Заметки

Прокопий (Пащенко), иером. О вере и неверии

8 апреля 2022 г.

…Когда Христос воскрес и явился ученикам, среди учеников не было Фомы. Фома сказал, что пока он не вложит свои пальцы в место, которое было пронзено копьем, он не поверит. Когда Господь явился ученикам в следующий раз, Он позвал Фому и предложил сделать ему то, что он хочет – проверить таким способом, но всё-таки быть в вере, а не в неверии.

Фомино неверие иногда называют «честным», потому что чем-то неверие человека связано с его разумным сомнением, когда он очень ответственно относится к вере, хочет найти подтверждения вере. Если это неверие честное, то, когда человек эти подтверждения находит, он тут же отрекается от своего сомнения и укрепляется в вере вдвойне.

Но бывает неверие нечестное, когда человек говорит, если ему предоставят доказательства, он успокоится. Бывает, что эти доказательства предоставляются, но человек не успокаивается и выискивает новые поводы для своего неверия.

Один священник познакомился с врачом, который, увидев человека в подряснике, сходу начал говорить: «Вы знаете, я не верю во всё это православие. Раньше советские бюрократы были атеистами, а как перестроечные годы настали, сразу все стали свечки ставить: это какое-то лицемерие». Батюшка сразу не стал ему объяснять, при чем тут советские бюрократы, он-то не советский бюрократ. Но в процессе общения выяснилось, что вопрос неверия человека - это частный вариант настроя человека по отношению к жизни. У этого врача было низкое давление, и священник спросил, не пробовал ли он пить кофе. «Вы знаете, – сказал врач, – я не верю, что у нас в России можно хороший кофе найти. Я вот в Эфиопии работал, вот там настоящий кофе». Потом врач был спрошен – не слышал ли он что-либо о изобретении «Самоздрав» (помогает без медикаментов устранить причину гипертонии – спазм сосудов)? Врач ответил: «Вы знаете, я не верю во все эти изобретения…»

И стало понятно, что у этого врача такая принципиальная жизненная позиция. Он сходу отвергал любые доводы, это неверие в принципе.

Сейчас очень много книг, которые пытаются доказать, что Христа либо не было, либо он не воскрес, либо он был с женщиной, либо он был разбойником. Как правило, в этих книгах один и тот же прием. Существенные исторические описания… замалчиваются, каким-то отдельным словам из Евангелия даются причудливые толкования, и на всех этих причудливых толкованиях строится дальнейшая гипотеза.

Некоторые авторы пишут книги о христианстве, материнстве, любви (извращая смысл) в таком состоянии сознания, которое напоминает шизофазию (когда сохраняется структура речи, понятны отдельные слова, но при этом теряется какая-либо логическая связность). Если человек никогда не связывался с психической дисфункцией, то, когда он начинает читать такие книги, он не знает, что возразить. Он ищет аргумент, а дело не всегда в том, что нужно искать аргумент. На нарушения мышления может и возразить-то будет нечего… Насчет чего возражать, если у автора, в принципе, нет логической структуры, если отрицается историческая действительность?

Речь идет не о дискуссии вокруг отдельной даты или события - речь о том, что если человек с подобными нарушениями захочет изменить свой тип мышления, ему нужно помочь создать то, что мы называем «культурным человеком». Помочь приобщиться к культуре мысли. Иначе человек, по мнению одного духовного автора, погибает в водовороте собственных мыслей.

Нас же самих в вере может укрепить знание, что историческое подтверждение Христа абсолютно.

В книге «Мир веры» есть две прекрасные главы, которые для неверующего человека могут стать опорой.

В одной из них говорится об исторических подтверждениях воскресения Иисуса Христа. Многие в Иудее знали: Христос обещал, что в третий день Он воскреснет. Поэтому ко гробу собралось огромное количество людей. Пришел личный врач Понтия Пилата, который оставил свои заметки о том, как он наблюдал воскресение. Но за счет того, что он был сирийцем, хотя и очень авторитетным в области медицины, его заметки были на сирийском языке и не получили распространения. Примечательно, что даже осталась расписка казначея синагоги, из рук которого были даны деньги воинам – свидетелям воскресения Христа, у которых купили их молчание.

Есть статья о Туринской Плащанице, которая может очень воодушевить – «Экспертиза для Фомы неверующего». У криминалистов, изучавших плащаницу, поначалу был скепсис, что эту плащаницу кто-то нарисовал, это подделка. Но по мере изучения сомнений в том, что это – свидетельство воскресения Христа, не оставалось. На этой плащанице была обнаружена почва, которая была в Иерусалиме, пыльца цветов, которые там цвели. Отмечали, что эту плащаницу невозможно было подделать хотя бы по той причине, что секрет изготовления такой ткани давно был утрачен.

С развитием ядерной физики пришли к пониманию, что изображение на ней получилось не в результате нанесения краски, а в результате того, что верхние слои полотна были опалены, когда произошла вспышка – вспышка, сопоставимая с ядерным взрывом, оставила след на ткани как на фотопленке.

Когда мы читаем такие свидетельства, то и сами укрепляемся в вере, и получаем возможность что-то объяснить тем людям, которые к нам обращаются.

Но главное доказательство воскресения Христа – не в плащанице, не в каких-то фактах, а в нас самих. Как писал прп. Иустин Попович – когда человек соединяет свою жизнь с воскресшим Христом, он внутри себя ощущает, как преодолевается всё тленное, смертное, что нас наполняет страхом смерти. Человек внутри себя переживает факт бессмертия, который ни с чем нельзя сравнить, потому что страх перед смертью отступает…

Тип: Заметки