-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
13 июня 2012 г. Свет миру
Около шестисот лет с маленьких островов, затерянных в суровом Белом море, возносятся молитвы Соловецких монахов. О значении для России и мира северного Фавора, а также о современной жизни обители в интервью журналу “Покров” рассказывает архимандрит Порфирий, наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря.
- Ваше Высокопреподобие, России много святынь, дорогих сердцу православного человека. Какое место среди них занимает Соловецкая обитель, в чем ее особая роль?
- Русские монастыри нельзя упорядочить по признаку большего или меньшего значения: они все равновеликие, все - места присутствия великой благодати Божией. Для исторической жизни народа это точки опоры религиозного и национального самосознания.
Другое дело, что обители отличаются способами своего основания: есть монастыри, основанные по обету патриархами, вельможами, а есть монастыри, источник которых - в подвиге святых. В этом отношении Соловецкий монастырь - яркий пример обители, которая испрошена слезами и подвижнической жизнью ее основателей, преподобных Савватия, Зосимы и Германа. Соловецкий монастырь возник, прежде всего, как место молитвенного подвига, монашеского совершенства.
В последующие эпохи эта его роль оставалась неизменной и главной. Пришли другие роли, служения. Но все они получали силу от ключевого, по слову Господню: «Ищите прежде Царства Божия и правды его, и все остальное приложится вам» (Мф 6. 33), и согласно непреложному правилу устройства монашеской жизни, что у монаха одно есть дело - молитва, остальное - поделие.
Так в свое время явилось каменное зодчество, начатое при игумене Филиппе (Колычеве). Первые каменные строения - Успенский храм с трапезной - созданы менее 100-летия после того, как закончилась неудачей попытка русских архитекторов построить Успенский собор в московском Кремле, и для его создания пришлось пригласить итальянских мастеров. Дивное благоустройство получило все монастырское хозяйство. Здесь в полной мере раскрылся гений просвещенного поморского крестьянина. Сегодня монастырь включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. То есть весь мир воздает справедливое признание подвигу русских мастеров¸ создавших это чудо своими трудами и молениями.
С XVI века Соловецкий монастырь нес еще одно служение - он стал военным форпостом России на Севере, защищающим границы государства.
На долю Обители в XX веке выпала совершенно иная - страшная и великая роль - стать местом мученического и исповеднического подвига Русской Церкви. Многие из числа последних насельников монастыря отказались покинуть святой остров и сказали лагерному начальству: «Лучше вы нас расстреляйте, но мы отсюда не уйдем».
В наше время Соловецкий монастырь - это вновь святая обитель. Ее шести-вековая история вобрала в себя святость как преподобных, так и новомучеников. Для современных православных это - духовное сокровище, от соприкосновения с которым сердце согревается живой верой. Господь дает возможность создать здесь духовный очаг для множества ищущих Бога душ. Надо всем очень постараться, чтобы эта возможность осуществилась.
- За шесть веков на Соловецких островах просияло много святых. Что, на Ваш взгляд, привело каждого из них в самую северную обитель России?
- Мотив, приведший на Соловецкие острова и основателей обители и последующих подвижников, - тот же самый, что двигал преподобными Сергием Радонежским или Серафимом Саровским, которые уходили в пустынные места, чтобы остаться наедине с Богом. Они уходили от общения с миром не по презрению к миру, а для достижения совершенства в Боге. Это единственный мотив всех подвижников, в том числе первопроходцев в освоении русского Севера.
Начинатель монашеского жития на Соловках преподобный Савватий переходил из одной обители в другую, избегая славы человеческой, и так достиг необитаемого острова. Просил у Бога - и получил просимое. Все, приходившие на Соловки, имели решимость посвятить себя Богу и самоотверженно служили ему своими дарованиями. Одни стали исихастами-пустынниками, как преподобный Савватий. Пустынники оставались на островах даже когда монастырь был уже закрыт. Другие явились устроителями общежительного и скитского монашества. Третьи - талантливыми строителями, инженерами, мастерами.
- Какой урок мы должны извлечь из истории Соловецкого лагеря?
- Урок понятен: Церковь, государство и каждый человек в отдельности должны быть очень внимательными, чтобы не допустить разрастания зла в человеческих сердцах и затем в масштабе государства и общества.
При всей очевидности это очень трудный урок, потому что требует духовного усилия, а ничего труднее для человека не существует. Но есть у нас источник силы для усвоения урока. Это осознание той цены, которую Россия заплатила за свои духовные ошибки в XX веке. Цена измеряется десятками миллионов человеческих жизней - морем страданий и крови. Пусть всем нам помогает и ясное осознание нашей ответственности: ведь если не извлечем урока, то окажется, что страшная жертва была напрасной!
Мы живем в начале XXI века. Своевременно вспомнить начало века XX. Есть много сходства: нападения на храмы, поругания святынь, вообще обилие таких поступков, которые являют в людях не образ Божий, и даже не человеческий, но образ зверя. Все это опасно, и заставляет задуматься, извлекли ли мы на самом деле как общество, как преемники российской истории урок из трагедии XX века.
- На Соловецких островах, оторванных от мира, особенно в зимнее время, жить непросто даже мирянам. Как справляются с трудностями насельники обители?
- Соловки делят людей на две категории: одни чувствуют себя здесь уютно, их душа обретает мир, а другие - крайне не комфортно и тяжко. Зимнее, осеннее время - очень тяжелое испытание для тех, кто не живет духовной жизнью. У многих поселян наступает депрессия, уныние, с которыми по-разному пытаются бороться, но часто не справляются. Отсюда - и деградация, пьянство и нередко трагический итог - самоубийства.
Что касается жизни братии, конечно, приходится принимать во внимание в организации всей жизни монастыря трудный северный климат. Но братия очень благодарны Богу за ту пустынную тишину, которая присутствует и в самом монастыре и особенно в скитах и так помогает монаху сохранить себя от рассеянности, от суеты.
- В каких скитах уже идут богослужения и есть постоянная братия?
- Исторически получилось так, что первыми были восстановлены Гологофо-Распятский скит на Анзере и Свято-Вознесенский скит на Секирной горе. В этих скитах поддерживается уставная служба. Анзерский Свято-Троицкий скит находится в процессе становления - и монашеского и внешнего, материального. Но в монастыре происходит рост насельников: каждый год мы берем по несколько человек из множества пробующих свои силы. Как было во все времена, на Соловки приходят люди, имеющие решимость посвятить себя монашеской жизни.
- И каково в настоящее время число братии?
- В братском синодике, который я ежедневно прочитываю на молебне у мощей святых основателей обители, содержатся 100 имен. В это число входят и постоянные проживающие на Соловках трудники.
- Сколько монахов, иеромонахов, иноков, послушников в монастыре? Какие послушания и молитвенные правила они выполняют?
- В настоящее время в обители со всеми ее подворьями и скитами подвизается 76 монашествующих, из которых 35 облечены в священный сан. Храмовое и келейное правило соответствует монашеской традиции нашей Церкви.
Это вообще основной принцип устроения всей нашей монастырской жизни: соответствовать традиции, которая есть драгоценное Священное Предание, и все личное усердие направлять не на «совершенствование» (модернизацию) форм, а на придание возможной глубины - духовного качества их осуществлению. Здесь само имя обители - ее посвящение Преображению Господню - настраивает на удаление от суетного копания во внешнем.
Трудиться в монастыре необходимо и для его материального существования, и для поддержания духовного здоровья. Каждый исполняет монастырские должности; все вместе выходим на общие послушания. В целом по сравнению с материком хозяйственных забот здесь больше, а возможностей привлекать наемный труд - меньше. Поэтому братия - и на коровнике, и на огородах, и на кухне, и на тракторах и автобусах, и на кораблях. Есть столярная мастерская, издательский отдел. Своими силами провели на остров широкополосный Интернет, и обеспечиваем им весь поселок.
- Как Вы относитесь к идее, которая сейчас высказывается: ввести возрастной ценз для монашества (он до революции существовал, для женщин чуть ли ни 60 лет, для мужчин много меньше)
- Относительно возрастного ценза монашества. Пожалуй, соединю этот вопрос с темой старчества. И то и другое - не возрастная характеристика, а внутреннее состояние человека. Все очень индивидуально. Все требует не шаблонов, а тонкого пастырского внимания. В целом же, все общие вопросы и проблемы монастырской жизни сегодня, на мой взгляд, квалифицированно рассматриваются Синодальной и Межсоборной комиссиями по делам монастырей во главе с владыкой Феогностом, в состав которых вошли опытные игумены и игумении.
- Через какое время трудник или послушник может стать иноком?
- По-разному. Одному достаточно трех лет, другому нужны многие годы. Подход индивидуальный. И труднику необходимо сто раз проверить себя и руководству монастыря внимательно присматриваемся к человеку, чтобы понять, его ли этот путь.
- На Ваше ощущение, число желающих стать монахами растет или уменьшается?
- В целом приток людей в монастыри уменьшился, но на Соловках он сохраняется прежним. Те, кто ищет серьезной монашеской жизни, часто предпочитают Соловецкую обитель другим.
- В наше время очень распространено паломничество по святым местам. В чем, на Ваш взгляд, суть паломничества, когда паломник получает духовную пользу?
- Главное, чтобы паломничество было событием и явлением духовной жизни человека. Нельзя разменять его на расслабленное развлечение, понизить до степени хоть и культурного, познавательного, но все же туризма. По себе знаю, насколько очищается и освежается духовное чувство в правильно проведенном паломничестве. Соловки в этом отношении являются одним из самых благотворных мест.
- Какие рекомендации Вы могли бы дать человеку, который хочет совершить паломническую поездку на Соловки?
- Нужно настроиться на встречу с землей преподобных и мучеников. Для этого по возможности познакомиться с историей Соловков, сердцевина которой - жития наших святых. В программу посещения включить ежедневное участие в богослужениях.
Но нужно еще настраиваться, что путешествие на Соловецкие острова - непростое даже при современных средствах передвижения, особенно для инвалидов и детей. Поэтому, принимая решение, надо соизмерять свои силы. Хотя преподобные Соловецкие все устраивают, если у человека есть решимость поклониться святыням обители. Это главное, а остальное приложится.
- Вы являетесь директором Соловецкого музея-заповедника. Какая работа ведется сегодня? Какой Вы видите роль музея, учитывая, что это светское учреждение, но оно находится на территории действующего монастыря?
- Музей сегодня - это сложное как по составу деятельности, так и по системе управления государственное предприятие федерального уровня. Основной предмет его деятельности - это научные исследования в различных отраслях Соловецкого исторического наследия, хранение, собирание и экспонирование предметов музейного фонда, образовательно-просветительские проекты. Работа во всех этих направлениях очень важна, и очень хорошо, что она поставлена на уровень решения государственной задачи, как равным образом и дело реставрации уникальных памятников архитектуры.
Практическое выполнение Музеем своих функций вовсе не означает необходимости делать это обязательно на территории монастыря. Поэтому совершенно без противоречий сформулирована задача строительства нового комплекса зданий для музея. Музей туда переместится, а монастырь будет полностью передан для жизни монашеской общины.
- На каком этапе сейчас находятся реставрационные работы? Как организован этот процесс?
- Реставрация на Соловках имеет почти полувековую историю. Высочайшего качества работы сделаны в 70-80-е годы в советское время. Если сравнивать организацию государственной программы восстановления того периода с тем, как это делается сейчас, то предпочтение следует отдать прошлому. Действующий сегодня в реставрационной отрасли хозяйственный механизм едва не разрушил до конца саму отрасль.
Тем не менее, процесс восстановления набирает силу. Организационная схема сегодня такова: работы выполняют специализированные проектные и реставрационные организации. Надзор осуществляют государственные заказчики, а монастырь выполняет функцию пользователя, очень хлопотную и ответственную - мы готовим все заявки на реставрацию, принимаем участие в контроле качества на всех звеньях и этапах работ.
В 2010 г. из госбюджета на восстановление 9 памятников было выделено 24 млн, сумма частных пожертвований тогда равнялась 15 млн рублей. В 2011 г. работы велись на 23 объектах, общая сумма вложений составила 223 млн. рублей, из которых 55 млн пришлись на долю частных лиц и обители. В этом году государственное финансирование в рамках новой федеральной программы увеличится почти вдвое и составит 300 млн рублей, которые будут израсходованы на восстановление 19 памятников.
Все это неплохо. Хотя, если вспомнить, что объем работ по восстановлению главных 100 памятников измеряется величиной более 5 млрд. руб., то понятно, что задача еще далека от разрешения.
- На Соловецких островах немногочисленное население. Какова доля местных жителей среди прихожан, много ли молодежи?
- Из жителей поселка круглый год в храме с нами - человек 30. Как и по России прихожанами являются не больше 10% населения. Правда, если задать вопрос: какого вы вероисповедания, православными себя назовут гораздо больше половины населения, но прихожанами, то есть людьми, не мыслящими провести день Господень иначе как побывав на Литургии, - таких меньше.
Молодых людей, школьников в храме также немного, хотя в процентном отношении - не меньше, чем по стране. С ними мы встречаемся в воскресной школе, на некоторых мероприятиях. Воцерковление вообще - не массовый процесс, а индивидуальный: здесь борьба идет за каждую душу в отдельности.
- Должна ли Церковь предпринимать активные действия для воцерковления людей или, как считают некоторые священники, люди сами должны приходить в храм, как к костру в холодную ночь?
- Без встречного движения воцерковление случиться не может. Церковь идет навстречу человеку в лице тех, кто подлинно живет по Евангелию, кто несет в себе искру живого познания Христа. Тогда, несомненно, этот внутренний свет будет ощущаться окружающими, на каком бы поприще человек ни подвизался. Каждый на своем месте должен быть христианином, потому что только пример подлинной веры может привлечь людей - огонь может загореться только от огня, а от тления он не загорится. Встреча с человеком подлинной христианской веры может произойти на любом месте, веру нельзя скрыть, когда она есть, поэтому само присутствие таких людей в любых, даже самых трудных обстоятельствах высекает ответную искру в сердце другого человека. Вот по этому закону происходит рост Церкви.
Другое дело, насколько люди могут воспринять, увидеть этот свет Христов. По слову Господа в притче о сеятеле мы знаем, что люди могут оказаться абсолютно не способными принять Слово Божие. Это те суетные натуры, чья душа подобна проезжей дороге, где всякое брошенное семя склевывается птицами.
- К сожалению, сегодня у многих душа стала проезжей дорогой - мы видим массу людей, считающих себя православными, которые ругаются матом, не считают нужным ходить в храм на богослужения, соблюдать посты. Что Вы об этом думаете?
- Можно сказать, что это великое заблуждение, когда люди живут не христианской жизнью, в смертных грехах, говорят не по-христиански, поступки совершают не христианские и при этом успокаивают себя тем, что они православные по крещению. Духовным родственникам таковых однажды Христос сказал: «Может Бог из камней сих воздвигнуть детей Авраама» (Мф 3. 9). На самом деле такие люди абсолютно чужды Христа. Дай Бог, чтобы открылись у них глаза и увидели бы они внутреннее свое омертвение. Грехи эти потому и называют смертными, что они убивают душу, и вот ходят по белу свету, скажем по-гоголевски, «мертвые души».
- В чем, на Ваш взгляд, состоит роль монашества в современном мире?
- Роль та же, что и в древнем мире. Люди по-прежнему уходят из мира с одной целью - в максимальной полноте исполнить заповеди Христовы, приобрести евангельское совершенство. И сегодня по-прежнему верно соотношение, обозначенное еще в VI веке преподобным Иоанном Лествичником: ангелы - свет монахам, а монахи - свет миру, каким бы ослабленным мы не признавали современное христианство и монашество по сравнению с ранним. Именно поэтому монастыри, и Соловецкая обитель в том числе, - это точки кристаллизации наиболее серьезного христианства в современном мире.
Беседовала Ольга Заикина
Тип: Наместник и игумен
Место: Соловки
Издание: Православный журнал «Покров» № 6 (498) 2012 г.