Наместник и игумен Соловецкого монастыря епископ Порфирий

Порфирий (Шутов), еп. Ответ в слове Божием

8 июня 2023 г.

Интервью редколлегии альманаха «Соловецкое море» с епископом Озёрским, наместником и игуменом Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, директором Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника архимандритом Порфирием (Шутовым).

– Ваше Преосвященство, дорогой владыка Порфирий! Читатели ждут продолжения встреч с Вами на страницах альманаха «Соловецкое море». Со времени нашей последней беседы в 2021 году многое изменилось. Началась другая эпоха. Времена вопросов ушли в прошлое. Пришли времена ответов, требующих определённости. Пространства для жизни вне политики почти не осталось. Все явления поляризуются. Единство общества обретается через раскол. И слова, и молчание превращаются в поступок. И жизнь требует не только заявленной позиции. Жизнь требует действия. Какого?

– Действительно, любопытно взглянуть на беседу об актуальном в начале 2021 года, чтобы ощутить, как изменился окружающий нас мир.

Два года назад наше внимание привлекали признаки явного, небывало откровенного обнаружения «тайны беззакония»: манифест г-на Шваба с его great reset ― «великим обнулением»; больные фантазии трансгуманизма от новых всемирных революционеров-большевиков; невиданные по наглости в отношении человеческой личности действия правительств в эпоху ковида. Вся эта бесовщина продолжает раскручиваться и ныне, хотя и ковидные клещи ослабили. И в этой связи обращает на себя внимание попытка слепить ни много ни мало новую «экологическую религию». Сочинили экобиблию, 10 экозаповедей, манифест. Провели презентацию этой климатической религии в ноябре 2022 года в Египте во время XXVII Международной конференции ООН по климату. Бездушное мертворождённое изобретение! Символичное место выбрано – невдалеке от горы Синай, на которой Господь дал Моисею Свои 10 заповедей.

Но, конечно, основные узлы мировой жизни открываются в зеркале войны, зародившейся на юго-западе России. Бог так направляет ход истории, что войны становятся моментами истины. Каждый народ испытывается на большом Божием суде и получает точно измеренную на весах Божественного правосудия участь. Конечно, все ответы есть в Слове Божием – в исторических книгах Библии. Здесь кратко и ёмко разобраны типичные ситуации, которые могут сложиться в мозаике жизни: духовное и нравственное состояние народов, их элит и правителей, союзников и противников – и в итоге их судьбы в войне. В этой связи могу порекомендовать небольшую, но поистине умную брошюру святителя Николая (Велемировича) «Библия и война». Вооружённый библейскими категориями человек, оглядываясь вокруг, не может не воскликнуть: «Нет ничего нового под солнцем!» (Еккл 1. 9).

– Как быть православным в России и на Украине? Что делать?

– Ответ на вопросы о том, что происходит и как быть, – конечно, лежит в области религиозной. Политические, военные, экономические суждения затрагивают лишь поверхностные слои жизненного моря. Православные же по обе стороны фронта самим именем своим призваны смотреть в корень бедствий, находящих на нас.

Евангелие Христово обо всём предупредило уже две тысячи лет назад: «…услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это ещё не конец… это – начало болезней» (Мф 24. 6–8). Грех не может благополучно царствовать – не царская у него стать! Его поток должен быть пресечён. И Промысел Божий премудро направляет самое зло для обличения и наказания согрешающих. Так в прошлых веках Бог брал Свой бич для вразумления сжившихся со грехом христиан. Этим бичом оказывался то Чингисхан, то Тамерлан, то Наполеон. Вдвойне достаётся тем, кому много дано (Лк 12. 48). Отступившую от Христа Россию – этот новоизбранный для просвещения окружающих народов Израиль – Бог наказал революционерами. «Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя» (Пс 117. 18).

Что касается греховного потопа, который накрыл русский народ через все государственные границы к началу прошлого года, то только слепой не видел этих вопиющих об отмщении смертных грехов. Аборты миллионными тиражами, вопиющая социальная несправедливость – узаконенное превозношение одних людей над другими, крайне греховные политические практики, увлечение всей палитрой философий и ересей, идолопоклонство с господствующим в его пантеоне культом потребительства и успеха любой ценой. Это только общие грехи, а есть в дополнение к ним и свои доморощенные…

Но судьба народа – это ответ Божий на состояние духа этого народа, которое проявляется в его нравственном выборе. Чем отзовутся в умах и сердцах людей бедствия, опасности, утраты в период войны? Произойдёт ли очищение от всех видов греховной скверны – в личной жизни, в идеологии и политике, в культуре? Если народ духовно мёртв, то он не откликнется покаянием во всех своих слоях на суровые уроки войны. Участь такого народа не завидна, вплоть до исчезновения с исторической сцены. Что касается единого русского народа, то лично я твёрдо верю в то, что он ещё жив для Бога, найдёт в себе силы для покаяния и глубинного преображения, и удостоится славного имени среди народов мира.

– У многих верующих людей борются в сердце два чувства: надежда и ощущение катастрофы. Может быть, это предчувствие Конца?

– Думаю, такое состояние правильнее называть растерянностью, или потерей духа. Христианин должен осознавать его как грех уныния и маловерия. Христианское настроение в приближении Конца времён заповедано нам Самим Спасителем: «Когда же начнёт это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше. И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья: когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето. Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие» (Лк 21. 28–30). И исполненный силы и духа ответ верных Христу, говорящему «Ей, гряду скоро! Аминь.» (Откр 22. 20), «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр 22, 21). Конец времён – это горнило суда, причём суда Страшного, поскольку окончательного, без права всякой «апелляции», которое остаётся для каждого, кого призвал Господь на Свой суд ранее. Ответственность возрастает. Поэтому всё острее должно становится наше покаяние. А разлагающее душу уныние должно быть изгнано с горизонтов христианского сердца.

– Как обычно, несколько вопросов о насущном. Какие выполнены восстановительные работы в монастыре? Что запланировано? Сказывается ли на реставрационных планах нынешняя ситуация в стране и мире?

– Самый значительный наш шаг на пути материального восстановления Соловецкого монастыря в истёкшем году – это ввод в действие Настоятельского корпуса. К сожалению, визит Патриарха не состоялся, но по прошествии 13-ти лет этот первостепенный пункт реставрационной программы был выполнен. Теперь и священноархимандрит нашей обители, и его гости смогут расположиться внутри монастырской ограды в дни пребывания на соловецкой земле.

Что касается планов, то, конечно, на них отразится необходимость перенаправить бюджетные средства на первоочередные нужды государства. Тем не менее, по крайней мере, два инфраструктурных проекта будут обеспечены финансами – это переработка мусора и транспортный терминал.

– Что Вы пожелаете редколлегии и читателям «Соловецкого моря»?

– Пожелаю каждому иметь внутри себя твёрдую духовную опору, чтобы никакие исторические вихри не сокрушили бы наше внутреннее равновесие. «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите…» (1 Фес 5. 16). Эти слова апостол Павел обращал к фессалоникийцам отнюдь не во времена мира и благоденствия, а посреди гонений и смертельных опасностей. Радостное, просветлённое и покаянное состояние духа пусть будет нашим непоколебимым настроением в наши тревожные времена!

– Сердечно благодарим за беседу. Желаем Вам крепкого здоровья и успехов в Вашем нелёгком служении.

Источник: Альманах «Соловецкое море». №22. 2023. С. 194–195.
Тип: Наместник и игумен
Издание: Альманах «Соловецкое море». №22. 2023. С. 194–195.