Заметки

Прокопий (Пащенко), иером. Преображение

21 июня 2022 г.

Для нас Преображение является целью нашей жизни.

Эту цель можно по-разному описывать. Серафим Саровский сказал, что это стяжание [приобретение] Духа Святого, другие авторы говорят, что это победа над страстями, примирение с совестью и соединение с Богом, или что это – стяжание добродетелей.

Суть этих изречений одна: человек в течение жизни через исполнение Евангельских заповедей начинает меняться внутренне и входит в некое особое состояние, состояние не просто ума, а всей глубины своей жизни, в котором он становится способным быть связанным с Богом, воспринимать Его. И это состояние сопровождается предощущением блаженства, ощущением внутреннего мира. И этот внутренний мир не пассивен. Это следствие победы над страстями.

Прп. Максим Исповедник говорил, что мир души – это плод ужасов подвижнической борьбы. Человек живёт в этом мiре среди кошмаров, всё видит, всё понимает, но за счет того, что он глубоко укоренен в Боге, не только его образ мыслей, но и поступки, и эмоции очищены. Поэтому даже посреди страданий он не колеблется и испытывает чувство мира. И когда он умирает с тем, что он воспитал при жизни, с этим внутренним содержанием, будучи пронизанным благодатью Святого Духа, он переходит в Вечность.

То, что мы воспитываем в себе при жизни, очень важно. Если нас здесь уже тошнит от самих себя, если мы скрипим зубами от ненависти, мучаемся завистью, не можем спокойно спать, потому что на кого-то обижены, то со всеми этими содержимым мы переходим и в Вечность.
Православие ориентирует человека: чтобы стать способным войти в Вечность, надо избавиться от всех страстей.

Когда человек в течение своей жизни с усилием пытается сохранить связь с Богом, он приходит к выводу, что из своей жизни нужно исключить все, что эту связь нарушает, все страсти: гнев, обиды, пьянство… Если нет этого конструктивного стремления к значимой цели, то борьба с грехом превращается в мучительную, изнурительную, бесплодную работу. Человек отказывается от одной страсти, но с остервенением начинает погружаться в другую.

Освящение возможно только внутри Церкви.

Таинства оказывают нам помощь, но они не заменяют нашу внутреннюю работу.

Чтобы себя перестроить на правильных началах, нужно время. Когда человек только обращается к Церкви, сначала освящается только часть его ума. Наше поведение, наши эмоции пока принадлежат этому падшему миру. Только с годами это освящение из ума переходит в наш образ мыслей. Мы начинаем понимать, где можно было поступить по-другому. Потом очищаются наши эмоции. В каких-то ситуациях мы чувствуем не гнев, а сострадание к обидчику.

И только через годы очищается поведение. Мы не только испытываем сострадание к обидчику, но и предлагаем помощь… Нужны годы серьёзного труда.

К сожалению, большинство христиан такое стремление утрачивает.

Само стремление, образ жизни и образ мыслей, устремленных к соединению со Христом, ориентированные на Преображение, создают некий иммунитет, препятствующий вползанию в человека негатива. У преподобного Порфирия Кавсокаливита было несколько замечательных мыслей на этот счет. Если в комнате тьма, то не надо махать руками, чтобы ее прогнать, нужно открыть окно, впустить свет и тогда тьма уйдет. Если в саду, в котором есть колючки и цветы, поливать цветы, то колючки завянут.

Если корзинка наполнена яблоками, то камень в нее уже не положишь, он скатится [а, если корзинка пуста, то камней в нее накидать можно много]. Когда в человеке нет Христа, тогда его заполняет иное: ненависть, зависть, тоска».

Фрагмент проповеди на Преображение Господне

Тип: Заметки