Наместник и игумен Соловецкого монастыря епископ Порфирий

Порфирий (Шутов), еп. О значении празднования 600-летия основания первого монашеского поселения на Соловецком архипелаге для укрепления роли Православия в современной геополитической обстановке

28 февраля 2025 г.

Доклад наместника и игумена Соловецкого монастыря епископа Порфирия (Шутова) на Заседании организационного комитета по подготовке и проведению празднования 600-летия основания первого монашеского поселения на Соловецком архипелаге.

Роль Православия во все исторические эпохи – это влияние Христовой Церкви, а через Нее Самого Христа на жизнь и деятельность народов. Воздействие это по самой природе своей – не политическое, не экономическое, не научное, но нравственное, т.е., состоит в том, что люди воспринимают христианское мировоззрение, все более проникаются им и именно в этом настроении своего духа действуют – мыслят, пишут, общаются, трудятся, совершенствуются, предпринимают великие подвиги.

По апостолу, что в человеке – знает только дух человеческий, живущий в нем (ср. 2 Кор 2. 11). Поэтому уловить сущность исторических событий можно только путем идентификации того духа, который был движущей силой их совершителей. Насколько дух исторических свершений был внушен Духом Христовым, то есть Духом Святым – настолько имело место в те или иные эпохи влияние Церкви на жизнь отдельного народа и всего мира.

Принимая во внимание эти суждения, задача настоящего доклада сводится к тому, чтобы выявить наиболее сильные воздействия Соловецкого монастыря как носителя Духа Христова на современников на протяжении его 600-летней истории, и в ретроспективе этого исторического наследия спроецировать вероятные влияния на актуальные проблемы современности.

Образец такого исследования дает нам В.О. Ключевский в своей речи по случаю 500-летия со дня преставления преподобного Сергия Радонежского в сентябре 1892 г.[1] Здесь мы видим: 1) определение духовно-нравственного состояния общества с указанием судьбоносных вызовов; 2) определение характера участия преподобного Сергия в разрешении этих насущных проблем; и 3) определение характера влияния исторической памяти народа об этих событиях в последующих эпохах. Сам В.О. Ключевский говорит об этом так:

(1). Преподобный Сергий явился на Руси в ее, вероятно, самые тяжелые за всю историю времена – в период господства ордынского ига после нашествия, уничтожившего до половины населения Древней Руси, ее города, экономику, науку, технологии, почти все, что было в городах: систему образования, библиотеки, монастыри, практически все монашество и образованное духовенство, после чего Русь была обложена ежегодной данью, высасывавшей из нее немногие оставшиеся соки. Этот момент называют «концом цивилизации», чем он, наверное, и был бы (сколько государств и народов исчезло от подобных катастроф в это время), если бы не нечто, что уже было у народа и его правителей со времен святого равноапостольного Владимира, – содержание внутри себя православной веры, которое определило с тех пор для Руси ее способность переносить испытания.

(2). Образец настоящей христианской жизни, явленный преподобным Сергием («которую можно пощупать» – прийти, посмотреть на нее, разузнать о ней, пожить ей под руководством великого ее носителя, и которой, как видел народ, можно жить «у себя», хоть и в скудости, но в мире и христианской любви и ничего и никого не боясь), возродило в народе огромные, уже как будто вовсе и не ожидаемые нравственные и созидательные силы, которые проявились в двух событиях исключительной важности, знаменовавших воскресение Руси и выход ее из монгольского ига еще более крепким и устойчивым государством:

1) «народ, привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался наконец с духом, встал на поработителей и не только нашел в себе мужество встать, но и пошел искать татарские полчища в открытой степи и там навалился на врагов несокрушимой стеной, похоронив их под своими многотысячными костями»;

2) русский монах, загоревшийся примером Преподобного, указанным им новым образом пустынничества – существенно русского, неизвестного ранее в восточной традиции, где нет лесов и северных условий, — перестал жить в городе (до монгольского нашествия практически все монастыри были в городах или при городах) и пошел туда, куда русские люди, сбившиеся после монгольского нашествия в Залесскую Русь – небольшой укрытый лесами и болотами уголок между Окой и Волгой, – боялись выходить: за Волгу и на север. «Вокруг монастырей оседало бродячее население, как корнями деревьев сцепляется зыбучая песчаная почва. Ради спасения души монах бежал из мира в заволжский лес, а мирянин цеплялся за него и с его помощью заводил в этом лесу новый русский мир. Так создавалась верхневолжская Великороссия дружными усилиями монаха и крестьянина, воспитанных духом, какой вдохнул в русское общество Преподобный Сергий. Напутствуемые благословением старца, шли борцы, одни на юг за Оку на татар, другие на север за Волгу на борьбу с лесом и болотом».

(3). «При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило – самые драгоценные вклады преподобного Сергия <…> положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание <…> Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты».

Той опорной точкой, которой стал для Руси в XIV в. преподобный Сергий, для севера Руси в следующем веке, во многом, если следовать мысли В.О. Ключевского, стали преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие. В течение всей своей истории Соловецкий монастырь сохранял именно такое свое значение, заложенное основателями, и на деле служил тому принципу, который выделяет русский историк как главное общегосударственное наследие преподобного Сергия: пониманием людьми – и народом, и его руководителями – того, что «политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной», – а именно служил развитию, сбережению и укреплению нравственной силы народа.

Хронологически зарождение Соловецкой обители связано с «золотым веком» русской святости. Идейно этот период церковной истории совпадает с эпохой, когда Русь поднялась на борьбу с ордынским игом, что стало возможным благодаря объединению некогда раздробленных княжеств вокруг Москвы.

Сегодня российскому обществу, причем по самым важным вопросам общественной жизни, не хватает былого единомыслия, которое к тому же всячески разрушается политтехнологиями, действующими по принципу сдержек и противовесов.

В одни и те же дни, для православных на самом высоком государственном уровне проводятся Рождественские чтения; для поддержки сторонников коммунистической идеологии устраивается «пофамильная» травля заслуженных людей, которых клеймят «радикальными националистами», а «мощнейшие церковные и околоцерковные структуры» относят к числу «черносотенных»; для утешения «либералов» в сердце Москвы открывается «Ельцин-центр».

Вместе и по отдельности у социальных оппонентов все это только увеличивает личную неприязнь, а в целом вызывает отторжение от общего дела, которое еще требует своего государственного оформления и осуществления.

В XIVXV вв. наличие единого центра послужило толчком для значительного расширения границ русской ойкумены. Ее освоение во многом было обязано трудами тогдашних подвижников благочестия – учеников и последователей преподобного Сергия Радонежского, который организовал первый на Руси общежительный монастырь, с целью «устроить жизнь на земле по Божественным законам, чтобы у многих верующих были единая душа и единое сердце» [2].

Возможно, следуя опыту предков, настало время отказаться от бесконечных споров о преимуществах «социалистической» или «капиталистической» моделей государственного управления, которые, несмотря на внешние противоречия, скроены по инородным для России «западным лекалам», и обратиться к традиционным для нас формам мироустройства и социальной справедливости, основанным на евангельском учении.

Следуя божественному призыву и уходя в необжитые места, соловецкие монахи содействовали христианизации некогда дикого края. Вытесняя языческие культы, они способствовали привлечению православного населения, что стимулировало культурное и экономическое развитие новых регионов. «Россия – самая большая, самая крупная по территории страна в мире. Нет у нас никаких интересов с точки зрения отвоевания дополнительных территорий» [3]. Согласно словам В.В. Путина, произнесенных им 5 октября 2023 г. на пленарной сессии ХХ заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай», сейчас речь идет не о приобретении новых территорий. Вызовом и насущной потребностью является новое освоение исконно русских, но пустующих ныне земель. С этим связан вопрос возрождения национальной идентичности, которая всегда складывается под воздействием определенных географических условий и форм ведения хозяйства. Для России, где до 1917 г. больше 80% населения составляло крестьянство, широко обсуждаемые сегодня традиционные ценности – это ценности сельскохозяйственной общины. Без ее возрождения, пускай и в каком-то новом, модернизированном виде, невозможно решить ни проблемы продовольственного суверенитета, ни проблемы демографии, ни проблемы нравственности.

Если говорить о современном преломлении темы, то можно обратить внимание на тенденцию, согласно которой вокруг того же Соловецкого монастыря постепенно образуется некая общность верующих людей. Часть из них уезжает из больших городов и переселяется под стены обители, часть на регулярной основе посещает ее в течение года. Кто-то, побывав единожды, на всю оставшуюся жизнь остается уязвленным встречей с этим местом – годами интересуется, сочувствует, переживает за жизнь Соловков, что не может не оказывать явного и скрытого от глаз влияния на развитие архипелага, а также на мирочувствие самого человека.

Возможно, Церкви и органам власти надо задуматься над тем, как в условиях тотальной урбанизации, в буквальном и переносном смысле помочь людям возвратиться на родную почву, приобщиться к собственным цивилизационным корням.

В итоговом документе собрания духовенства Московской митрополии, которое под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прошло 11 февраля 2025 г. в Соборном Храме Христа Спасителя, отдельным пунктом выделено то, что: «Особую тревогу вызывает распространение неоязыческих лжеучений, которому должны быть противопоставлены миссионерские усилия со стороны православного духовенства» [5].

Распространение зловредных учений, также связано с утратой национального самосознания. И здесь вновь необходимо обратиться к опыту преподобных Зосимы, Савватия и Германа, которые согласно составленному в их честь акафисту с первых дней своего пребывания на Русском Севере вели непримиримую борьбу с язычеством: «Хотяй спасти вами многия, Премилосердый Бог яви вас быти не точию наставники сонма иночествующих, но якоже боговещанныя проповедники, возвестившия имя Божие во странах Лапландии. Людие бо, во онех местех обитающии, и не ведевшии дотоле Бога, но прилежавшии весьма идолопоклонению и нечестию».

И в последующие столетия «из Соловецкой обители, как из лучезарного центра, расходились лучи евангельского света по обширным снеговым пустыням и непроходимым чащам берегов Белого моря» [4]. Наиболее известными подвижниками-миссионерами стали жившие в XVI в. преподобные Феодорит Кольский и Трифон Печенгский, основавший самый северный в мире монастырь.

Для жителей Северного поморья Соловецкий монастырь веками был аксиологическим и хозяйственным ориентиром. Лидирующие позиции обеспечивались не только религиозным авторитетом братии, но и ее действиями по обороне приграничных территорий России. Так, в 1611 г. в ответ на предложение шведского короля перейти под его патронат игумен Антоний отвечал: «И у нас, в Соловецком монастыре, и в Сумском остроге, и во всей поморской области тот же единомышленный совет: не хотим никого из иноверцев на Московское государство царем и великим князем, опричь своих природных бояр Московского государства» [6].

В той же связи, естественно вспомнить оборону обители в годы Крымской войны, финансовую поддержку, оказываемую Соловецким монастырем воинским госпиталям во время Первой мировой войны.

Следуя древним традициям, современные соловецкие насельники окормляют наших солдат и офицером в зоне боевых действий, несут послушание в одном из донецких госпиталей. Оказывается посильная финансовая помощь участникам СВО и пострадавшим от войны мирным жителям.

Прославилась монастырская братия и своими просветительскими трудами в области книжности и архитектуры, а также внедрением прогрессивных технологий. В 1493–1494 гг. на Соловках появился первый в России книжный знак (экслибрис игумена Досифея); в 1539 г. здесь были установлены первые на Севере башенные часы с колоколами; еще в допетровские времена, организован единственный на всю страну монастырский флот; в начале XX в. на архипелаге заработала первая на Севере гидроэлектростанция. И это только малая часть аналогичных примеров.

Говоря о сегодняшнем дне, выделим просветительскую деятельность клириков и сотрудников обители, которая заключается в участии в работе международных и всероссийских научных конференций, проведении лекций и выступлениях в СМИ, отметим издательскую деятельность монастыря и работу, связанных с ним сайтов и социальных сетей, число подписчиков и посетителей которых измеряется десятками тысяч пользователей.

Наряду с молитвой и постом напряженный телесный труд испокон веков воспринимался на Соловках в качестве спасительного подвига. Это отмечали даже заключенные СЛОНа, имевшие возможность наблюдать за оставшейся на архипелаге братией: «В их работе явно отражается любовь и интерес к делу, как будто, они выполняют каждую работу для себя лично <…> они определяют свой труд по своему, по-монашески: иноки говорят, что они работают не на ГПУ, а по прежнему состоят в “послушании” у Святой Обители» [7], – вспоминал генерал И.М. Зайцев.

Сейчас, когда на место «юристов» должны прийти «трактористы», последних крайне не хватает, что, помимо прочего, порождает трудовую миграцию и связанные с ней проблемы. Причина нехватки рабочих рук, в том числе, определяется падением престижа рабочих специальностей и тем, что физический труд в современном российском обществе лишен своей сакральной основы.

Между тем, даже не отличавшийся особым церковным благочестием В.И. Немировича-Данченко, во время своего посещения Соловков в 1872 г., когда обитель переживала заметный экономический подъем, признавал, что «до сих пор все рабочие общины оказывались прочными только тогда, когда в основу их положено религиозное начало» [8].

Как здесь не вспомнить, что в сонме соловецких святых прославленные труженики – преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские, Иона и Вассиан Пертоминские, великие строители и устроители монастырской и светской хозяйственной жизни – святитель Филипп и преподобный Иринарх, жития которых дают наглядный пример того, как можно совмещать масштабную экономическую деятельность и духовно-нравственное начало.

Предлагая идеал хозяйственной деятельности, Соловецкий монастырь долгое время являлся и школой трудолюбия, где получали разностороннее образования многие поколения поморских детей.

Педагогический опыт обители лишний раз подтверждает необходимость самого активного участия Церкви в процессах образования и воспитания подрастающего поколения. И, по-моему, дает однозначный ответ на обсуждаемый сегодня на самом высоком уровне вопрос о возможном возвращении трудового воспитания в российские школы.

Нельзя не отметить того, что в соловецком прошлом есть и трагические события. К их числу, относятся конфликт митрополита Филиппа и царя Ивана Грозного, церковный раскол, которые должны послужить важным предостережением для современного российского общества.

Нельзя замалчивать имеющиеся общественные проблемы или решать их исключительно силовым путем. Социальное напряжение имеет свойство накапливаться и сменяться глубоким политическим кризисом. Так, несмотря на известные достижения, итогом правления Ивана Грозного стало «Смутное время», а, по словам А.И. Солженицына, «если бы не было XVII века, то, возможно, не было бы 17-го года».

То же, необходимо сказать об эпохе существования Соловецкого лагеря особого назначения и тюрьмы. Не вдаваясь подробно в эту сложную тему, которая требует отдельного обсуждения, подчеркнем, что противостояние новомучеников и исповедников Советской власти имело не политическую, как это хотели преподнести, но нравственную подоплеку, что вытекает из всего церковного учения. «Какое тяжелое обвинение: свержение власти! противление ее законам! да еще даже возбуждение масс ко всему этому! – писал по этому поводу священномученик Сергий (Знаменский). – Я не буду увеличивать и удлинять свои показания богословско-философскими рассуждениями о недопустимости всего этого со стороны священника, как проповедника диаметрально противоположного всему этому, не буду скреплять своих рассуждений ссылками на цитаты Священного Писания, вроде: “нет власти, которая была бы не от Бога”, и потом: “необходимо повиноваться всякой власти, не только благой, но и злой” и “воздавать всем должная: кому честь, кому страх, кому подать”. Не буду потому, что все это по естественному к обвиняемому недоверию не достигнет цели и лишь, может быть, вызовет у человека неверующего ироническую улыбку, чему я не желаю подвергать свое религиозное credo».

Подводя итог, необходимо напомнить, что в основе монашеской жизни и в прошлом, и в настоящем лежит аскетическая практика, а «одна из самых ярких и поразительных страниц истории приполярной обители» – «соловецкое лесное отшельничество, существовавшее на протяжении многих столетий» [9].

Однако пребывание в безмолвии для соловецких первоначальников и их последователей, никогда не было проявлением безразличия к судьбам своего народа, но являлось духовной формой служения обществу и государству.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Ключевский В.О. Значение Преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства: Речь, произнесенная в Торжественном собрании Московской духовной академии 26 сентября 1892 г. // Богословский вестник. 1892. Т. 3. №11. С. 190–204.

[2] Служба на обретение мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского // Минея. Июль. Ч. 1. М.: Изд-во РПЦ МП, 2014. С. 307.

[3] Заседание дискуссионного клуба «Валдай»

[4] Итоговый документ собрания духовенства Московской митрополии

[5] Шестаков П.Д. Просветители лопарей архимандрит Феодорит и св. Трифон Печенгский // Журнал министерства народного просвещения. 1868. Ч. 139. Июль. С. 255.

[6] История первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря (Репр. изд.). М.: ТСМ, 2001. С. 67.

[7] Зайцев И.М. Соловки // Воспоминания соловецких узников. Соловецкий монастырь, 2014. Т. 2. С. 266–267.

[8] Немирович-Данченко В.И. Соловки: воспоминания и рассказы. 4-е изд. Киев: Изд. книгопродавца-издателя Ф.А. Иогансона, 1892. С. 347–348.

[9] Лаушкин А.В. Преподобный Савватий и пятисотлетняя традиция соловецкого отшельничества // Соловецкое море. 2009. №8. С. 77.

Тип: Наместник и игумен