-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
15 февраля 2022 г. Любовь или биохимия мозга?
Иногда можно услышат, что любовь – это просто биохимия. Мужчина увидел женщину, выделилось вещество (фенилэтиламин), и оно запустило цепочку изменений.
Но вот вопрос: почему при виде именно этой женщины запустилась цепочка? Биология? Но далеко не всегда женщина, в которую влюбляются – фертильна. Если любовь – только биохимия, почему она запускается не во всех случаях?
Наука изучила некоторые проявления «грубых реакций», но механизмы управления мозга – под завесой тайны. Наука «посчитала» некоторые процессы, запускающиеся в нервных центрах, но почему они запускаются – не всегда отвечает. На каком-то глубоком уровне происходит сличение различных параметров, при их совпадении «запускается» интерес. На его основе запускается другая система, но ее основе – третья. Системы, запускающиеся каскадом и работающие вместе ассоциируются с ощущение полноты жизни (общение на духовном, душевном, телесном уровне, забота друг о друге и пр.). Возможно, эта совокупность является составной частью того, что называют счастьем (есть счастье и для безбрачных, но там речь – о иной полноте).
Некоторые люди хотят из этой полноты вычленить «биохимический эрос» и поставить его на repeat. Но вместо непрекращающихся пик-переживаний сталкиваются с апатией. Поставьте кульминационную ноту песни на повтор, заменив этой нотой все остальные, что получится? – Кошмар, через сутки – человек сходит с ума.
Можно сказать, что не биохимия ассоциируется с любовью. Биохимия ассоциируется с процессом, «выбраковывающим» все, что любовью не является. Если человек ставится сексуальным аддиктом, ищущим эро-стимуляции, со его временем нейронные сети перестраиваются, и он теряет способность испытать искомые им переживания (сети перестают «проводить» дофамин; возникает состояние, ассоциирующееся с депрессией).
Серьезные ученые, изучающие мозг, считают даже, что мозг не равен сознанию. Кто-то считает, что мозг и сознание – разные «вещи». А что такое сознание – не знает никто. Мозг, скорее, – инструмент, через который сознание себя проявляет (см. Хасьминский М.И. Взгляд современной науки: Существует ли душа, и бессмертно ли Сознание?)
Если бы «переживания любовного спектра» были бы простой биологией, то они бы появлялись у мужчины в отношении всех женщин. Но почему – в отношении одних – появляется, а в отношении других – нет?
Значит, есть механизмы управления. Там в глубине сознания, если что-то «складывается», то идет команда, и тогда уже запускается биохимический процесс.
В науке есть представление, что мысль человека включает определенные гены, которые, активируясь, запускают выработку белков, которые запускают цепочку торможения какого-то процесса и пр[1]. Некоторые гены находятся в дремлющем состоянии. Как они запускаются? Мыслью?
А что такое – мысль? («Мысль, размышляя о природе мысли, впадает в горячку и бред», – преподобный Иустин (Попович), «Философские пропасти»).
Когда читают лекцию по мозгу студентам первого курса, все «разложено» по полочкам. Студенты, возможно, пока еще не в курсе, что с ростом их профессионального уровня вопросов к мозгу будет становится все больше, а меньше. Когда же вопросов становится меньше, то возникает иной вопрос – вопрос к профессиональному уровню ученого, делающего заявление, что «человек / любовь / мозг – это не более, чем…»[2].
[1] Из книги Нормана Дойджа «Пластичность мозга»: «”Пластичность” подразумевает гибкость, способность изменяться. Сначала многие исследователи не решались использовать слово “нейропластичность” в своих работах, а коллеги порицали их за внедрение придуманного ими понятия. Тем не менее ученые продолжали настаивать на своем, постепенно опровергая теорию неменяющегося мозга. Они доказывали, что задатки, присущие нам от рождения, не всегда остаются неизменными; что поврежденный мозг может осуществить собственную реорганизацию (в случае нарушения функционирования одного из его участков другой способен его заменить); что иногда происходит возмещение умерших клеток мозга (!); что многие “схемы” работы мозга и даже основные рефлексы, считавшиеся постоянными, таковыми не являются. Один из исследователей даже обнаружил, что мышление, обучение и активные действия способны “включать” или “выключать” те или иные наши гены. Этот последний факт, несомненно, можно считать одним из выдающихся открытий двадцатого века».
«Когда мы учимся, мы меняем порядок “проявления”, или активации, генов в наших нейронах.
Гены выполняют две функции. Во-первых, это “функция копирования”, позволяющая клеткам воспроизводиться, создавая копии самих себя от поколения к поколению. Функция копирования человеком не контролируется.
Вторая функция – “транскрипционная”. Каждая клетка нашего тела содержит все наши гены, но не все гены активируются, или проявляются. В момент активации ген
вырабатывает новый белок, который меняет структуру и функцию клетки. Эта функция называется транскрипционной, потому что при активации гена происходит
“транскрибирование” – считывание с него информации о том, как создать этот белок. На функцию активации генов оказывает влияние то, что мы делаем и чему учимся.
Принято считать, что нас формируют наши гены. Работы Кандела свидетельствуют о том, что в процессе обучения психика способна влиять на выбор генов для считывания. Таким образом, мы можем влиять на наши гены, которые, в свою очередь, вызывают изменения нашего мозга на микроскопическом уровне».
[2] Из книги Виктора Франкла «Воля к смыслу», глава «Метаклиническое значение психотерапии»: «… опасностью является попытка эксперта, скажем, в биологии понять и объяснить феномен человека исключительно в биологии. Это также касается и психологии и социологии. Как только заходит речь о тотальности, биология превращается в биологизм, психология – в психологизм, а социология – в социологизм. Другими слова-ми, наука превращается в идеологию. Мы осуждаем не тот факт, что исследователи занимаются специализацией, а то, что специалисты занимаются обобщением. Мы знакомы с так называемыми большими любителями упрощать. Теперь мы познакомились с большими любителями обобщать, как бы я их назвал. Я имею в виду тех, кто не может устоять перед соблазном сделать сверхобобщенные утверждения даже при ограниченности полученных данных.
Однажды я наткнулся на следующее определение: “Человек – это не более чем комплекс биохимических механизмов, приводимый в движение системой за счет энергии процессов окисления, компьютер с огромной оперативной памятью для хранения зашифрованной информации”. Как невролог, я ручаюсь за правомерность использования такой аналогии и согласен рассматривать компьютер как модель, скажем, центральной нервной системы. В обычном значении данное утверждение имеет силу, человек — это компьютер. Однако в то же время он намного больше, чем просто компьютер. Утверждение ошибочно лишь в том, что определяет человека как “не более чем» компьютер”».