-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
II Форуме «Арктика – Регионы» (Архангельск, 7–9 августа 2024 г.)
14 августа 2024 г. Доклад на9 августа 2024 года епископ Порфирий – Наместник и игумен Соловецкого монастыря, директор Соловецкого государственного музея-заповедника, в качестве приглашенного спикера выступил на деловой сессии «Как Белому морю конкурировать с Черным: новые подходы к развитию арктического туризма» II Форума «Арктика – Регионы» (Архангельск, 7–9 августа, 2024 г.), посвященной развитию арктического туризма с докладом-презентацией «Дух, характер и жизнь поморов-первооткрывателей Северного морского пути (опыт соловецких исследований)».
В контексте общенационального проекта освоения Северного морского пути (СМП) вопросом стратегического целеполагания является образ человека, который будет осуществлять этот проект. Помимо профессиональных качеств он должен быть еще и гражданином, патриотом, носителем исконного культурного и духовного кода. Действенным средством воспитания таких качеств является историко-культурное просвещение. Творческое партнерство Соловецких монастыря, музея-заповедника и Морского музея предлагает в этом направлении свои апробированные экспозиции в качестве материала для выставочной и образовательной деятельности.
Открытие СМП обязано трудам русских мореходов XVI–XVII веках. Морским музеем составлен перечень, насчитывающий 26 экспедиций, принесших России Европейский Север и Западную Сибирь; бассейны Енисея, Лены и Байкала; северо-восточную Сибирь, Приамурье, Камчатку и акватории Тихого океана; выполнена уникальная рельефная карта с отмеченными на ней путями этих походов.
Образ полноценной традиционной русской поморской семьи начертан в серии выставок Морского музея. На долю мужчин выпадала ледовая охота на тюленей – «опаснейшим из всех промыслов русских поморов» (М.Ф. Рейнеке). Суровый уклад этого промысла требовал от его участников особых мужских качеств – не только силы, отваги и выносливости, но и честности, терпения и смирения. Об удивительных людях, их твердых характерах, умении ладить друг с другом и миром вокруг, крепком уповании на Бога повествует выставка «Веснование: Промысловые люди среди льдов».
Ждать мужчин с моря – доля жены помора. О жизни поморских женщин – об их недюжинных телесных и духовных силах – рассказывает выставка «Поморские жёнки». «На Бога и на себя надея!» – говорили они. Возвращение артелей с промысла становилось общей радостью. Мужчины возвращались в свои дома, а там, как в древней книге сказано: «Всегды дом чист и устроен, всё по чину <…> как в Рай войти!» Жили в Поморье стариной и на широкую ногу. Всё делали прочно и красиво. Суровая жизнь не терпит суеты и небрежения.
О детях поморов повествует выставка «Зуйки и пестуньи». Раннее включение детей во взрослую жизнь с возложением на них обязанностей, порой связанных с существенными нагрузками и ответственностью, не было следствием лишь хозяйственной необходимости. Оно представляло собой и систему воспитания, которая была известна во всех традиционных обществах. Любовь и строгость по отношению к детям, заповеданные «Домостроем», соединялись в этой системе с уважением ко взрослеющим членам семьи.
«Поморская семья, – писала К.П. Гемп, – своеобразный мир. Отличала его взаимная уважительность всех её членов. Раньше Дашек да Палашек здесь не встретишь, малыши – Дарьюшки да Полюшки, девушки – Дашеньки да Пелагеюшки, а вышли замуж – уже и по батюшке величают…».
С погружением в многообразную непростую жизнь зуйков и пестуний, приходит понимание, что только череда будней приводит к великим праздникам и только ежедневные усилия и ответственность за порученное дело взращивают человека.
Но рассказ о многовековой морской практике русских поморов и их традиционных промыслах, о северорусской семье не создаст полной картины этой удивительно красивой гармоничной жизни без раскрытия их религиозного опыта. Храм, молитва соборная и домашняя были вплетены в ткань их жизни. Но оплотом православной веры были северные монастыри, а среди них первый – Соловецкий.
Соловецкий музей-заповедник и Соловецкий монастырь осуществляют совместный просветительский проект экспонирования в городах России передвижной выставки «Соловки. Голгофа и Воскресение. Наследие Соловецкого монастыря в прошлом, настоящем и будущем России». На фоне шести столетий истории России с XV по XXI вв. выставка рассказывает о духовных традициях, хозяйстве, морской и воинской доблести, архитектуре, художественном убранстве, книжности Соловецкого монастыря, а также о выдающихся людях, которые создали и отстояли духовную твердыню Русского Севера. Укоренившийся на безлюдных островах и оказавший существенное влияние на развитие всей страны Соловецкий монастырь и сегодня, преодолевая последствия богоборческого ХХ века, предстает ярким национальным символом созидания и преодоления исторических вызовов.
Несмотря на продолжающееся обезлюдивание во многих поморских деревнях и селах в последнее время наблюдается двоякий процесс: местные жители стремятся восстановить старые или устроить новые места для молитвы и создают самодеятельные музеи, посвященные истории и этнографии села, знаменитым уроженцам, памяти павших в годы Великой Отечественной войны. Массовость этого процесса говорит о возникновении в общественном сознании жителей малых поселений запроса на поиск духовной и исторической идентичности. В настоящее время, характеризующееся не только военно-политическими, но и духовно-идеологическими вызовами глобального характера, описанная тенденция имеет для России сугубо позитивный характер и требует активной поддержки со стороны государства, Церкви и общественных организаций.
На систематическую основу такую работу могла бы поставить особая программа научно-методической поддержки трех адресатов: 1) деревенских и сельских музеев, 2) специальных курсов в рамках школьных, вузовских и иных образовательных проектов, 3) экскурсионных маршрутов.
От имени партнерства Соловецких монастыря, музея-заповедника и Морского музея епископ Порфирий предложил всем заинтересованным сторонам опыт при создании музейных экспозиций и образовательных курсов. В частности, комплексная музейная экспозиция может быть создана в международном кампусе, который создается при САФУ.
Обозначенная программа методической помощи должна быта погружена в целый комплекс мер государственной поддержки Русского Севера, призванных остановить процесс депопуляции русского населения в стратегически важных регионах российской Арктики. Среди них:
1). Уравнивание прав русского населения приарктической и арктической зон с правами «коренных малочисленных народов»;
2). Восстановление на местах разрушенных за последние десятилетия систем оказания первичной медицинской помощи, школьного образования и транспортной доступности;
3). Изыскание сил и средств для увеличения численности приходского духовенства, для развертывания более активной миссионерской работы, а также издание соответствующей учебной и богослужебной литературы.
В заключении докладчик выразил твердую надежду на то, что развитие СМП даст второе дыхание всему Русскому Северу, и именно так исполнятся полные пророческого дерзновения слова Д.С. Лихачева.