо обсудить актуальные темы местной, общероссийской и мировой жизни.
Однако Соловецкий монастырь сегодня ведёт целый ряд церковно-просветительских проектов, которые созидаются одухотворённым трудом наших насельников и вызывают живой отклик в обществе. Нет сомнения, что вдумчивый читатель «Соловецкого моря» найдёт пищу для ума и сердца в знакомстве с ними на страницах журнала.
Порфирий (Шутов), епископ Озёрский,
Наместник и игумен Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря,
директор Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника
ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
Беседа с благочинным Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандритом Ианнуарием (Недачиным).
Наш разговор с архимандритом Ианнуарием посвящён интернет-проекту «Духовенство Русской Православной Церкви в XX веке», который существует с 2015 года и ставит перед собой цель совместными усилиями верующих создать как можно более полную биографическую базу данных о православных пастырях ХХ века и представить как можно более полное и яркое собрание материалов об их жизни и служении. Проект координируется Спасо-Преображенским Соловецким монастырём. Архимандрит Ианнуарий (Недачин) является его руководителем. Принять участие в нём может каждый, кто желает внести свою лепту в общее дело сохранения памяти, усвоения и передачи бесценного опыта, явленного церковно- и священнослужителями Русской Православной Церкви в ХХ веке.
– Отец Ианнуарий, расскажите, пожалуйста, как и зачем появился интернет-проект «Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке».
– Как он появился, я не знаю. То есть в таком виде, как он есть сейчас, его никто не задумывал. После окончания работы над диссертацией и книгой, которые были посвящены священнослужителям, пострадавшим в годы гонений, у меня появилась довольно локальная идея – представить в удобном виде в интернете биографические данные о духовенстве, собранные в ходе работы, – в основном о духовенстве Смоленской епархии, которому и была посвящена моя работа. Но раз мы на Соловках, и у монастыря тоже есть много накопленных данных о духовенстве, пострадавшем на островах, то нужно представить в интернете и их. Однако ракурс, с которого я смотрел на эти задачи, был скорее не научным, а личным.
Когда-то моему личному приходу в Церковь во многом послужило именно знакомство с биографией священнослужителя – моего предка, о котором я до окончания советского времени ничего не знал. Родственники или не упоминали об этом, наверное, потому, что он был расстрелян в годы «красного террора», или я не обращал на это внимания. Но вот в какой-то момент в руках бабушки появилась очень выразительная фотография моего прадедушки – священника Николая Павловича Недачина. На нашем сайте есть сейчас и его биография, и эта фотография. Простой сельский священник, обрабатывал землю своими руками, жил небогато, рано умерла матушка у него, трое детей осталось на попечении. Он сам их воспитывал. Мне было интересно погружаться в его жизнь и узнавать новое о нём. Мне нужно было ответить на вопросы: что это за человек и чему он посвятил свою жизнь? Я тогда учился в институте, в библиотеках стали открываться дореволюционные фонды и фонды первых лет советской власти, и я занялся таким первым в своей жизни церковно-историческим исследованием, по крупицам собирая сведения. Это приблизило меня к Церкви.
И я подумал: сколько людей, так или иначе, ищет в интернете сведения о предках. Если мы выложим уникальную информацию, которая сможет не только дать сухие основные сведения о человеке, но и раскрыть, чем он занимался, чему посвятил свою жизнь, то это поможет потомку понять своего предка, то есть, может быть, поможет кому-то в духовной жизни, как когда-то и мне.
Наместник сразу поддержал эту идею, мы объявили, что открыты для всех, кто желает участвовать в проекте, начали потихоньку заниматься этой работой. И оказалось, что само имя Соловецкого монастыря как координатора этой работы притягивает к себе людей, а это, в свою очередь, неминуемо расширяло рамки исследования. Стало понятно, что проект, реализуемый от имени Соловецкого монастыря, не может быть локальным. Соловки для каждого в нашей стране – это символ гонений, символ страданий в масштабе всей страны, а не какой-то местности. Стало понятно, что надо заниматься задуманным в масштабах всей Церкви, либо не заниматься совсем. Определилась тема: «Русское духовенство в ХХ веке». Постепенно сложилась концепция информационной базы. Она в том, чтобы не только в удобном виде разместить информацию: родился, учился, служил там-то (это, конечно, в первую очередь), – но обязательно обратить внимание читателя на те сведения, которые помогают понять, чему посвятил себя этот человек (когда такие детали биографии, конечно, есть). Особое внимание уделяем представлению генеалогических связей, – чтобы можно было найти родственника, установить других родственников, изучать род, династию.
– Это работа требует коллектива единомышленников. Одному человеку невозможно и администрировать сайт, и редактировать материалы на этом сайте. Известно, что у вас есть помощники. Сколько их?
– Помощники появлялись постепенно. У нас на сайте есть страничка, на которой описаны возможные формы участия в проекте. Наиболее объёмная работа – это создание биографических страниц. Если человек хочет в этом поучаствовать, он пишет нам и потом постепенно с нашей помощью вливается в работу. Некоторые «операторы проекта» – так мы внутри нашего сообщества называем тех, кто трудится над созданием биографических страниц, – пришли к нам, лично зная нас, некоторые связаны с монастырём, но большая часть – пришедшие именно через приглашение, размещённое на сайте.
Но есть и другие помощники. Прежде всего, проект – это IT-продукт, а значит, нужны программисты. И нашлись православные программисты, которые захотели нам помочь, одновременно появились благотворители, которые позволили нам привлечь и других программистов. Мы специально благотворителей не искали. Понимаете, какое чудо! Возникла возможность подключить платных специалистов высокого уровня. И тогда для нашего сайта была создана очень достойная программная оболочка.
Но, конечно, первый и главный «тыл» – это всесторонняя поддержка от монастыря: наместника, некоторых братий, которые непосредственно участвуют в проекте, молитвенная помощь от остальных.
– Каждый может стать участником этого проекта, если ему есть что рассказать и показать?
– Совершенно верно. Даже если ему нечего рассказать, но он просто хочет сделать свой вклад «руками и головой», работая по нашим заданиям. Как я уже говорил, у нас есть раздел на сайте, который называется «Участвовать в проекте». Вы там можете зарегистрироваться и заявить о своём желании трудиться в наполнении страниц содержанием. О своих родственниках, например. После этого мы предлагаем пройти небольшое обучение. Для этого мы написали руководство для пользователей. Начинающий оператор работает под наставничеством более опытных операторов. Создаёт первую страницу – мы поправляем. Так проходит обучение. На этом этапе кто-то остаётся, кто-то уходит. Иногда есть энтузиазм, но нет минимальных необходимых навыков. Всё- таки у нас сложная база данных. Нужно научиться структурировать текст, переводить его в нужный формат. Допустим, есть некая справка. Её содержание нужно разнести по полям, указывая правильные названия организаций, территориально-административных образований. Нужно указать период, к которому относится информация. Проект у нас волонтёрский, то есть все, кто трудятся над созданием страниц, делают это безвозмездно, во славу Божию.
– Вы указываете авторов статей?
– Создателей страниц мы не указываем. Но когда берём чью-либо статью и помещаем её полностью (безусловно, с разрешения автора), мы указываем его имя. Например, монахиня Никона (Осипенко) создала ряд больших авторских статей про соловецких насельников и подвижников. Матушка Никона сделала очень большой вклад в наш проект. Мария Николаевна Томашевская (1952–2019), филолог, переводчик, внучка известного пушкиниста, выразила за несколько лет до смерти желание участвовать в проекте. Мы предложили ей отредактировать большие, но не её материалы. Она сделала эту работу на очень высоком уровне. Потом мы предложили ей писать, и она писала статьи.
– Есть ли критерии отбора статей и биографических данных?
– У нас есть два больших, равновеликих раздела. Один – это биографии (сейчас в нашей базе данных уже 15000 биографических страниц), второй – библиотека. Любой автор может прислать нам статью. Если статья по теме проекта, мы её публикуем в том виде, в каком она была написана автором в сопровождении аннотации, сведений об авторе. А когда мы создаём биографическую страницу, информация разделяется по «полям»: места служения, образование, родственники, преследования. Всё это сделано для удобного поиска информации.
Поскольку море информации – бескрайнее (всего в ХХ веке было не менее 100000 священнослужителей), мы предлагаем операторам начинать с того, что им больше нравится. Одна из наших операторов накопила большой массив информации о сибирском духовенстве. Есть у нас оператор, которая пишет только о саратовском духовенстве. Есть ещё один замечательный человек, инженер по образованию, который пишет о московском духовенстве. Комиссия по исследованию подвига новомучеников и исповедников и увековечиванию памяти почивших священнослужителей Московской епархии создаёт на нашей платформе «Московский синодик». Мы идём с разных сторон. Задача моя и двух главных помощников – не столько заниматься, чем самим хочется, а больше редактировать и обучать, направлять деятельность других и создавать необходимые общие для всего сайта справочники и материалы. Также есть задача разместить биографии всех новомучеников. Биографии наиболее известных новомучеников уже созданы отцом Дамаскином (Орловским). Эти биографии уже лучше не напишешь, да и нет сейчас доступа к тем источникам, с которыми работал отец Дамаскин. Он дал нам разрешение размещать на сайте созданные им биографические статьи, что мы и делаем, переводя в наш формат и указывая его авторство и ссылку на основной ресурс.
– Вы вышли в социальную сеть Телеграм. Что это даёт вашему проекту?
– Это даёт нам полноту. Всё-таки базу данных нельзя читать как книгу. Вошёл на сайт, а там – 15 000 биографий. Можешь искать, что тебе нужно. 80% пользователей заходят на наш сайт не с главной страницы, а из интернет-поиска по какой-то потребности: когда ищут священнослужителя с определённым именем, или служившим в определённом храме, или ищут материал с определённым названием.
Когда-то одна участница проекта предложила попробовать публиковать наши материалы в социальной сети. Я отнёсся к этому скептически, во-первых, потому что совсем не знал, что это такое, а во-вторых, не представлял, как можно материалы из нашей базы форматировать в какие-то короткие «посты». Однако предложил ей набросать проекты нескольких десятков таких постов, как она их видит, и результат мне очень понравился. Посты в нашем телеграм-канале выглядят как страницы книги или журнала: мы берём из нашей базы данных какие-то яркие и краткие биографические фрагменты или фрагменты творений, писем и публикуем. База данных – это комплексная, информационная, тяжеловесная система, а выдержки из неё дают читателям возможность прикоснуться к сути того, о чём говорим, то есть о красоте служения человека Церкви и жизни человека в Церкви. На мой взгляд, каналы в соцсетях очень хорошо дополняют миссионерское значение проекта. Там много людей, которым это действительно нужно.
– Отец Ианнуарий, мы можем рекомендовать читателям обращаться к вашему сайту и присылать вам материалы, которыми они владеют?
– Да, конечно, если только это будут материалы, соответствующие теме сайта. Бывает, что присылают статьи просто о христианстве, о древнем христианстве. Поэтому иногда мы отказываем в публикации, не желая размывать логические рамки проекта. Если же материал по теме, мы его публикуем, даже если сразу не успеваем обработать, то есть создать на основе него биографические страницы в формате сайта.
– Мы двадцать лет издаём альманах «Соловецкое море», но количество наших читателей ограничено малым тиражом в 500–800 экземпляров. Перед нами стоит вопрос об актуальности бумажных изданий такого рода. Может быть, они уже изжили себя, и, может быть, нужно переходить на электронные носители, переходить в социальные сети? Мы не можем целиком положительно относиться к социальным сетям, но, возможно, обращение к ним – веление времени. Что вы по этому поводу думаете?
– Молодое и среднее поколения для чтения всё чаще выбирают интернет. Для формата журнала в интернете есть удобные ресурсы, хотя бы и упомянутый Телеграм. Мы, например, через какое-то время существования нашего телеграм-канала обнаружили, что читатели относятся к нему именно как к журналу. В том смысле, что доверяют ему и ожидают, какой следующий назидательный фрагмент из моря православной сокровищницы духовного опыта (в нашем случае – из биографий и творений русских пастырей и подвижников недавнего времени) мы предложим. Такое доверие и является, на мой взгляд, принципом существования «журналов»: ведь невозможно в одном журнале или одной газете все новости мира разместить. Для небольшой публикации, которая выходит раз в несколько дней, Телеграм довольно удачная платформа.
– Скажите, пожалуйста, вы планируете издание книг и печатной продукции на основе публикаций вашего замечательного сайта?
– Я не знаю, будут ли книги, но контуры одного возможного интересного печатного издания я теоретически вижу. В своё время любил читать «Сретенский календарь» и наш «Соловецкий календарь» (это были не просто календари, скорее, альманахи с интересными материалами на каждый день). Наши краткие посты в Телеграм, когда их число приблизится к 365, вполне ложатся в формат такого печатного издания. Я бы сам такое печатное издание приобрёл, причём предпочёл бы именно на бумаге, а не в интернете. А что касается справочной литературы, то, когда есть выбор между печатным и интернет-изданием, я предпочитаю читать её в интернете.
– Батюшка, что бы вы порекомендовали нашим читателям и редколлегии «Соловецкого моря»?
– Мне альманах «Соловецкое море» очень нравится. Его содержание созвучно тому, что мы делаем, выбирая назидательные фрагменты из нашей базы данных для соцсетей. Это издание вдумчивое, внимательное к читателям, пропущенное авторами через себя. Я желаю редколлегии большего количества читателей. Может быть, действительно надо поискать форму, продиктованную современностью.
– Мы сами думаем об этом постоянно. Жаль, что большой труд пропадает и не вполне востребован.
– На наш сайт каждый день заходит до тысячи человек. Вы представляете, какую нужно издать книжку, чтобы её хотя бы в руках подержали тысяча человек в день? Каждую публикацию в нашем телеграм-канале внимательно читают несколько тысяч человек. А книга требует ещё и распространения. Поэтому нужно искать подходящие решения. У вас определённо больше потенциальных читателей, нежели тех людей, которые могут приобрести альманах.
– Верно. Информация, опубликованная на страницах «Соловецкого моря», не стареет. Там концентрируется антология литературы о Соловках и о Русском Севере, поэтому, конечно, такой формат, который сложился у вас в Телеграме, для нас вполне возможен. Просим вашего благословения на наши труды.
– Спаси, Господи! Искренне желаю вам Божией помощи. Дело ваше очень хорошее.
Беседовали Светлана Рапенкова и Василий Матонин
Сайт «Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке» (биографическая база данных и собрание материалов): https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/, https://t.me/pravoslavnoe_duhovenstvo
Тип: Интервью насельников
Издание: Соловецкое море. 2022. №21. С. 185–188.