-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
17 мая 2022 г. На что опираться в кризис
Бывает так, что в сложных обстоятельствах привычные человеческие стратегии не работают. И если не прийти к чему-то более глубокому, то с ситуацией не справиться. Человек преодолевает кризис, когда поднимается над собой прежним, становится иным.
Если человек считает, что от него ничего не зависит, то лишается внутреннего движения, превращается в «зомби». Без попытки осмыслить поведение он становится внушаемым, готовым принять навязанное извне. Такая регрессия наблюдается в современных городах, в офисах, крайние примеры описаны в мемуарах узников концлагерей. Стандартизированные условия, как и травматический опыт, могут блокировать нашу мысль, оглушать нас.
Христианское понимание человеческого достоинства – в том, что человек не определяется внешними условиями и внутренними импульсами (такими, как голод и страх, например).
Когда у человека есть некая ось мировоззрения, он может осмыслить происходящее. Понять, добро перед ним или зло. И помогает в этом вера. Когда логика говорит, что выхода нет, вера помогает идти – словно через вьюгу – и выстоять.
При этом обретение веры – это только начало пути. Далее человеку нужно расти, работать над собой. Человек вдумывается в Священное Писание, реализует заложенные там смыслы, они входят в его плоть и кровь. Формируется картина мира, на физиологическом уровне происходят нейропластические изменения. Эти смыслы структурируются вокруг реализации главной цели – достижения связи со Христом и поддержания этой связи.
Чтобы эту связь сохранить, нужно воспитать в себе массу навыков, научиться понимать людей, преодолевать конфликты. Само это развитие не дает человеку провалиться в регрессию. Усилия по сохранению света будут препятствовать проникновению тьмы. Эта искра, связь со Христом, изнутри озаряет человека, водворяя на место страха веселие.
Один человек, пришедший к вере в тюремном заключении, рассказывал, что после принятия Христа стал чувствовать себя так, словно в автобусе держится за поручень. Пока автобус едет по ровной дороге, вроде бы все стоят на ногах. Но когда автобус сильно тряхнет на ухабе, те, кто, стоял на ногах, летят кубарем. А он – стоит и едет дальше. Он все удивлялся, почему людям непонятно: когда держишься за поручень – ты стоишь.
Прокопий (Пащенко), иером. «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» – тексты и беседы иеромонаха Прокопия (Пащенко)
Фрагмент из интервью «На что опираться в кризис: представители четырех религий о вере, человеке и смысле».