Заметки

Прокопий (Пащенко), иером. Воскресение и иррациональное решение

24 апреля 2022 г.

«Ты заболела или смеешься над нами?», – сказал директор детского дома, когда Серафима подарила ему пасхальное яичко со словами «Христос воскресе!» «Почему?» – спросила Серафима, девочка из замечательного мультфильма «Необыкновенное приключение Серафимы». «Потому что мертвые не могут воскреснуть», – ответил директор.

Действительно, с точки зрения этого директора и вместе с ним многих людей с подобной логикой, мертвые не могут воскреснуть. Если продолжить ход размышлений, вьющийся в головах таких людей, то есть вещи рациональные и логичные, а есть вещи иррациональные и нелогичные.

Да, есть вещи нелогичные. Но иногда нужно говорить не о нелогичных вещах, а о сверхлогичных. Ибо в некоторых случаях речь идет о логике, но о логике иного порядка, превышающего нашу земную, «плоскостную логику».

Сын земли не только о воскресении Христа не может помыслить, он не всегда может вырваться из однажды усвоенных им определений: научных, психологических, социологических.

Если приближается бой с превосходящими силами противника, для него такой бой – нелогичен, нерационален. Но те, кто мыслят иной логикой, сверх-логикой воскресений, могут вступить в этот бой. И это иррациональное решение бывает, что ломает шаблоны мышления противника (например, контратака русский солдат во время Первой Мировой Войны», получившая название «Атака мертвецов»).

Сверх всякой земной логики, вопреки всем цифрам и прогнозам, бывает, что сражение выигрывается. Примеров того, как поступки, в основе своей имеющие сверх-логику Воскресения могут помочь выжить и привести к победе – в серии книг Сергея Галицкого, которая так и называется – «Из смерти в жизнь».

В научной литературе есть устойчивое выражение – «социальная судьба». Речь может идти о человеке, который с рождения унаследовали определенные признаки, телесную конституцию, вырос, например, в неблагоприятных условиях. Также речь может идти о человеке, который обладает признаками, обычно ассоциирующиеся с заболеванием.

Земная логика предлагает таким людям определенный путь, они будто бы уже обречены и запрограммированы на то, что жизнь сложится. Как же иначе! Ведь им столько раз говорили, что они травмированы и больны, они, как будто бы, уже «без пяти минут мертвы».

Но детерминанты земной логики действуют там, где в человеке не проснулся сверхлогичное мышление Неба. Действуют до тех пор, пока в человеке не зародилось стремление к иррациональному поступку, вдохновленному идеей Воскресения.

Нелогично и неестественно человеку, которому психология вынесла приговор, воскреснуть душой. Но это воскресение происходит, и это духовно/лично/социальное воскресение является предвозвестницей, зарей будущего Воскресения. Пока вера в Воскресшего горит в человеке он может восстать из полного мрака (духовного, личного, социального) путем реализации, с точки зрения обывательской логики, череды иррациональных поступков. (Кстати, в нашем мятущемся мире вдумчивые люди замечают, что побеждает тот, кто может предложить иррациональное решение. Ибо рациональные решения могут быть просчитаны противником и он, ожидая этих решений, будет ждать своего оппонента в ожидаемой точке).

Нелогично и неестественно для, казалось бы, обескровленного и распластанного на земле народа, восстать и стряхнуть с себя комья земли. Пока вера в Воскресшего говорит в народе, у него есть потенциал, вопреки логике и прогнозам аналитиков, реализовать свой пусть в истории. «Будет шторм, – говорил преподобный Анатолий Оптинский. И русский корабль будет разбит. Но ведь и на щепках и обломках люди спасаются. И все же не все погибнут. Надо молиться, надо всем каяться и молиться горячо… Явлено будет великое чудо Божие… И все щепки и обломки, волею Божией и силой Его, соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль во всей красе и пойдет своим путем, Богом предназначенным…».

Тип: Заметки