Заметки

Прокопий (Пащенко), иером. Родители, дети и социальная судьба

11 июля 2022 г.

«Некоторые люди, которые хотят прийти в Церковь, претыкаются на первой странице Евангелия – на родословии Иисуса Христа. “Там одни имена”, – говорят они и дальше одной страницы не продвигаются. Может быть, некоторые из нас не могут продвинуться дальше, потому что у нас нет традиции памяти предков, хотя мы много о них говорим. Не зря русских людей называют Иванами-родства-не-помнящими. В наше время непамятование родства можно помножить надвое. Многие из нас может, даже не знают, как зовут прабабушку и прадедушку.Апостол Матфей в этом послании, написанном для христиан, пришедших ко Христу из иудеев, на понятном им языке, используя их метафоры и образ речи, показывает, что Иисус Христос действительно Мессия. Апостол в это родословие делает интересные вставки – как бы мимоходом упоминает некоторых женщин. Но у одной из них, с точки зрения иудейского закона, был тяжкий грех – она вступила в связь с отцом. По идее, она должна была подлежать жестокой казни, но сделала она это не для кровосмешения, а чтобы принять участие в Царстве Мессии. В то время считалось, что если женщина умрет бесплодной – она не примет участие в Царстве Мессии; это было для нее самым тяжким страданием. Были в этом родословии две чужестранки. По иудейскому закону ни они, ни их потомство до десятого колена не могли принять участие в жизни иудейского народа, но тем не менее они не только приняли участие, но и стали праматерями Мессии. Также апостол Матфей упоминает жену Урии – несмотря на тяжкий грех, эта женщина и царь Давид через веру в грядущего Мессию были очищены.

То есть люди смогли преодолеть то, что в современном языке можно было бы назвать социальной судьбой. В этой цепочке праведников мы видим принцип, когда любовь, вера и добродетель включают человека в конструктивную цепь, помогают преодолеть социальную судьбу. Каждое новое поколение усиливает достижения предыдущего. Эта цепочка праведников улучшает, так сказать, генетический материал, доходит до пика, на котором рождаются родители Христа.Другую родословную цепочку мы видим у римских кесарей и прочих знатных семейств, когда последующее поколение уничтожает предыдущее. Такое родословие напоминает родословие крыс и других животных, которые убивают дело своих родителей.Наверное, недалеки те времена, когда исполнится сказанное Спасителем: «Восстанут дети на родителей и убьют их».

Если почитать определенную психологическую литературу, складывается ощущение, что никакой другой причины психологической травмы, кроме как поведение мамы, просто не предусматривается. Всё, что в жизни человека случается – суицидальные мысли, депрессия, – так или иначе объясняется либо родительскими предписаниями, либо травмами, нанесенными родителями в детстве.

Встречаются взрослые люди, которые говорят о своей самостоятельности, независимости, которые достаточно гордо могут сказать: «Нам не нужна Церковь, потому что она дает нам какие-то предписания». И приходя на консультацию к незнакомому человеку, они начинают принимать от него рекомендации мысленно своих родителей избивать – вернуть им то зло, которое якобы родители им нанесли. И эти люди начинают слепо этим рекомендациям следовать, начинают жить очень одиноко, ожесточенно, озлобленно.

Может, человек сломал один из своих ведущих инстинктов – связь с родителями. Но что тогда его удержит от развода, от конфликта с детьми, с коллегами? Эти люди не понимают, что таким образом, отчаянно надеясь решить свои психологические проблемы, прерывая контакты с родителями (потому что им кто-то сказал, что как только он прервет контакты с родителями - в его жизни сразу станет все хорошо), они дают модель поведения своим детям. Дети, глядя на то, как мама и папа общаются с бабушками и дедушками, принимая это к сведению, точно так же будут общаться со своими родителями. Будут пожирать своих родителей точно так же, как их родители пожирали своих…К сожалению, это много распространяется отчасти потому, что люди верят в социальную судьбу. Кто-то сказал, если ты родился в такой-то семье, с такими-то родителями, то ты до конца жизни травмирован, ни к чему хорошему прийти не сможешь. Это тяготеет над людьми.Родословие Спасителя показывает, что эта социальная судьба преодолевалась, когда люди с любовью, с добродетелью, с верой в Грядущего Мессию начинали свою жизнь реализовывать.

Фрагмент проповеди, произнесенной в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым. В день памяти прав. Иоанна Кронштадтского, чудотворца.

Тип: Заметки