-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
21 июня 2022 г. Преображение
Для нас Преображение является целью нашей жизни.
Эту цель можно по-разному описывать. Серафим Саровский сказал, что это стяжание [приобретение] Духа Святого, другие авторы говорят, что это победа над страстями, примирение с совестью и соединение с Богом, или что это – стяжание добродетелей.
Суть этих изречений одна: человек в течение жизни через исполнение Евангельских заповедей начинает меняться внутренне и входит в некое особое состояние, состояние не просто ума, а всей глубины своей жизни, в котором он становится способным быть связанным с Богом, воспринимать Его. И это состояние сопровождается предощущением блаженства, ощущением внутреннего мира. И этот внутренний мир не пассивен. Это следствие победы над страстями.
Прп. Максим Исповедник говорил, что мир души – это плод ужасов подвижнической борьбы. Человек живёт в этом мiре среди кошмаров, всё видит, всё понимает, но за счет того, что он глубоко укоренен в Боге, не только его образ мыслей, но и поступки, и эмоции очищены. Поэтому даже посреди страданий он не колеблется и испытывает чувство мира. И когда он умирает с тем, что он воспитал при жизни, с этим внутренним содержанием, будучи пронизанным благодатью Святого Духа, он переходит в Вечность.
То, что мы воспитываем в себе при жизни, очень важно. Если нас здесь уже тошнит от самих себя, если мы скрипим зубами от ненависти, мучаемся завистью, не можем спокойно спать, потому что на кого-то обижены, то со всеми этими содержимым мы переходим и в Вечность.
Православие ориентирует человека: чтобы стать способным войти в Вечность, надо избавиться от всех страстей.
Когда человек в течение своей жизни с усилием пытается сохранить связь с Богом, он приходит к выводу, что из своей жизни нужно исключить все, что эту связь нарушает, все страсти: гнев, обиды, пьянство… Если нет этого конструктивного стремления к значимой цели, то борьба с грехом превращается в мучительную, изнурительную, бесплодную работу. Человек отказывается от одной страсти, но с остервенением начинает погружаться в другую.
Освящение возможно только внутри Церкви.
Таинства оказывают нам помощь, но они не заменяют нашу внутреннюю работу.
Чтобы себя перестроить на правильных началах, нужно время. Когда человек только обращается к Церкви, сначала освящается только часть его ума. Наше поведение, наши эмоции пока принадлежат этому падшему миру. Только с годами это освящение из ума переходит в наш образ мыслей. Мы начинаем понимать, где можно было поступить по-другому. Потом очищаются наши эмоции. В каких-то ситуациях мы чувствуем не гнев, а сострадание к обидчику.
И только через годы очищается поведение. Мы не только испытываем сострадание к обидчику, но и предлагаем помощь… Нужны годы серьёзного труда.
К сожалению, большинство христиан такое стремление утрачивает.
Само стремление, образ жизни и образ мыслей, устремленных к соединению со Христом, ориентированные на Преображение, создают некий иммунитет, препятствующий вползанию в человека негатива. У преподобного Порфирия Кавсокаливита было несколько замечательных мыслей на этот счет. Если в комнате тьма, то не надо махать руками, чтобы ее прогнать, нужно открыть окно, впустить свет и тогда тьма уйдет. Если в саду, в котором есть колючки и цветы, поливать цветы, то колючки завянут.
Если корзинка наполнена яблоками, то камень в нее уже не положишь, он скатится [а, если корзинка пуста, то камней в нее накидать можно много]. Когда в человеке нет Христа, тогда его заполняет иное: ненависть, зависть, тоска».
Фрагмент проповеди на Преображение Господне