Заметки

Прокопий (Пащенко), иером. Мир в непостоянном мiре

16 мая 2022 г.

Непостоянство – это качество нашей жизни. Как говорил прп. Исаак Сирин, постоянство будет только в будущем веке, а пока мы живём – всё может меняться.

По человеческим суждениям вход Господень во Иерусалим был пиком славы, после которой мы, чада Земли, ожидаем долго периода признания. Но мы видим, как через несколько дней вся ситуация изменилась.

Нечто подобное было в жизни Натальи Шереметьевой (в супружестве Долгорукая – одна из самых известных фамилий в России). В царствование Петра II она вышла замуж за именитого дворянина, и их свадьба чем-то напоминала вход Господень в Иерусалим. Присутствовал Преображенский полк – гвардия императора, было очень много света, драгоценностей. Никто не ожидал, что такое блестящее будущее сразу может быть сломано. После смерти Петра II к власти пришла Анна Иоанновна, Долгорукий был отправлен в ссылку, а его супруга последовала за ним. Но ссылкой дело не закончилось: его зверски казнили – четвертовали. Он умер как христианин, с молитвой на устах. А его супруга со временем приняла монашеский постриг с именем Нектария.

Но мы знаем, что это непостоянство работает в обе стороны: не только в сторону того, что благоденствие может измениться в катастрофу, но и что катастрофа может измениться в благоденствие. Как и в случае с Христом – враги торжествовали, думая, что навсегда стёрли память о нём, что уничтожили его дело. Но на самом деле только его дело укрепили. И Христос, сойдя во ад, после своей смерти вывел из ада пленников. Так катастрофа может через некоторое время – если мы, конечно, останемся верны промыслу Божьему, не впадём в отчаяние – обернуться благоденствием.

Пример этого мы видим в истории Свято-Пантелеимонова монастыря, что на горе Афон. Было время, когда из этого монастыря изгнали русских, он был в запустении. Одному старцу было откровение, после которого он призвал отца Иеронима (Соломенцева) и сказал, что тот должен возродить этот монастырь, потому что он (старец) не может умереть с этим грехом на душе – что русские были изгнаны. Собрался большой монастырь, пожертвования потекли со всей России, стало приезжать много русских, что вызвало бурю негодования и зависти. Были и письма с угрозами и притеснения, на которые монахи реагировали со смирением. Но когда начались прямые угрозы в убийстве русских, тогда русские монахи стали строить в Абхазии монастырь – как пункт эвакуации, если начнётся резня. До этой смуты отец Иероним – а он был известным духовником, молитвенником, его молитва была сильна – молился Богу, чтобы положение русских на святой горе Афон упрочилось, потому что они находились на «птичьих правах». Когда Господь строит пути своего промысла, мы не можем полагать, что и как развернется. Может, не было понятно, что в этих событиях исполняется молитва отца Иеронима: смута стала разрастаться, приобрела большую известность. Когда положение стало совсем невыносимо, Наместник монастыря архимандрит Макарий решил отправиться ко Вселенскому Патриарху, чтобы просить защиты. О его намерениях знали греки, его ждали на дороге. Но чудом Господь покрыл эту ситуацию: греки ждали отца Макария на дороге, чтобы не пропустить его, но он прошёл мимо них незамеченным. Как это произошло, никто не понял. Но за счёт большой известности смуты, в том числе и патриарху, его решение было радикальным: все, кто будет продолжать смуту, будут отлучены от Церкви. И от русских отстали.

В этом был виден Промысел Божий, который вёл к исполнению молитвы. Просто мы не знаем, как именно он совершается. Но когда мы знаем, что Промысел Божий может действовать и таким образом, когда напитываемся книгами об этом (прп. Исаак Сирин говорил: «Часто и не зная сытости, читай в книгах учителей о Промысле Божием»), то мы понимаем, что катастрофы, потери, лишения – не конец.

Когда такого знания у человека нет, мы видим другое: дефолт, рынки «шатает», людей увольняют, многие кончают жизнь самоубийством, сходят с ума в прямом и переносном смысле, неся потери. Но человек, который знает про непостоянство в мiре и о том, что правит мiром не хаос, а промысел, он может сохранить здравомыслие.

Удивительно, как Господь строит исполнение наших желаний и под видом скорбей приносит нам прибыток. Можно вспомнить об отце Михаиле Труханове. Это исповедник, как он сам о себе говорил, четырежды отличник: 5555 дней он провёл в лагерях за веру. Из лагерей он вышел уже престарелым человеком. Всю жизнь у него была мечта отучиться в семинарии. Но эта мечта была неисполнима – он уже вышел из всех возрастных категорий, в семинарию не был принят. Но мечта эта осталась.
Уполномоченный по делам религии был очень недоволен деятельностью отца Михаила – люди к нему тянулись. И он решил отца Михаила сгнобить – как ему казалось, что он это решил. На самом деле он, по всей видимости, он совершал предначертание Божие. Он начал давить на настоятеля монастыря, и тот поддался, написал на отца Михаила клеветнический донос, в котором рассказывал, что отец Михаил искажает Евхаристический канон, в пьяном виде устраивает дебош в алтаре, и это продолжается несколько лет. И попросил отстранить его от служения. Отцу Михаилу запретили служение без всякой вины – от такой скорби можно и умом повредиться. Но он остался верен промыслу Божьему. Через некоторое время этот донос попал в руки патриарха Алексия I, и он удивился – а куда же смотрел настоятель все эти годы? В его храме священник пьянствует, дебоширит в алтаре, дерётся, искажает литургию – как он мог все эти годы такое терпеть? Вызвали настоятеля, объявили, что его отстраняют. Тогда он понял, что попал в свою же ловушку, и на коленях исповедовал свой грех. Патриарх Алексий вызвал отца Михаила к себе, и так сложилось, что отец Михаил рассказал о своей давней мечте – обучиться в семинарии. С благословения патриарха этот вопрос был быстро улажен. Отец Михаил был принят в семинарию.

Когда мы укрепляемся такими историями, которые были в реальной жизни, мы понимаем – можно сохранить здравомыслие и когда всё шатается, колеблется.

Вера – это, по мысли одного священника, как путь над пропастью по рельсе, которую не видим, но она появляется в тот момент, когда мы опускаем ногу, когда переносим центр тяжести. И там, где была пустота, появляется опора. Кто в результате скорбей, молитв, постижения путей промысла эту опору найдёт, тот, даже когда не будет никакой материальной опоры, сумеет сохранить мир, здравомыслие, спокойствие, радость – даже среди этого непостоянного мiра.

Фрагмент проповеди, сказанной 17.04.2022 г., в Праздник Входа Господа в Иерусалим

Тип: Заметки