Заметки

Прокопий (Пащенко), иером. О послушании и благотворительности

25 июня 2022 г.

В Евангелии есть история о том, как Христу подошел юноша и спросил Господа – что ему делать, чтоб спастись?

Господь сказал ему исполнить заповеди. Когда юноша сказал, что он исполнил, Господь призвал этого юношу следовать за ним, то есть за Господом. Но юноша не последовал за Христом, потому что он был богат и у него было большое имение. Он отошел в скорби от Христа.

За этим Евангельским повествованием следует еще один абзац. Апостол Петр спрашивает, что же будет им, т.е. Апостолам, которые отказались от всего и последовали за Христом? Господь сказал Петру, что те, кто отказались от всего и последовали за Христом, сядут на престолах и будут судить двенадцать колен Израилевых.

Вопрос о послушании, об отказе от своей воли часто является для нас непонятным, потому что мы на него не смотрим с жизненной позиции. Современные люди видят в послушании какой-то негативный момент, они говорят, что это - жить чужой головой. Но если мы посмотрим внимательно на окружающую жизнь, мы увидим, что успехов достигают лишь те, кто способен оказаться от своей воли, от своего разума, те, кто способен к послушанию. Например, взять профессию врача. Лишь тот врач способен к профессиональному росту, который знает и понимает то, что он в медицине мало знает. Как говорил один из, может быть, лучших нейрохирургов России, что мы практически ничего не знаем о мозге. Каким образом происходит управление мозгом организма – это тайна. И это говорил один из лучших врачей.

Для некоторых же врачей все понятно, для них все открыто, для них все ясно. Такой врач остановился в своем росте. Так же останавливаются в своем росте люди, которые не способны воспринимать советы других. Только тот, кто способен услышать мнение другого человека способен вырваться из своей ограниченности. Если люди привыкают жить только своей головой, то со временем они приобретают закрепленные ошибки. Они что-то неправильно начинают понимать в жизни, что-то неправильно делать и никто им помочь в этом уже не может.

Это очень заметно в проблеме пьянства. Замечено, что пьющие люди очень горды. Такому человеку ничем нельзя помочь. Ему говоришь: «Ну, начни жить по-другому, сделай так-то и так-то, начни поступать так-то». «А кто ты такой, чтобы меня учить?, – отвечает он, – Я сам все знаю». И вот такому человеку, который сам все знает, практически невозможно помочь. Этот человек вцепился в свое интеллектуальное богатство и никак не хочет от него отказаться.

У нас тоже есть интеллектуальное псевдобогатство, которое мы пытаемся удержать в себе. Это наши ошибки, душевные болезни и душевные травмы. Когда появляется человек, который подобно Христу, показывает нам путь к обновленной жизни, то мы не хотим отказаться от своего душевного наполнения и отходим в скорби.

Может быть ситуация с юношей актуальна для наших дней еще и по другой причине. Многие люди имеют большое состояние. И многие люди при большом состоянии не имеют радости.

Если они хотят испытать чувство полноты жизни, то им следует знать, что их финансы можно употребить на исполнение заповедей о любви к Богу и к ближнему. Сейчас существует очень много и государственных и негосударственных благотворительных обществ, центров. Если посмотреть на историю России в дореволюционное время, то можно увидеть, что вся благотворительность в основном была основана на частном капитале. Даже была такая градация по орденам. Люди, получившие такой-то орден такой-то степени жертвовали, например, в Богадельные дома. Люди, получившие орден второй степени – жертвовали в дома инвалидов. И колоссальная деятельность развивалась с помощью частного капитала.

Не надо думать, что «я человек несостоятельный и не могу пожертвовать много денег». Много денег жертвовать и не нужно. Для примера можно посмотреть Синодальный отдел по церковной благотворительности. До кризиса отдел существовал на крупные пожертвования, когда им жертвовали целые миллионы, но после кризиса они поняли, что надо встать как бы на другие рельсы. И сейчас эта огромная благотворительная деятельность существует на сторублевые пожертвования. Тысяча людей присылает по сто рублей и из этого складывается колоссальная сумма, на которую можно осуществить массу добрых дел.

В Синодальном отделе, по Москве работает более десяти тысяч добровольцев. Это люди, которые могут уделить, допустим, на дела благотворительности два раза в неделю по полтора часа. Например, вечером после работы я могу два раза приехать и чем-то помочь. И работники Отдела уже смотрят, что этому человеку предложить, чтобы эти три часа в неделю можно было максимально использовать. Посылают его поухаживать за кем-то или что-то поручают ему делать. И как говорят работники отдела, что все вот эти люди, даже если они очень состоятельны, подобные этому юноши - москвичи, много лет из недели в неделю приезжают помогать больным людям, оказывать какую-то посильную помощь, потому что они через это ощущают какую-то радость жизни. Их жизнь не замыкается на узком круге трехкомнатной квартиры и не состоит из каких-то бытовых интересов.

И здесь можно вспомнить Раскольникова, если кто-то читал «Преступление и наказание». В романе был такой момент, что Раскольников, уже совершив убийство, идет в полусумасшедшем состоянии, вот-вот возможно скоро он покончит жизнь самоубийством, и вот он является свидетелем того, как лошади раздавили этого чиновника Мармеладова. И Раскольников не задумываясь, отдает те деньги, которые были нужны ему самому, одной из дочерей Мармеладова и, спускаясь по лестнице, он вдруг почувствовал какое-то необыкновенное чувство, которое всколыхнуло его грудь, почувствовал могучий прилив новой жизни.

Поэтому тот, кто подобно этому юноше из Евангелия, имеет большое состояние – он также может все равно последовать за Христом: пусть и не отказавшись от всего, но хотя бы малой толикой помочь окружающим.

Фрагмент из проповеди

Тип: Заметки