Заметки

Прокопий (Пащенко), иером. О чувственности и рассудительности

30 июня 2022 г.

Мы вспоминаем подвиг женщин, которые после распятия Христа пришли помазать Его тело миром. Нужно учесть, что шли они, когда ещё не знали, что стражники убежали от гроба. Шли в полной безвестности к пещере, к которой привален тяжелый камень, у которой стоит стража, после того, как их Учитель был распят при попущении начальников народных. Можно сказать, что все были против них, но они шли.

Конечно, такая решимость появилась не в этот же день: она была воспитана и предыдущими годами жизни, когда они следовали за Христом, и, наверно, самой женской природой. Женской природе характерны такие качества как верность и преданность, причем, – в исключительной степени. Один историк так и говорил, что, если смотреть на историю разведки, женщины идут до конца.

Там, где мужчина может испугаться и свернуть, женщина будет идти, если будет уверена, что это правое дело.

В воспоминаниях митрополита Вениамина (Федченкова) можно увидеть некоторые ассоциации. Будучи молодым семинаристом, путешествуя по Валааму, он решил посмотреть на жизнь одного старца, которого считали исполненным высоких духовных дарований. Увидев, как старец идёт по тропинке окруженный паломницами, будущий владыка спрятался за кустами и начал порицать его за то, что вокруг него – какие-то женщины. Вдруг этот старец разворачивается и сквозь кусты говорит спрятавшемуся, не видя его: «И за Христом ходили!». Никто этих слов кроме владыки Вениамина не понял – потому что его никто не видел, но для него они были ответом.

Но помимо качеств преданности и верности, есть еще у женщин такое качество как эмоциональность. Когда мы рассматриваем какой-то вопрос, надо мыслить триадами (мыслить триадами советовал протоиерей Андрей Ткачев) – не брать какое-то одно качество – верность, а сразу, например, – верность, преданность и эмоциональность. В силу эмоциональности женщина может идти до конца несмотря на опасности. Но также она может уйти не туда (и тоже пойти до конца), невзирая на попытки ей что-то объяснить.

Известный преподаватель истории Священного Писания – Миронович Ц.П. говорил о том, что у людей доминируют разные качества. У одного больше развита чувственность – и Бог может открыться ему через чувства. Тогда человек может ощутить Бога как благость, как любовь.Есть люди решительные. Например, мученик Никон перекрестился на поле сражения и испытал прилив такой отваги, что стал разить врагов, как траву. Господь открылся ему через решимость.У кого-то преобладает интеллект. Ученый может увидеть Бога в соразмерности сил природы, в том равновесии, которое мы видим в орбитах планет – какие точные механизмы.

Но когда человеку открылась истина через одну какую-то силу души, нужно подтягивать все остальные силы к этой наивысшей точке, иначе вырастет гипертрофия.Человек, которому Бог открылся через чувства, может стать сентиментальным, и он, например, может писать «Нет войне», когда идут эти события, будет осуждать солдат, которые погибают за нас с вами.

Тот, кому Бог открылся через интеллект, когда сталкивается с какой-то тайной, например, Воскресения Христова – не сможет это понять и отойдёт от истины.

Человек, которому Бог открылся через решимость, может однажды не проявить милосердие и тоже исказить свою духовную жизнь.

Преобладание ощущений заметно в высказывании одной женщины, очень крупного ученого. Однажды она общалась с далеким от Христианства человеком и, по её словам, испытала какие-то «необыкновенные ощущения». Его глаза напомнили ей глаза дельфина. Это было странно слышать от женщины-ученого, которая привыкла приводить аргументы. Странно, потому что, если читать историю основателей сект, можно понять, что «ощущений» у них хватает. Не только их умение вводить в обольщение, но и помогающий им мир падших духов могут способствовать тому, что рядом с ними люди испытывают прилив необыкновенной «любви». Это – «любовь» [лже-любовь], которую мы можем распознать, только если у нас есть благодатное переживание.

Некоторые женщины уходят в секты, становятся преданными соратниками различных гуру, потому что те умеют окружать вниманием, заботой, душевностью, которые так бьют по женскому сердцу. К тому же за ними стоит мир падших духов. Те, кто вырвался из сект, на вопрос, почему они туда попали, говорят: «Если бы вы испытали ту любовь, которая исходит от лидера секты, вы бы тоже туда поехали». Эта любовь, которую они испытывали, соседствует с какими-то дикими поступками: этот лидер ими помыкает, насилует, избивает, мучает… Но всё перевешивает это однажды пережитое ощущение.

Наверное, мужчины должны учиться у женщин эмоциональности, чтобы разбавлять свою суровую природу, а женщины должны учиться у мужчин разумности. Мужчина и женщина представляют собой целого человека, не «один лучше, другой хуже», а вместе – учиться друг у друга.

В воспоминаниях Николая Блохина есть пример такого обольщения в жизни. В советские годы его репрессировали за то, что он подпольно печатал молитвословы. Наказанием был огромный срок, по истечении которого давали новый. Когда он освободился, пройдя через такое, он не боялся никого и ничего. Однажды в его окружении появился некий иеромонах, находившийся в прелести, который утверждал, что ему было откровение.

Такого-то числа, мол, Архангел Михаил сорвёт звезду с Кремлевской башни, царство антихриста и безбожников кончится, начнётся новая эра. Он воодушевил своим рассказом всех женщин, которые были в округе, и сообщил, что ему было тайное указание Божией Матери ехать в Москву и рассказать об этом всем владыкам мира. Жена Николая Блохина, тоже женщина не робкого десятка, сказала забрать этого батюшку и без него не возвращаться. Попав на аудиенцию к крупным генералам, он рассказал о своём «откровении». С ним могли сделать что угодно, но он говорил, что ему всё равно – это царство скоро падёт. Николай Блохин удивлялся, почему же их отпустили.

Когда же приблизился назначенный день, они вышли на трассу рано утром ловить попутку. Откуда ни возьмись показался грузовичок и довёз их до Красной площади. Николай тогда ещё не понял, что они были под колпаком. Площадь была оцеплена – маршировал какой-то полк, но когда они подъехали, ограждения были сняты, и их впустили. Время приблизилось, никакой Архангел Михаил не сошёл, звезды не сорвал. А батюшка под рясу уже завернул флаг Российской Империи, чтобы его водрузить. На него было больно смотреть: это больно, когда вразумляет сам Господь. Они вернулись… А ведь строили уже великие планы о назначении на высокие посты приближенных батюшки.Николай заканчивает свою повесть наставлением. «Женщины, не предавайтесь экзальтации, не слушайте заезжих монахов и старушек, которые рассказывают о чудесах. Слушайтесь конкретного батюшку на приходе». Часто бывают трагедии из-за эмоциональных глаз, каких-то речей, притока ощущений, чувств – женщина идёт не-пойми-за-кем. Бывает, бросает свою семью…

И на приходе бывают трагичные истории. Один миссионер занимался реабилитацией людей, которым уже никто помочь не может. В его общине был тяжелый алкоголик и ещё одна женщина, страдавшая от того же недуга. В общине они как-то оперились, бросили пить, жизнь вошла в хорошее русло. Они поженились, стали как муж с женой ходить на встречи. Но потом она увлеклась психологией. Не вся психология – это плохо. Но современные методики, гласящие, что надо познать себя, надо развиваться, расти, самореализовываться… Эта семья стала роптать на этого миссионера, что он не даёт им развиваться, тормозит. Он говорил им: «Прошу вас, потише, будьте осторожны». Но в итоге произошла трагедия. Они взбаламутили всю общину, ушли. Но как только они потеряли связь со своим духовником, тут же рассорились и развелись.

Из проповеди, сказанной в Неделю 3-ю по Пасхе, Святых жен-мироносиц, В день памяти Апостола и Евангелиста Марка, 08.05.2022 г.

Тип: Заметки